Кто Такой Рокотов

Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.

Большая Советская энциклопедия Что такое Рокотов, что означает и как правильно пишется

Эталонными стали два портрета. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Ле-Лоррена и гр. Колористическое решение художника безупречно.

С 1757 года молодой художник участвует в работе над мозаичным портретом императрицы под началом М. В. Ломоносова, что говорит о том что Рокотов не просто был знаком с Ломоносовым, но и о том доверии которым он уже пользовался в то время. Он не только освободил своего сына от крепостной зависимости, но и дал ему дворянское звание. Реставрация полотен была сложной и длительной. Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Герои рокотовских портретов чем-то неуловимо схожи между собой. 1760-х гг.

  1. Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  2. Федор Рокотов: биография и творчество
  3. Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
  4. Краткая биография Федора Рокотова

Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Рокотов, очевидно. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей Екатерининской эпохи, в том числе И. И. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Федор Степанович (ок. Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке. ГТГ). С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно.

Сумарокова. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Стиль Рокотова сразу узнается по характерному разрезу чуть удлиненных глаз и неожиданному острому блику на зрачке. ГРМ). В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника.

Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова.

О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. А поэт М. М. В портретах 80-х гг. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Наставления его и поучения раздражали.

В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Не исключено: в общении с художником его модели становились такими, какими мы видим их на портретах.

  • Биографии великих и известных людей
  • Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  • Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения
  • Значение РОКОТОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Большая биографическая энциклопедия
  • Преподобный Зосима игумен Соловецкий (1478)

В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Эта необычная цветовая гамма — холодные зеленовато-голубые, розовато-коричневые, серебристо-серые, мягкие пепельно-розовые полутона, эта туманная интригующая недоговоренность, эта ласковость и душевность кисти Конечно же, Рокотов. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Федор Степанович (ок. Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных.

Именно Ф. С. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Его происхождение не совсем выяснено. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775.

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. ГТГ).

А. П. Струйской, 1772 неизвестного в треуголке, нач. Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. (В.

  • Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Краткие сведения о жизни художника
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска).

Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. Они были известны и раньше.

  1. Федор Рокотов: биография и картины
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  4. Портретная галерея Фёдора Рокотова
  5. Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)

Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Судьба Струйской была не очень удачной. Земная судьба А. П.

В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Немало сделал для нового открытия этого художника и Сергей Дягилев, устроивший в 1905 году в Таврическом дворце Историко-художественную выставку русских портретов, где было уделено внимание и Рокотову. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник.

  • Парадные портреты петербургского периода
  • Портреты последнего периода жизни
  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Федор Степанович Рокотов биография

Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки.

Когда реставраторы сняли позднейшие подновления, то открылись прекрасные первозданные краски, тот самый неповторимый колорит и одухотворенность образа, что столь присущи творениям Рокотова. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей.

  • Описание картины Федора Рокотова «Женский портрет»
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Суровцева»
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Суровцевой»
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет неизвестной в розовом платье»
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Василия Майкова»
  • Описание картины Федора Рокотова «Портрет Николая Струйского»

Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Женские портреты, как правило, овальной формы. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».

Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». 1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе.

Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору.

  1. Описание картины Федора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке»
  2. Описание картины Федора Рокотова «Портрет Екатерины »
  3. Найдено 2 определения термина РОКОТОВ
  4. Найдено схем по теме РОКОТОВ – 0
  5. Найдено научныех статей по теме РОКОТОВ – 0

В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). Каждый из них замечателен по-своему. Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Живопись.

– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Вот таким образом у Ф. С. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения.

  1. Найдено книг по теме РОКОТОВ – 0
  2. Найдено презентаций по теме РОКОТОВ – 0
  3. Найдено рефератов по теме РОКОТОВ – 0
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Женские портреты, как правило, овальной формы. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной.

В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний». На губах едва заметная полуулыбка. Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров.

Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три. Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. Портрет И. И. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. Шувалова, гр. В Москве он начал работать как художник.

  • Рокотов Фёдор Степанович, русский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.

Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа.

Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. С. 94. ). В портрете В. И. Тютчева (ГТГ), С. В.

И кажется, все жанры, которыми владел поэт: трагедия, комедия, басня, ода, любовный стих, совместились в этом зеркале души. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. честь изящество, достоинства душевны – выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны».

В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком.

Фёдор Рокотов: жизнь 
и творчество художника

Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). В 1778 году умирает князь Репнин. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Куракиных, Л. И. Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой творчества по сравнению с официальным Петербургом. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин.

Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Практически нет у него и купеческих портретов.

Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Все 26 полотен. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Бибикова, П. Г. – М., 1959.

Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова. Пензячка согласилась стать его женой. Федор Степанович Рокотов. ГИМ) и В. И. Майков (1775.

У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. Что сказывалось на личной судьбе. С. 76 – 78. ). Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.

Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Многому научился у Ротари и Токке». Гладила осторожно, терпеливо. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. (портреты графа А. И. Воронцова, не ранее 1765г. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р».

– М. : Искусство, 1945. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах.

и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася». «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Орлова, умного изысканного вельможи.

Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы». Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Он завален заказами.

Рокотова // Искусство. Майкова (ок. ВоронцоваЖизнь Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808 гг. ), самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Растрелли. Даже в преклонные годы художник трудится много и вдохновенно. Рокотов Фёдор Степанович (1735 – 1808), русский художник. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет.

Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. ГТГ). – Проще сказать, кто на них не появлялся. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Сумароков известный поэт М. М.

Он значительно усложняет свой изобразительный язык. юность проходит быстро. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».

И в Москве и в других городах. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Надо отметить и исполнение портрета.

Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ).

Так И. И. Признание приходит к художнику на поприще парадных и так называемых полупарадных портретов – репрезентативных и представительных изображений. Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения». Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему.

То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно. Вырубова (ГТГ). С«Портрета В. И. Майкова» (1775) на зрителя насмешливо смотрит барин-сибарит, жизнелюб известный литератор екатерининской эпохи, сатирической поэмой которого «Елисей или Раздраженный Вакх» восхищался А. С. Пушкин. Что с ней.

Сразу после рождения получил вольную. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.

В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.

Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. исторический музей). Небывалый случай. Но были и другие, более значимые связи. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Суровцевой (1780, ГРМ).

Демидова, Г. Н. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Женские портреты, как правило, овальной формы. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». Федор Степанович Рокотов. Т. 1.

1770-х гг. Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции.

Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова. Академия пока еще не открылась. Лицо кривит улыбка всезнания. Новшеством было также освещение лица прямым светом, как бы выхватывающим его из темного фона картины, особая палитра, состоявшая из серебристо-пепельных, зеленоватожелтых и розовых тонов, с помощью которых художнику удавалось передать обаяние и нежность, мечтательность и насмеш-ливость, беспокойство и смятение.

Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. ГТГ), урожденной Озеровой. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича.

Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – "из самых похожих". В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов.

Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Знает себе цену, ведает цену жизни. Она мимолетна.

Ему позировали женщины знатные, приближенные ко двору: фрейлина императорского двора княгиня Екатерина Николаевна Орлова (Около 1779. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать. Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации. Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали. XVIII век.

Конечно. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Заделала многочисленные прорывы холста. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Так в 1761 году он создал одно из прекрасных своих произведений – портрет великого князя Павла Петровича, позволяющего нам увидеть великого князя, семилетнего мальчика во всей его непосредственности. Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной.

Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где он получил широкое общее образование (Лапшина Н. П. Как же тогда они туда попали.

За это творение он был милостиво награжден. Лицо поэта проповедника. ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских.

Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. – СПб., С. 52. ). Но она была человеком своего времени.

Именно тогда он создает преизведения, столь благородные по живописи, прекрасные по одухотворенности образов, высокому качеству художественного их воплощения. Происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен. Рокотов Ф. С.

В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось, однако, как следует из «Записок Якоба Штелина» известно, что он учился «при Лорене, Лагрене и фон Тобассо. Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец.

Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов».

Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой.

Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Репнина. Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними.

у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Гениальный русский художник Александр Иванов считал. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. – СПб., 1998. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.

– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. С. 68 – 71. ). Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели.

Майков наверняка вел беседы во время сеансов. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства.

Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Таковы портреты Струйских. Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого духовного превосходства. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в стиле рококо.

Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая. С него были сделаны две копии. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург. Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный "Портрет Петра III" получает звание адъюнкта. Лицо написано чуть ли не осязаемо.

Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. В этом заключалось большое преимущество его творческих исканий: поиски эстетической связи с живой реальностью уберегли мастера и от театральности барокко и от классицистической выспренности.

В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В чем причина. – М., 1959. Федор Степанович Рокотов. человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом.

В нем уже чувствуется рука мастера. В 60-е гг. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд.

Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно». Учился в петербургской АХ (с 1760). В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.

Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.

И. И. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». 6. Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать.

Рокотов написал их портреты. Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи. С. 142. ).

Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».

Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Струйский и его связи с Ф. С.

Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Портрет очень понравился Екатерине II. Гос. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин.

Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Отреставрированные портреты поступили к искусствоведу того же Центра Иоланте Евгеньевне Ломизе, специалисту опытному известному своими атрибуционными работами. на портрете великолепен. При этом известно, что работал он не очень быстро.

Её образ – словно воздушный полунамек. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен». Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова.

Портрет Якова Васильевича Худякова». ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе. Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного.

художественный музей Белоруссии). А. С-в.

Какая-то она странная, неуравновешенная. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Но кого художник изобразил. Рокотова было много заказов от знатных особ.

Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. От чиновничьего образа жизни он и бежал.

Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Майкова (ок. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными. ГРМ), впоследствии императора Александра I. С переездом в Москву заканчивается ранний период жизни и творчества Федора Рокотова. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Во второй пол.

В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. Масон Н. И. Г. Орлова, А. А. и Б. А. Следующим званием будет академик.

Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. В их числе были А. П. Сумароков (1777. Отныне он работал только по заказам частных клиентов. ГРМ).

Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии. Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица. Реставрация портрета, как признавалась Анна Ивановна, была сложной, хотя и вполне традиционной, то есть многократно проверенной.

Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Духовный мир ее богат и сложен.

Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг.

Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом». (Сахарова И. Н. Е. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Херасков образовал литературный кружок. По его протекции Ф. С. ГРМ). ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х.

В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И.

В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. 1757 на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Выставка имела огромный успех.

Г. Орлову и в настоящее время находится в гатчинском дворце. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Талант художника и первые успехи в Москве послужили тому, что он в возрасте двадцати с небольшим лет оказывается в Петербурге и, притом уже не крепостным, а свободным.

Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Но композиция потрета. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). ГРМ).

Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность иронический ум талантливого поэта. Не этих ли, орловских. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.

Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. – Да, проводились, но это было очень давно. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. В юности получил вольную. Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею».

В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. В чем дело. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780.

Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Он становится адъюнктом, преподавателем. Херасков создает литературный кружок молодежи. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e.

Т. 1. что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись». Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России.

Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин. Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы. Теплова и др. Пользовался покровительством графа И. И. Шувалова – могущественного вельможи, первого президента Петербургской академии художеств, – «по словесному приказанию» которого был принят в АХ.

Человек громадного обаяния. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.

Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму и это тоже придает им особое изящество и романтичность. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин». Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки».

Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. Тому подтверждение – свидетельства современников. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа.

Нижегородский художественный музей). Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков».

Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но.

Л. Голенищев-Кутузов, первая половина 60-х гг., ГРМ). Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Что же сделала Садикова с портретом Куракина. Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. Среди них поэты Сумароков и Майков. Однако уже на раннем, петербургском этапе в его творчестве проявилось отношение к модели, характеризующееся интересом к личным качествам человека, к его индивидуальному миру.

Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. Санти (1785, ГРМ), В. Н.

У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. О последних двадцати годах его жизни известно мало. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву.

Ранние работы художника также не сохранились. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. К биографии Ф. С.

С. 10. ). ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. В парадных портретах петербургского периода демонстрирует полное знакомство с приёмами западноевропейской живописи того времени.

Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.

А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи.

Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. За спокойствием и сдержанностью можно предположить внутреннее движение, пусть еще не вполне осознанное. Особенно выделяется портрет В. И.

В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Гагарина (ГРМ), П. И. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым.

При этом художник остается верен натуре. Орлов похож на переодетого античного бога.

В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Мать 18 детей, она пережила многих из них. 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы – 1808, Москва), русский художник, портретист. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову. По-моему, в нем он подчеркнул особенности живописного строя не только этой картины, но и других женских образов художника. Вот таким образом художник берет на себя выполнение только основной части портретов – пишет головы: одежды и другие детали исполняют его помощники.

Кроме того, после этих заказных работ Рокотов станет избегать в своем творчестве помпезных официозных портретов. – М. : Художник РСФСР, 1962. Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.

Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится "Портрет Екатерины II в коронационном наряде" (1763), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763).

1954. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился).

Рокотова от его современников. Шувалов, первый президент русской Академии художеств всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.

Образам героев лучших произведений Рокотова 1770-х гг. Среди них можно выделить портрет И. Г. В последний период художник редко возвышался до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, он ограничивался их обобщенной характеристикой. В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал.

Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений. С. 11. ). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. (Екатерина II, 1763, ПГГ и ГРМ) вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. (И. Он был пожалован ей Академии Наук, в которой хранится и поныне.

Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Обрезков, который был послом в Османской империи. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х.

Так же относился к мундиру. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Рокотов (Федор Степанович) – один из лучших русских портретистов, родился в тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 году. Портрет императрицы очень декоративен. В Москве он с неохотой выполнил официальный заказ по написанию опекунов Московского воспитательного дома: П. И. Вырубова, И. Н. Тютчева (Не позже 1768.

ГТГ). Каталог. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Портретист.

Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). В картине чувствуется нечто интимное.

Возможно, у художника слабело зрение. И теперь — в Ногинске. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова. Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. или между 1768 и 1773 гг. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы.

Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках. Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Ему этого и не дали сделать. Рокотов был близок с представителями оппозиционной двору московской интеллигенции и, возможно, вступил в масонскую ложу.

Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга. Женские портреты, как правило, овальной формы. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.

И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Но в каком ужасном виде они находились.

Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей.

Его успехи были замечены. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Boт один из них. Орлова (ГРМ).

К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа.

В интимных портретах 60-70-х гг. – М., 1963.