Краткая Биография Эдвард Мунк

В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.

Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника

Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892 года) и литературным творчеством. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 1900-х гг.

Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным.

«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.

Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Достоевского «Преступление и наказание». Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.

Эдвард Мунк – краткая 
биография

Эдвард Мунк – краткая биография

Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.

В конце 1880-1900-х гг. Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Это было для него слишком.

Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.

«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).

Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины.

Живое побеждает смерть. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.

Художник Эдвард 
Мунк: произведения, 
биография

Художник Эдвард Мунк: произведения, биография

Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло. Получается лучшая гармония красок. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.

Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Автопортреты Мунка отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», около 1940 года «Автопортрет между часами и кроватью», 1940-1942 годы, оба – Музей Мунка).

В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».

Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.

Краткие биографии 
художников 3/ Эдвард 
Мунк /

Краткие биографии художников 3/ Эдвард Мунк /

На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.

И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. И теперь он стал снова перечитывать письма от Карен Бьёльстад. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. 23 января 1944 года он встал и немного прошелся по главному зданию Экелю.

  1. Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
  2. Биографии великих и известных людей
  3. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  4. Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  5. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  6. Интересные факты из жизни художника
  7. Эдвард Мунк, норвежский художник

На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Осенью он едет в Париж. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Это были первые опыты художника. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Детство и юность норвежского художника
  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души

Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами. В нем многое привлекало внимание. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».

Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.

  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе.

Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

  1. Биография и произведения Эдварда Мунка
  2. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  3. Последние годы жизни Эдварда Мунка
  4. О знаменитости:норвежский художник
  5. Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  6. Память и отражение в мировой культуре

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Племянник П. А.

Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885-1886 годы, «Весна», 1889 год, обе – Национальная галерея, Осло). Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене.

  1. 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )

Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

Эдвард Мунк: жизнь 
и творчество художника

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Один из первых представителей экспрессионизма.

В два часа дня почувствовал себя дурно и лег в постель. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.

Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Они хотели, чтобы это были официальные похороны. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.

Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Они свободны от излишней повествовательности. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Останавливался, думая о чем-то. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.

Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.

Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Мунк поблагодарил, но сказал, что ему нужно время. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В его судьбу вторглась война.

Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Я знал, что он в течение многих лет ждал этой выставки в Париже и помог ему подобрать картины. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Графика Мунка поражает разнообразием техники. Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.

Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.

Под безумием стоит понимать не только болезнь Лауры, но и поведение отца, с горя впавшего в мистицизм и круглые сутки молящегося в своей комнате. В 1879 году Мунк поступил на инженера в Высшую техническую школу в Осло, затем довольно стремительно перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.

Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.

Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В сущности его картины 80-х гг. Она называлась «Дорога никуда». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).

В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В течение 1909-1916 гг. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.

Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.

Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Похороны решили организовать квислинговские власти в Осло.

К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».

Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.

Ингер Мунк попыталась помешать этому. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.

Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).

В 80-е гг. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.

Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.

Рядом с ней — мать. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма.

Всего он провёл там более полугода. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).

Он спустился туда и сидел там несколько часов. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В длительные поездки он обычно брал с собой пакеты — связки старых писем. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).

Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.

Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Мунк также верил, что когда-то лун было две. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.

Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Грин позаимствовал наименование для своего романа.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

С 1884 года сблизился с писателями и художниками натуралистического направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884 год, собрание Р. Мейера, Берген). Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы.

Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.

Но больше всего его раздражали пальцы. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Урна с прахом Эдварда Мунка стоит в почетной роще церкви Спасителя в Осло. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством.

Не мог только уговорить его написать благодарственное письмо во Францию. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.

Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Умер от паралича сердца. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.

Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В 1921-1922 гг. Правы все. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.

«Я почувствовал крик Природы»). В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка).

«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии.

Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. Мунк.

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.

Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом28. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.

После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. Он издает вопль. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

На первом варианте небо написано в багряных тонах. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 год «Тоска», цветная литография, 1896 год). Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».

Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.

Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Любовников как будто скрывает мгла. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.

Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов27 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».

Что за чертовщину они там плетут. Некоторые исследователи У. Бишофф. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген.

Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов13. М., 2007. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Старый бронхит, часто мучивший его, вспыхнул с новой силой — и он слег.

Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Он попросил Йенса Тииса позвонить Мунку. Она увела Мунка в погреб.

Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Французский посланник настаивал. Перед рождеством 1943 года в Осло в течение нескольких часов произошел ряд взрывов. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Хрен редьки не слаще.

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.

Ему необходим письменный ответ Мунка. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Осенью он едет в Париж. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.

У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Проект остался нереализованным. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

Художник страдал бессонницей и паранойей. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. От той, которая сделала для него так много. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию8. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков.

Портреты художника — исследование человеческой души. На смену приходит пафос утверждения жизни. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

Он оставил после себя огромный архив. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Всего он провёл там более полугода. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Ей 26 лет и она замужем.

Лицо человека — застывшая безликая маска. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В 1881-1883 годах учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882 год), с 1883 года учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова.

Мунка. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.

При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Картина становится символом вечного возрождения жизни. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. ориентация норвежского искусства меняется.

Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов. В 22 года Эдвард Мунк встречает свою первую любовь. Милли Таулов.

Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Уже в середине 80-х гг. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».

Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. носят пейзажный характер. Это были письма, полученные им от тетки.

В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Экономка решила, что взлетит весь город. Поиски заняли целых два года.

Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника.

«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Делал несколько шагов. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.

В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. Он называл это «лошадиным лечением».

Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Родился в семье военного врача. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Пластический язык обретает исключительную силу.

Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. De gustibus non est disputandum. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

Создана картина в Берлине. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Оборачивался, как бы ища другой дороги.

Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 год ныне – в Новой национальной галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907-1908 годы собрание Р. Мейера, Берген Худож. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.

Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.

Здесь он проживёт остаток жизни. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Выставка состоится в Jeux de Paume весной 1939 года. В шесть часов того же дня он тихо скончался. В него вошло около трехсот листов.

Так Эдвард стал маргиналом среди художников. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма.

Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.

В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Всего он провёл там более полугода. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины.

В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Вскоре семья переселилась в столицу. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина.

В Экелю тоже вылетели стекла в окнах. Завещал собрание своих работ (около 1 тысячи картин, свыше 15 тысяч гравюр, 5 тысяч акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету на основе этой коллекции в 1963 году создан Музей Мунка в Осло. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Он казался странным.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Французский посланник в Осло посетил Мунка. Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян.

В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).

Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Шел он не как все. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Мунк упорно учился. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой и отказывался признавать, что месяц – тоже луна.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.

Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.

Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42.

По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Но он хотел получить официальное приглашение и залы в Jeux de Paume.

«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. В Германии у Мунка было много друзей. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи.

В них запечатлен духовный путь мастера. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.