Картина Куликовская Битва Кто На Ней Изображен
какой момент куликовской битвы изображён на картине утро на куликовском поле
Напомним, что этот образ, как известно, был СТАРЫМ РУССКИМ ВОЕННЫМ ЗНАМЕНЕМ, рис. 1. 36. Яркое сентябрьское солнце освещает лица героев играя бликами на их доспехах и щитах. Как нам сообщают, это — копия, сделанная в XIX веке.
Это было в 1381 году от Рождества Христова. Так в летописи появился Гусиный брод. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
Куликовская битва в русской живописи
А что же мы видим на самом деле. «Сказание о Мамаевом побоище» называет число 800 тыс. Возможно, переписчик, не поняв слова Яуза, переделал его в Гуза.
Центральное место в экспозиции, безусловно, принадлежало монументальной картине «На поле Куликовом». Фактически в сборе участвовали силы со значительно меньших территорий. Скорее всего, оригинал нам не показывают потому, что на нем присутствовала «не та символика». С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее.
Но тогда возникает вопрос. Что же мы видим на иконе. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Золотоордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились»37. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников— Туляк). И ТО И ДРУГОЕ ВОЙСКО ИЗОБРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО.
А Мамай, чтобы попасть на Куликово поле, должен был перейти через реку Яузу, рис. 1. 7, 1. 8. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. В ранних текстах об этом нет никаких упоминаний, появляется этот сюжет лишь в «Сказании о Мамаевом побоище» и в «Житии Сергия Радонежского». Житийная икона», с. 130. Воспринимать «Задонщину» и «Сказание» как исторические источники можно и нужно, но скорее как уникальные памятники литературы и политической мысли конца XV — начала XVI веков, нежели как источники информации о событиях, случившихся за сто лет до того.
«Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. Мы видим много интересного. 25—30 тысяч человек, что составляет половину от оценки им общей численности войска. Это большой успех, дающий возможность точнее интерпретировать события. Знамена с изображением Спаса и Пресвятой Богородицы развеваются на ветру. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью.
То есть, через известную московскую реку ЯУЗУ. Отчего нам сегодня показывают КОПИЮ, а не ОРИГИНАЛ. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых. Скорее всего, красивый сюжет о приезде Дмитрия к Сергию перекочевал в «Житие» из «Сказания», где он появился впервые.
А что же мы видим на самом деле. Согласно некоторым источникам (более поздняя Никоновская летопись и принявший её версию Соловьёв С. М. ), в сборе участвовали даже тверской полк, приведённый племянником Михаила Александровича Иваном Всеволодовичем, а также присоединившиеся непосредственно перед битвой новгородцы, но историки1112 подвергают сомнениям достоверность этих сведений. При этом полностью пренебрегается возможность застревания в костях павших наконечников стрел и копий, а также наличие у погребённых нательных крестов, которые, при всей «агрессивности» почвы, не могли исчезнуть абсолютно бесследно. Звёзды сохранили. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары.
Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание
Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Время было тяжелое, но удивительное, давшее Руси целый сонм святых заступников. В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер (Flawasser). Это чётко видно на рис. 1. 31. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой.
Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. В описании скорби русских женщин и в «плаче Мамая» использовано апокрифическое «Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов». На рис. 1. 37 мы приводим фотографию боевого знамени русского войска XVI века.
Мы видим много интересного.
Этот факт поразителен, если верить скалигеровско-миллеровской версии русской истории. Полумесяц убрали. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Поздравляю с заслуженным успехом.
Татарское войско, видимо, несколько уступало в численности русскому. Отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости». Но какой-то небольшой перевес у русичей был.
Также погибло 6 белозерских38, двое тарусских39 и моложский князь40 (из известных поимённо четырёх десятков князей-участников). Вопрос этот не праздный, поскольку отношения у московского князя с официальной церковью в это время были очень напряженные.
«Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху и бе видети страшно зело»34. Знамя хранится сегодня в Государственном Эрмитаже в Петербурге, цветная вклейка. Во всяком случае, этим временем датируется Троицкая летопись, погибшая при пожаре 1812 года в Москве, но частично дошедшая до нас по выпискам Н. М. Карамзина в примечаниях к его «Истории государства Российского». Священник Владимир Миронов». Икона называется так: «Сергий Радонежский.
Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. Экспедиция оценила размер участка боевых действий в «два километра при максимальной ширине восемьсот метров». Отчего нам сегодня показывают КОПИЮ, а не ОРИГИНАЛ. В 1378 году почил митрополит Алексий (в миру — Елевферий Федорович Бяконт), заменивший Дмитрию рано умершего отца и фактически правивший страной в детские и отроческие годы князя. Отличие слов ГУСЬ и ЯУЗА – лишь в первой букве. Есть известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы»21. То, что «татарские» войска Мамая действительно переходили через реку, – причем вброд, как и показано на иконе, – видно из следующих слов «Сказания о Мамаевом побоище»: «Семен же Мелик поведал князю великому: Уже Мамай-царь на ГУСИН БРОД пришел и одна только ночь между нами ибо к утру он дойдет до Непрядвы», с. 164–165.
Рассмотри картину опиши какой момент Куликовской битвы на ней изображен
Могли быть и надписи по-арабски. На старой русской иконе XVII века, рис. 1. 32 – 1. 35. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374—1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск). Это четко видно на рис. 1. 31. Впрочем, не нужно думать, что это действительно оригинал XVI века.
Яркое сентябрьское солнце освещает лица героев играя бликами на их доспехах и щитах. Справа — «татарские» войска Мамая. На старой русской иконе XVII века, рис. 1. 32-1. 35.
Звучит горн, барабанный бой возвещает о приближении часа сражения. Выплата дани стала нерегулярной (например, отсутствие выплат в период от 1395 по 1412 год, а также другие периоды невыплаты дани). Оно не перестает тревожить и будоражить как патриотов России, так и ее недругов.
Или же Яуз — Гуз указывало на Гузов или Казов КАЗАКОВ. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Благочестивые русские воины осеняют себя крестным знамением. Уже загорался в те годы гений преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного. Бой в центре был затяжной и долгий. В отличие от Мамая последний был настоящим чингизидом — потомком Чингиз-хана. На рис. 1. 37 мы приводим фотографию боевого знамени русского войска XVI века.
Русская живопись: Куликовская битва
После речи Максима Фаюстова слово взял иеромонах Петр (Семенов). Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Знамена с изображением Спаса и Пресвятой Богородицы развеваются на ветру. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Но тогда возникает вопрос. Могли быть и надписи по-арабски.
В любом случае, оригинала нам почему-то не показывают. После речи Максима Фаюстова слово взял иеромонах Петр (Семенов). Это означает только одно. Полумесяц убрали. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих. И все же, похоже, Дмитрий с преподобным Сергием перед Куликовской битвой не встречался. Современники отмечают, что вдохновение не покидало его на всем продолжении работы.
человек. Это «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Центральное место в экспозиции, безусловно, принадлежало монументальной картине «На поле Куликовом». Также в числе наёмников названы мусульмане и буртасы. С рязанских земель он допускает участие воинов Пронского княжества, со смоленских— Вяземского, хотя, по другим данным14, поход Ольгерда в смоленские земли в 1375 году был реакцией на участие в сборе 1375 года самого смоленского князя.
Вернёмся к старой иконе. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Е. А. Разин полагал, что в Куликовской битве со стороны русского войска погибло ок.
Привлечённые к экспертизе сотрудники, занимающиеся судебно-медицинским опознанием личности, подтвердили наличие праха, но «не смогли установить, является ли прах в пробах останками человека или животного». Благочестивые русские воины осеняют себя крестным знамением. В частности, согласно его выводам, воины Нижегородско-Суздальского княжества не участвовали в сборе 1380 года (хотя участвовали в сборах 1375 и 1386 годов), а тверичи также уклонились от похода, несмотря на то, что по договору 1375 года обязались в подобных походах участвовать. Лишь после этого «татары» оказывались на Куликовом поле московских Кулишках. Это означает только одно.
Например, рядом с изображением Нерукотворного Спаса на русском знамени XVI века среди звезд, скорее всего, были османские полумесяцы со звездами. Она посвящена знаменитой Куликовской битве», с. 133. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы. Действия русских войск по отношению к Орде стали не только оборонительными, но и наступательными (походы 1399 и 1431 годов).
или 303 тыс., Никоновская летопись— 400 тыс. После речи Максима Фаюстова слово взял иеромонах Петр (Семенов). Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. То, что «татарские» войска Мамая действительно переходили через реку, — причём вброд, как и показано на иконе, — видно из следующих слов «Сказания о Мамаевом побоище»: «Семён же Мелик поведал князю великому: Уже Мамай-царь на ГУСИН БРОД пришёл и одна только ночь между нами ибо к утру он дойдёт до Непрядвы», с. 164–165. Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище)— крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области).
Откуда мы знаем о Куликовской битве
В этом рассказе множество нестыковок— как хронологических, так и фактических. В итоге Киприан уехал в Литву, а Пимен двинулся к Москве. Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели более 500 бояр (40 московских, 40—50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30—34 ростовских, 20—23 дмитровских, 60—70 можайских, 30—60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13—30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям и счёта нет но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч». А возможно, даже отправил с ним иноков Пересвета и Ослябю, о чем речь впереди.
Мы приводим её на рис. 1. 29. Напомним, что этот образ, как известно, был СТАРЫМ РУССКИМ ВОЕННЫМ ЗНАМЕНЕМ, рис. 1. 36. Вернемся к старой иконе. Кстати на иконе показано, что войска Мамая переходят реку ВБРОД. Осеннее синее небо отбрасывает фиолетовые рефлексы на лица, одежду и траву в тени.
Можно вставить в рамку палитру любого мастера живописи и эта «картина» не уступит знаменитому «Черному квадрату». Приятно, что Максим Фаюстов старается следовать традициям русского реалистического искусства, лучшие представители которого стремились через свои произведения приводить людей к Богу и Православной Церкви». Или же это сделали сознательно, чтобы замазать явные «московские следы» в истории Куликовской битвы. К одному из них, Семёну Мелику, князь обращает слова «крепко охраняем был я твоею стражею».
Отлучение Дмитрия и Сергий Радонежский
И ТО И ДРУГОЕ ВОЙСКО ИЗОБРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни панцирные пластины (1 единица, аналогов не имеет), которые крепились на основе из кожаного ремешка28. Помимо этого стоит иметь в виду и иностранные (немецкие, польские и ордынские) упоминания и археологические данные.
Осеннее синее небо отбрасывает фиолетовые рефлексы на лица, одежду и траву в тени. Справа – «татарские» войска Мамая. Батюшка отметил, что, «по мнению древних философов, предназначение художника – воспевать божественное. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая.
Куликовская битва в древнерусской живописи
Мы видим, что и у русских и у «татар» на знамёнах изображён ОДИН И ТОТ ЖЕ образ Нерукотворного Спаса. Как нам сообщают, это – копия, сделанная в XIX веке. По версии учёных, это и есть захоронения погибших. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября. Сохранился ли оригинал.
Священник Владимир Миронов». Сохранился ли оригинал. Семья Соколовых из Москвы», «Максим, отличная выставка. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых»35. А Мамай, чтобы попасть на Куликово поле, должен был перейти через реку Яузу, рис. 1. 7, 1. 8.
Но молодой и здоровый Митяй по прибытии в Византию неожиданно преставился. 21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. Перед началом битвы Дмитрий Донской встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком), вставшим под знамя. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою ПРАВОСЛАВНОЕ русское Дмитрия Донского воинство с ИНОВЕРЦАМИ, татарами Мамая. Или же это сделали сознательно, чтобы замазать явные «московские следы» в истории Куликовской битвы. При помощи методов палеогеографии учёные установили, что «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес».
«Куликовская битва – это вечная тема»
воинов Московского княжества и 50—100 тыс. «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати»35. Из летописных источников известно, что битва происходила «на Дону усть Непрядвы».
Наиболее полным55 летописным документом, повествующем о событиях сентября 1380 года, является «Сказание о Мамаевом побоище» известное из более чем сотни сохранившихся списков. Кстати на иконе показано, что войска Мамая переходят реку ВБРОД. Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Русские летописи приводят следующие данные о численности русского войска: «Летописная повесть о Куликовской битве»— 100 тыс. Эти попытки лишний раз доказывают, что данное событие является одним из краеугольных камней русской истории. Также причислена к лику святых супруга Димитрия Донского великая княгиня Евдокия.
К реке они выходят, спускаясь с высокого крутого холма. Возможно, переписчик, не поняв слова Яуза, переделал его в Гуза. На нём мы видим изображение Нерукотворного Спаса. Лишь после этого «татары» оказывались на Куликовом поле московских Кулишках.
Куликовская битва в истории русской культуры
В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. Оригинал, по мнению многих исследователей, восходит к рубежу XV—XVIвв. Можно вставить в рамку палитру любого мастера живописи и эта «картина» не уступит знаменитому «Черному квадрату».
Утро 8 сентября было туманным. А. Н. Кирпичников сделал осторожное предположение, что в сражении могло погибнуть около 800 бояр и 5—8 тысяч человек. Эта летопись— уже не информационное сообщение, а художественно-публицистическое произведение, при создании которого использованы реминисценции из «Жития Александра Невского», «Чтения о Борисе и Глебе», а также многочисленные библейские цитаты.
Этот факт поразителен, если верить скалигеровско-миллеровской версии русской истории. Икону расценивают как «шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия», с. 132. Помимо этого, были небольшие личные дружины безземельных князей, небольшие отряды из Пскова, где «сидел» князь Андрей Ольгердович и Новгорода. Другая «история» — сложнейшая наука, где практически нет точных ответов на вопросы. Два самых знаменитых источника — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» — появились на свет минимум через сто лет после описываемых в них событий.
Репродукция картин из альбома «Куликовская битва»
(встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тысяч белозерцев, 7 или 30 тысяч новгородцев, 7 или 70 тысяч литовцев, 40—70 тысяч в засадном полку). Репина. В московском войске это были в основном княжьи служилые люди и городовые полки28.
Поблагодарив художника за интересную беседу, мы решили заглянуть в книгу отзывов, которых в этот день было еще не много и прочли следующие отклики: «Огромное спасибо Максиму за его творчество, которое помогает жить, вдохновляет на созидательный труд и благодушное терпение житейских скорбей. Историки, археологи, этнографы, нумизматы, специалисты по летописанию и прочие ученые мужи (и дамы, конечно) стараются создать не противоречащую множеству фактов версию событий, что подчас оказывается чрезвычайно сложно.
Между тем в ней больше легендарного, нежели реального. Во время сельскохозяйственных работ пахари находили железные кресты, наконечники копий, сабли, мечи, фрагменты кольчуг, доспехов и шлемов. Если в XIX веке еще существовал оригинал этого старого знамени, то куда же он делся. Оба поединщика пали мёртвыми (возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой). Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая (хотя и неправдоподобно большой).
Так в летописи появился Гусиный брод. На этом неожиданности старой иконы не кончаются. В XIV веке встречаются численности золотоордынского войска в 3 тумена (битва при Синих Водах 1362 году, Мамай наблюдал с холма за ходом Куликовской битвы с тремя тёмными князьями), 4 тумена (поход войск Узбека в Галицию в 1340 году), 5 туменов (разгром Твери в 1328 году, битва на Воже в 1378 году).
Первая половина века: «Поднять из гроба знаменитых предков»
воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника— 260 тыс. Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Была предложена концепция об участии в битве конных формирований по 5—10 тысяч всадников с каждой стороны (такое количество, сохраняя способность маневрировать, могло бы разместиться на указанном участке). Житийная икона», с. 130.
Икону расценивают как «шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия», с. 132. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378г. ) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием16, однако в большинстве источников эпизод благословения под сомнения не ставится. Звучит горн, барабанный бой возвещает о приближении часа сражения. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно.
Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. За спиной у старца стоят воины-иноки Пересвет и Ослябя. Скорее всего, оригинал нам не показывают потому, что на нём присутствовала «не та символика».
Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Поздравляю с заслуженным успехом. Отличие слов ГУСЬ и ЯУЗА — лишь в первой букве. Описание картины, ее историю и прочие интересные факты мы вам представим далее.
Ещё более интересно, что оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу, ПОД ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ЗНАМНАМИ. Их, естественно, тоже убрали. Во-первых, вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. О делении на полки по родам войск неизвестно.
То есть, через известную московскую реку ЯУЗУ. Слева – русские войска Дмитрия Донского. Слева — русские войска Дмитрия Донского.
Вторая половина века: недостижимая историческая достоверность
Весной 2006 года археологическая экспедиция использовала георадар новой конструкции, который выявил «шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом 100—120 м». Долгое время одной из загадок являлось отсутствие захоронений павших на поле боя. На фронтоне храма Христа Спасителя в Москве можно увидеть горельеф (подлинник его находится в Донском монастыре): Сергий Радонежский благословляет на битву коленопреклоненного князя Дмитрия Ивановича и его брата Владимира Андреевича. Мы приводим ее на рис. 1. 29.
Знамя хранится сегодня в Государственном Эрмитаже в Петербурге, цветная вклейка. Она посвящена знаменитой Куликовской битве», с. 133.
В любом случае, оригинала нам почему-то не показывают. Последние могли бы дать самую точную картину, но они очень скудны. Однако следует учитывать, что цифры, приводимые в средневековых источниках, обычно крайне преувеличены. Их, естественно, тоже убрали.
Заезжал ли Дмитрий в Троице-Сергиеву лавру накануне Куликовской битвы. В декабре мастер приступил к созданию своего творения. В центре иконы изображён Сергий Радонежский, а «внизу икону дополняет Мамаево побоище, написанное на длинной и сравнительно узкой (30см) доске. Почти дословно совпадающие с ней тексты сохранились в труде Рогожского летописца (середина XV века) и Симеоновской летописи (начало XVI века), так что можно почти наверняка утверждать, что у них был один первоисточник.
Звезды сохранили. Искусствоведу остается лишь раскрыть замысел художника, поскольку некоторые картины имеют скрытый смысл, ознакомить зрителя с исторической составляющей события (если это историческая картина), а также указать на некоторые особенности мастерства автора и совершенства художественного решения картины. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.
Еще более интересно, что оба вражеских войска – русское и «татарское» – идут в бой, навстречу друг другу, ПОД ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ЗНАМЕНАМИ. Если в XIX веке ещё существовал оригинал этого старого знамени, то куда же он делся. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров. Видимо, об этом шла речь в изначальном тексте Епифания, а через сто лет сюжеты переплелись и времена в «Сказании» смешались.
Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др. ), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50—60 тысяч воинов (это сходится с данными В. Н. Татищева о 60 тысячах) из них лишь 20—25 тысяч— войска непосредственно Московского княжества. Скромность находок не должна смущать: оружие в те времена было большой ценностью и его собирали сразу после битвы, а братские могилы воинов располагались (по письменным источникам) на высоком берегу Дона и могли уйти под воду при изменении береговой линии. Куликово поле – это святое поле.
К реке они выходят, спускаясь с высокого крутого холма. Что же мы видим на иконе. На этом неожиданности старой иконы не кончаются.
Как пример тому – произведение отечественного художника Авилова Поединок на Куликовском поле. Сведения о Куликовской битве содержатся в четырёх основных древнерусских письменных источниках. В центре иконы изображен Сергий Радонежский, а «внизу икону дополняет Мамаево побоище, написанное на длинной и сравнительно узкой (30см) доске. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными.
Авилов: поединок на Куликовом поле как отражение смысла русской истории
«Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. На нем мы видим изображение Нерукотворного Спаса.
Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых людей». Семья Соколовых из Москвы», «Максим, отличная выставка. Или же Яуз – Гуз указывало на Гузов или Казов КАЗАКОВ. Согласитесь, в школьном учебнике нет нужды отражать десятки точек зрения на происхождение славян, появление термина «Русь» или происхождение Рюрика, которые есть в современной российской исторической науке.
Мы видим, что и у русских и у «татар» на знаменах изображен ОДИН И ТОТ ЖЕ образ Нерукотворного Спаса. Впрочем, не нужно думать, что это действительно оригинал XVI века. Во-первых, вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. На источник оказала значительное влияние политико-идеологическая атмосфера времени его создания и редактирования (в частности, пристальное внимание было уделено роли церкви, а в свете противостояния Москвы с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством в повествовании были усилены антилитовские и антиордынские акценты)56.
Стоит отметить, что собственно татаро-монголов у темника (или беклярбека) Мамая было совсем немного, а большую часть его армии составляли наемные контингенты из народов, населявших Причерноморские степи, Северный Кавказ и Крым. Некоторые именные указания очевидно ложные (упомянутые люди не могли участвовать в событиях 1380 года, поскольку тогда просто не жили), что объясняется желанием неких персон создать себе родословную — задействовать предков в реальных исторических событиях. В последние годы, ссылаясь на размер поля боя (согласно уже упомянутым недавним данным), специалисты говорят о 7-10 тысячах воинов, принимавших участие в сражении. Искусствоведу остается лишь раскрыть замысел художника, поскольку некоторые картины имеют скрытый смысл, ознакомить зрителя с исторической составляющей события (если это историческая картина), а также указать на некоторые особенности мастерства автора и совершенства художественного решения картины.
Символическое значение произведения
Но последний памятник изначально созданный Епифанием Премудрым в начале XV века, дошел до нас лишь в поздних, так называемых пахомиевых (написанных Пахомием Логофетом) редакциях, которые появились даже позже «Сказания». Возможно, не без чьей-то помощи. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин.