Картины Фрагонара С Названиями
Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
В конце 60-х гг. Сперва ученик Ж. -Б. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Отныне он часто будет сменять жанры: галантные сцены, пасторали, фантастические портреты и портреты с натуры, пикантные, не лишенные эротики сцены.
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Диапазон его чрезвычайно широк. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Трудно сказать, что здесь преобладает — непосредственность впечатления или игра фантазии, жизнь или театр. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
Его творческий темперамент поистине огромен. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
1788 год стал очень тяжёлым для художника. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Но вот по скольку в этой искренности и в этой свободе было сознательности — этого никто сейчас не скажет и скорее приходится допустить, что в общем он остался на всю жизнь тем беспечным провансальским гамэном», каким он явился в Париж и каким он представляется даже в тяжелую пору своего существования, когда художник, в качестве бывшего фаворита аристократов», принужден был бежать из Парижа и целый год скрываться в доме своего приятеля в Грассе».
Мастер игриво-эротических картин — Фрагонар
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. В те времена рококо было в моде, публика охотно приобретала работы молодого художника, что позволяло юноше жить достаточно безбедно и стимулировало к дальнейшему совершенствованию своих работ. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Грёза. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Картина также имела другое название «Тайная страсть». В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез»., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Техника офорта ему тоже была подвластна. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Фрагонара и Г. Робера. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом.
Творчество Жана Оноре Фрагонара
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Согласно утверждению братьев Гонкуров, портрет хранился у потомков Жана-Оноре и Мари-Анны Фрагонар и долгое время не выставлялся для публичного просмотра. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Фрагонар изобразил воду источника, в которую Купидон опускает свои стрелы, поражающие затем любовью богов и людей. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
Поиск новых направлений в живописи
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Круг замкнулся. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Прототипами обеих серий служили реальные лица. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Посмотрим на несколько портретов. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Его живописная речь очень богато интонирована: он то повышает голос, то словно шепчет, бывает страстен, нежен, сентиментален, элегичен, весел, насмешлив. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Картина имела успех. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме.
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Уплаченное добровольно по неисковым пари возвращению не подлежит, если только со стороны выигравшего не было обмана, мошенничества, насилия. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).
Фрагонар с особым вдохновением писал именно деревья, масштабность которых подчеркивалась контрастом с маленькими фигурками людей, а также светозарное небо с тающими облаками. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. эстетических переживаний. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Прославленный Ф. Буше, у которого молодой художник учился с 1747 года, ценил его талант и выделял среди учеников. Их становится невозможно отличить от картин Буше.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Спохватились лишь пару часов спустя. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа.
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». В это время в моду входит классицизм. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Ее линии прихотливы извилисты. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Художник Борис Николаев (1925 — 2017)
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
Жан-Оноре Фрагонар: самые популярные картины (топ 12)
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось).
Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). «Художник изобразил двух купидонов, возможно духов почивших возлюбленных, заключивших друг друга в объятия над обломками саркофага, в то время как другие купидоны, поменьше, порхают над ними, а дружелюбный дух освещает всю сцену свадебным светильником. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа.
Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Жан-Оноре Фрагонар – картины с названиями и описанием по алфавиту
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Это действительно прекрасная вещь.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). История создания "Качелей" весьма занимательна. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка».
Краткая информация о художнике и его картинах
Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Шардена, а потом Франсуа Буше. Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами.
Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Копирование работ старых мастеров играло большую роль в процессе совершенствования учеников парижской Академии. Но это не лишает сцену правдивости. Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Оп. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья.
В 90-е гг. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. В 1780-е гг.
Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
По-видимому, выбирая оригиналы для копирования, Фрагонар пользовался советами непосредственного наставника. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Об этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов, но и из воспоминаний современников художника и отчётов, которые регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натуар. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Серия портретов (1761–1765), т. н. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Благодаря протекции Давида, у которого учился сын Фрагонара, старый мастер получает место в музейной комиссии, занимавшейся формированием из брошенных частных коллекций первых национальных музеев, прежде всего Лувра.
История зарубежного искусства века
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». В 80-е гг.
«экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце». Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Он совсем юн и изящно манерен. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
- Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
- - (Фрагонар Жан-Луи Оноре) (1732-1806) (120 работ)
- Картины и репродукции Жана Оноре Фрагонара
- Фрагонар Жан Оноре Портрет Дидро
- Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр.
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Она оказывается в его жарких объятиях.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Он изучал художественные сокровища Италии и напряжённо искал свой собственный путь в искусстве. Это маленькое полотно отличается подлинным космизмом образов, широтой и музыкальностью ритмов. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств).
На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В конце 70-х гг.
Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Главное, цель достигнута. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств.
В гостиной собрались гости. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Эпоха рококо знает немало примеров самой откровенной демонстрации наготы, но у Фрагонара обнаженное тело предстает не столько предметом изображения, сколько формой экспрессии интимного чувства.
Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. В образе этой юной девушки наиболее явно ощутимы грация рокайльного портрета и одновременно те новые возможности портретной живописи в передаче состояния и характера модели, которые искусство Фрагонара открывало для Х1Х столетия, предвосхищая портреты Камиля Коро и Густава Курбе. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй».
В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений.
Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона.
Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. Пикантность ситуации не только в том, что он наблюдает изящные ножки, белые чулки и даже красную подвязку на одном из них, но и в том, что раскачивающий качели о присутствии рядом возможного соперника даже не догадывается. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
«Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Это без слов видно на представленной репродукции. Воск свечи капнул на его крылья и Купидон проснулся, горько упрекая Психею, но он должен был улететь, чтобы никогда больше не вернуться. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк).
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф.
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. художник лишается и заказчиков и славы. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Эти качества делают их частью окружающей природы. Его искусство оставалось весьма противоречивым.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».
— Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Его творчество начала 60-х гг. Шардена.
В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Что ж, Фрагонар еще раз доказал серьезность своих притязаний и способность гибко варьировать стиль. О детстве художника известно очень мало. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.
Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. И последнее, о чём необходимо сказать. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста.
Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
В 70-е гг. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. В конце 70-х и в 80-е гг. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. — в особенности от Тьеполо. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. На исходе 1760-х аббат де Сен-Нон, старый друг художника, обратился к нему с заказом исполнить четыре десюдепорта.
Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). В картинах «Урок музыки» (ок.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Фрагонар был выразителем стиля рококо (которому в его картинах присуща некая ироничность и пикантность), а сюжеты на тему ежедневного быта удавались ему исполненными лиричностью, чувственностью и открывали для зрителя абсолютно иной мир человеческих чувств. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше. В творчестве Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Дамы в пикантны, соблазнительны игривы.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Фрагонар действительно любил фантазировать. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.
Он изображён в облачении испанского идальго. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя.
Серия портретов (1761–1765), т. н. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.
В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Юноша специально подстерегал её.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Сделанные там рисунки — пожалуй, первое по-настоящему оригинальное проявление фрагонаровского таланта.
Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Перед нами характерная для живописца картина. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Сценка откровенно театральна. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Эта работа – исключение из правила.
Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями.
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Его отец – Франсуа Фрагонар – был перчаточником, занимаясь коммерцией, он потерял все свое небольшое состояние и вынужден был определить сына-подростка в конторские служащие. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Но главное — он наслаждается. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Прелесть портрета состоит в том, что это кажется не постановкой, а моментом, схваченным из жизни. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б.
В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»).
Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.
Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. А. С.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Счастливые возможности качелей. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина.
Художник смог передать своё представление о любви. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.
Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина).