Картина Помпея

В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти.

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118. Самая сложная задача Карла Брюллова заключалась в следующем — показать, что перед лицом смерти люди в древнем городе Помпеи оставались людьми, думали о своих ближних, чувства любви, заботы и сострадания не покинули героев картины. А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, девушка с сосудом на голове, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Фрагмент картины: молодая семья. На переднем плане – поврежденная подземным толчком мостовая. Фрагмент картины: погибшая помпеянка.

Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот. 10 Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н. э. 12 Плиний Младший. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари – кадилу и потиру – и свитку со священным текстом. Картина Карла Брюллова Последний день Помпеи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.

Сыновья, которые уносят своего отца. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Одиссеевы пейзажи, Сад виллы ad Gallinas Albas, о которых мы говорили выше и которые расписаны несколько раньше, чем порицаемые Витрувием архитектурные фантазии (II и III помпейских стилей), согласно современной терминологии подтверждают его слова. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. С одной стороны— рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой— мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Он сделался самым известным человеком в Италии.

Им некому помочь. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.

И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Четвертый стиль — это своеобразное обращение в прошлое.

Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».

Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Толпа беглецов. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Он посещает раскопки. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. 1827. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Девушка рядом несет светильник.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.

К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Вокруг рушатся здания.

Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно с успехом экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года, проходившей в Брерском дворце10. М-7267. Г-176)160. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Иное передано с таким реализмом, с таким совершенным знанием светотени (часто тень расположена в зависимости от источника света (окно, отверстие в потолке, дверь), который освещает комнату), что лишь ощупью убеждаешься в оптическом обмане. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.

Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.

По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия.

Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.

На картине вам не удастся найти главного героя. Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Ж-5081)161162. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Брюллов учился живописи в Италии. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Они заглушают его своей красотой, – писал Гоголь, тонко подметивший основную мысль брюлловской картины. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Характерно, что в этот мир прекрасных классических образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит заметный оттенок реализма многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры и среди них выделяется автопортрет самого Брюллова изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Например, разрушения Содома или египетские казни. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.

Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Поэты посвящали ему стихи.

Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. После этого художник начал изучать исторические документы. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. 13 Мать Плиния Младшего. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

Отзывы критиков ошеломляли. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.

Оба выжили. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.

Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории.

Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие). Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Весть об этом событии быстро распространилась по Италии: чтобы быть свидетелями этого зрелища, многие иностранцы, находившиеся в Риме, поспешили в Неаполь. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Ранний четвертый стиль также можно узнать по белому фону. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву.

На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Извержение Везувия. Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Только к осени 1833 года работа была завершена75. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе и приступил к написанию полотна.

Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

27 октября 1834 года от чахотки умер младший брат Карла, начинающий художник, воспитанник Академии Иван Брюлло, которому было около 20 лет. Упавших затаптывали идущие следом.

3175)156.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Но кому именно они молятся.

В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора-помпеянца, крадущего её драгоценности127121. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Но его уже нет ни во фресках (и скульптурных пейзажах) римского дома, открытого на вилле Фарнезине, ни в стенописи так называемого дома Ливии на Палатине, ни, как ни странно и в поздней помпейской росписи.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Трагически мрачен день катастрофы. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.

За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы.

Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Почему. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими.

Рядом с лошадью расположилась толпа. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.

Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень». Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий.

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим.

Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Картина принесла Брюллову мировую известность. 3176). В четвертом стиле преобладает обилие орнамента и декора. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4.

Второй рисунок из собрания ГТГ описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).

Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Художник пробыл в Неаполе и его окрестностях с начала июля до конца августа445, посвятив четыре дня осмотру развалин города Помпеи, которые произвели на него глубокое впечатление45.

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83.

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». В их картинах исторические лица принимали облик условных античных героев, независимо от того изображалось ли событие древнеримской или русской истории. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.

Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. У него совсем не такая толпа, как на улице. Неизвестно, когда и каким будет следующее.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Они заглушают его своею красотою»175. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Находившееся сначала в Академии художеств, а затем, с 1851 года, в Эрмитаже, это полотно было доступно в качестве образца новому поколению художников19. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Новаторство Брюллова выражалось в смелости, с которой он взялся за сложнейшую задачу, состоявшую в передаче двойного освещения— от пламени вулкана и от вспышки молнии125. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв.

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Россия торжествовала. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание
  • Фрески Помпей, античная живопись

В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».

  • История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Картина Последний день Помпеи Карла Брюллова
  • Последний день Помпеи: хроника событий
  • Последний день Помпеи – математика и искусство
  • Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
  • На стыке классицизма иромантизма

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86.

С восхищением о картине отзывались Вальтер Скотт, Александр Иванович Тургенев, Александр Сергеевич Пушкин и другие. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Многие действующие лица являются олицетворением великодушия121: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.

Доминирующий цвет на картине – красный. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Брюллов-театральный постановщик
  • Где находится «Последний день Помпеи»
  • Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  • Центральная и левая часть холста
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Фрески в Археологическом музее Неаполя
  • 10 самых богатых женщин российского шоу-бизнеса

Орнамент. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Они былибы нестерпимы, еслибы явились ухудожника градусом ниже Брюллова, ноунего они облечены втугармонию идышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы». «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство.

Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. В конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения16. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы.

  1. 15 безумно красивых детей, которые заставят дрогнуть даже каменное сердце
  2. 14 сельских стиляг, которые заставят вас зажмуриться от стыда и ужаса
  3. Парень выложил снимок с рисовой волной и случайно поставил начало уморительного фотошоп-баттла
  4. Отличница Кейт против хулиганки Меган: Стиль какой из беременных герцогинь лучше
  5. Обнаглевшие соседи, которые расширили балкон и теперь всех этим бесят

Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.

1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Его там просто нет.

  • 25 просто диких провалов дизайнеров, которые потерпели настоящее фиаско
  • Любовницей Александра Цекало оказалась голливудская актриса, которая годится ему в дочери
  • 6 наших звезд, которые в очередной раз опозорились из-за неумелого фотошопа
  • Фото Анастасии Влочковой в молодости: Какая же она была красивая раньше
  • 16 кадров, которые доказывают, что мир не зря обожает Райана Рейнольдса и Блейк Лайвли
  • Вот как диеты могут изуродовать шикарное тело женщины

Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Вспышки молний освещают лишь передний план.

  1. 24 странных фото, на которых явно что-то пошло не так
  2. Ностальгии пост: Родные фотографии из 90-х годов
  3. Вы ни за что не поверите, но эта женщина является главным модным экспертом мира
  4. 20 убийственных перлов из жизни сотрудников банков
  5. Роскошные украшения, которыми стоит обзавестись в 2019 году

Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Критики дружно бранили Брюллова. Именно в этот момент застал художник своих героев. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Люди бессильны перед стихией. Солнце над мертвыми городами – Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом – показалось лишь 27 августа. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Казалось, что город скрылся с лица земли. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

  • 25 добрых фильмов, поднимающих настроение на весь день
  • 72-летняя бабушка стала женой 19-летнего парня и они без ума друг от друга
  • Какими получились знаменитости, у которых родители разных национальностей
  • ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. В Москве Брюллов пробыл до конца мая, после чего в сопровождении Михаила Загоскина отправился в Санкт-Петербург103. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Конечно, такая работа требовала много времени. Три года велась работа над огромным полотном. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками.

Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью.

И лишь немногим удалось спастись. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Неподалёку от них стоит христианский священник. Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.

Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.

Выйдя за город, мы останавливаемся. Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.

Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Анны 3-й степени. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

– объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить.

Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты известь, был изобретен только в 1870 г., но и во время создания картины обнаруженные в окаменевшем пепле скелеты свидетельствовали о последних судорогах и жестах жертв. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.

Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. К счастью, они спасаются.

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху».

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Весь город стекался дивиться ей»9. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Каждый образ на картине уникален. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97.

Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». А где, как ни в Италии этим заниматься. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. 15734, также из собрания Остроухова)156157.

Этим расписанным постройкам и веришь и не веришь. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».

Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Вверх по ступеням поднимается атлетического сложения помпеянин, поднявший над головой тяжёлую скамью, с помощью которой он пытается защититься от летящих камней. Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.