Кто Такой Эдвард Мунк
Интересные факты из жизни художника
носят пейзажный характер. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Поиски заняли целых два года.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно.
Отрывок, характеризующий Мунк, Эдвард
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей.
Подумать только, если бы я попал. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Достоевского «Преступление и наказание». Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Всего он провёл там более полугода. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Несчастья. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия возможно, это одна из этих четырёх версий. Я притащил ружье, прицелился и выстрелил.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Эдвард Мунк – норвежский художник
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 год «Тоска», цветная литография, 1896 год). Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. —Писать для меня — это болезнь и опьянение.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. С 1884 года сблизился с писателями и художниками натуралистического направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884 год, собрание Р. Мейера, Берген).
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- В Норвегии снимут фильм о создании картины Крик Эдварда Мунка
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. На смену приходит пафос утверждения жизни. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Однажды, будучи пьяными, мы подрались и я сбросил его с лестницы. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В него вошло около трехсот листов. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Проект остался нереализованным. Сильно кутил. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Словари и энциклопедии на Академике
- Память и отражение в мировой культуре
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Осенью он едет в Париж. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Это мучит меня до сих пор. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Что за чертовщину они там плетут. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Иногда я немного читаю.
- Напишите отзыв о статье Мунк, Эдвард
- Эдвард Мунк, норвежский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. 23 января 1944г.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Художник страдал бессонницей и паранойей. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел".
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». С матерью будущего художника – Лаурой Катриной Бьельстад они поженились, когда ему было 44 года. В течение 1909-1916 гг. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Пластический язык обретает исключительную силу. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Люблю слушать музыку. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Мунк вырос в очень религиозной семье. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. Уже в середине 80-х гг. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Правы все.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Он подходил и наносил удары людям, которые, как ему казалось, злословят о нем. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Нарисовать так, чтобы их захотелось съесть.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Ребенком он пережил и смерть матери. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В нем многое привлекало внимание.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Хотел нарисовать яблоки, как Сезанн. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Останавливался, думая о чем-то. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Но больше всего его раздражали пальцы. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
В целом всякое творчество автобиографично. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
В ту пору он и физически был в плохом состоянии. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он оставил после себя огромный архив.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Он лег в клинику доктора Даниеля Якобсона в Копенгагене, где пробыл семь месяцев.
А лучше две-три». Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели. Нужно многое, чтобы пробиться. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). В конце 1880-1900-х гг. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Проведя восемь месяцев в санатории близ Копенгагена, он вернулся в Норвегию и поселился в пригороде Осло. Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Любовников как будто скрывает мгла.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Получается лучшая гармония красок. Я никогда не интересовался мертвыми вещами.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Племянник П. А. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Завещал собрание своих работ (около 1 тысячи картин, свыше 15 тысяч гравюр, 5 тысяч акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету на основе этой коллекции в 1963 году создан Музей Мунка в Осло. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Вернулся в Экелю поздно вечером. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Я часто об этом думаю. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой.
Как. Неделями я писал яблоки. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка).
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В 1881-1883 годах учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882 год), с 1883 года учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова.
Портреты художника — исследование человеческой души. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Впоследствии в 1908 году художник попал в копенгагенскую психиатрическую клинику с душевным расстройством. Ей 26 лет и она замужем.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В 1921-1922 гг. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
И думаете, яблоко не получилось. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Она называлась «Дорога никуда». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892 года) и литературным творчеством.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма.
—Мне захотелось нарисовать несколько яблок. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма. —Может быть из-за этой смерти Карстен и пил. Делал несколько шагов.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Не получалось. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Летний пейзаж и человек целится из ружья.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Поистине, нелегко быть человеком.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 год ныне – в Новой национальной галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907-1908 годы собрание Р. Мейера, Берген Худож. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Шел он не как все. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В его судьбу вторглась война. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Некоторые исследователи У. Бишофф. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Он называл это «лошадиным лечением».
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Что же случалось. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Мунк также верил, что когда-то лун было две. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Всего он провёл там более полугода.
Сел на поезд и поехал в Тронхейм, где он лежал в больнице. И все же с ним произошло нечто вроде чуда. Пошел в больницу, но не решился войти, только передал сверток и уехал в Осло.
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Лицо человека — застывшая безликая маска. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мне нужно было убедиться, что я могу нарисовать яблоко. Это были первые опыты художника. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
Ни пользу. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. После 1920 года случалось, что он выпивал, но, как только замечал, что вино ослабляет его трудоспособность, снова становился трезвенником. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Меня спас дюйм, на который я промахнулся. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. М., 2007. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Хрен редьки не слаще. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Мунка. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В Германии у Мунка было много друзей.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». С 1910 по 1920 год он не пил абсолютно. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. De gustibus non est disputandum. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик».
Я сел писать среди ночи и нарисовал чудесное яблоко. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Они свободны от излишней повествовательности. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Мне нужно знать, что они наготове. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Один из первых представителей экспрессионизма. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Родился в семье военного врача. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В клинике он продолжал рисовать и написал любовное стихотворение «Альфа и Омега», снабдив его рисунками.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Не всем дано быть хитрым как змей, кротким как голубь и диким как тигр.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Но я все равно работаю над своими картинами. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. После клиники краски стали еще светлее, но самая большая перемена произошла выборе тем. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Рядом с ней — мать. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В них запечатлен духовный путь мастера. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Они уже не такие грустные и мрачные, как раньше. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В сущности его картины 80-х гг.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Жду, когда придет желание писать. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885-1886 годы, «Весна», 1889 год, обе – Национальная галерея, Осло). Скажите проклятье.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Это бывает редко. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Он издает вопль.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Он не умел драться. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Это всё конечно не пошло на пользу полотну. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. «Я почувствовал крик Природы»). Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Я не мог ни сидеть, ни спать. Здесь он проживёт остаток жизни.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Автопортреты Мунка отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», около 1940 года «Автопортрет между часами и кроватью», 1940-1942 годы, оба – Музей Мунка). Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. «Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках.
Это было для него открытием. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик».
Он казался странным. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Эта мысль преследовала меня.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Живое побеждает смерть. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Создана картина в Берлине. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Я пытался это написать. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. В 1900-х гг. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Он был легко ранимым человеком и не решался быть трезвым.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.