Картины Жерико Теодор
Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Теодор Жерико: биография и картины
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Ему не спастись. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). чтобы умереть». Полотно отметил и сам Давид. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Представителем этого направления считается Теодор Жерико. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Её похвалил М. -Б. Романтизм – это скорее не стиль, а мировоззрение. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Этим определялась направленность его поисков». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Крупнейшим направлением во французском искусстве первой трети XIX столетия был романтизм.
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
«Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. В роли рока здесь выступает мрачная тень, которая пытается поглотить героя. Успех дебютной работы повторить не удалось – искусствоведы либо проигнорировали труды Жерико, либо отозвались о них в неодобрительных выражениях.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В первую очередь это были проблемы света. Там картина вызвала большой интерес.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Она определяет устремленное вниз общее движение масс. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Теодор Жерико: самые популярные картины (топ 12)
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
С другой стороны по лбу человека, по шее, торсу начинают блистать мощные блики света. Это интриговало и притягивало взгляд. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Теодор Жерико – картины с названиями и описанием по алфавиту
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Сенегала, людьми познавшими "сободу". Человек всегда побеждён в этой борьбе. Лувр. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
Краткая информация о художнике и его картинах
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). В Риме художник проводит целый год. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Описание картины Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме»
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Описание картины Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку»
В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Полотно отметил и сам Давид14. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Описание картины Теодора Жерико «Плот медузы»
После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Описание картины Теодора Жерико «Раненый кирасир»
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Много копирует в Лувре. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая – падения с лошади. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
- Жерико ТеодорКартины и биография
- Картины — Жерико, Жан-Луи-Теодор
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией и он обращается к мотиву моря. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Плот Медузы стал последним из завершенных произведений Жерико. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Он рвался в атаку. Тень обволакивает тело, она сильная, мрачная. Благодаря этому романтическому, т. е. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В собрании ГМИИ присутствует картина «Этюд натурщика» Жерико, его вещей вообще не много, мастер очень мало прожил. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Но со временем битум темнеет и Этюд натурщика также очень сильно потемнел от времени. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Природа на полотне враждебна человеку. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Её похвалил М. -Б.
- Основоположник романтизма во французской живописи Теодор Жерико
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
- Жизнь и творчество Теодора Жерико
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
- Самое интересное в виде мозаики
- Жерико в художественной литературе
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал эпитафию солдату 1814. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Пусть даже и за свой счет. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Жерико Теодор ( ) – французский художник
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Жерико болезненно переживал критику.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Усугубляют такой тёмный колорит картины и искания самого художника в области цвета. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Этим определялась направленность его поисков»13. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Картина не получила ни первой, ни второй премии. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Чувство французов, познавшие горечь поражения, выразил на картине Раненый кирасир, что оставляет поле битвы (1814 г. ). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. К счастью, справедливость восторжествовала). 1817, Лувр, Париж).
О Теодора Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник решился выставить в Салоне картину Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. И ещё, что очень характерно для Жерико – это сплав рисунка со светотенью. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
У юноши две страсти: живопись и лошади.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». В живописи Жерико ясного понимания проблем света ещё не было. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Но при этом Жерико упорно и много работает.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Одного из погибших волной смывает в море.