Картина Три Сестры
«три сестры» — документальная картина о девочках, живущих удаленной высокогорной деревне, китайского режиссера Вана Бина. Картина Анри Матисса Три сестры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины «Три сестры Робинсон»
В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Оформивший спектакль В. А. Симов дал, как считалось, классическую формулу чеховского спектакля: в первом акте декорации и реквизит создавали атмосферу обжитого, уютного дома, где любой мог найти себе кров и пристанище и куда тянулись «на огонёк» люди, не нажившие своего тепла64 со второго акта уют нарушался, люди спотыкались о разбросанные повсюду детские игрушки, пискливая гармоника и железный паяц, пишет критик, «насмешливо аккомпанировали мечтам Тузенбаха о счастье, о здоровой, сильной буре»64. Однако первое прочтение пьесы привело труппу МХТ в замешательство: «Это же не пьеса, это только схема»3 По свидетельству К. С. Станиславского, Чехов после первой читки ушёл из театра «не только расстроенным и огорчённым, но и сердитым, каким он редко бывал»12. Старшая из сестёр, Ольга, — учительница женской гимназии, но работа не приносит ей радости: «За эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы и молодость»54. Щеки нарумянены, брови начернены в духе народных представлений о женской красоте. Отец девочек работает в городе, за несколько сотен километров вниз по горам, а мать уже очень давно оставила семью.
В то время как многим казалось, будто Чехов своим успехом всецело обязан искусству режиссёров и актёров Художественного театра45, Леонид Андреев, напротив, считал постановки МХТ лучшими «критическими статьями» о пьесах Чехова46. Человек должен быть «грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе», — утверждал писатель. Пожалуй, ни в одном из произведений Чехова не прозвучала с такой силой тоска по сильным, способным на борьбу людям, как в драме «Три сестры» (1900). Как и в предыдущих спектаклях театра, перед зрителями вырастала незримая «четвёртая стена»: актёры могли непринуждённо садиться и спиной к публике63.
Картина Три сестры Анри Матисса
Работа, личная жизнь, отсутствие перспектив угнетают сестёр. В древнегреческой мифологии Мойры – это богини судьбы. Архаические мойры были дочерьми Никты – богини ночи, Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). О том же в петербургском журнале «Театр и искусство» писал П. Ярцев: «Драма ослепляет богатством и тонкостью красок на такой же высоте стоит и её исполнение труппою Художественного театра. Одна Ольга пусть утешает и ободряет»14. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. По просьбе Станиславского Чехов удалил в финале ремарку: «видна толпа, несут убитого на дуэли барона», — признав, что мёртвого Тузенбаха «не следует показывать вовсе»14.
Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Фабула— дом Прозоровых. Герои этого спектакля мало общались между собой, не надеясь и не стремясь понять друг друга свои монологи они произносили, глядя в зрительный зал, взывая к публике89.
Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. Ему вторил критик «Новостей»: «Более безнадёжного пессимизма, чем тот, который даёт новая пьеса г. Чехова, трудно себе представить В Трёх сёстрах, по-видимому, автор сам чувствует уже, как его тянет к пропасти и сам боится этого. И что же. В этом случае он рассматривался как Мойрагет – «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Вместе с тем ей жалко Тузенбаха и она осознает, что навсегда остается одна.
Спектакля ждали и в день премьеры, 31 января 1901 года, театр был переполнен65 однако новая чеховская постановка не имела того бурного успеха, какой сопутствовал «Чайке» и «Дяде Ване», что отметил на следующий день и обозреватель газеты «Новости дня», оговорившись при этом: «Но всё же публика следила за спектаклем с напряжённым вниманием»65. Приобретение и коллекционирование картин, это увлекательнейшее занятие. Это случилось благодаря тому, что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Женщины в годах влюбляются ничуть не меньше, чем девочки в 13 и 14 лет. Действие пьесы начинается в день окончания траура по отцу, совпавший с именинами Ирины: настало время задуматься о дальнейшей жизни и, тяготясь бездуховностью и пошлостью провинциального быта, Прозоровы мечтают вернуться в Москву26. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро.
Так же неуловимо атмосфера спектакля изменилась и после войны, — Зинаида Шарко, которой предстояло сыграть Ольгу в других легендарных «Трёх сёстрах», вспоминала, какое впечатление произвёл на неё спектакль Немировича-Данченко в конце 40-х, во время гастролей театра в Ленинграде: «После спектакля мы, студенты, всю белую ночь бродили по Неве молча, не в силах даже о чём бы то ни было разговаривать, находясь в плену только что увиденного и пережитого. В конце концов «Три сестры» в Художественном театре стали любимым спектаклем демократической интеллигенции и студенческой молодёжи67. Сюжет пьесы разворачивается в маленьком захолустном городке.
Богданов-Бельский Николай «Три сестры»
Их попытки оказались неудачными. «Успех московских гостей, — писал С. А. Андреевский, — в С. -Петербурге был выдающийся и даже, как принято выражаться в газетах, — прямо сенсационный. Умные и чистые герои «Трех сестер» ненавидят пошлость, но ненависть их проявляется только в стремлении не сталкиваться с нею. Недостатком драматургии Чехова и в первую очередь «Трёх сестёр», многие считали отсутствие фабулы в привычном понимании этого слова19.
О Воскресенске и доме Маевских пьеса напоминала и сестре драматурга, Марии Павловне в этом доме часто бывал поручик батареи Е. П. Егоров, сходство с которым обнаруживает в «Трёх сёстрах» барон Тузенбах6. Ничего не осталось», — позволял толковать пожар как «очистительную грозу» и ещё конкретнее— как приближающуюся революцию и, по крайней мере в советские времена, это придавало сценическому воплощению «Трёх сестёр» определённый оптимизм3034. Но вдохновил его на создание собственной версии «Трёх сестёр» именно опыт Немировича-Данченко, который, как писал режиссёр, почувствовал в своё время, что каждая эпоха открывает в Чехове «новое звучание, новые мысли»79.
Но это ему плохо удаётся. Рецензента «Московского листка» Н. О. Ракшанина не удовлетворила и сама пьеса: «Три сестры, — писал он 3 февраля, — это не драма, это поэма, великолепно передающая печальную повесть о том, как скучно и страшно жить интеллигентным одиночкам среди безотрадной обстановки русской провинции». Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её.
Картины (живопись) : Три сестры
Цвет, положенный широко и плотно, большими звучными плоскостями, контрасты дополнительных цветов усиливают декоративность портрета. Потому и была она отодвинута в фон, что вытесняла самую возможность поэзии и отрицала всякую свободу: «Она закрывала горизонт, — писал Берковский, — через фабулу узнавалось о ещё одной победе худших сил жизни Наташа в Трёх сёстрах как бы крадётся по тылам драмы, комната за комнатой завоёвывая Прозоровский дом невзначай мы узнаём ещё об одном шаге и ещё об одном, приближающем её к цели»22. Объемы их крепких, пышных фигур оконтурены черным. Назвав новую пьесу Чехова «шедевром в области поэзии скуки и пошлости житейской», Ракшанин отметил, однако, что автор «не затрагивает никаких новых вопросов, не возбуждает никаких новых мыслей и ограничивается лишь тем, что разыгрывает новые вариации на старую тему» и главный недостаток драмы— то, что она «не производит впечатления новизны»38.
Происходящее в пьесе Товстоногов определил как «коллективное убийство»: все знали о дуэли Солёного и Тузенбаха, но никто даже не попытался предотвратить её, — по определению А. Смелянского, «Три сестры» в БДТ стали трагедией всеобщего паралича воли, неспособности к сопротивлению83. События в «Трёх сёстрах»— исключительно негативные: непрерывную экспансию Наташи дополняют пожар в третьем акте и спровоцированная Солёным дуэль— в четвёртом но и они «кратковременны»: в конце концов, не Наташа и не Солёный— виновники несчастий Прозоровых, а сама повседневная жизнь23. Картина открывает окно в неизвестный мир, делая ежедневность чем-то странным и волшебным. Идея Товстоногова получила неожиданное развитие в «Трёх сёстрах», поставленных в 1981 году Юрием Любимовым в Театре на Таганке: здесь, отмечал К. Рудницкий, время было воспринято как «сила, растаскивающая персонажей далеко друг от друга и напрочь разрывающая связи между ними»89.
Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Но «тоска по лучшей жизни» в этой постановке, в отличие от первой, была обращена не в будущее, а в прошлое73. Живописное произведение имеет собственную жизнь, каждая авторская картина уникальна.
Особенно понравились Три сестры. В 30-х годах широкое распространение получили социологические толкования пьес Чехова: в соответствии с пожеланиями самого автора, они ставились как комедии и не «лирические» (такое определение дал им в своё время А. М. Горький), а социально острые и беспощадные50.
Но в целом успех нарастал постепенно, от спектакля к спектаклю, ожесточённая полемика в прессе усиливала интерес к «Трём сёстрам»67. Три сестры— Ольга, Маша и Ирина— и их брат Андрей интеллигентные, прекрасно образованные люди, живут в губернском городе, где, как скажет позже Андрей, люди только «едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством»53. Ударным в новых «Трёх сёстрах» был первый акт— акт возвращения к жизни, после смерти отца и обретения надежды: в 1940 году многим казалось, что «большой террор» заканчивается, а уже начавшаяся Вторая мировая война казалась очень далёкой: «Культура психологического подтекста, — пишет В. Гаевский, — всегда отличавшая классический МХТ, здесь была дополнена тем, что можно назвать подтекстом историческим, без чего спектакль не мог бы существовать»52.
Как и все представители его поколения, Товстоногов находился под впечатлением спектакля Немировича-Данченко, что и удерживало его на протяжении многих лет от обращений к пьесе Чехова: «Сказать больше, чем сказал Художественный театр в Трёх сёстрах, я не мог. Прекрасные царевны опечалены. «Этот приём, — пишет критик, — отвечал главной идее прочтения Трёх сестёр как пьесы, неостановимо движущейся из 1900 года, когда она была написана, в 1981 год»89. Вращение дома и сада замкнуто в круг из которого никому не вырваться.
И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. Как вспоминал Станиславский, Чехов «был уверен, что он написал весёлую комедию» однако и артисты и режиссёры приняли «Три сестры» как драму в октябре 1900 года многие, слушая её, плакали— и не ожидавший слёз автор решил, по словам Станиславского, что пьеса «непонятна и провалилась»12. Кто-то находил пьесу скучной и бесцветной Лев Толстой не смог дочитать «Три сестры» до конца39. Мы представляем только оригинальные авторские работы. Сам Марков считал «Три сестры» Немировича-Данченко одним из наиболее гармоничных спектаклей МХАТа: «Исполнение любой роли сливалось с общей атмосферой пьесы, переданной в полных сдержанного лиризма и возвышенной простоты декорациях Дмитриева Театр не снижал и не мельчил образы, он укрупнял их, проникал в их неповторимую сложность, которая требовала тончайшего актерского мастерства— без сентиментальности, без ложного сочувствия Сложное переплетение образов перерастало в широкую картину эпохи»72. Исследование всех нюансов выбранной картины, перед ее покупкой, несравнимо ни с чем.
Валеты утверждали материальность мира и предмета. По свидетельству В. А. Поссе большинство критиков «прямо выражали недоумение, сожаление и забрасывали автора упрёками, указаниями и советами, как надо писать пьесы, могущие иметь общественный смысл»37. Они мечтают о полезной, трудовой жизни, но мечты их так и остаются мечтами. Первая публикация «Трёх сестёр» (в «Русской мысли»), по времени совпавшая с петербургскими гастролями МХТ, также вызвала неоднозначные отклики. Хорошая, качественная живопись, с течением времени, непременно добавляет в цене.
"Две сестры" ("Свидание") – Пабло Пикассо, 1902
Невозможно изменить порядок действий, но это не лишает нас ни мужества, ни понимания того, что жизнь есть короткий дар, который вот-вот отберут»94. Пермские краеведы считают, что город в его пьесе вполне узнаваем с другой стороны, настроения провинциальной интеллигенции, отражённые в «Трёх сёстрах», были характерны для всей России рубежа XIX—XX веков7. «Я не знаю, — писал П. М. Ярцев, — произведения, которое было бы более способно заражать тяжёлым навязчивым чувством Три сестры камнем ложатся на душу»39. «Вот вы говорите, что плакали на моих пьесах, — говорил он писателю Сереброву. Настоящая картина маслом идеально украсит как офис, так и домашний интерьер.
Каждый акт уже сопровождался триумфом»68. Получилось произведение искусства из тех, ради одних которых прекрасна жизнь. В их руках можно увидеть и веревку и нож, которым она была обрезана.
Сказать лучше, чем Немирович-Данченко, для меня было невозможно»79. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой.
Ирина Мазуркевич: «Три сестры живут ожиданием любви»
Ирина не понимает, как можно прикоснуться к человеку, которого не любит. Стиль «Трёх сестёр», как и других пьес Чехова, определяется характером его диалогов, демонстрирующих разорванность связей между людьми и часто напоминающих «разговор глухих»27. Дав семь представлений в Москве, Художественный театр выехал на гастроли в Петербург, где именно в отношении «Трёх сестёр» наблюдатели отмечали резкое расхождение между реакцией публики и отзывами в прессе37. При этом и открытый текст наполнялся драматичнейшим подтекстом— «еле слышной мольбой, еле ощутимым ужасом пережитого» и потому никого в зале не оставляли равнодушными споры Вершинина и Тузенбаха о будущем52. Образы персонажей нарочито гиперболизированы, огрублены.
Больному писателю было нелегко заново налаживать жизнь, Мелихово продали невыгодно, денег на постройку нового дома не хватало, Вот таким образом, когда издатель А. Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. 23 октября 1900 года Чехов вернулся из Ялты в Москву с пьесой, которую сам считал ещё далеко не завершённой10 и 29-го «Три сестры» были прочитаны в Художественном театре11. Примеры таких диалогов можно было найти в драмах Г. Ибсена, Г. Гауптмана и М. Метерлинка, — у Чехова встречаются персонажи действительно глухие, таков в «Трёх сёстрах» сторож Ферапонт и это, как считал Н. Берковский, «упрощённая физическая модель разговоров и с теми, у кого глухота иная»27.
Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец и все три— генеральские дочки»8. Белая и хрупкая, она напоминала писателю о милом севере. В «Портрете сестер Самойловых» художник вслед за Сезанном стилизует форму, выделяет основной цвет предметов, не забывая об усилении цветовых рефлексов.
Во МХАТе в 1934 году, когда встал вопрос о том, какой пьесой отметить годовщину смерти писателя, Немирович-Данченко отдал предпочтение «Чайке»: «Три сестры» и «Вишнёвый сад», писал он Станиславскому, «уже больше произведения мастерства, чем непосредственной лирики»52. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. посадил березку. Это совершенно реальные страсти, они окрыляют надежду и заставляют светиться изнутри. Он — особенный.
При этом в программе зрители читали: «МХАТ имени Горького— В. Качалов (Тузенбах), БДТ имени Горького— Э. Попова (Ирина), С. Юрский (Тузенбах)», — по ходу спектакля в магнитофонной записи звучали, как цитаты, голоса Василия Качалова, Эммы Поповой и Сергея Юрского. О том же свидетельствовал и второй руководитель МХТ: после первой читки Чехов «боролся со смущением и несколько раз повторял: я же водевиль писал»12. Ей страшно не только за себя, она боится обмануть чужое чувство.
«В спектакле, — писал А. Смелянский, — нет очевидной перспективы, никакого огонёчка впереди. Ведь купленная в «Арт Онлайн Украина» картина будет вас радовать гораздо дольше, чем, например, мебель или техника. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. И вновь, как это бывало и раньше, театр и драматург разошлись в определении жанровой природы пьесы. Автор лишь представил, какими они могут стать, когда вырастут. В спектакле были использованы подвижные конструкции («фурки»): они выдвигали на авансцену то одних героев, то других, как бы подавая их крупным планом81, — время у Товстоногова душило всех, кроме Натальи, которая жила словно в ином летосчислении82.
И не в тоне и не сценично. События фильма разворачиваются в удаленной бедной деревне. Все эти эпизоды пришиты белыми нитками и производят для общего тона пьесы впечатление диссонанса»39. Ещё раньше, в сентябре, он писал сестре: «Всё кажется, что писать не для чего и то, что написал вчера, не нравится сегодня»9. Работа над «Тремя сёстрами» продолжалась и в Ницце, куда Чехов отправился в декабре13, — что-то он сокращал, в частности в роли Андрея Прозорова, что-то, напротив, дописывал: так, Солёный уже перед самой премьерой получил ряд реплик, без которых этот персонаж теперь трудно представить11.
В 1940 году, в то время, когда пьесы Чехова считались давно утратившими актуальность, В. И. Немирович-Данченко осуществил новую постановку «Трёх сестёр». Купюра у Маши, большая купюра у Ирины. Весь дочиста.
Мотивы написания драмы Чехова «Три сестры»
«Мы не существуем, а только кажется, что существуем», — говорит один из героев пьесы. Первый мхатовский Треплев и первый же Тузенбах, Всеволод Мейерхольд, в 1935 году предпочёл поставить в ГосТиМе водевили Чехова («33 обморока»): «Чехов Вишнёвого сада, Трёх сестёр совсем не близок нам сегодня»52.
«Арт Онлайн Украина» – центр продажи картин – с удовольствием представляет и предлагает к продаже тысячи картин от сотен современных украинских художников. Именно эта тема оказалась для него актуальной в середине 60-х годов84. В пьесе, где расстояние между мечтами и реальностью не сокращалось, а увеличивалось до бесконечности, Товстоногов предпринял, по словам К. Рудницкого, попытку сценическими средствами передать гнетущее давление времени: «Как только режиссёр надумал неощутимое течение дней сделать остро— до боли— ощутимым, все параметры чеховского спектакля изменились Дабы сообщить времени плотность и вязкость, Товстоногов ещё замедлил его ход. Толкование этого неоднозначного символа сказывалось и на прочтении пьесы в целом.
Драматург П. П. Гнедич в одном из писем приводил ироническое высказывание Льва Толстого по поводу чеховских спектаклей в МХТ: «Если пьяный лекарь будет лежать на диване, а за окном идти дождь, то это, по мнению Чехова, будет пьеса, а по мнению Станиславского— настроение по моему же мнению, это скверная скука и, лёжа на диване, никакого действия драматического не вылежишь»19 Вл. Здесь большой художник слова растворился в работе равных ему сил. И дивная, неподражаемая постановка чеховских вещей на сцене Художественного театра была первой настоящей критической статьёй о нём— яркой, беспощадной, правдивой, не оставляющей ни сомнений, ни колебаний. Атропос – мойра будущего.
Но, увы, многие женщины смиряются с одиночеством, перестают реагировать на мужские взгляды, уделять себе внимание и в конце концов опускаются, быстрее стареют и живут меньше, чем могли бы. Он так же следует за ними через туманные поля, между склонов гор, где пасутся стада. Он прочёл пьесу, по словам П. Маркова, как своего рода лирическую трагедию71 и если над первой мхатовской постановкой, в которой тон задавал Станиславский, было пролито немало зрительских слёз, то в новом прочтении, пишет В. Гаевский, Немирович-Данченко «был верен себе и поставил потрясавший, но абсолютно бесслёзный спектакль»52, — именно это прежде всего, как отмечал и П. Марков, резко отличало новую постановку от старой: «Спектакль как бы поднимался до Чехова, до особенного синтеза беспощадной суровости и лирической взволнованности, горькой иронии и неистощимой веры в человека»71. Знали ли сёстры, что существуют такие произведения. »47.
Для Чехова мирный быт лучше и выше «событий», только в нём и может жить поэзия так, в «Трёх сёстрах» самое активное лицо— Наташа, одновременно и самый пошлый персонаж драмы ей принадлежит почин сценического действия— постепенное завоевание дома Прозоровых, вытеснение из него подлинных хозяев, — фабулу пьесы образует история, достаточно стереотипная и уже не раз описанная в литературе22. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. При этом сам Чехов в письме А. М. Горькому от 16 октября 1900 года по поводу «Трёх сестёр» писал: «Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми»7, — как предполагают, Пермь упомянута не случайно: в этом городе Чехов был в 1890 году.
«В конце концов, — рассказывал Немирович-Данченко, — мы так и не поняли, почему он называет пьесу водевилем, когда Три сестры и в рукописи называлась драмой»12. Иные считали, что успех имеет спектакль, но не пьеса: «Чехов как драматург обязан своим существованием именно Художественно-общедоступному театру», — утверждали «Санкт-Петербургские ведомости»37. Были благодарные зрители, высоко оценившие и пьесу и спектакль сразу, — так, Л. Андреев спустя несколько дней после премьеры, непосредственно по поводу «Трёх сестёр», писал: «Чехова ещё как следует не понимали, чему мешали, главным образом, многочисленные критические статьи о его творениях. Это светлая, хорошая пьеса»95, — то Ефремов заведомо не искал в «Трёх сёстрах» утешения. Всё дочиста. «Ведь Тузенбаха убивает не Солёный, — писал сам режиссёр, — его убивает круговое равнодушие Не физическая смерть ужасна— страшно умирание моральное». Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.