Картины Фрагонара
Второе ее название — «Жимблетт» — возникло из-за путаницы с другой, ныне утраченной картиной Фрагонара, на которой девочка дразнит собакукренделем (la gimblette). В басне Лафонтена, как и в картине Фрагонара, сделан акцент на более узкий морализаторский аспект, подчеркивающий то зло и те несчастья, которые привносит в жизнь и судьбу человека зависть и ревность. Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки).
Благодаря тому, что картины Фрагонара становятся чрезвычайно модными и художник сколачивает небольшое состояние и открывает мастерскую, однако вспыхнувшая революция приводит его к разорению, а пришедший на смену рококо классицизм лишает живописца былой популярности. Картины Жан Оноре Фрагонара отличаются неповторимыми красочными сочетаниями, плавностью живописи и эмоциональностью, а также композиционно они очень выверены и точны. Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.
Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Резкие движения взволнованных свидетелей события, скользящий свет, вырывающий из сумрака центральную группу и падающий дрожащими бликами на колонны, — всё это созвучно страстному порыву Кореза.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе.
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В марте 1761 года Фрагонар совершил на деньги Сен-Нона поездку в Неаполь, а месяц спустя они вместе отправились в Париж. В 70-е гг. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Мастер игриво-эротических картин — Фрагонар
26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Перед нами характерная для живописца картина. художник лишается и заказчиков и славы.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Неизвестно, одобрил ли сам художник якобинский террор, но идеалы Республики, по-видимому, были близки ему, как и членам его семьи. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Спохватились лишь пару часов спустя.
Жан-Оноре Фрагонар: самые популярные картины (топ 12)
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Юноша специально подстерегал её. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Вскоре Фрагонар оставляет исторический жанр и начинает создавать идеалистические и пасторальные картины, соответствующие вкусам того времени. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им.
Жан-Оноре Фрагонар – картины с названиями и описанием по алфавиту
1788 год стал очень тяжёлым для художника. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. В конце 70-х гг. Фрагонар был выразителем стиля рококо (которому в его картинах присуща некая ироничность и пикантность), а сюжеты на тему ежедневного быта удавались ему исполненными лиричностью, чувственностью и открывали для зрителя абсолютно иной мир человеческих чувств.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал».
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Известно лишь, что в 1738 году семья переехала в Париж — по всей вероятности из-за каких-то финансовых неурядиц отца.
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше.
Он совсем юн и изящно манерен. Но главное — он наслаждается. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Краткая информация о художнике и его картинах
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Учился у Ж. Б. С. Собственно, по французскому праву все долги, происшедшие из игры и пари, считаются недействительными, за исключением тех, которые произошли из игр имеющих целью духовные и телесные упражнения, как то: литературный спор, философский диспут, музыкальное пари, фехтование, бега, скачки и т. п. но и здесь суд имеет право, при чрезмерности ставки, отказать в иске. В те времена рококо было в моде, публика охотно приобретала работы молодого художника, что позволяло юноше жить достаточно безбедно и стимулировало к дальнейшему совершенствованию своих работ. Картина имела успех.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
- Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
- Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
- Творчество Жана Оноре Фрагонара
- Картины и репродукции Жана Оноре Фрагонара
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения.
С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
- Фрагонар Жан Оноре Портрет Дидро
- - (Фрагонар Жан-Луи Оноре) (1732-1806) (120 работ)
- Щеколда, Жан Оноре Фрагонар, 1777
- Поиск новых направлений в живописи
- Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
- Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. В 80-е гг. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
О детстве художника известно очень мало. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
- Система росписи православного храма
- Вопросы к экзамену по курсу «История античного искусства — Греция и Рим»
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
- Мазаччо и итальянское Кватроченто
- В чем ценность «Качелей» Фрагонара
- Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Словари и энциклопедии на Академике
Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Качели раскачивает обманутый муж красавицы, а любовник наблюдает за полетом ее развевающегося розового платья, обнажающего изящные ножки, обмениваясь с ней лукавым взглядом. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина.
Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась.
Но это не лишает сцену правдивости. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). И последнее, о чём необходимо сказать.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Некто неопределённого возраста — возможно, слуга или даже муж кокетки — тянет за верёвку, раскачивая качели, а с другой стороны, за живой изгородью притаился её счастливый любовник.
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Серия портретов (1761–1765), т. н. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
В 1780-е гг. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»).
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением».
На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Серия портретов (1761–1765), т. н. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником.
Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Сценка откровенно театральна. Фрагонара и Г. Робера.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
Шардена. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
эстетических переживаний. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Это без слов видно на представленной репродукции.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя).
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Картина также имела другое название «Тайная страсть». В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Диапазон его чрезвычайно широк.
Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году.
Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Она оказывается в его жарких объятиях. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского.
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». На подобные произведения был большой спрос. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Художник смог передать своё представление о любви. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Это позже будет восхищать импрессионистов.
Это действительно прекрасная вещь. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. История создания "Качелей" весьма занимательна. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил тёплую золотистую гамму игру света. Вдвоем путешествуя по Риму и его окрестностям, они много рисовали и взаимное влияние принесло обоим явную пользу, хотя каждый в дальнейшем пошел своим путем.
Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра».
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. Круг замкнулся.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Художник Фрагонар постепенно формируется изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Благодаря ему художники получили возможность поработать на знаменитой вилле дЭсте в Тиволи.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
Фрагонар действительно любил фантазировать. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.
Давидом, лишил его прежней популярности. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.
Характерно уже одно то, что здесь представлены как бы чертоги самого сладкого аромата, са мого женственного цветка. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Проницательный Сен-Нон не случайно находил в этих рисунках чары, присущие не холодной виртуозности но подлинной поэзии. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Его творческий темперамент поистине огромен.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
В конце 70-х и в 80-е гг. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Творчество Фрагонара многолико изменчиво. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.
Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Техника офорта ему тоже была подвластна. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей" и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Главное, цель достигнута. Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график.
Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Но вот по скольку в этой искренности и в этой свободе было сознательности — этого никто сейчас не скажет и скорее приходится допустить, что в общем он остался на всю жизнь тем беспечным провансальским гамэном», каким он явился в Париж и каким он представляется даже в тяжелую пору своего существования, когда художник, в качестве бывшего фаворита аристократов», принужден был бежать из Парижа и целый год скрываться в доме своего приятеля в Грассе». — Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
— в особенности от Тьеполо. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом.
Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Ее линии прихотливы извилисты.
Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). «Кто решит вопрос, был ли он, например, развратником или добрым семьянином, вполне ли свободной натурой или человеком, не способным бороться против известных форм общественного рабства было ли у Фрагонара цельное и своеобразное миросозерцание или он всегда поддавался нас троению минуты.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Эта работа – исключение из правила. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Оп.
Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Он изображён в облачении испанского идальго. К этому времени Фрагонару исполнилось 29 лет и для него настала пора всерьёз заняться работой. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.
В конце 60-х гг. Пророк Ахия предсказал Иеровоаму, что он будет царём всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена.
Посмотрим на несколько портретов. В 90-е гг. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. У Шардена можно обнаружить следы голландских и фламандских влияний, но в целом это абсолютно французское явление. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Шардена и Ф. Буше в Париже. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. В это время в моду входит классицизм. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград).
Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо.
Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Его творчество начала 60-х гг. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard».
Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки.
В гостиной собрались гости. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Эти качества делают их частью окружающей природы. живописи — прежде всего голландской и фламандской. Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников.