Краткая Биография Рокотова
Краткая биография Федора Рокотова
С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования.
Каталог. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Многому научился у Ротари и Токке». В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Но удача отвернулась от Рокотова и в 1947 году он был арестован уже на юге.
Но были и другие, более значимые связи. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Но и сохранившиеся утверждают перед нами высокое достоинство художника. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Значение РОКОТОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
Женские портреты, как правило, овальной формы. Санти (1785, Русский музей). К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. – СПб., С. 52. ). На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств.
Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Рокотова // Искусство. ГРМ).
Федор Рокотов: биография и творчество
1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Гагариных и князя C. B. 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. Небывалый случай. Судьба продолжала благоволить к художнику.
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Он становится адъюнктом, преподавателем. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. За это творение он был милостиво награжден.
Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы».
Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
В 1750-х приехал в Петербург. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. В их числе были А. П. Сумароков (1777. Л. Голенищев-Кутузов, первая половина 60-х гг., ГРМ). Рокотов.
В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Портрет императрицы очень декоративен. Наиболее поздними из шедевров художника являются портреты четы Суровцевых.
Происхождение художника окончательно не установлено. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он отмечен обращением как к парадному, так и камерному портрету.
Рокотов Фёдор (1735-1808) – краткая биография
Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один.
В интимных портретах 60-70-х гг. Они словно беседуют с каждым, кто на них смотрит. 12 декабря 1808 года Рокотов скончался и был похоронен на кладбище этого монастыря.
В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски).
Фёдор Степанович Рокотов: биография
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — из самых похожих. Колористическое решение художника безупречно. 6. Но спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Новосильцевой (1780), И. И. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Рокотова от его современников.
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Великого Князя Николая Михайловича, СПб. С. 68 – 71. ). Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом предстает Струйский на портрете. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста.
Необычен портрет Суровцева. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. По его протекции Ф. С. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить».
Краткая биографическая энциклопедия
Сам Рокотов еще не писал произведений, столь острых и верных по характеристике болезненно-причудливой модели. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Они словно притушены общим стремлением к возвышенному, что делает персонажи Рокотова несколько похожими друг на друга. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится "Портрет Екатерины II в коронационном наряде" (1763), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763). Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство.
Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Женские портреты, как правило, овальной формы. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ.
Федор Рокотов: биография и картины
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Нет сведений о дальнейшей судьбе учеников Рокотова, мастера его круга перестали работать. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — Старые Годы 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова). Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии.
Ее лицо далеко от «правильности» академических канонов, но одухотворенность и запечатленная на нем тихая дума делают его прекрасным. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Земная судьба А. П.
Федор Степанович Рокотов биография
ГТГ). Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения.
Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место.
- Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
- Биографии великих и известных людей
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Краткие сведения о жизни художника
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
В картине чувствуется нечто интимное. Вот таким образом у Ф. С. или между 1768 и 1773 гг. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.
Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Портреты кисти Рокотова нравились императрице.
- Рокотов Фёдор Степанович, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Ещё документы из категории история
- Напишите отзыв о статье Рокотов, Фёдор Степанович
- Отрывок, характеризующий Рокотов, Фёдор Степанович
- Словари и энциклопедии на Академике
- Наиболее известные произведения
Академия пока еще не открылась. Тому подтверждение – свидетельства современников. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. В Москву Рокотов переехал в 1765 – 1767 году. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава.
Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. ГТГ). В 1770-х годах в доме, который Рокотов снимал на Старой Басманной, с ним проживали племянники, прислуга и ученики (П. Числился вольнорожденным и, вероятно, был незаконным хозяйским ребенком (сыном князя П. И. В 1762г. Рокотов мог «загрузить» холст плотными формами лица и фигуры, тяжелыми массами одежды и орденов, как это он сделал, хотя бы, в портрете Обрескова. ГРМ).
Федор Степанович Рокотов. Орлова в латах (1762-1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Легкая живописная дымка и темный фон из которого выступают неясные очертания высокой пудреной прически, обтекающий плечи атлас – все эти детали стали отличительными особенностями манеры художника.
Художник преуспевает: он обзаводится своей мастерской, у него появляются ученики, с помощью которых признанный мастер исполняет многочисленные заказные портреты крупнейших государственных деятелей и дворянской знати. Данная финансовая помощь позволила ему незамеченным отправиться на юг. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом.
В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Загадка и Леонардо и Рокотова кроется в том, что они воплотили в своих портретах не конкретные, а некие общие принципы трепета духовной жизни, духовных порывов и изменчивости психической жизни, которые трудно улавливаются и тем более поддаются словесному описанию. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. В 1765 году уже всеми признанный художник наконец-то получил звание академика, правда для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир», так как «портретные в академии были не в чести».
- Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е. Его часто приглашали ко двору. Происхождение Рокотова остается дискуссионным и вызывает многие споры среди исследователей. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог.
и И. Андреевы, И. Кузьмин, В. Прокопиев и Е. Григорьев, кроме них были и приходящие). Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.
Однако они весьма тонко выявляют внутреннюю жизнь моделей, в то же время окутывая их серебристой дымкой, рождающей чувство таинственной недосказанности. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Сумарокова. – М., 1959.
Таков портрет литератора Василия Ивановича Майкова (конец 60-х гг. ), человека ироничного и замкнутого, скрывающего эти качества под маской жизнелюба. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). При посредстве Шувалова Рокотов преподносит новому императору России его парадное изображение и удостаивается звания адъюнкта живописи и права присутствия за обедом Его Императорского Величества. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию.
Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Её тёмные глаза пристально и доброжелательно смотрят на зрителя. Разумеется, многих портретов не смела касаться рука помощника. Ему позировали женщины знатные, приближенные ко двору: фрейлина императорского двора княгиня Екатерина Николаевна Орлова (Около 1779. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. т. I, СПб.
Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. ГРМ).
Рокотов выделил светом лицо Павла, воплощающее живое внутреннее движение: черты любознательного, сообразительного, непосредственного мальчика переплетаются в нем с чертами самоуверенного баловня. Портретов 1770-х годов дошло до нас достаточно много и мы можем наглядно судить об уверенном, властном мастерстве Рокотова. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь по троекратном действии, то есть в три сеанса. Его успехи были замечены. Рокотов писал этот заказ без охоты: «.
1954. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Живопись. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму и это тоже придает им особое изящество и романтичность.
Т. 1. Таковы портреты Струйских. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение.
Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении Отрада, Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. С. 94. ).
«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Женские портреты, как правило, овальной формы. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. Масон Н. И.
Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Орлова, умного изысканного вельможи. Дальнейшие политические события, происходившие в России, способствовали быстрому успеху художника. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова Кабинет И. И.
«Портрет неизвестной в розовом платье» (70-е гг. ) поражает богатством неуловимых оттенков розового цвета — от полупрозрачных до ярких и насыщенных. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». Но и в этих заказных произведениях видны наблюдательность и выдумка.
Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». – М. : Художник РСФСР, 1962. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы».
– СПб., 1998. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Первый, петербургский, приходится на конец 1750-х — первую половину 1760-х. После удачного побега молодой человек сразу же направился в квартиру следователя Шейнина (его жена было родственницей Рокотова), где получил довольно большую сумму денег. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно.
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Около него группировалось немало представителей московских художественных кругов. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. С. 82 – 83 Государственный Русский музей.
Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Он значительно усложняет свой изобразительный язык.
Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Придворные наперебой заказывали ему портреты. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». – М. : Искусство, 1945. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря.
Предпочитал дымчатые, тающие цвета, часто просвечивающие один сквозь другой. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». С. 76 – 78. ). Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. – М., 1963.
Художника привлекает внутренняя красота человека. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Эталонными стали два портрета.
ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. В 1760 по «словесному приказанию» И. И. Шувалова зачислен в ИАХ. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.
Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Он приобрел домик на Воронцовской улице, поблизости от Ново-Спасского монастыря. Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс.
Следующим званием будет академик. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Портретист. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. О Рокотове не оставили ни одной строчки даже те писатели и поэты, чьи великолепные портреты он создавал.
Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. ГТГ), урожденной Озеровой.
В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг.
Одухотворенность и жизненность требовала от художника владения все более изощренными средствами. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Лицо написано чуть ли не осязаемо.
Портрет очень понравился Екатерине II. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. 1757 года на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову.
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. В мягкие теплые тона серого включаются немногие черные и белые детали. 1842 П. H.
ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. академию художеств за представленную ей картину Венера и за портрет императора Петра III.
в Павловском дворце-музее). После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы7. Портреты С. А. Порошина, В. И. Майкова, Б. Е. Ельчанинова (портрет известен по гравюре), А. П. Сумарокова, Н. Е. Струйского, как бы ни были различны эти писатели по дарованию и по месту в русской литературе XVIII века, свидетельствуют о прямых соприкосновениях Рокотова с интеллигенцией дворянского общества его столетия. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Надо отметить и исполнение портрета. Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. Второй период, московский, после 1765, связан с развитием типологии камерного интимного портрета. IV, СПб., 1882, стр. А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Вряд ли доведется узнать когда, кого и почему изобразил Рокотов в виде обнаженной девочки на фоне пейзажа с вечерней голубой дымкой.
К биографии Ф. С. ГРМ) исполненная художником по гравюре Ф. Бартолоцци, – это единственное сюжетное произведение мастера. С небывалой поспешностью, за две с половиной недели, художник исполняет его поколенный портрет со всеми царскими атрибутами. Женские портреты, как правило, овальной формы.
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Эстетические принципы Рокотова были созвучны раннему сентиментализму. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. 1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Она мимолетна.
Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Т. 1. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову».
Формальное совершенство его работ не было для него самоцелью, оно вытекало из стремления ввести зрителя в эмоциональную атмосферу образа, сделать изображение захватывающим. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П.
На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Репнина. Ранние работы художника также не сохранились. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр.
Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.
Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. «Ангел, сошедший на землю», — говорили о ней. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг.
1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb. Рокотов Фёдор Степанович (1735 – 1808), русский художник. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. На протяжении всей своей жизни Рокотов писал исключительно портреты представителей дворянского сословия: от императора до провинциальной помещицы. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. В портрете В. И. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
ГТГ). Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Надо отметить и исполнение портрета.
С 1760 учился в петербургской Академии художеств. Никогда не придется судить о тех произведениях Рокотова, которые погибли за многие годы, прошедшие со дня их создания. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Шувалова, которую он изобразил ок.
Антропова. Тому подтверждение – свидетельства современников. Академии Художеств. (Сахарова И. Н. Е.
ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Тайну выражения глаз и улыбки губ, отражающих жизнь и движение души, впервые в полную меру постиг Леонардо. Надо представить себе условия, в которых Рокотов совершал свой труд портретиста. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.
ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. XVIII век.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Изд.
Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Каждый из них замечателен по-своему. По одним источникам, Федор Степанович происходил из семьи крепостных, принадлежавших князю генерал-аншефу Петру Ивановичу Репнину, который дал вольную живописцу еще в юные годы. Рокотов.
В 1778 году умирает князь Репнин. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Нельзя не обратить внимание на то, что в 1780-х годах среди произведений Рокотова стали преобладать имеющие овальный формат.
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. В январе 1762 за портрет Петра III получил звание адьюнкта живописи.
Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно.
Нижегородский художественный музей). Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. 155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»8. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Обрезков, который был послом в Османской империи. Именно Ф. С. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры.
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
В 60-е гг. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность иронический ум талантливого поэта. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг.
– М., 1959. Гр. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Образ юной девушки полон обаяния и жизни. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. На губах едва заметная полуулыбка.
Струйский и его связи с Ф. С. Он кажется легким, залитым неярким светом. Он появляется из сумрачной глубины фона и, криво улыбаясь, смотрит как бы мимо зрителя. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым.
А поэт М. М. С. 142. ). В то время это была тихая окраина Москвы.
Струйского (1772) и его жены А. П. Гос. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.
Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. ГТГ). На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Федор Степанович Рокотов. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи.
В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. — один из лучших русских портретистов род. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ).
Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием.
Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III.
Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780.
Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Духовный мир ее богат и сложен. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н.
В чем причина. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. По одной из версий, он родился в семье крепостных князя П. И. Репнина, получивших вольную. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их.
у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». В нем уже чувствуется рука мастера. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III.
Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России.
На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». художественный музей Белоруссии). Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Среди них можно выделить портрет И. Г. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Родился в селе Воронцово (ныне – в черте Москвы) в семье крепостных. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. (Екатерина II, 1763, ПГГ и ГРМ) вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. (И. В своем родном городе художник в основном работает по частным заказам, хотя ему и пришлось выполнять отдельные поручения Академии художеств.
Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). По свидетельству Я. Штелина, учился «при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». С него были сделаны две копии. В Москве он начал работать как художник. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М.
Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Нередко прибегал к цветным лакам, которые задавали общую тональность картины. Каталог произведений иностранной живописи, СПб. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. Академии Художеств, СПб.
Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В его портретах, по сути, впервые в русской живописи увековечены неповторимые черты современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживания человека. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова10. Херасков образовал литературный кружок.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»13. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Воронцова (около 1765), Н. Е.
Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Ему этого и не дали сделать. Остается немало вопросов, связанных с жизнью Рокотова и его творчеством.
1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. Так И. И.
Растрелли. В его обязанности входило наблюдение за занятиями учеников в классах Академии. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A.
К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским».
ГРМ). Наследниками имущества остались племянники, «отставной от артиллерии майор и штабс-капитан», когда-то с его помощью освобожденные от крепостной зависимости. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова. Один из первых портретов исполненных Рокотовым в Москве изображал В. И. Майкова известного в то время поэта, автора комической поэмы «Елисей или Раздраженный Вакх».
Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. 1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. (В.
Небывалый случай. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи. Судьба Струйской была не очень удачной.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. и П. П.
1908, стр. Репнина), лишь приписанным к крестьянской семье. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Шувалова – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).
Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Рокотов к тому времени уже написал «всю Москву». ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762.
Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих». Майкова (ок. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. С. 10. ). Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки».
У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. С. 11. ). Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов.
Вероятнее всего большая их часть так и останется без ответов. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П.
С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Учился в петербургской АХ (с 1760). Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных. Рокотова было много заказов от знатных особ. Были ли у Рокотова учителя, у кого и как он ознакомился с масляной живописью, блестящим мастером которой он вскоре стал, неизвестно.
В нем уже чувствуется рука мастера. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»14. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. За мелкие правонарушения в 1946 году был подписан указ об аресте Рокотова. В палитре преобладали серебристо-голубые, розовато-бежевые, коричневато-золотистые тона.
То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». В нем художник становится более конкретным. В портретах 80-х гг. Федор Степанович Рокотов.
за славою стал спесив и важен», – жаловался один из опекунов (и как раз его, Б. Умского, Рокотов не изобразил). Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына Кузьминки, под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской Рябово) князя Д. М. Голицына (в Кузьминках) графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва) графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.
Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство.