Картина Гойи Атропа
Работа также имеет сходство с картинами «Атропа» и «» в использовании эллиптического визуального приёма искажения зрительной перспективы.
«Черная живопись» изДома глухого
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). «Двое стариков, поедающих суп», кажутся не менее страшными: это два скелета, обтянутые кожей и прикрытые тряпьем. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. В честь Гойи назван кратер на Меркурии. И тогда Гойя предложил дописать его.
Кружка Атропа (картина Гойи) 2277215
Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Гойя – художник с непростой судьбой и самобытным талантом – изучается и постигается многими до си пор, ему посвящаются художественные книги и фильмы, научные исследования, однако необыкновенное, «магическое» мировосприятие Гойи, отражённое в его творчестве, всё ещё остаётся неразгаданной загадкой. Гойя остался совсем один. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Эти события не могли не отразится в творчестве Гойи, внимательного и чуткого, беспокоящегося о переменах в жизни своей страны, замечающего людские пороки и слабости и изобличающего их, как он делал это в серии «Капричос». И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
«Мрачные картины» Гойи раскрывают секреты спустя 200 лет
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Никто не рождается гением. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. 1797) и «Маха одетая» (ок.
Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Серия завершается образами беспредельного пессимизма. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Руки этой мужской фигуры связаны за спиной, что возможно символизирует его беспомощность в решении собственной судьбы, которой заняты богини. Неизвестно, что именно побудило Гойю расписывать стены своего дома именно этими сюжетами. Гойе удаётся выздороветь и он возвращается в Мадрид, где продолжает работать. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). К последним годам 18 века Гойя заканчивает удивительную серию офортов, объединённых названием «Капричос», которое на русский можно перевести как «фантазии», «причуды». Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей.
Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
«Читающие мужчины» – казалось бы, ничего особенного, если бы не выражение тупости на лицах. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Только что спрыгнувшая с ложа Олоферна (чуть видного справа), не прибрав еще своей растрепанной, смятой любовными ласками одежды, героиня взметнула меч над головой заснувшего ассирийского военачальника и сейчас отрубит ее (здесь возникает первое зрительно-смысловое соответствие ее и Сатурна- тот начал пожирать свою жертву с головы).
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора».
Известные картины Франсиско Гойи
У Гойи начинается депрессия. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Одни из самых известных его работ этого периода – портрет графа Флоридобланка (1783), портрет маркизы де Понтес (1786). Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Он начинает ухаживать за ней. Художник впервые творил не ради денег, а для себя и никому не показывал свои полотна — миру они стали известны только после смерти мастера. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
Женщина одета в белое и укрыта в красно-розовую накидку. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Но известно то, что картины создавались в не самый лучший период жизни художника. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Сюжет картины «Атропос» – интерпретация образов древнегреческих богинь судьбы – Мойр или судьбы как таковой у Гомера, Гесиода, Вергилия и других античных авторов.
"Черные картины" Франциско Гойи
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Семья, таким образом имела средний достаток, но сыновья получили не очень качественное школьное образование. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
«Донья Леокадия Соррилья» – дама на полотне отчасти напоминает покойную герцогиню Альба. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. В 1792 году Гойя отправляется в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса (тогда же Гойя пишет его портрет), где тяжело заболевает. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
В 1793 году Гойю разбил паралич.
В них он нанес удар академической школе. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки. Художник борется с болезнью, однако глухота всё больше и больше овладевает им. Паломничество к св. Но в 1792-93 гг.
Это заняло несколько лет. В тот период Гойя перенёс тяжёлую болезнь и страдал глухотой, которая мешал полноценно жить художнику – и вот таким образом его дом получил название «Кинто дель Сордо», что переводится с испанского как «Дом Глухого». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Затем Гойя совершает путешествие по Италии, по возвращению из которого получает свой первый серьёзный крупный заказ – капитул церкви Нуэстра-Сеньора-Дель-Пилар в 1771 году поручает ему роспись купола одной из капелл базилики. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
«Поединок на дубинах» – возможно изображение поединка библейских Каина и Авеля. Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. «Паломничество к Сан-Исидро» перекликается с более ранней работой Гойи, написанной в 1788 году – «Народное гулянье в день святого Исидора». По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792 – 1793 годах.
Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Эти «дочери ночи», возглавляемые Атропой, безжалостной богиней смерти, держащей ножницы, чтобы перерезать нити жизни другие две: Клото со своей прялкой (которую Гойя изобразил в виде куклы или новорождённого ребёнка, являющаяся скорее всего аллегорией жизни) и Лахесис, смотрящая через некий объектив или зеркало времени, тем самым отмеряя длину волокна или нити жизни. Эти «дочери ночи», возглавляемые Атропой, безжалостной богиней смерти, держащей ножницы, чтобы перерезать нити жизни другие две: Клото со своей прялкой (которую Гойя изобразил в виде куклы или новорождённого ребёнка, являющаяся скорее всего аллегорией жизни) и Лахесис, смотрящая через некий объектив или зеркало времени, тем самым отмеряя длину волокна или нити жизни. Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. «Юдифь и Олоферн» – никакого благородства в лице библейской героини Юдифи, только жажда крови ради крови.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. 1802, Прадо). Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Художник широко использует контрасты света и тени. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – «Маха обнажённая» (ок. Едва ли не самая известная и самая страшная картина «чёрной» серии – «Сатурн, пожирающий своих детей». «Смеющиеся женщины» – все та же пугающая, непроходимая тупость. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Напишите отзыв о статье Атропа (картина Гойи)
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Целый ряд листов посвящен современным нравам. Но в картине очень много воздуха и света. Было нестабильным его физическое состояние, было нестабильным и состояние жизни Испании вообще. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Оба героя напуганы: она в страхе укрывает нижнюю часть лица накидкой, его же лицо глубоко встревоженно4. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Сюжет картины— интерпретация образов древнегреческих богинь судьбы— Мойр или судьбы как таковой у Гомера, Гесиода, Вергилия и других античных авторов. Итак, остановимся на определённом моменте биографии Гойи – 1819 год. Паломничество к св. Одна из самых загадочных сторон этого мира – «Мрачные картины» (иногда название серии дословно переводится как «Чёрные картины»), которые были написаны Гойей в 1820-1823 годах.
Отрывок, характеризующий Атропа (картина Гойи)
Ему удаётся добиться разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью жить во Франции. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Однако, когда в 1826 году он совершает поездку в Мадрид, его «как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». В последующие три года Гойя расписывает стены своего дома в технике «а секко» по вторично увлажнённой штукатурке. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Художник приобретает двухэтажную усадьбу на берегу реки Мансанарес в окрестностях Мадрида.
Это его серия офортов «Капричос». Великий козел» – изображение сатанинской черной мессы накануне Пасхи и Рождества. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Ему было уже больше 70-ти лет, он ушел с должности придворного живописца, уже не ходил на заседания испанской академии искусств, в которой был председателем, жил в полном уединении. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). К личным бедствиям добавились еще и другие факторы.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В центре он поставил королеву с детьми. Недаром античный титан выглядит у Гойи обезумевшим маньяком-людоедом.
Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. «Сатурн, пожирающий своих детей» – действительно жуткое произведение, при взгляде на которое у человека пробуждается есть не страх, то в любом случае неприязнь и тревожность. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Франсиско стал младшим сыном в семье мастера-позолотчика, довольно известного и почитаемого и дочери обедневшего идальго. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Вскоре он сближается с семейством герцогов Альба, в 1795 году Гойя пишет портреты герцога и герцогини (герцогиня на долгое время становится его музой, позже он напишет ещё несколько её портретов). «Собака» – жуткое одиночество маленького существа в страшном, лишенном тепла и покоя мире. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
- «Черные полотна» – 1821-1823 Картины Гойи
- История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828)
- Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
- Портрет актрисы Антонии Сарате, Франсиско де Гойя
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. У Гойи не было любимого жанра. Каждый безумствует по-своему. Красным тревожным цветом на полотне выделяется кровь.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
- «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
«Два старика» («Старик и монах»)– контраст между достойной и безобразной старостью. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Здесь Гойя использует миф об отце Юпитера (Зевса) Сатурне (Кроносе) как аллегорию событий, происходивших в мире.
«Собака» написана в более светлых тонах, нежели другие «Мрачные полотна», однако всё равно несёт в себе грусть и безысходность – на картине изображена голова собаки, которая тонет или в волнах моря или в грудах песка – точный сюжет картины необъясним, она, возможно, вообще не была окончена, можно только строить догадки. Кто был той моделью доподлинно неизвестно, однако в то время сильны были служи о том, что моделью была сама герцогиня Альба, в будуаре которой и хранились картины до самой её смерти. Он навсегда остался практически глухим. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Поиск значения / толкования слов
- Словари и энциклопедии на Академике
- Депрессия по Гойя – чёрная живопись
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820 – 1823, росписи находятся сейчас в Прадо). Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
В стране шла гражданская война, которая закончилась восстановлением совершенной монархии. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Обе работы изображают один из любимейших праздников жителей Мадрида. Среди этих картин был автопортрет Байеу. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Три года этой войны как раз приходятся на период написания «Мрачных полотен». Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Гойя был напуган.
Доподлинно известно, что «Мрачные картины» были написаны поверху более ранних изображений, которыми Гойя воспользовался как основой. На протяжении полувека росписи «Дома Глухого» были неизвестны общественности, за исключением нескольких друзей художника и специалистов. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Он терпит неудачу, но всё-таки остаётся в Мадриде, знакомясь с работами придворных художников и развивая своё мастерство.
Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Женщина смотрит в противоположную сторону. «Паломничество к источнику Сан-Исидоро» – какая жуткая противоположность давней картине «Луг у Сан-Исидоро». В картине «Юдифь и Олоферн» царит энергия земного деяния, схваченного в его мгновенности.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. По сухой неровной земле бредет толпа людей, тесно прижавшихся друг к другу. «Фантастические видения» («Асмодей»)– полет демона над горами. «Атропос» («Судьба»)– полет трех древнеэллинских богинь судьбы Мойр, собирающихся прервать чью-то жизнь.
В итоге Гойя умирает в своей квартире в Бордо 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. Художник больше не работал кистями. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Гойя продолжает создавать портреты представителей испанской аристократии и буржуазии, например портрет Исобель Порсель (1804-1805), портрет Феликса де Азара (1805), портрет маркизы Санта-Круз (1805) и др. Он писал пейзажи и натюрморты.
Проанализируем некоторые из работ. «Шабаш ведьм. На переднем плане группа из французских солдат, похожих на аналогичных персонажей другой картины Гойи 1814 года «Третье мая 1808 года в Мадриде», которые прицеливаются в людей, бредущих у подножия горы. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Вот таким образом данное самим Гойей странное название поместью – «Дом Глухого» – «Кинто дель Сордо» – совсем не случайно. В «Капричос» появляются мотивы, которые затем усиливаются в творчестве Гойи, в особенности в его «Мрачных картинах» – мистика, фантасмагория, карикатурные изображения людей и изображения демонических существ. Примерно в этот же период Гойей создаются две знаменитые картины – «Маха обнажённая» и «Маха одетая» изображающие испанскую горожанку в похожей для обоих картин позе – разница между картинами лишь во времени написания и в том, что на первой модель полностью обнажена, на второй – одета.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Франсиско Байеу был шурином Гойи. После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Эти люди двигаются вместе с лошадьми и повозками, являясь предположительно беженцами4, спасающимися от последствий войны с наполеоновской Францией, жертв которой Гойя изобразил ранее в серии «Бедствия войны».
У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. В течение трёхлетнего обучения молодой Гойя в основном копировал гравюры и слепки но, как он позже сам признаётся в этом, не получал полноценного удовольствия и результата от такого процесса – ему хотелось творить по-настоящему, создавать что-то своё. «Фестиваль в Сан-Исидоро» – радость изображенных здесь уродцев, кажется, оскверняет землю.
В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир».
Во Франции того времени кипела революция. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Две фигуры, одна мужская и одна женская, парят над широким ландшафтом. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. И, если в 1788 эту сцену художник представил как красочный и жизнерадостный национальный праздник, полный беззаботного веселья, то в позднем варианте из «Дома Глухого» господствуют тона черного и царит тревожное ощущение надвигающейся неотвратимой беды.
В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771 – 1772). Эти «дочери ночи», 1 возглавляемые Атропой, безжалостной богиней смерти, держащей ножницы, чтобы перерезать нити жизни другие две: Клото со своей прялкой (которую Гойя изобразил в виде куклы или новорождённого ребёнка, являющаяся скорее всего аллегорией жизни) и Лахесис, смотрящая через некий объектив или зеркало времени, тем самым отмеряя длину волокна или нити жизни. 17 сентября 1823 года Гойя нотариально заверил дарственную на Дом глухого для своего внука Марио, таким образом обезопасив себя от конфискации, а затем, когда король объявил политическую амнистию, подал прошение о поездке на лечение во Францию, на пломбьерские воды. Позже Гойя получает и другие заказы на эскизы шпалер для королевской семьи.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В этот же период он снова серьёзно заболевает. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799) – сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Контраст этих «Мрачных полотен» с его придворной живописью разительный – один и тот же человек создавал реалистические портреты, выполненные в светлых тонах, красочные, парадные, писал замечательные пейзажи и картины на исторические темы и в то же время создавал работы, погружающие зрителя в удивительный, фантасмагорический мир, мир ночи и тёмной магии, мир, непохожий на реальный, мир, который создавало воображение художника. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.