Кто Написал Портрет Шаляпина В Шубе
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.
Он работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Савинского, И. Е. А написал эту картину художник Б. Кустодиев.
Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи
Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Никто и не оспаривает, что кровь его матушки от Сурикова и Кончаловского. Посмеялись и условились работать.
С 1922 жил за границей. Я отправился к нему с этой просьбой. Коровин, И. Е. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. В 1922-м артист увез его с собой за границу. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Первоначальное название картины — «Новый город». Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Портрет был закончен Кустодиевым в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным, а в 1922-м Шаляпин увез его с собой за границу. Занимался также скульптурой. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
— говорю я ему. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее.
Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни изображенная им Русь — радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры. Если надо, репетировать следует целый день. Я занялся актерами. Тяжелая болезнь – паралич ног – приковала Кустодиева к креслу. Париж, «Современные записки». В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель).
Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Его «Портрет художника И. Я.
ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Этот портрет великого певца был написан дважды.
Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре.
В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева – портрет Шаляпина в бобровой шубе
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. И начались репетиции.
Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Интересна история создания этого портрета. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. 1932.
Сообщество «Волшебная сила искусства»
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Пастернак, К. А. А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон.
На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.
Федор Шаляпин ходил в краденой шубе6
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».
Серов, Л. О. Экий я мерзавец — буржуй. На пальце— перстень. Пошел в магазин.
Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. — Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Но фильмы самого Никиты Сергеевича вызывали у меня всегда сложное чувство: интерес и ощущение, что что-то не так. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Приятно ее написать. — Ловко ли.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Малоизвестные портреты Шаляпина
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать портрет по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Но в театре приняли условия русского баса. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет. Художник преклонялся перед Шаляпиным, был его другом, высоко ценил его творчество. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Шикарная бобровая шуба досталась Шаляпину по случаю. Предложили мне выбрать. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. Помог Федор Иванович Шаляпин, не словами, а тональностью своих воспоминаний. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.
Коллекция Государственного Русского музея
По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. — Да как же это случилось. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Басков в краденой шубе Шаляпина
– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Репина (1896-1903). В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.
Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Возможно. Трудно было заставить позировать мопса у ног певца, пришлось привлечь на помощь кошку.
Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Есть много интересных моментов при написании этого портрета. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. И он рисовал, рисовал много. Учился у П. А.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле.
Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
О великом русском художнике и портрете Шаляпина
Написал быстро1. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной.
И писать его приходилось по частям, не видя целого. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Идут проводы зимы, возможно, Масленица, веселье, яркие краски.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Работа продолжалась два года и была закончена в 1922 году. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.
Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. На руках у Марины обезьянка. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Я занялся актерами. 1921 год, зима. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.
Портрет был закончен в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным. Шуба у вас больно такая богатая. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».
Сайт о жизни и творчестве художника
Мой концерт в Ревеле не прошел незамеченным для международных театральных антрепренеров. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Мастер работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Русский музей Дополненная реальность
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Не только его великолепный голос восхищал публику. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».
Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. По английской терминологии, это был стопроцентный джентльмен, – говорила о Федоре Шаляпине украинская оперная дива Соломия Крушельницкая. Все они были куплены Шаляпиным лично у Кустодиева, а на память о знакомстве и совместной работе певец подарил художнику автопортрет и ещё несколько рисунков22. У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды. По неизвестной причине у него отнялись ноги.
Экий я мерзавец—буржуй. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее.
Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. В Богоявленском соборе Казани было весьма прохладно, священник, который крестил младенца, решил провести обряд в сокращенном виде, дабы окончательно не простудить и не заморозить ребенка. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах.
Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к Вражьей силе. Пошел в магазин. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Что именно не так, я не могла сформулировать. Декорации к новой постановке были заказаны другу Шаляпина Борису Кустодиеву.
Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Предложили мне выбрать. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Сохранились многие его работы, в том числе и Автопортрет. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Точнее, дебют этот не состоялся. Для Кустодиева портрет Шаляпина – первое и последнее обращение к личности артиста. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.
В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Так с ним рассчитались "натурой" за один из данных певцом концертов. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Также он пробовал себя и в скульптуре.
Сам он высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих из своей большой коллекции картин русских художников. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Чем нарушил этикет. Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе.
В этой шубе и изобразил артиста Кустодиев. И начались репетиции. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов.
Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню дЭйло. Написал быстро. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна.
После недолгого диалога вопрос с портретом был решён. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать.