Картина Войны

Главная концепция картины «Победа» (1972 год) – радость солдат и простого народа в связи с концом войны. «великая Победа. » «Великая Победа. » Великая Отечественная война в картинах русских художников русских художников Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна, учитель. Картина «Апофеоз войны» была написана русским художником Василием Верещагиным. Не у многих художников, создающих произведения на тему войны, получалось так четко завуалировать последствия войны, разрушения, кровь и страдания. Картины о Великой Отечественной войне Диарама: Сталинградская битва.

К концу войны, намечаются изменения, картины становятся сложнее, тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии». Великая Отечественная война оставила свой след не только в виде впечатляющих фото, но и вдохновила массу мастеров живописи на создание картин. Перед нами две живописные картины, созданные в период Великой Отечественной войны, художниковСергея Васильевича Герасимова иАркадия АлександровичаПластова.

Картина про войну – самая актуальная тема для написания холстов художниками во все времена. Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Одноимённое уменьшенное повторение картины «На войну», написанное Савицким в том же 1888 году, находится в собрании Пермской государственной художественной галереи14448. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

Метки: сочинение на тему «Фашист пролетел», сочинение по картине «Мать партизана» художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему «Война». Данная картина адресована всем завоевателям всех времен, напоминая им, чего стоит их слава, говоря о том, что за их величие зачастую платит жизнью простой народ, который совсем не хотел войны.

Картины о Великой Отечественной войне

С потерей картин померкнет и память и знания о войне. Иябысрадостью писал только одно солнце, если былюди неубивали друг друга». Особое место в военной живописи занимали работы портретистов.

И ем и пью и сплю всё с мыслью о ней». В современной живописи, этот стиль используется во многих странах, но скорее, как подражание «ретро» времен войны, а не как вид самостоятельной живописи. Огромную роль в его экспонировании играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). В основе сюжета лежит антимилитаристское произведение.

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В годы войны появились значительные произведения станковой графики. По мнению Бенуа, важными преимуществами Савицкого перед другими художниками были объективность и «серьёзное внимание к пейзажу, типам и позам»50. Повоспоминаниям современников, сделанные изголов индийцев башни достигали огромной высоты.

Он писал, что бытовой сюжет картины Савицкого изображающей проводы отправляемых на войну призывников, представляет собой «широко, содержательно и типично взятое им явление старой жизни», которому художник придаёт «хоровое, народное, обобщающее значение», вкладывая в него глубокий общественный смысл. По словам Бенуа, даже если в техническом отношении лучшие картины Савицкого, включая «На войну», уступают работам Ильи Репина, всё равно они являются «вполне удовлетворительными произведениями, стоящими значительно выше общего уровня школы». Современники особо выделяли этот персонаж Савицкого и называли его «пахарем-атлетом», «могучим батраком» и «чернозёмной силой»40.

Картины современных 
художников, посвящённые 
войне

Картины современных художников, посвящённые войне

На этот раз картина была встречена более благосклонно: в частности, художник Илья Репин отмечал, что «Савицкого картина На войну очень хорошо вышла»18, а критик Владимир Стасов писал, что она является «важной страницей в истории русского искусства»19. Она противопоставлена фашисту. Тамерлан считал, чтоподобные пирамиды прославляют егополководческий талант. Оккупация – под официальной цензурой, коллаборантов – «не существовало», пленных – «не было», беженцы – «фантастика». В послевоенное время активно развивался такой вид искусства, как диорама, в котором исторические образы воплощены с предельной достоверностью. Ее автор — народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Савицкий изображает события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов2716.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. По сравнению с версией 1880 года в окончательном варианте картины Савицкий «опоэтизировал» образ жены солдата изобразил её более стройной и молодой, более нарядно одетой, так что она даже «несколько утратила характерный крестьянский облик». Вот таким образом среди картин множество самолетов, батальных и других сцен с ними. Картины военного периода отличались «скорописью», меньшей детализацией, тяготели больше к портретизму, нежели к изображению батальных сцен. По словам Дмитрия Сарабьянова, «сейчас этим людям всё равно, куда их повезут, что заставят делать, с кем придётся воевать на некоторое время они утопили своё горе в вине, но тем горше будет похмелье»39.

Тона тяжелые, темные или красно-агресивные, кровавые. При этом императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Фёдоровна постарались смягчить перед Боголюбовым «резкость этой выходки» Владимира Александровича25.

Великая отечественная 
война на картинах 
и иллюстрациях художников

Великая отечественная война на картинах и иллюстрациях художников из разных стран мира (начало)

Тьма-тьмущая вопросов, которые перебираешь в голове втихомолку и ответа на них нет»21. Однако уже в 1947 году о ней как бы «забыли».

Он писал, что в ней хватает «верных людских типов, правды национальной и психологической», «трагических, раздирательных сцен прощанья, беззаботной удали, солдатского залихватства, женской грации и красоты в простой молодой русской крестьянке», а также отмечал «наивность и простодушие в стариках и детях», наполненность движением и жизнью, «разнообразие волнования бедного люда», «разношёрстность интересов» и способов их выражения49. «Мать партизана» — картина на тему войны, написанная в 1943 году. Десятки тысяч картин заполонили необъятный Союз. Даже после того как картина «На войну» была представлена на 16-й передвижной выставке и получила там хорошие отзывы, Савицкий продолжал свою работу над ней, откладывая её передачу заказчику. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Солдат немолод и, как и остальные призывники, ранее уже служил в царской армии, а теперь призван из запаса. Самжехудожник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, аумные люди уверяют, чтояхолодным умом сочиняю небылицы». За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик.

Война в живописи, 
ВОВ в картинах художников

Война в живописи, ВОВ в картинах художников

Воснове сюжета— события XIVвека, связанные сТамерланом. Холокост и сегодня вызывает «сомнения» в своем существовании. Эта сила — волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. Егоимяприводило вужас правителей Востока иЗапада.

Автор статьи в «Петербургской газете» отмечал, что в полотне Савицкого «всё интересно, но интересно в частностях», а в общем «картины нет или лучше сказать, она не сконцентрирована, не связана воедино». Особенное место (треть картин о войне) занимает отображение битвы за Британию. В собрании Полтавского художественного музея хранится фрагмент «Солдаты идущие по дебаркадеру»46. 11169, поступил в 1929 году из музея И. С. Остроухова) и «Солдаты, толпящиеся у железнодорожных вагонов» (23, 8 52, 4см инв. мирных жителей. Тема войны в живописи в СССР продвигалась несколькими массовыми волнами.

Судя по всему, ему многое пришлось повидать на своём веку, вот таким образом он лучше других понимает суть происходящего — вот почему, по описанию Елены Левенфиш, «в его угрюмом взгляде сквозит ненависть, зреющий протест». Одной из особенностей творчества немецких художников является отображение «тяжелой судьбы» солдата на Восточном фронте: русские танки, бездорожье, зима, мороз Вторая «жалостливая» тема – оборона Берлина: фольксштурм — последняя надежда рейха, городские бои, разрушенный город, раненные. Онобескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение насвоем пути.

Автор рецензии, опубликованной в газете «Молва», писал, что если мысленно попробовать «с любой стороны картины отрезать от неё сколько вам угодно или столько же к ней прибавить в том же характере — содержание картины от этого не выиграет и не проиграет». Военная техника, за исключение кораблей изображалась значительно реже, чем люди. Война – это большое горе, раскрывающее переживания персонажей изображенных на картине.

Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. Ж-1420, поступил в 1908 году от К. И. Шишкиной)145. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Портретистка занимала почти треть в военном творчестве.

Благодаря их большому количеству, эти картины не «осели» в частных коллекциях и закрытых галереях. Обозреватель газеты «Новое время» писал, что в произведении Савицкого есть «обильный материал на добрый десяток картин», что явилось причиной того, что «сам художник не мог разобраться в массе отъезжающих и провожающих».

