Картина Последний День

Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Картина Карла Брюллова Последний день Помпеи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Самой известной картиной на тему извержения Везувия стал «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.

«последний день Помпеи»– самая известная картина в наследии художника. Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины.

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Молодой человек спасает старика отца. В последние мгновения жизни всё обнажено. Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Для одних его картина опоздала на двадцать лет, другие находили в ней чрезмерную смелость воображения, разрушающую единство стиля.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии.

Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Три года велась работа над огромным полотном.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

А между тем они на столько точны, что тут в пору проводить урок по древнеримской истории. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Он показал любовь и благородство, не угасающие перед лицом смерти. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии. Выйдя за город, мы останавливаемся. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Он был настолько точным, что теперь можно указать место в Помпеях изображенное на полотне. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Вспышки молний освещают лишь передний план.

Картина принесла Брюллову мировую известность. Неподалёку от них стоит христианский священник. Критики дружно бранили Брюллова. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. Брюллов учился живописи в Италии. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Нельзя обмануть или притвориться.

Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. И лишь немногим удалось спастись. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

Извержение Везувия. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Доминирующий цвет на картине – красный. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183.

Группа новобрачных, расположенная у правого края полотна, представляет собой одну из наиболее печальных сцен в картине. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.

– лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Жених несёт из под града камней уже мертвую невесту, а отец семейства последним в жизни движение пытается укрыть своих близких. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435.

Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

Помпеи были так хороши, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Молодой художник, уносящий ящик с кистями и испуганная девушка рядом – это Карл и Юлия.

Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью.

Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Почему. Весь город стекался дивиться ей»9. Так Брюллов оставил потомкам свидетельство своей любви.

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Художник стал историком и археологом. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. К черту миленькие пейзажи не смотря на то, что все от них в восторге и Академия художеств, снарядившая своего выпускника в Италию, считают что не прогадала, но сам Карл знал: это только пробы. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.

Замыкание этого движения крупной и гибкой кистью левой руки подчёркивает его охранительный смысл138.

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева.

Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. Казалось, что город скрылся с лица земли. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Отзывы критиков ошеломляли. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Тогда Брюллов, живший в Италии, пользовался славой лучшего русского живописца. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).

Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Именно в этот момент застал художник своих героев. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», – писали тогда в газетах. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. 2.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Толпа беглецов.

На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Ж-5081)161162. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Он столкнёт здесь две вечные темы: добро и зло. Конечно, такая работа требовала много времени.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию и всю трагичность положения людей и их величие и духовную красоту. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. 3176). Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Рядом с лошадью расположилась толпа. Они заглушают его своею красотою»175.

Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.

Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.

На картине вам не удастся найти главного героя. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».

Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Стержень этот. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.

Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Упавших затаптывали идущие следом. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

Чтозашифровал Карл 
Брюллов вкартине 
«Последний день

Чтозашифровал Карл Брюллов вкартине «Последний день Помпеи»

Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Его картина должна была стать чем-то большим, чем упрёком бессмысленному произволу природы. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Картина Последний день Помпеи Карла Брюллова

По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.

Нужен сюжет – колоссальный, громоподобный. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.

Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.

Картина Брюллова 
«Последний день 
Помпеи»

Картина Брюллова «Последний день Помпеи»

И, кажется, этот сюжет найден. Спасибо Самойловой за этот маршрут: к бирюзовой воде, к навеки умолкнувшим Помпеям. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Трагически мрачен день катастрофы. 1827.

Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся иоставивший свои воспоминания отрагедии. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Душа его была открыта впечатлениям истории искусства и окружающей жизни. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.

Последний день Помпеи 
— Карл Брюллов

Последний день Помпеи — Карл Брюллов

Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. К черту головки ясноглазых римлянок, от которых млеют в Петербурге.

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. А где, как ни в Италии этим заниматься.

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Люди бессильны перед стихией. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.

На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Россия торжествовала. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. У него совсем не такая толпа, как на улице.

Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Девушка рядом несет светильник. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России.

Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город. Вместе с тем, желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к дарованиям сего художника, его величество пожаловал Брюллова кавалером ордена св. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Его там просто нет.

Дома рушились на головы обезумивших людей. М-7267. Г-176)160. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.

Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Несмотря на критические высказывания в прессе, произведение Брюллова получило высокую оценку жюри Салона, которое присудило художнику большую золотую медаль.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Им некому помочь. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Но кому именно они молятся. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

Неизвестно, когда и каким будет следующее. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». В те времена старались подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту человека. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Например, разрушения Содома или египетские казни. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

Каждый образ на картине уникален. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Он посещает раскопки. Наступила кромешная тьма. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Из дверного проёма наполовину высунулась фигура мужчины, который, по-видимому, одним из первых добежал до дверей, а затем в испуге двинулся в обратном направлении.

Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Эта Самойлова первая.

Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Хотя на голову старика падает тень, об охватившем его ужасе весьма выразительно свидетельствует жест поднятой руки с раздвинутыми пальцами, который восполняет отсутствие мимики его лица133. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Пепел в несколько метров толщиной покрывал зрелище страшных страданий.

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. После этого художник начал изучать исторические документы. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Автопортрет и портреты подруги. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.

Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Сыновья, которые уносят своего отца. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.

Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи».

Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Анны 3-й степени. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. К счастью, они спасаются. Дети, обнимающие мать, преклонили колени.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Только к осени 1833 года работа была завершена75. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Вокруг рушатся здания. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. 7. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

Последний день Помпеи 
 (картина)

Последний день Помпеи (картина)

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Вторая Самойлова изображена помпеянкой с двумя дочерьми, в ужасе прижавшимися к ней. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. 3175)156. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
  4. На стыке классицизма иромантизма
  5. Брюллов-театральный постановщик
  6. Самое интересное в виде мозаики