Куинджи Снег
Также в 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину Снег, за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину Снег, за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Куинджи, — писала французская критика, — бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно.
Отец Куинджи был сапожником. Это я слилось, спаялось с искусством. В том числе две с одним названием. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана — гладкоокрашенным театральным фоном. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями.
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
- Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
- Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
- «Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
- Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
- Куинджи Архип Иванович (79 работ)
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Своему детищу – Обществу им. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. И оно пришло, но в следующем столетии. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
С Валаама художник привез несколько прекрасных работ, среди которых — «Ладожское озеро» (1873, Русский музей, Санкт-Петербург) и «На острове Валааме» (1873, Третьяковская галерея, Москва). Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия. Хотя пейзажу присущи некоторые элементы академической живописи (кулисность построения, выделение центра), художник проявил необыкновенную смелость. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Его романтические картины «Татарская деревня при лунном освещении на берегу Крыма» (1868), «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря» (1869), «Буря на Черном море при закате солнца» (1869), «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» (1870) выполнены в традициях классицизма. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
- Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
- Архип Иванович Куинджи — биография
- Архип Куинджи — Снежные вершины, 1890-1895
- Другие картины Архипа Ивановича Куинджи
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Биография художника Архипа Ивановича Куинджи
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Я у него не учился никогда». Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста.
- Картины художника Архипа Ивановича Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- Словари и энциклопедии на Академике
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Выставка 1882 года была последней для художника. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Художник М. В. Нестеров писал: «Абсолютно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой Украинской ночью Куинджи».
В картине нет ярких световых эффектов. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Успех выставки был колоссальным. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду.
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Как мы знаем, этого не произошло. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.
В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В 1879 году на VII Передвижной выставке Куинджи продемонстрировал новую работу — знаменитую «Березовую рощу» (1879, Третьяковская галерея, Москва). Солнце становится в картине главным действующим лицом. В 1882 году неожиданно для многих художник прекращает выставочную деятельность и почти 20 лет, вплоть до 1901 года, его картины никто не видел.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Пейзаж стал необратимо темнеть. Друзья не понимали причин, волновались. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается.
Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. В курской картине «Эльбрус», написанной уже в 90-х годах XIX века, Куинджи попытался избежать слишком смелых экспериментов, добиваясь осязания пространства, глубины тона и свечения цвета, цельности восприятия иллюзии явления и это ему вполне удалось. Я совершенный дурак перед этой картиной. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Весной 1876 года на V Передвижной выставке была показана новая картина Куинджи — «Украинская ночь» (1876, Третьяковская галерея, Москва). Тем более это относится к серии «гор». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.
Зрители из простых даже уверяли друг друга, что существует специальная «лунная краска». В ней все уныло, безотрадно, тускло. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Тему заброшенной деревни, безысходности человеческой жизни Куинджи продолжил в картине «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Третьяковская галерея, Москва), о которой писатель В. М. Гаршин отозвался так: «Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг.
Рисовать ему приходилось рано утром. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Был момент, когда Куинджи, не выдержав, оставил живопись и своих друзей. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя.
Вершиной этих находок была маленькая картина «Пятна лунного света в лесу. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Ввысь устремились тополя.
Моросит дождь. Снежные вершины», ранее принадлежавшая «Обществу имени А. И. Куинджи».
Этакий молодец, прелесть. ». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Небольшая по размерам (всего 80см в высоту и немногим более 1, 5м в длину), она привлекла внимание зрителей. Рисовал с детства, где только мог. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Вскоре романтические пейзажи Куинджи уступают место реалистическим композициям.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Вместе с «Березовой рощей» пейзаж демонстрировался в Петербурге на необычной выставке. Страдания художника были невыносимы. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Наступили долгие годы молчания.
Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Петровская, 82). Зима» (1898 – 1908). Все предметы на переднем плане почти скрыты во мраке ночи и, чтобы увидеть их, нужно внимательно приглядеться. И. Н. Крамской писал И. Е. Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками.
Так к художнику пришла настоящая известность и не только в России, но и за ее пределами. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Его мастерская была лабораторией исследователя.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В полутемном зале полотна высвечивались лучами электрического света.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода.
Этой работой начался т. н. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В этом же году он впервые побывал за границей — денег, полученных за проданные полотна, хватило на путешествие в Европу.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, абсолютной красоты. И с юношеских лет это богатое стихийностью я всецело предано, всецело прилепилось к искусству.
В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Любимый с деревенского детства. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Был членом «Товарищества передвижников».
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Тишина царит над миром. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
С нее только что сошли женщина и ребенок. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В доме Айвазовского Куинджи впервые увидел настоящие картины, а не репродукции. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Он посетил Германию и Францию, затем поехал в Лондон, а оттуда через Швейцарию и Австрию в Россию.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Особенно восхитили русского пейзажиста произведения Ж. Ф. Милле, К. Коро. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас.
Однако, как всегда в мировом искусстве, на этом пути его поджидали и подводные камни. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце.
Мир, полный неги, красоты и покоя. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В этот период Куинджи, подобно многим русским пейзажистам, часто посещал остров Валаам. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.
Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой.
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Вот до чего доползла змея клеветы. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Первое прикосновение к краскам и кистям. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника.
«Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Их вереница извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. Вся культурная Россия знала Куинджи. Искрится легкая рябь на воде. Пейзаж «Татарская деревня при лунном освещении на берегу Крыма», показанный на академической выставке, принес Куинджи звание свободного художника, что было весьма кстати: это освобождало молодого человека от воинской обязанности.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Определяется и творческий метод художника. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. Неужели это творчество.
Обычный березовый лес он превратил на своем полотне в необычное, волшебное зрелище. «Все утро от четырех до десяти в моем распоряжении», — говорил Куинджи товарищам. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Краски изменились чудовищно. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. В 1901 году Куинджи решился показать Вечер на Украине, Христос в Гефсиманском саду, Днепр и Березовая роща специально приглашенным Д. И. Менделееву, писательнице Е. П. Летковой, архитектору Н. В. Султанову, писателям И. И. Ясинскому и В. С. Кривенко. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Они направляются в сторону виднеющихся вдали домов. – восклицал Репин.
С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.
Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Критика 1870-х годов отмечала «невиданной силы эффект», писали, что «в иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Когда впервые была выставлена знаменитая «Лунная ночь на Днепре», посетители заглядывали за холст в поисках скрытой лампочки. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. и А. М. В «Украинской ночи» не чувствуется авторского интереса к конкретным деталям.
В благородной тревоге И. Н. В Феодосии юноша обучался у А. И. Фесслера, занимавшегося копированием картин Айвазовского. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.
Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. В Березовой роще художник созерцает красоту. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Воздух обесцвечивает цвет. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. И. Е. Репину так понравилась последняя работа Куинджи, что он написал о ней П. М. Третьякову: «Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге».
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Нет больше выставок Куинджи. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна.
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Но художник и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал своих этюдов. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Я совершенный дурак перед этой картиной. Картина, названная Осень. «Березовая роща» – идеал природы.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Не был принят художниками и «Вечер». «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Неужели это художественное впечатление. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В. М. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Однако известный художник мальчика в ученики не взял. В 1880 году художник завершил работу над картиной «Лунная ночь на Днепре» (1880, Русский музей, Санкт-Петербург).
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.
В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Крамским – идеологом передовых русских художников.
По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Но то же очарование света.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям.
Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Многие пытались разгадать, какими красками пишет художник, отчего они так светятся. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. В 1873 году на Всемирной выставке в Лондоне за картину «Снег» Куинджи получил бронзовую медаль. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер».
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Куинджи же сам объяснял так:. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Он рано осиротел и его воспитывали родственники по отцовской линии. Вскоре в одном из фотоателье его разыскал В. М. Васнецов. Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно.
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком — вот почти и все детали унылого пейзажа. Это полотно затмило собой все, что было на выставке. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия.
По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Современники вспоминали, что к пейзажу Куинджи было трудно протолкнуться. Традиции Куинджи и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей — талантливых живописцев конца XIX — начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Убрав все лишнее, отвлекающее, художник удивительным образом соединил в «Березовой роще» реальность и условность, даже символичность. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями.
Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.
Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Мальчику не удалось получить образования. Архип Иванович учил живописи Н. К. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В 1880 году в Петербурге была устроена выставка всего одной картины Куинджи («Ночь на Днепре»), которая произвела настоящий фурор – поток посетителей не иссякал несколько месяцев. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Третьяков, увидевший полотно, приобрел ее для своей галереи.
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В ранних работах художника чувствуется влияние И. К. Айвазовского. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
Краски горят на белых стенах хаты. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Но даже они написаны почти схематично, без лишних подробностей. Новый этап в творчестве художника открыла картина «Осенняя распутица» (1870, Русский музей, Санкт-Петербург). Туман, осталась незавершенной.
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника.
Валаамская природа, напоминающая суровые скандинавские ландшафты, поразила его. Рериха. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Он не удовлетворялся приблизительно похожим, он стремился к совершенству.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В Петербурге Куинджи познакомился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым. В Париже его поразили работы мастеров барбизонской школы. В северной природе царят гармония и покой.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Рассказывают, что однажды Д. И. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»).
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер.
Все это как-то щемит за сердце». Но феодосийский период не прошел для него даром. Тем не менее методы обучения не понравились Куинджи (Фесслер заставлял ученика копировать картины Айвазовского) и он вернулся домой в Мариуполь. Она не понята была даже Крамским. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Таков был этот оригинальный человек. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
С появлением «Украинской ночи» критики стали писать, что Куинджи пошел дальше Айвазовского. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. На полотне — раскисшая от дождей земля, в которой увязла крестьянская телега. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
По целостности впечатления, производимого картинами Куинджи, он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но Куинджи более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия после удовлетворения первого впечатления. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Такова и картина курского собрания – «Эльбрус.
Фесслер познакомил его с азами живописи. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову.
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Импрессионистической эту картину назвать нельзя.
Неужели это художественное впечатление. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.
Менделеевым – хорошим знакомым художника. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Спустя много лет Архип Иванович писал: «Не знаю, почему меня называют его учеником. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Например, картина «Снег» (1873) была награждена бронзовой медалью в Лондоне.