Первая мировая в 
авторских картинах

Первая мировая в авторских картинах

Многих авторов картин уже нет в живых, как исчезли и некоторые их творения. Вместе с тем, кажется, что такие произведения живописи тянут «холодом» фотографии, безжизненны для восприятия, не отдают тепло рук художника. По мнению Сарабьянова, картина «На войну» с её положительным образом народа развивает традиции таких полотен, как «Бурлаки на Волге» Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» самого Савицкого. Искусствовед Михаил Сокольников в 1947 году писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи».

Аналогичный образ крестьянина присутствовал и в варианте 1880 года, только там рядом с ним находилась плачущая крестьянка, закрывшая лицо руками и облокотившаяся о край телеги40 (фрагмент «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги», частное собрание11). На заднем плане солдаты поднимаются по лестнице к вагонам. Следует отдать должное таланту художников — лошади получились на славу.

Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. Многие из них сейчас активно оцифровываются и попадают в свободное пространство Интернета. С тех пор, такой вид «pin-up» исчез совсем. Чувствуется, что она — центр происходящего, более того — хозяйка положения. Диорамное полотно не рассматривается обособленно. Популярны были и акварельные зарисовки.

В каждой школе, в каждом красном уголке на фабрике или заводе, в каждом клубе появляются талантливые и не очень творения живописцев на военную тематику. Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011, открывшейся в Петербурге 6 (18) марта 1880 года. Художники работали, напрягая все силы. Здесь в реальности изображения равных с поляками не найти. Были и положительные отзывы — например, художественный критик Владимир Стасов признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю.

Картины о великой 
отечественной войне 
 (85 фото)

Картины о великой отечественной войне (85 фото)

Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. На этот раз картина Савицкого была более благосклонно встречена специалистами и критиками.

Картины о Второй мировой писали и в период войны и сразу в послевоенное время. Тем не менее, отдавая должное мастерству художника, автор статьи в «Новом времени» отмечал, что «отдельные группы и лица полны движения, жизни и выразительности и если остановишься на них, то во многих лицах и позах прочтёшь целую драму»1222. В то время как он задумчиво сжимает руку своей жены, его мать прижалась к его груди, не исключая, что видит своего сына в последний раз. Народ не покорился, народ борется, народ победит — такие мысли вызывает картина «Мать партизана». Савицкий сюжетно выделяет его из общей толпы провожающих. Впоследствии эта точка зрения стала общепринятой. Известны некоторые написанные в этот период этюды Савицкого, в том числе с изображением персонажей, не вошедших в окончательную версию картины, такие как «Плачущий солдат»23.

Описание картины. Позже появились парадные, торжественные иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945). Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Сзади, в глубине, на перрон поднимаются солдаты, уже простившиеся со своими родными, — в последний раз пытаются они поймать взгляды тех, кто приехал их проводить33.

Эта группа присутствовала и в первом варианте картины (фрагмент «Группа прощающихся», ГРМ), но там она была расположена не в левой, а в правой части полотна. Сегодня большинство картин уже несут не только эстетическую ценность, но и представляют собой исторические документы, поскольку остались единственными «свидетелями», теперь уже далеких событий. Военные пилоты, которые рисковали своей жизнью каждый день, по примеру «pin-up» разрисовывали кабины своих самолетов фигурами очаровательных женщин, вместо изображений свирепых рычащих тигров, атакующих орлов и акул. Самое большое их количество – 153 пропагандистские картины, созданные в 1937-1945 гг.

И поражаемся и восхищаемся ею. Ярким всплеском в живописи проявилась сама Победа над врагом. Вышесказанное подтверждает существование военной живописи в некоторых странах. В мае 1887 года Савицкий сообщал: «Я весь, от пят и до самого чуба на голове, погружён в картину свою. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Помимо высказанных замечаний, в процессе работы над новым полотном определённое влияние на Савицкого могли оказать произведения других художников, в первую очередь многофигурное историческое полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, представленное на выставке передвижников в 1881 году15.

Великая Отечественная война и картины: 9 известных полотен о войне (фото)

Первая. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов в книге, вышедшей в 1955 году, отмечал, что в картине «На войну» главным героем является народ, через трагедию которого «раскрываются противоречия действительности» того времени. Ещё не только не сдал, но пишу и пишу до одури. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим. » (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы – все сплавилось в трагический художественный образ. А в целом ощущается одно чувство – отчаяние. Были ите, ктоподозревал еговнамеренном смаковании деталей— чтобы пощекотать людям нервы.

Апосле разграбления Дели поприказу полководца были обезглавлены 100тыс. «Явсюжизнь горячо любил солнце. Завтра тащу своё детище на выставку»6. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Но не на него смотрит она и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Возможность накладывания «красок» на реальные фотографии, позволяет художникам добиваться эмоциональной нагрузки картины при ее реалистическом антураже. Стасов отмечал, что, несмотря на свой «серенький, синеватенький колорит», эта картина является «важной страницей в истории русского искусства». Позднее его образ сравнивали с двумя персонажами изображёнными на картинах крестьянского цикла Крамского, — «Полесовщиком»33 и «Созерцателем»40. Многие картины заперты в запасниках музеев и галерей и появляются на «свет божий» на редких выставках раз в 20-30 лет.

И чем именитей лицо было изображено, тем больше была вероятность сохранения такой картины. Пишут и сегодня. Согласно дневникам государственного секретаря Александра Половцова, 10 июня 1886 года за завтраком художник Алексей Боголюбов рассказал ему, что накануне, представляя Александру III своё полотно «Открытие морского канала», он также показал императору новый вариант картины Савицкого «На войну»2526 (возможно, это был один из эскизов27). Современные художники более охотно пишут образы врага, нежели своих сограждан.

В 1955 году в Государственной Третьяковской галерее была организована выставка произведений Константина Савицкого, на которой был представлен второй (окончательный) вариант картины из Государственного Русского музея, а также были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой31. Не обошел военное искусство и такой стиль живописи, как пинап (pin-up) – изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. Ведь у власти были социалисты. Поначалу она экспонировалась в одном зале с полотнами «Запорожцы» Ильи Репина, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова и «Христос и грешница» Василия Поленова там же находились картины художников-академистов — «Оргия» Вильгельма Котарбинского, «Поцелуйный обряд» Константина Маковского и «Грешница» Генриха Семирадского29.

Картина про войну 
– это увековечивание 
событий, переданное

Картина про войну – это увековечивание событий, переданное в наследие потомкам

По словам Стасова, «Савицкий не колорист, но у него есть много такого, что всегда заставит забыть тот или другой частный его недостаток»19. Ж-20, приобретён в 1956 году у А. В. Гордона)10. Надо было писать по живым впечатлениям. На полотне представлены различные стадии этого события.

Достаётся мне это нелегко»28. Вторая – тяготы оккупации, ужас концлагерей. Лица суровые, угрюмые, серые, размытые.

Они являлись основой для многочисленных плакатов военной пропаганды. Такие рисунки в годы войны имели большую популярность в США и Франции, а само «рin-up» искусство достигло своего расцвета. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. На перроне стоит офицер, перед которым по стойке «смирно» вытянулись два солдата21. Несмотря на значительное количество «правительственных» военных художников в США (42 человека в которых за время войны было приобретено правительством около 2 тысяч картин), основная масса военной живописи была выполнена свободными художниками, зачастую, непосредственно принимавших участие в войне в качестве простых солдат. Константин Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов.

Великая отечественная 
война на картинах 
и иллюстрациях художников

Великая отечественная война на картинах и иллюстрациях художников из разных стран мира (продолжение)

Великая Отечественная война превзошла по количеству жертв и жестокости все предшествующие войны. «Апофеоз войны»— единственная картина, накоторой Верещагин изобразил то, чего невидел вреальности. Картина «На войну» находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Может быть, Вам уже послали.

В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Художники массово пишут о войне к годовщине Победы и ее юбилейным датам. Егобескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. О картинах военного периода сейчас можно судить по открыткам, которые издавались на основе популяной военной живописи. В тоже время, художники избегая «тяжелых» тем, редко решались изобразить улыбку на лице солдата или радость ребенка, хотя жизнь была многогранной и во время войны. На плакатах «рin-up» девочки представляли мечту каждого мужчины о абсолютной женщине. Эти рисунки украшали и шкафчики мальчиков средней школы и казармы солдат Второй мировой войны. Они давали возможность солдатам видеть что-то красивое и сексуальное, вместо каждодневных мужских лиц товарищей, не говоря уже о грязи и крови войны.

Посозданным эскизам художник работал двагода вМюнхене. К началу 2000-х годов массовый «психоз» постепенно утих, а затем развал Союза поставил в этой теме жирную точку. Художник Иван Крамской объяснял недостатки полотна тем, что незадолго до выставки Савицкий внёс значительные изменения в свою картину и «переделки отразились на её живописной стороне в сторону ухудшения»20. Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся. Появление на выставке полотна Савицкого было встречено рядом критических замечаний.

Артгалерея Картины 
о Великой Отечественной 
войне

Артгалерея Картины о Великой Отечественной войне

В начале войны – в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». человек. Присутствовавший при этом великий князь Владимир Александрович возмутился: «Какая дерзость представлять государю пьяных солдат. » Возможно, его реакция была продиктована тем, что он знал о недовольстве конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева, которому не нравилось то, что художники доходят до Александра III не через него, а другими путями.

По-видимому, находясь под сильным впечатлением от этой критики, Савицкий решил создать новый вариант картины «На войну». Он думает о тяжёлой жизни без кормильца, которая предстоит его молодой жене и старикам-родителям37. То, что он сам ни с кем не прощается, указывает на отсутствие среди отъезжающих на войну солдат его близких, — по-видимому, он просто подвёз кого-то из знакомых на подводе39.

Тем не менее критик из «Петербургской газеты» признавал, что «сцены и типы есть превосходные, экспрессии как в движениях, так и в лицах жизненны, правдивы и глубоко прочувствованы»12. Компьютерные графики практически не «вылазят» с темы военной техники иногда, нелепых, выдуманных сюжетов. В одной из московских частных коллекций (по сведениям на 1955—1957 годы — в собрании К. М. Шишковой) есть ещё один фрагмент — «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги»11. Подобная тематика военной живописи оказалась довольно редкой. Позднее искусствовед Михаил Сокольников отмечал, что полотно Савицкого «На войну» относится «к значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи»6. Их картинны были на обложках журналов и книг.

«Апофеоз войны» 
Верещагина: история 
картины

«Апофеоз войны» Верещагина: история картины

В этой сцене чувствуется «сдержанное и целомудренное горе»36. Ради справедливости, необходимо отметить, что почти половина назначенных военных художников, так ничего и не создала, не только достойного увековечивания, но и простого наследия. Другие авторы, наоборот, видели в этой сцене «широту русской натуры и неистребимый народный оптимизм»43. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину Савицкого «На войну» «явно неудавшейся вещью», но признавал, что по силе выражения она принадлежит к лучшим произведениям, созданным передвижниками.

Самжехудожник хотел сказать абсолютное иное. Именно в этом «обнажении», по мнению Сокольникова и заключался основной смысл полотна Савицкого6. В его лице, позе и движениях видна сила и уверенность в себе39. При этом на полотне Савицкого эта трагедия «приобретает оптимистическое звучание», поскольку в народных массах изображённых художником, «таятся большие внутренние силы»38.

Панорамные картины 
Великой Отечественной 
войны

Панорамные картины Великой Отечественной войны

Его жена, которую удерживают и успокаивают родные, рвётся к уходящему мужу, она в ужасе от предстоящей разлуки, «её страшный, душераздирающий вопль как бы наполняет картину».

Справа, на заднем плане изображена густая толпа, отдельные фигуры в которой сливаются друг с другом. И переводим взгляд на нее, на мать. В Государственном Русском музее находится ещё один фрагмент первоначального варианта картины, «Группа прощающихся» (холст на картоне, масло, 70 56см инв.

В настоящее время полотно «На войну» выставлено в зале 31 Михайловского дворца, где также находятся картины «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Страдная пора» («Косцы») Григория Мясоедова и другие30. Часто встречаются и картины для народа о трудовом народе, что и неудивительно. Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Жена художника, Валерия Ипполитовна, вспоминала, что Савицкий «много возился с перспективой, в особенности смущала его фигура пляшущего солдата, где нога в большом ракурсе»21.

По словам Сокольникова, в этой «страшной своим драматизмом» картине Савицкому удалось передать психологию народной массы, смятение посылаемых на войну крестьян, которые «не знают, куда их повезут дальше, с кем и за что, за какие интересы пойдут они воевать». После войны военная тематика напрочь отсутствовала в работах японских художников. Время не ждало.

Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что у картины Савицкого слишком серый фон, хотя и признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Картины маринистов также занимают значительное место в творчестве художников. Критик Владимир Стасов в статье «XVI Передвижная выставка», опубликованной в номере «Новостей и Биржевой газеты» от 6 марта 1888 года, подробно обсуждал картину «На войну», называя её лучшим созданием Константина Савицкого. По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, к таким произведениям в первую очередь следует отнести картины «Тёмные люди» (1882, ГРМ), «Конокрад» (1883) и «Крючник» (1884)24.

По другую сторону от солдата находится его отец, возле которого, полуобернувшись и разглядывая происходящее вокруг, стоит девочка-подросток37. Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011. По словам искусствоведа Михаила Сокольникова, фигура крестьянина образует своего рода центр в правой части композиции, а его «исполинский образ дышит такой мощью и силой, так пластически выразителен, что зритель ощущает в нём символ пробуждающегося к сознанию народа и несгибаемой народной воли»41.

Не теряя собственного достоинства, с суровым напряжением сдерживает он свои чувства его лицо выражает «возвышенное благородство, величавость и внутреннюю значительность»38. Сегодня известны только некоторые фотографии, сделанные с этих картин. В ней подчёркивается «драматическая конфликтность действия», которая заостряет переживания героев и придаёт трактовке сцены героизм и напряжение, свойственные таким картинам Сурикова, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»51. Еще часть, наиболее интересных полотен, «похоронена» в шикарных особняках и дворцах миллионеров, как средство накопления капитала, а не достижения искусства.

Судьба первого варианта картины «На войну», оконченного в 1880 году, долгое время оставалась неизвестной. В образах молодого солдата и его жены в наиболее обнажённом виде представлены те чувства, которые в более скрытой и сдержанной форме переживают и другие участники этой драмы. 10343, приобретён в 1928 году у Б. С. Петухова), «Группа прощающихся с новобранцем» (48 31см инв. Их не худо было бы издать для народа»18.

Прослеживаются два этапа в его развитии. Верещагин былточен вкаждой детали. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три фрагмента первоначального варианта картины «На войну» (холст, масло, 1880) — «Группа солдат с гармонистом и скрипачом» (29, 5 29, 7см инв. Он написан, можно сказать изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска — представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом.

Ненависть, злоба, безнадега – это в большенситве. Приняв решение изобразить последние минуты перед разлукой, художник получил возможность «показать действующих лиц тогда, когда ярче проявляются все чувства и мысли, обычно скрытые от посторонних взглядов»35. Как бы то ни было, окончательный вариант картины создавался по заказу Александра III. Наибольшее творческое наследие военной живописи осталось в странах бывшего СССР.

Живопись периода 
Великой Отечественной 
войны

Живопись периода Великой Отечественной войны