Кто Написал Крик Картину
«Крик» Эдварда Мунка: Почему эти картины считаются проклятыми
Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Страшно то, что он, не найдя выхода, утверждает безысходность. Сегодня картина «Крик» может смело занять место в «Десятке самых ужасных картин».
Пугающие факты о картине Мунка Крик
Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Возможно, картина продолжает судьбу самого Эдварда Мунка, которая была сплошной чередой трагедий и потрясений, но об этом рассказано отдельно (статья про крик). Неизвестные люди на мосту, прячущие лицо. Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как неизвестно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не реалистической манере.
Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»7. Но всё это не так страшно как кажется. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6.
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)10 предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени.
А через неделю у него дома произошел сильный пожар, в котором он сгорел заживо. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите. В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» – один из них выполнен пастелью, а другой – маслом. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Картина «Крик» – это одно из самых знаменитых полотен норвежского художника Эдварда Мунка. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»8.
Мистическая картина «Крик» Эдварда Мунка
О происшествии он даже сделал запись в своем личном дневнике. Там многие художники писали свои картины.
Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее ибо она больше напоминает фигуру на картине. Ничего не скажу о фантазии рекламщиков — бог им судья. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской. Кто мы. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука.
Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей.
Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Упоминая его имя, многие в первую очередь вспоминают именно «Крик».
Ван Гога (описание, эмоции, общий стиль шедевра) недаром считают автором полотна. Куда мы идём. ». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Первый скандал не заставил себя ждать. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром». Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Политональным аккордом пронизана картина «Крик». «Крик» написал художник Мунк в эпоху экспрессионизма и на данный момент ее оценочная стоимость составляет семьдесят миллионов долларов.
По форме великолепный. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Почему картина Мунка «Крик» стала самой дорогой в мире
Дрожа от страха, я услышал крик природы", – эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Страшно за детей и подростков. Болезни, смерть родных, одиночество, сумасшествие.
Они болели, проявляли агрессию, умирали от неожиданных болезней. Если же долго рассматривать оригинал, то можно впасть в депрессию. Младшая сестренка страдала «шизофренией». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Следом брат Андреас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа.
У картины плохая история пропитанная мистикой и загадками. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В итоге, приступы мигрени довели несчастного до самоубийства. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Там многие художники писали свои картины. Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Самая известная из его картин – "Крик" – была выполнена в четырех вариантах. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Популярность «Крика» настолько велика, что произведение не раз становилось объектом пародий и подражаний. Психолог исключительный.
"Крик" – таинственная картина Эдварда Мунка
Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Убивает разум человека. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Польский критик Ст.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Кино, мультипликация, сувенирная промышленность, политика you name it. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Шедевр Мунка дошел и до массовой культуры: появился в мультсериале «Симпсоны», в одноименном фильме ужасов Уэса Крейвена, а также на афише ленты «Один дома», где маленький Маколей Калкин от ужаса открывает рот. Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Мост, в действительности так же имеет дурную славу, многие люди совершали самоубийство, бросаясь с него.
"Крик" Эдварда Мунка утановил рекорд – картина продана за 120 млн
Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Ее много раз пытались похитить, но она всегда возвращалась.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Отбрасывает человека к его зверскому обличию, тянет в лес. Скончался Эдвард Мунк, в преклонном возрасте, разменяв восьмой десяток.
Через 9 лет от болезни покинула мир сестра художника Софья. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. О Мунк. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».
Ведь мост на картине – реальное место в Осло. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Всё это перемешивается эхом и отражается в кровавом заливе. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Установивший рекорд «Крик» считается особенным благодаря нескольким деталям. Именно мунковский «Крик» («Skrik», норвеж. ), одна из четырех работ одноименного цикла художника, написанного им в 1893-1910 годах, стала топ-лотом аукциона, вызвавшим небывалый ажиотаж как представителей арт-сообщества, так и СМИ. "Я шел по дороге с друзьями. Мрачное синее небо. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза.
Я отстал от друзей. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Но всё это не так страшно как кажется. За его «Игроков в карты» щедрая королевская династия Катара заплатила четверть миллиарда долларов.
Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Политональным аккордом пронизана картина «Крик». Во-вторых, эта работа является единственной из серии, на раме которой присутствует авторская надпись — несколько поэтических строк о «крике природы», объясняющих появление картины (естественно, подобный автограф влияет на стоимость произведения).
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». От этой картины хочется убежать, чтобы не видеть ее больше никогда. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Ужасный крик существа, то ли мумии, то ли инопланетянина, на лице которого застыла гримаса ужаса.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Достоевского «Преступление и наказание».
Меня охватила тоска. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
5 самых некрасивых мужчин-актеров России
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Сама деревянная рама также сделана Мунком.
Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Ван Гога (описание, эмоции, общий стиль шедевра) недаром считают автором полотна. Куда мы идём. ».
10 книг для тех, кто хочет казаться интеллектуалом
Кто мы. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой. Польский критик Ст. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Известная картина «Крик» написанная художником из Норвегии Эдвардом Мунком, считается одной из самых мистических картин в мире, так как ее сопровождает череда несчастий. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
И коллекционеры и владельцы картины Мунка и специалисты называют художника провозвестником всех тех катастроф, которые пережил мир в XX веке, начиная от мировых войн и заканчивая загрязнением планеты. проклятая картина. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Он хотел кричать, чувствовал крик, пронзающий не только его, но и все вокруг.
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Все это создало картинам недобрую славу. Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы внимание к Мунку будет приковано огромное — на 2013 год запланирована юбилейная ретроспектива его творчества, которая теперь уже без «крика» не обойдется.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Традиционно аукционы не называют имена своих клиентов, вот и на этот раз имя нового владельца «Крика», сотворившего историю, осталось неизвестным, однако в числе потенциальных покупателей до торгов в СМИ фигурировали Роман Абрамович, сын Эсте Лаудер Рональд, греческий магнат Филипп Ниархос и королевская семья Катара. Снятие нескольких наиболее обнаженных гравюр делу не поможет.
Этот необычный тест поможет раскрыть тайные стороны твоего характера
Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Небо стало кроваво-красным.
Кто мы. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Чем так поражает картина «Крик»
Однажды работник музея случайно уронил картину. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза3. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». Пшибышевский писал о картине: Крик.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В результате, головная боль довела беднягу до самоубийства. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков6, однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский13. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»6. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. Надо понимать устроителям, что это оставляет в человеке сексуальный след на всю жизнь. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. И через неделю он попал в страшную аварию, после которой врачи буквально собирали его «по кусочкам». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Беспрецедентное внимание к картине, подарившей один из самых известных образов искусства XX столетия, названных в Sothebys «иконой глобальной визуальной культуры», объяснялось несколькими факторами. «Крик», принадлежащий Олсену – первая картина в ряду, написан пастелью и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Мунк будит грубые инстинкты человека. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.
Напишите отзыв о статье Крик (картина Мунка)
Художник очень сильный. Этот цинизм. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
В другой раз служащий музея выронил «Крик», во время очередного перевешивания. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Отрывок, характеризующий Крик (картина Мунка)
Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Сюжет производит ошеломляющий эффект, а атмосфера картины кажется жуткой и ужасной. На картине фигура с «обнаженной душой» (по словам самого художника) изображена в тот момент, когда она осознает, какой разрушительной силой обладает цивилизация. Рядом расположена психическая больница, откуда часто доносились душераздирающие крики. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. У него не было жены, так как он испытывал неописуемый страх перед сексом.
Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») — предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. «Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека притягивает внимание зрителя.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Но надо думать о морали. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Торги, которые вел аукционист Тобиас Майер (Tobias Meyer), продолжались 12 минут и начались с отметки в 40 миллионов долларов.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Куда мы идём. ». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
О небывалой популярности картины свидетельствует и то, что «Крик» дважды крали из музеев в Осло, однако, к счастью норвежцев, оба раза полиции удавалось найти картины. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи.
Описание картины Эдварда Мунка – Крик
Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Еще один знаменитый случай, связанный с картиной произошел, когда один из посетителей посмел дотронуться до картины, через пару недель у него случился пожар, сгорел дом, в котором, сгорев заживо, погиб и он сам. Изображение на картине «Крик» без сомнения влияет на психику и восприятие человека, о чем говорят многочисленные психологические исследования. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Садилось солнце. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года.
Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. У картины такая недобрая слава, что смотрители музея стараются обходить ее стороной. Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Впоследствии он сообщал, что во время работы над картинами из серии «Крик» он пытался избавится от крика своей души, от тех неприятных чувств, что посещали его достаточно часто. Именно это и принесло ей дурную славу и репутацию проклятой. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. ИМХО. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет5. Ведь мост на картине – реальное место в Осло.
Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.