Картинки Врубель
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Переселение было внезапным, почти случайным. – Ничего нельзя понять, – пожала плечами она. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
- Самые знаменитые картины Врубеля
- Михаил Врубель: рисунки и наброски
- Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
- Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
- Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Эта большая акварель поразительна. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Усольцева в окрестностях Москвы. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Забелу-Врубель. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В 1870 году семья Врубеля переехала в Одессу, там Михаил в 1874 году окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию, где серьезно изучал литературу историю, французский, немецкий, латинский языки, посещал рисовальную школу Общества изящных искусств.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. М. А. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Врубель Михаил Александрович: биография
- Михаил Александрович Врубель ( )
- История создания картины Врубеля Пан
И впервые стал выставляться Врубель. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Может быть, в закладе. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. мне было все это видеть.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал.
- Немного биографии иособенности творчества
- Трагический гений живописи Михаил Врубель
- Особенности творчества художника
- Цены, рекорды продаж картин Врубеля
- Оценка, продажа и скупка картин Врубеля
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Как мы видим, старец не совсем обычный. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Вся цветовая композиция приведена в единство.
- Самое интересное в виде мозаики
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
- Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
- Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. В колорите картины – контрасты. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. (1884, ГРМ). Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись.
- Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
- Михаил Врубель: самые популярные картины (топ 12)
- Михаил Врубель – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
Там произошло его последнее возвращение к жизни. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. музей русского искусства, Киев). Сон как будто бы стал продолжительнее. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.
Но и не только это. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
- Картины Михаила Врубеля с названиями
Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». "Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие – она оказалась доброй и любящей, детство мальчика было счастливым.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям.
Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Тех миров, которые видели они, мы не видим". Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Это было последнее воспринятое его рассудком событие.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Очаровательная публикация. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
"Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Это один из его несомненных шедевров. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. И это был не единственный случай, когда картина полностью зарисовывалась другой или на ней оставались следы других работ. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. 17 марта 1856.
Его художественные способности проявились очень рано. Больно, горько до слез. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом – после эйфорического подъёма, которым сопровождалась работа над "Демоном", наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, себя он считал теперь ни на что не годным. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». "Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений.
Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Пророчества вскоре сбылись.
Мамонтова (оба – 1897). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.
Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Врубеля тут. Меня сильно поразила картина "Пан". Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
После окончания академии Михаилу повезло. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Он сблизился с "мирискусниками" (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. К началу 1904 года он почти умирал.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Да ведь до них несколько верст. В 1906 художник ослеп. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров".
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Род. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Врубель целыми днями работал с большим напряжением. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Прежде чем написать свои ощущения, я познакомилась с жизнью автора и историей персонажа. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", – писал художник А. Головин. Ладно идите.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Состояние художника тем временем ухудшалось. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Брюсова. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание.
Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Афанасий» и «Христос Спаситель». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».
Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Кирилле», «Св. (1906), необычайно выразительный. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше».
Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Арцыбушева и С. И.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в Академии Художеств. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. "Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль.
Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Работа не привела к улучшению. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой "санаторий". Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Кроме того, он начал терять зрение. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Свадебное торжество проходило в Женеве. Кушает хорошо— и в своё время. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий".
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. продолжение. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Прошение было удовлетворено157. Рождается ощущение первозданности.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем».
Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Омск. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Произведение удалось. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Нет, не стоит писать.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Так и было поначалу. Единственным утешением оставалась музыка. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубель провел в Венеции около полугода. И, хотя художник был отослан в Венецию дорабатывать икону и позировали ему итальянки, образ Эмилии Праховой был слишком узнаваем.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. сказок и опер Н. А. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний. Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий.
Мамонтова, Н. И. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Савву похоронили на Байковой горе. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". Это вот, эти копны сена.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Именно здесь он написал одни из самых известных своих работ: Египтянка, Купава, Мизгирь, Волхова и т. д. Круг жизни замыкался. Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным.
К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Демон низринут в ущелье среди скал. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Или это было самоубийство. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же).
«. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Вессель.
Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал". Плененный представлением цирковой наездницы, Врубель пришел к себе в номер и страстно захотел запечатлеть яркие образы на бумаге. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
В эти годы он вновь писал демонов. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Как было его сохранить. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении.
Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Синими искрами загораются стекла пенсне. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Вы художник. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Искусствовед Н. М. Она подлинно монументальна. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Художник-монументалист, художник театра, скульптор, график иллюстратор, представитель романтического направления русского модерна, М. А. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
В нем поднимался богоборческий бунт. Федорова. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. красиво. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Однако художник не смог сдержать свое обещание. – Но. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы.
Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. С 1884 года в течение шести лет М. Врубель жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви изучал византийскую иконопись, выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлен. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. У его апостолов были живые прототипы. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Пришлось даже пойти в гувернеры. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины.
Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. портреты С. И. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Потом они стали появляться и на московских выставках. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Сильное, грозное произведение. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Забелы и др. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Представители рода Врубелей (от польск. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Врубель писал картины на темы pyc. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Тех миров, которые видели они, мы не видим. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.