Картина Гибель Помпеи Википедия
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Там же производилась очистка грязной одежды. Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».
Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». А в марте 1944-го произошло последнее на сегодняшний день извержение. А через сто с лишним лет восстановление этого же водовода и привёло к открытию Помпей.
Реставрация заключалась в том, что Венере и Марсу были добавлены недостающие «конечности», что вызвало многочисленные протесты историков и реставраторов. Из них приблизительно половина мужчины, плюс приезжие. На арене Помпеи (Рим), которая в длину достигала 135-ти метров, а в ширину 105-ти метров, устраивались гладиаторские сражения. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона— торжественно прошествовал по городу.
Описание картины «Последний день Помпеи»
и 80х80 см. Храм сильно пострадал во время землетрясения 62года. Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. Но кому именно они молятся. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.
Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле. приблизилось к устью. Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева).
Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года. При этом в 525 дон. э. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.
гибель помпеи картина википедия
Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее.
Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения.
Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Во время гибели Помпей некоторые крыши домов проваливались под тяжестью вулканических осадков. Кажется, что кроме гибели они больше ничего уже не ждут, глядя на страшенные небеса.
Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. В Помпеях лупанарий был двухэтажным, каменным здания. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии.
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. 24 августа 79 года он погиб из-за страшного извержения вулкана Везувий. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности.
Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. У него совсем не такая толпа, как на улице.
Помпеи: история гибели города и интересные факты
Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи.
Пол выложен ромбовидными каменными плитами, создающими эффект объёмных кубов. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Подобное и стало причиной зарождения восстания. Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа.
Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий.
Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Судьбе людей, живших в городе, не позавидуешь.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». А то, что нельзя было продать, разрушали. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей.
Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Этими мыслями он поделился с Демидовым.
Наброски картины «Гибель Помпеи»
Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Из 20 тысяч жителей города во время извержения погибло около 2 тысяч. В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены.
Раскалённые газы и вулканический пепел с тройной силой рвались наружу. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.
На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106.
Со дня своего образования Помпеи активно развивались. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Мне неизвестно, был ли водовод в этом месте изначально открытого типа или же его «раскрыли», перестаравшиеся в свое время, археологи.
Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Труба была весёленькая, похожая фактурой и цветом на глиняную черепицу и абсолютно новенькая. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.
«Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Описание картины Последний день Помпеи
В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. На картине вам не удастся найти главного героя. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Интересен фригидарий, напоминающий баптистерий эпохи Возрождения. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.
По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Однако в целом ситуация с культурным наследием Италии остается не простой.
Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. 3175)156. Какова дальнейшая история Помпеев (кратко). Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.
Они задыхались, умирая в страшной агонии. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.
Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. стали союзниками Рима. Они заглушают его своею красотою»175. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).
Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus— танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека). Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Сегодня эти места, которые некогда были обитаемы и полны жизнью, пронизаны тишиной, в которой слышно, как ящерица ползет по стенам развалин. Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль. Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии дон. э.
Как же все это сохранилось. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. По официальной версии, Помпеи, как и Геркуланум, были открыты миру практически случайно в 1748 году при восстановлении водоснабжения порохового завода, мельницы которого приводились в движение водой, поступающей по каналу из реки Сарно. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Во время извержения город Помпеи был засыпан толстым слоем пепла толщиной в 5-6 метров.
Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Я твоя свободная воля. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 при Мюрате. Так в древнем Риме назывались публичные дома для элиты и знати. Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. 15734, также из собрания Остроухова)156157.
Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.
Однако на местных жителях это никак не отразилось. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Неизвестно, были ли эти части города изъяты у их владельцев для этой цели.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы.
Критики дружно бранили Брюллова. На каждом этаже постройки располагалось минимум по пять комнат. Причём не высотой метров 10-15, чтобы достигать поверхности над помпейским могильником, а в человеческий рост и даже ниже (что особенно хорошо видно на картинах времён раскопок). Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной Последний день Помпеи. В Древнем Риме, а да этого в Греции, такие бани пользовались огромнейшей популярностью.
3176). В III веке дон. э. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города
- Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
- «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
- Помпеи – город погребенный заживо
- Последний день Помпеи: хроника событий
- Гибель Помпеи: альтернативное мнение
Вплоть до мельчайших деталей композиции. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Однако самой известной из них является гибель Помпеев.
Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.
По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. Такое понимание мира стояло вне традиций русской культуры, противоречило ее здоровым народным основам. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Он посещает раскопки. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.
В южной части— туалеты, очищаемые водой бассейна. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. В городе до наступления последнего дня Помпеи проживало около двадцати тысяч человек. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Последний горячо поддержал идею художника и стал заказчиком этой работы.
- Последний день Помпеи – математика и искусство
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Где находится «Последний день Помпеи»
- Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
- Картина «Последний день Помпеи» Брюллова
Вместо подобных конструкций мы видим обыкновенные городские колодцы. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.
Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). Оно привело к гибели трёх городов— Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. 24 августа 79 года н. э.
- Как добраться из Неаполя самостоятельно
- Словари и энциклопедии на Академике
- «Древнеримскую Рублёвку» основал Геркулес
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Коллекция Государственного Русского музея
Новое поселение— Помпеи— было основано осками в VI веке дон. э. Построены дуумвиром Луцием Цезием в I веке дон. э.
Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке дон. э. Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827-1828 годам. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века дон. э.
Группа Плиния с матерью была одной из самых ранних, появившихся в рабочих альбомах художника. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. В зале слева от перистиля— юный Геракл, душащий змей. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
был построен дорический храм в честь греческих богов. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.
Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Художник и молодая женщина с кувшином на голове относятся к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1м на западе до 3 на востоке. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
Отчасти решению проблемы способствовало наличие почти в каждом доме имплювия— бассейна для сбора дождевой воды, однако положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м/день. Оказалось это часть городской стены, но находке не придали значения. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения.
- Засекреченная трагедия СССР: в 1981 году погибло больше советских военачальников, чем во время войны
Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Это огромные богатства. Как сэкономить время и деньги в Помпеях. Главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума.
Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Римский сенат рассматривал такие города с потребительской точки зрения. При столкновении с воздухом все это рассыпалось, но на основе этих пустот позднее удалось полностью восстановить вид погибшего древнего города.
Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.
Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42м над уровнем моря). Архитектура домов и терм, фрески и статуи – все свидетельствует о любви жителей Помпеи к искусству. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Помпеи окончательно и бесповоротно утратили даже свою формальную свободу. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.
Доминирующий цвет на картине – красный. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Карл не без труда добыл место в карете, где, кроме него, теснилось еще пять пассажиров и мог считать себя счастливцем. Провёл он его через город от реки Сарно в Торре-Аннунциату. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Однако впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века.
Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Картина последнего дня Помпей вновь воплотилась в жизнь.
Только к осени 1833 года работа была завершена75. В историю русского искусства образ города навсегда вошел благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя.
Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6м и сверху перекрыт куполом. Сквозь отверстие на меня смотрела часть замурованной в стене трубы, вероятно, водопровода. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.
Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Такое совпадение может объясняться лишь двумя причинами: либо Леонардо да Винчи изобрёл и подарил Рафаэлю машину времени, либо владелец виллы в средневековых Помпеях увидел «Трёх граций» Рафаэля и сказал молдаванам, делавшим у него ремонт: «Такую же хочу».
За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей. Строители Помпеи всегда делали небольшой уклон, чтобы вода бежала по нему. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.
На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Стены Помпей имеют длину 3220м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.
«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Этот большой лоток на опорах мог обеспечить свежей и чистой водой несколько тысяч человек. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Однако этот союз между Римом и Помпеями являлся чистой формальностью.
В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Для одних его картина опоздала на двадцать лет, другие находили в ней чрезмерную смелость воображения, разрушающую единство стиля. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24.
Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. От своего брата Александра он уже не раз слышал о Помпее. Каждому человеку при рождении даруется свобода.
Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85.
В Помпеи живительная влага попадала из чистейших горных источников. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент. И знаете почему их не разрушили последующие археологические работы.
Но рядом был и Везувий. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Но откуда жителям древнего Рима могли об этом знать. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110.
Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Их будто вчера покинули хозяева. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает».
Он не был удовлетворен эскизом именно потому, что в нем так настойчиво звучали ноты безысходного пессимизма, слепой покорности судьбе и неверия в силы человека. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей.
Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику124. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Водоснабжение Помпей осуществлялось при помощи акведука. Весь город стекался дивиться ей»9.
Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Кроме Помпей, погиб при извержении еще один город – Геркуланум, который находился ближе к подножию вулкана. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.
Лайнер хорошо проявил себя в работе и, казалось бы, ничего не могло предвещать беды. Накануне извержения вулкана Везувий древний город уже пострадал от сильного землетрясения. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. господство в регионе вновь завоевали греки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.
Изготовлены жернова из вулканических пород. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.
Группа новобрачных, расположенная у правого края полотна, представляет собой одну из наиболее печальных сцен в картине. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. То есть, подобно нынешним исследователям терракотовой армии, частично ещё стоящей в толще земли (как говорят), Фонтана должен был иметь высокоточную аппаратуру и, следуя за данными средневековых радаров прокладывать трубу (порядка метра в диаметре) ровнёхонько под булыжными мостовыми, чтобы не дай бог не попортить улиц и домов, которые раскопают ещё только после его смерти. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками.
Вулкан Помпеи обрек город на верную гибель. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Вход с улицы Форума вёл в палестру мужского отделения. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Его высота около 1280-ти метров.
Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».
Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Но даже в тех случаях, когда сюжетом картины являлось не легендарное сказание, а реальное историческое событие, художники Академии были, в сущности, очень далеки от исторической достоверности в понимании и трактовке изображаемого.
Но не забывай о свободе своего разума. Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма вновь появился дневной свет и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город – Помпеи.
Именно так и умирали горожане. Его там просто нет. Однако подобные связи были не более чем формальностью.
Почему. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Там же большое количество фресок иллюстрирующих эпизоды мифов изображения богов. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие.
Вулкан безумствовал на протяжении приблизительно трех недель, вплоть до 28 апреля. Анны 3-й степени. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие.
Лишь в шестьдесят третьем году он пробудился. Они навек остались лежать в тех же позах, в каких их настигла смерть. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.
Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Благодаря этому одеялу и сохранялись останки города полторы тысячи лет. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».
2) у перекрестка улиц Via di Castrico и Vicolo di Octavius Quartio. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Холм так и назывался – "Городище". При этом классицистический пласт картины часто трактуется как пережиток, неизбежная дань художника рутинному прошлому.
«Обрушение «домуса», где происходили тренировки гладиаторов и хранилось оружие, последовало в результате протечек из-за сильных дождей, – заявила на встрече с журналистами консультант ассоциации «Наша Италия» Мария Пия Гуэрманди. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. По сторонам она была украшена колоннадой, а в глубине в трёх нишах располагались статуя Юпитера времён Суллы (80-е годы дон. э. ), от которой сохранилась лишь голова, а также статуи Юноны и Минервы.
Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Он сделался самым известным человеком в Италии. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Картина принесла Брюллову мировую известность. Древний город Помпеи, погибший в результате извержения Везувия в 79 году н. э.
Из-под толстого слоя пепла освободились две главные улицы, форум – центр политической жизни города, а так же лавки, таверны и термы. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. лет. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151.
Большинство из военных были служащими Тихоокеанского флота. 1827. Почти одновременно с амфитеатром Помпеи поострили Малый театр на полторы тысяч зрителей.
Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Это не удивительно: поездка в Помпеи – настоящее путешествие во времени. За четыре дня город засыпало почти семи метровым слоем камней и пепла. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117.
Виноват в ней Везувий. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. Забавно. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.
Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.
Якобы пока не наступил последний день Помпеи, в городе был всего один лупанарий, тот, что обнаружили исследователи. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Из акведука она понемногу стекала в обширный резервуар.
Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Как происходила гибель Помпеев.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus), надевавшийся на него сверху. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Помпеи навсегда утратили свою независимость. Отзывы критиков ошеломляли. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Поэты посвящали ему стихи.
Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Многие ошибочно считали крыши домов самой надёжной защитой. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Вероятно, что до гибели Помпей, в поселении появились и мародеры. (возможно на месте этрусского храма) на подиуме высотой 3м, длиной 37м и шириной 17м.
Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии – создавались даже специальные машины имитирующие извержение. Археологами был найден даже лупанарий.
Экипаж самолета стандартно состоял из шести человек. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. И был успех. Россия торжествовала.
Труба водопровода видна и поныне, а рядом с ней – несколько колодцев. Построены по всему своему периметру уже в VI—V веке дон. э.
Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Однако, было одно важное но. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.
Но остерегайся своего самомнения. Но что насчет простого люда. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.
Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Существовало текстильное производство. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Также, согласно академическим канонам использовалось строгое чередование планов: фигурам на переднем плане имеющим скульптурно-выпуклые формы, противопоставлялась силуэтность фигур изображённых на втором плане.
Иначе однажды Помпеи действительно могут погибнуть навсегда. Предназначались в основном для гостей города, а не его жителей. Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.
Те люди, что бросив все, покинули город, в конце концов, остались в живых. Этот состав высох и затвердел. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Князь Анатолий Демидов, в собственности которого находилась эта копия, в 1834 году подарил её некоему Бовели. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Так произошла гибель Помпеи. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. В подвалах находилась сокровищница. Бесценный мрамор изделия золота, серебра и бронзы забирали на продажу.
Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Местным жителям, пережившим первую гибель Помпеи нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука, а также пополнять свои запасы воды. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Извержение злосчастного вулкана началось среди белого дня и продолжалось целые сутки. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.
Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. На стенах сохранились фрески, например «Атланты» тепидария.
Правда, там сказано, что в 1592 году он «наткнулся на помпейские развалины, но на них не было обращено никакого внимания». Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29. Закрыт на реставрацию на длительное время дворец императора Нерона «Domus Aurea», где произошли уже серьезные обвалы.
Следующее же крупное извержение началось 4 апреля 1906-го года. Перед этим в некоторых других домах Помпеи произошли незначительные обвалы и еще два древних «домуса» находятся в состоянии риска». В недрах Везувия стремительно нарастало давление. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.
Так как труба залегает точно под помпейскими дорожками и фундаментами домов. И картины и мастера. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.
Лишь через 200 лет в 1748 году ученные заинтересовались римскими развалинами. мкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.
Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.
При этом в атмосферу выбрасывался газ и лилась лава. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Брюллов писал ее с восторгом, упоенно, забывая себя, сразу же по ее окончании получил такое широкое признание, какое только вообще когда-нибудь выпадало на долю художника при жизни.
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. М-7267. Г-176)160. Второй вариант почему-то представляется мне более правдоподобным.
Рассмотрим теперь некоторые участки более детально. И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». На ту же пиццу хотя бы, если вы хотите узнать, что такое настоящая итальянская пицца. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.
1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Так как полтора километра водопровода пролегают через Помпеи и сегодня. В поисках кладов они вели варварские раскопки. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых.
Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Если имя Рафаэля для вас не пустой звук, вы наверняка знаете его знаменитую картину «Три грации», написанную в 1504 году. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. Особенно оживленно велось строительство в последние несколько веков до трагедии. Они грабили брошенные усадьбы, виллы и лавки торговцев.
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Был разработан план экскурсионных маршрутов. Позже картина «Последний день Помпеи» удостоилась оглушительного успеха в Италии и, прежде чем прибыть в Россию, была выставлена в парижском Лувре, получив золотую медаль Салона.
Полотно, которое писатель увидел на выставке в Милане, стало одним из источников его творческого импульса, а христианские мотивы в романе, возможно, были связаны с образом священника изображённого Брюлловым98. Но первые известные оконные стёкла стали делать только в 1330 году, а первое подобное геркуланумскому стандартное оконное стекло произвели методом современного вальцевания только в 1688 году. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».
Картина Гибель Помпеи» пронизана ужасом и страхом, который проник буквально в каждое живое существо изображенное художником, надеясь спасти свои жизни несчастные горожане, кое-как одетые и объятые ужасом бегут неведомо куда. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий.
В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.
Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т.
На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.
Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России. Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Один в один «Три грации». Украшения, сундуки набитые золотом.
Извержение Везувия. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Я человек – Эб. Кроме этого, один графический эскиз исполненный сепией, хранится в собрании Государственного Русского музея158 и ещё один эскиз находится в коллекции Муромского историко-художественного музея159 (бумага, карандаш, 65, 5 89см инв. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.
Начиная с этого момента, Везувий периодически пробуждался с интервалом в 15-30 лет. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки.
Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Исследователи увидели дома, настенные росписи, мебель и даже застывшие тела людей. Оно способно погубить все твои старания. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 дон. э.
Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. В контракте говорилось, что художник должен был закончить заказ к концу 1830 года.
Если бы даже не было ни одного из вышеперечисленных пунктов, «древность» Помпеев перечёркивает (в прямом и переносном смысле) водопровод, проведённый знаменитым архитектором Доменико Фонтана (который, кстати, устанавливал обелиск на площади перед собором Петра в Ватикане, да и сам собор достраивал именно он). Поэты посвящали ему стихи. Конечно, такая работа требовала много времени.
По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие). Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли. Так произошло и с Помпеями, не желавшими оставаться в тени.
На днях в сицилийском городке Джела рухнул портал церкви XV века. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. вулкан пробудился. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».
Вспышки молний освещают лишь передний план. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Построен в 150году дон. э. Казалось, что город скрылся с лица земли.
В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.
Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.
В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.
Например, разрушения Содома или египетские казни. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне.
Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. эта насыпь укреплена камнем. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу.
Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В 20-е годы V века дон. э. В этот пепел попала вода и масса, которая образовалась, стала похожей на глину.
Сюжет картины рассказывает о трагическом событии, которое настигло древнеримский город Помпеи в результате извержения вулкана Везувий. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками. Недавно произошло несколько незначительных обвалов в римском Колизее.
Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины. Температура вулканических пород достигала трехсот градусов по Цельсию, воздух нагревался столь же стремительно, что и лава, подбиравшаяся к Помпеям, обреченным на гибель. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Ж-5081)161162.
Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. На такую массу людей приходилось всего сорок жриц любви.
Именно они и несли с собой ужас и смерть. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Уже к 4 часам дня на улице стало темно, словно ночью.
11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Кстати бытует и абсолютно другое мнение. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». Обмеры терм были закончены в 1826 году37. К ним также были проведены трубы от резервуара.
После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Ранняя история города слабо известна. В свою очередь на улице было просто невозможно находиться. Самые маленькие, однако, самые изящные термы Помпей.
Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Помпеи ведут свое начало с VI века до н. э.