Картины Добужинский Мстислав Валерианович

Мстислав Добужинский: самые популярные картины (топ 12)

Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1924 году при содействии Юозаса Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики.

Что здесь иллюстрировать. Различны и системы иллюстрирования. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Первый рисунок играет роль фронтисписа. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера.

Добужинский никак не комментирует свой рисунок, но зрителю ясно: только что в этом месте произошло заранее спланированное властью кровопролитие. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

Мстислав Добужинский 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Мстислав Добужинский – картины с названиями и описанием по алфавиту

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера.

Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Член объединения «Мир искусства». Замечательны сами приемы графики. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Начало». Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника.

Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере.

Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Не менее абсолютно выражена и своеобразная фантастика всего повествования, напоминающая по своим приемам Гофмана. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).

Гимназию окончил в Вильне. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Плоскость листа строго блюдется. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей.

В Париже проходят его персональные выставки. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах.

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Так всегда.

Иллюстрации же рисует редко. Достоевского, 1923). В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.

Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония.

Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Они навсегда остаются в памяти. Но уже первые выступления принесли ему известность.

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.

В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых.

Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова.

у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Домик в Петербурге»

Описание картины Мстислава Добужинского «Домик в Петербурге»

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Необходимо отметить еще значение концовок.

Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. С 1924 г. жил в эмиграции. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин.

Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Матэ, а также в Мюнхене. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Книга вышла сначала в лондонском издательстве, затем с некоторыми изменениями – в парижском. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. Налево во всю страницу изображен принц, грустящий на могиле отца, направо над текстом — в овале — стареющая принцесса с паяцем.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Скупой рыцарь» усердно украшен. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А.

Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Но его особенно привлекал другой Петербург. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина.

Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)

Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию.

Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. В 1923–1924 гг. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  3. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  4. ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  5. Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  6. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  7. Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  9. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Участвует в выставках с 1902.

Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

  1. Художник Вячеслав Жемерикин (1942 – 2005)
  2. Западноевропейская и антикварная живопись
  3. Декоративно-прикладное искусство
  4. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  5. Рисунок акварелью собирателя открыток

В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни.

Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Живёт в Нью-Йорке. Сейчас, спустя сто лет, его графические зарисовки Петербурга являютсяантиквариатомбольшой ценности. Каунас).

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас).

На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». А. А.

В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

загадочных приключений «Ночного принца». После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

Родился в семье офицера. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.

На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

Таким видел Добужинский современный ему Петербург. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М.

Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Внизу — песочные часы и черные крылья. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города».

Для открытых писем издаваемых Общиной св. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ.

Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев.

С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».

Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия».

Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием.

Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

Дягилева. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность.

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Умер Добужинский в 1957 году. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». С 1939 жил и работал в США. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.

К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Под ней — сердце между белых крыльев.

В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США.

Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Великий русский график, театральный художник. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. Контрастов черного и белого нет. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна.

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Всего, что на них изображено, нет в пьесе, но это могло быть, это было и, быть может, подобные вольные парафразы — лучшие темы для книжных украшений.

Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).

В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Его буквицы, заставки, шрифты издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».

Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.