Купчиха За Чаем Фото

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Холст, масло. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».

Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). В этом он находил свое спасение. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности.

И это показательно. Но тем живее работало воображение. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029.

Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. А ноги Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске».

В этом он находил свое спасение. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок.

При создании картины Кустодиев изучал различные виды народного искусства, включая лубок, творчески переосмысливая его и создавая таким образом свой неповторимый своеобразный стиль. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. На заднем плане за её спиной видна панорама зелёных просторов, выступающих из-за деревьев крыш домов и позолоченных маковок дальних и ближних церквей подальше— гостиный двор и церковная колокольня, справа же— пустынная и покрытая булыжной мостовой площадь, торговые ряды с вывесками. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Картина была написана в проблемный для России год. И пользовалась спросом публики. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. И такие молодцы проглядели революцию. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

Описание картины «Купчиха за чаем»

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.

Конечно, основной темой выставки стала революционная. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).

Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. На нём стоит заварочный чайник, расписанный портретами, а вокруг— дорогая посуда, серебрённая и фарфоровая, с выписанными узорами: сахарница, молочник, вазочка с вареньем и чашка с блюдцем. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.

Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Но тем живее работало воображение. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

1918. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Чем же была для Кустодиева данная работа. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Она молода, красива, хорошо одета.

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

.