Картины Масленицы
Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу. Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси. Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья.
Картина с изображением гуляний на масленице была написана Кустодиевым в 1916 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее (Ж-4358), куда поступила в 1923 году из Академии художеств3. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.
Борис Кустодиев Зима (вариант картины Масленица) 1916 г. Я – часть речи интересная, Широко в миру известная. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Целая серия его картин имеет общее название «Масленица».
На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. «масленица»— картина российского художника Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году, пример ретроспективного бытового жанра.
Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины русских художников:Символом народной Масленицы стало чучело молодой женщины, которой даже было придумано имя – Авдотья Изотьевна. И в искусстве она свой неповторимый след оставила. Многие знаменитые художники писали Масленицу маслом на своих удивительных холстах. Вот, к примеру, такие картины на тему Масленицы и народных гуляний во время масленичной недели созданы художниками русской академической школы. В 1978 году в серии «100 лет со дня рождения Б. М. Кустодева (1878—1927)», включающей в себя 5 почтовых марок и блок4, была выпущена марка с репродукцией картины «Масленица»5.
Масленица. А. Брусилов При слове "масленица" в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Также вы можете заказать картину с эффектом масляной живописи по имеющейся фотографии с празднования Масленицы в вашем населенном пункте. Константин Маковский картиной «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади» подчеркнул желание каждого отдать дань этому празднику. Вторая картинкаОднако не только еда составляет смысл масленицы.
Масленица в картинах русских художников
Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Второе правило, это то, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Но не забудьте, что чучело должно сгореть. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно.
Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года.
Масленица в картинах известных художников
В 1919 году Б. М. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг.
Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. На переднем плане дети катаются на санках. Там сосредоточилась большая толпа народа. Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби.
На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Это значит, что вам придется изобразить также костер. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника – сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году.
Презентация на тему: Масленица в картинах русских художников
Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Масленица все же – истинно христианский праздник. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие – таков эмоциональный фон картины.
Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.
Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание". Скорее всего, вы решите нарисовать чучело Масленицы и стопку блинов на тарелке – ведь это главные символы первого весеннего праздника.
В литературе символика поедания и трапез-пиров на весь мир достаточно часто встречающееся явление. И Сырной седмицей в церковном календаре и Блинницей-Объедухой в народе. «Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин.
Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. Картина Масленицы не полна без костра. Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Кульминационным символом всего этого действа является церковь.
Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая добро на празднование. (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). Это время называется широкой масленицей. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Да это и не важно. Так она «красовалась» всю неделю.
Масленичные картины русских художников
Есть тут и булочная и фрукты и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. Первая картинкаВся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица.
Где этот праздник, в каком городе России – неизвестно. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств.
Описание картины Кустодиева "Масленица", 1916
Её обряжали в старое тряпье. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день – четверг.
В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье.
Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Масленичные гулянья изображены в этой работе наиболее ярко, плотным, густым потоком радостной волны шумных разговоров, отрывистых взглядов, громкого смеха и сияющих, разгорячённых лиц.
Масленица – это прежде всего обильная и сытная пища. И все же праздничное ликование неотделимо от невольного ощущения призрачности этого мира, уходящего в прошлое1. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». Это образ России, каким его видел великий художник.
" Широкая масленица в произведениях русских художников"
Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей.
Слайд 12 Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Веселье охватывает всех. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи – не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году – в послереволюционный период). Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне. Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Борис Кустодиев. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения.
Да это и не важно. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени и кулисы и даже своеобразный «хор».
Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает» — вопрошал ещё Н. В. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Огонь можно нарисовать вокруг чучела, но можно и просто рядом с ним. В. И Суриков «Взятие снежного города» Суриков изобразил старинную казачью игру издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу. Своего рода, рождается эффект избыточности.
Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. И еще один обязательный элемент вашего рисунка – это солнце.
А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству». Все ждали весны и обновления. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням.
"Гостевание" приобретает самоцельный характер. Гоголь имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси.
Картина— плод воображения художника. «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) – это типично русский зимний пейзаж. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. В ярком огне исчезал холод.
В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен игр и сильного задора масленичных катаний. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.
Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Это образ России, каким его видел великий художник. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы.
Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. Как к ее воплощению подходит Кустодиев. Сама природа, а не только народ, радуется празднику.