Кузьмы Петрова Водкина
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24октября (5ноября)1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя— 15 февраля 1939, Ленинград, СССР)— русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)5. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24октября (5ноября)1878, Хвалынск Саратовской губернии Российской империи— 15 февраля 1939, Ленинград)— русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)1. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск Саратовской губернии Российской империи — 15 февраля 1939, Ленинград) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
Кузьма Петров-Водкин родился 24октября (5ноября)1878 года в городе Хвалынск Саратовской губернии, в семье сапожника. За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин».
Своей творческой жизнью Кузьма Петров-Водкин, философски мыслящий художник, революционный романтик и новатор, показал, что истинные достижения в искусстве возможны лишь в том случае, если художник близок к истокам жизни своего народа и своего времени. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24октября (5ноября)1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника1. Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника в Хвалынске на Волге Саратовской губернии 5 ноября 1878 года. Кузьма Петров-Водкин родился 24октября (5ноября)1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина было признано прижизненно. В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24октября (5ноября)1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника5. Кузьма Петров-Водкин, великий художник, которого называли современным иконописцем оставил уникальное художественное наследие, образное и одухотворенное, но в то же время символичное и модернистское.
В этом же письме 30 июня – 1 июля, кстати, есть и такие строки: «Перед моими глазами горизонт исчезает в ночных сумерках, наряжаясь в розовую и голубую краски». Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Он, как всегда, был прав, этот мудрый Мельцер. Его детством стала Волга, бесконечные баржи, шумная многоликая пристань.
И сделался единственным сапожником на весь Хвалынск, в рот не бравшим водки. В некоторые натюрморты Петров-Водкин вводит изображение собственных рисунков и акварелей, заново интерпретируя их сообразно духу данного холста (так до него уже делал Матисс) или палитры – словом, своего рода атрибутов искусства, окунающих зрителя в атмосферу мастерской художника. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Мать, Анна Пантелеевна, служила домработницей. Он постоянно кашлял и сердился — даже на свою обожаемую дочь.
Одни считали его хоть и чудаком, но очень быстро схватывающим и глубоко мыслящим. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Петров-Водкин активно занимался преподаванием с1910 года.
В период путешествий Петров-Водкин всецело отдается созерцанию невиданных прежде элементов мира. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919 год. Тревога" (1934). Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время.
В пьяном угаре зарезал кроильным ножом жену. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить». Ему вообще надлежало остаться в Хвалынске и стать сапожником. Потом было увлечение литературой. Появившаяся тогда же монография В. И. Костина впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства.
Преподавая «званцевцам» в1910-е годы, Петров-Водкин сам растет как художник, вчастности как колорист. В его мастерской парнишку больше всего поразили краски в баночках. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Его книги являются вместилищем словесного хлама».
Он становится символом жизни, памятником времени. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с планетарной точки зрения. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Завершением цикла послереволюционных произведений К. Петрова-Водкина явилась его прославленная Петроградская Мадонна («Петроград, 1918 г»), написанная в 1920 г. На фоне революционной улицы, где люди обсуждают события и идут по самым неотложным делам, молодая мать на балконе бережно держит малыша. Художественное образование, полученное Кузьмой благодаря помощи этих двоих, было разрозненным и хаотичным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906 "Берег", 1908 "Сон", 1910) здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн в области литературы – Морис Метерлинк).
- Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
- Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и биография
- Выдумщик, авантюрист, пророк и «талантище» Кузьма Петров-Водкин : 10 интереснейших фактов из жизни художника
- Малоизвестные факты из жизни Кузьмы Петрова-Водкина
- Кузьма Петров-Водкин: авантюрист, «талантище», пророк
Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Розовый натюрморт (1918, ГТГ) весь пронизан светом, обливающим ветку яблони, рассыпанные плоды и стакан на столе. Благодаря её усилиям и вдохновенной работе живёт и принимает посетителей небольшой, но значимый музей в Хвалынске.
«Голодный паек» словно включен художником в общую атмосферу эпохи. Купальщицы» и «Полдень. Она не выброшена, не спрятана в дальний угол. Вот только медовый месяц вышел странным: молодой супруг один укатил в Африку, как сам признавался — «чтобы отрезвиться». Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты1112.
Таким образом, Петров-Водкин преодолевает монокулярную точку зрения, кажущуюся ему недостаточной и не отражающей истинное знание о предмете, который можно обойти вокруг, получив в итоге суммарное и более полное представление о нем. Правда, локальной – известным на весь Хвалынск алкашом. С подножки один за другим сходили удивительно красивые дети. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации (Девушки на Волге, 1915), возникают психологизированные образы в оболочке почти натуралистической формы (На линии огня, 1916). Нянчить Леночку, кормить её, гулять с ней пришлось именно отцу — Маре первые роды в тридцать семь лет дались нелегко и она почти не вставала с постели, требуя, сильно грассируя, принести жидкого чая, который почему-то называла «малокровным». льется кровь, гибнут за революцию люди, терпят голод, радуются пайкам. С тех пор он слал письма не только матери, но и жене.
- Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
- Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество художника
- Биографии великих и известных людей
- Биография Кузьмы Петрова-Водкина
- Жизнь и творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- Биография Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича
"Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. И как вообще «самый передовой пролетарский художник» в разгар репрессий открыто рассуждает о «вселенской иконописности» и, не таясь, переименовывает свою старую картину в «Петроградскую Мадонну». В качестве примера можно привести две его картины: «Утро.
Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Есть такая поговорка: хоть и не все пьяницы — сапожники, зато все сапожники — пьяницы. «Девки от форса млеют», — уверял заказчиков Сергей Федорович. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935).
- «Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: биография
- Кузьма Петров-Водкин и его сферический конь
- «Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»
- За впечатлениями: от Петербурга до Африки
Следующие четыре года были, пожалуй, самыми важными и значительными в жизни Петрова-Водкина, хотя об этих годах — вот парадокс. В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Художник оставил ее ненадолго, он вернется, чтобы сыграть импровизации нового времени.
Если уПетрова-Водкина символическое облечено вбезупречную неоклассическую форму иакцентированно условный колорит (инобытие символического мира), то Лермонтова намеренно снижает интонацию. Картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. — абсолютно нечего рассказывать.
- Кузьма Петров-Водкин: биография
- Самое интересное в виде мозаики
- Пять самых известных произведений мастера
- Словари и энциклопедии на Академике
- Адреса в Санкт-Петербурге— Петрограде— Ленинграде
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- Напишите отзыв о статье Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
- Отрывок, характеризующий Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. И долгие годы с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему. То, что-то, неохватно шире, Свободней, сказочно светлей, В немыслимом, незримом миреНе мной считается, а ей. Она есть часть того Сознанья, Тех Мыслей зная смысл и Слов. Объект ее я созерцаньяВо власти бытия оков. Когда Кузьма Сергеевич впервые увидел крохотное существо с тёмно-синими сияющими глазками, крошечными пальчиками и чуть оттопыренными ушками, написал матери в Хвалынск: «Я был наполовину человек, не испытав этого».
Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Он подался в ремонтники волжских судов — работа по хвалынским меркам завидная, требующая учёности (спасибо грамотной маме, кое-как обучившей Кузьму, а потом ещё и отдавшей его в четырехклассное приходское училище). Может быть, я люблю человечество, но не люблю людей», — писал Петров-Водкин матери. Дальний план боя с легкими облачками взрывов кажется нереально-фантастическим.
- Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- История фамилии и детство будущего художника
- Творческий путь и всемирная слава
- О знаменитости:советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР
- Ученики и последователи Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее
Довольно выдумывать для себя судьбу более значительную, чем она есть на самом деле. Но и этого ему показалось мало: еще во время учебы в Москве Петров-Водкин успел почерпнуть знания и умения в Мюнхене, а после окончания МУЖВЗ в 1905 году уехал в Париж ради учебы в нескольких частных студиях. Но юноша не сразу посвятил себя изобразительному искусству. На следующий год художник стал членом объединения Мир искусства, с которым был связан до его роспуска (1924). Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века. Осмысление процесса творческой работы художника, пути становления мастера как творческой личностиКузьмы Петров-Водкин содержательно раскрыл в своих основных литературно-биографических произведениях — «Хлыновск», «Пространство Евклида», «Самаркандия».
Вспоминают такой случай: на 50-летии заклятого врага Кузьмы Сергеевича — директора Академии художеств Исаака Бродского — после всеобщих восхвалений живописного таланта юбиляра слово взял Петров-Водкин: «Тут много говорили о заслугах Бродского, но никто не сказал о нём самого главного. «Отец был мастером звуковой выразительности, его сапоги скрипели, как по камертону. С детства мальчик красками выражал свои эмоции. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще больше раскрывает тревожное настроение сцены.
На руках у нее будущее. Вся жизнь Петрова-Водкина состоит из «небывальщин». Вдругих вещах (Женщина всиреневом платье, 1910-е Поздние цветы, 1916 обе— частное собрание) художница возвращается кпортретности более традиционного толка, но издесь переформатирует задачу. Из Самары Петров-Водкин вернулся в родной Хвалынск, но ненадолго. Затонские девушки в восторге от своих: они и семечек поднесут и на чих «поздравят», — вспоминал Петров-Водкин. Большого роста, усатый, скуластый, здоровый и точно так же наголо бритый.
И Кузьма внял совету.
- Фавста Шихманова (1880 — после 1930-х)
- маринины мультики на моём сайте
- Общееколичествопросмотровстраницы
- О непьющем сапожнике и чисто вымытых детях
- Древние русские и несостоявшийся железнодорожник
- Ирина Стрельникова СовсемДругойГород экскурсии по Москве
От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Это была семья судейского чиновника Полонского, снявшая в доме второй этаж. Оранжевые с красными тенями – горящие тела.
На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Потом два года провёл в Москве, в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества. Женщина в красной накидке как бы отвернулась от уличной суеты, но не отторгает ее.
Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге. Репрезентация его школы вметодологическом понимании, то есть обучение «по объективному методу», — одна из главных задач выставки. Первоначальное художественное образование Петров-Водкин получил в Самаре в классах живописи и рисования Бурова (1893 г. ), затем учился в Петербургском училище Штиглица (1895-1897 гг. ) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904 гг. ).
Просто работа, мучительные поиски, отчаяние и надежда. Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Из сотен девушек с завязанными глазами я отыскал бы Лелю».
Он ещё с 20-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла серьёзную форму. А потом ещё несколько десятков очень талантливых в том же иконописном роде. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев».
С малых лет он окунулся в атмосферу народного искусства. И при этом, может быть, самым искусным, так как делал не просто сапоги, а лаковые «с форсом». Но у местного населения хватило отваги включиться в антиалкогольные бунты, прокатившиеся по России в 1859 – 1860 годах. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна».
Натюрморты Петрова-Водкина хочется назвать не мертвой природой (они слишком для этого живы) и не спокойной жизнью (слишком уж они неспокойны), а скорее, описательно – предметными композициями. Цветы и женская голова» (1921). Купальщицы, 1917). (3) И хотя на картине изображено, вероятно, утро, но «розовый горизонт» тоже можно видеть. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Другие — напыщенным и смешным плебеем вроде мольеровского мещанина во дворянстве. Для одних она стала символом приближающейся революции, для других – современным перепевом иконы «Чудо архангела Михаила». Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты. Мастер широкого творческого диапазона, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин занимался живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством, ему также принадлежат интереснейшие автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия». Путь из мира, пропахшего варом, лаком и свежевыделанной кожей, «через всю ширину жизни» начался с озарения.
От нее я унаследовал запойное чтение моего детства и юности», – вспоминал художник. Ее же Портрет А. А. Шибинского (1918, частное собрание), пожалуй, один из интереснейших русских портретов того периода. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Любимой девушке Кузьма рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. Так и случилось. – Светить, создавать настроение праздника – это главное». Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911 Играющие мальчики, 1911 обе работы – в Русском музее, Петербург).
Для новой власти сын сапожника, автор картины «о диктатуре пролетариата» сделался безусловно своим. За версту было видно — таким образом Кузьма тщится прибавить себе веса в глазах людей. Живописная природа хвалынской земли привлекает художников и по сей день. Октябрьскую революцию К. С. Петров-Водкин принял, как и Александр Блок, одним из первых в художественной среде Петрограда и сразу включился в решение задач, вставших перед мастерами искусств после победы пролетариата. Земля – словно голубая сфера, вращающаяся под ногами солдат.
Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Ему страшно вредила манера изъясняться «высоким стилем» и делать многозначительные выводы из самых мелких обстоятельств собственной жизни. Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Герой— штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой вТурецкой Армении (термин того времени) ивПерсии, по сути дела разведчик.
Кузьма стал женихом, но и сам не понимал: за что ему такая честь и счастье. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Кроме того, на ней представлены произведения из более чем десяти частных собраний. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, был как раз из тех, кого безбожно спаивали.
Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Когда он завершил свою работу «Сельдь», был 1918 г. Коллеги подняли его на смех: «Водкин рисует селёдку. » А он ответил что-то несуразное: «Это паёк блокадного времени». Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Потом — по месяцу-другому в частных рисовальных школах Франции и Германии. Ивообще царили радикальные взгляды (судя по отрывочным воспоминаниям, по крайней мере Надежду Лермонтову, Фавсту Шихманову иВеру Жукову можно назвать ранними русскими феминистками).
Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. На руках у бойца умирает комиссар. А Кузьме чудилось, что, став другом Полонского, он тем самым уже прошёл значительную часть пути «через ширь жизни».
Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). Доверчиво и спокойно смотрит она на зрителя. Владимир слушал и млел. Всех потомков того самого Петра, любителя «беленькой», прозвали Петровыми-Водкиными.
В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». Художник любит вводить в них зеркала, стеклянные или просто какие-нибудь блестящие предметы (самовар, никелированный чайник), позволяющие ему отдаться анализу сложной игры рефлексов, преломлений падающих и отраженных во внутренних гранях пучков света. Лето». Меня вообще поразила картина Смерть комиссара, с убегающими с поля боя большевиками. Побелевшее от боли лицо выделяется пятном на темном фоне гимнастерки и кожаной куртки. Повести пользовались большим успехом, неоднократно переиздавались и легли в основу многих монографий, статей, брошюр и альбомов о Петрове-Волдкине.
вот – зарифмованная мысль о природе души и ее взаимосвязи- взаимодействии со своим земным носителем:Я вечность чувствую момента, Когда свое теряя «я», Привычные сместив акценты, Смотрюсь в глубины бытия. Скользнув душой в поток СознаньяТо ль духа, то ли естества, Меж берегов двух мирозданьяМысль созерцаю и Слова –Не как мои, совсем иные. Значение их – ощущаю я, Как бы пространства сквозь земныеСмыслы лучат они своя. И отраженье «я» второго, На чем божественного знак, То так волнующе суровоГлядит в меня, то нежно так. Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Горький считался непререкаемым авторитетом и для Кузьмы немедленно закрылись все издательства. Из Ленинграда пришлось переселяться в Детское Село, на воздух.
Это прежде всего «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «После боя», «Смерть комиссара» и «1918 год в Петрограде». Лермонтова сее независимым поведенческим рисунком, преодолевшим стереотипы своего круга, сэмансипированным типом сознания, ссовершенно самостоятельным чувством нового по праву должна была войти вотряд «амазонок русского авангарда». Вообще, об уровне образования и уме Кузьмы Сергеевича мнения современников расходились. Его былинная мощь резко контрастирует с хрупким обнаженным телом юного всадника. Сосед, ночной сторож, мастерски исполнявший лубочные картинки, был первым учителем Кузьмы, а следующим – иконописец «древнего обычая» Филипп Парфенович.
Играющие мальчики (1911) и особенно Купание красного коня (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Правда, у них была лучшая увязка с архитекторами. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» (1914 г. ) зачитывались дети. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.
Они были такими первозданно яркими, словно красовались одна перед другой. Он получил от знакомства с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, которые отразил в двухстах рисунках, акварелях и небольших этюдах маслом, колористически довольно скромных, но верных в передаче облика людей и среды их окружающей. Но и это определение не дает представления о напряженном характере натюрмортов Петрова-Водкина, в которых вся площадь холста порой пронизана силовыми линиями сферической перспективы. Участвовал в реорганизации Академии художеств и без колебаний занял должность профессора (1918 г. ), опасаясь гибели искусства и талантов в эпоху разрухи. Тревога» (1934).
Впрочем, какая разница. В эти годы он выполнил серию натюрмортов, в которых отыскивал художественные средства, способные с наибольшей полнотой передавать суть вещей. Петров-Водкин занял ответственный пост в Ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» ивырасти вбольших самостоятельных мастеров.
Он поступил туда и проучился год. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени (Селедка, Скрипка, оба 1918).
И ещё полтора десятка лет стараний вдовы художника понадобилось, чтобы водворить «Купание» в Третьяковскую галерею. А он каким-то непостижимым образом стал украшением. В первые послереволюционные годы художник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. ВПоздних цветах нет попыток раскрыть себя психологически, ничего рефлексирующего.
К моим этюдам она относилась равнодушно. Такие озарения потом случались с Кузьмой регулярно и, бывало, по самому ничтожному поводу. Купальщицы", 1917). На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией (Элегия, 1906 Берег, 1908 Сон, 1910) здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн в области литературы – Морис Метерлинк). Что ж. Петров-Водкин умел за себя постоять.
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Поэт Спасский, позировавший для центрального образа, сказал, что картину следовало бы назвать «Бессмертие». «Ремонтщики одеты чисто: в косоворотки и штаны навыпуск. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916). А вскоре и сам отдал богу душу. Он был своеобразной и крупной личностью в русском искусстве первой трети двадцатого века. Именно тогда зародилась в Кузьме любовь к чистым сочным тонам.
Одна из первых известных работ на госпитале в Питере. Но картина 1919 год. Глаза с картин Петрова-Водкина очень близки глазам, которые смотрят с икон: в них видна вся бесконечность вселенной. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе.
Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своем творчестве к системе трехцветия. Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести. Не так давно получил прописку в волжском городке фестиваль Хвалынске этюды. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).
Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм. Этим произведением Петров-Водкин начал создавать мир, который давал зрителю ощущение сферичности земной поверхности (водкинское восприятие пространства). Поверх рубах жилетки, а на них цепочки часовые повешены, хотя бы и без часов в кармане.
Она стала своеобразным этапом на пути формирования индивидуального стиля художника. Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску (Скрипка, 1918, ГРМ).
Началась мировая война и Кузьма Сергеевич догадался: так вот о чём был «Красный конь». В основном это были образы советской женщины тех лет. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна».
Эти тональности станут знаком принадлежности кцветовому синтезу «званцевцев». Впрочем, «Купание красного коня» в конце сороковых было возвращено на родину (картину случайно обнаружили в шведском городке Мальмё). Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Жизнеутверждающий и цветовой символ «Цвет – дитя солнца», – объяснял впоследствии ученикам свой замысел Петров-Водкин. Разве бывает, чтобы у художника внезапно появилась аллергия на краски. Любимым педагогом его был В. А. Серов, оказавший большое влияние на начинающего художника.
Понимание пространства как одного из главных рассказчиков картины вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Дело в том, что дед будущей знаменитости, Пётр, тоже был знаменитостью. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Работал в судоремонтных мастерских, дворником, маляром-вывесочником. P. S.
В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности (Утренний натюрморт, 1918 Натюрморт с зеркалом, 1919 Натюрморт с синей пепельницей, 1920). Единственный в мировой практике пример. Он задал Кузьме вопрос: «Что, тоже лезешь. » Это был Горький, который место «талантливого самородка» ревниво сберегал для себя. Правда, к этому времени картину давно никто не видел — ещё в 1914-м её повезли на выставку куда-то в Германию, ну а потом началась мировая война и связь с устроителями выставки оборвалась.
Трамвай— идеальный полигон для отработки внутрикартинной динамики вее жизненной обусловленности: повороты, наклоны вагонов, тряска, «прозрачность»— просматриваемость извне иизнутри, динамика картинок вокнах. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты67. И при всеобщем молчании Кузьма Сергеевич победно сел на своё место.
Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Бойцы плотной массой вначале как бы «парят» над ней, а затем «заваливаются» за горизонт. Это было как удар грома. В 1909 году в редакции журнала Аполлон состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. Это прямая реализация того, что Петров-Водкин называл «привнесением собственного моего движения». В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер.
Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Волосы намаслены и с пробором. Трудно сказать, как развивалось бы творчество Петрова-Водкина в дальнейшем, если бы в 1911—1912 году не произошла встреча художника с древнерусским искусством. Вего картинах появляются новые сложные сближенные тональности (изумрудная, лиловая, сиреневая, фиолетовая), дополнительные косновным цветам спектра (красный, синий, желтый).
Сам Петров-Водкин приписывал инициативу Маре: «Она очень хороший человек и мне в ней дороги первая в моей жизни нежность женщины ко мне и её стремление понять мои загадки». Ви не есть аккуратный рисовальщик. »). При таком изображении в портрете, натюрморте, пейзаже – везде можно было передать всеобщее, «планетарное» : «Пейзаж в картине «Играющие мальчики» имеет реальные черты, но вместе с тем – это часть планеты с крутящейся сферой. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой.
В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. Все это показано откуда-то сверху, как бы с небес. Увы, смерть рано выбила ее из седла.
Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». В его натюрмортах довольно часто встречаются букеты полевых цветов: «Утренний натюрморт» (1918), «Натюрморт с самоваром» (1920) и «Натюрморт. Вот, например, письмо из Алжира: «Ты можешь гордиться, что у Петрова-Водкина в мозгу засела женщина — и это ты. » И ещё: «Друг мой, жена моя, ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю.
Отец его, Сергей Федорович, был сапожником. ВП. Казальсе (1913, ГРМ) портретная характеристика схвачена сгротесковой остротой, доведенной до самоотрицания. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. Ваше имя стало некоей гарантией достойного содержания материла, который Вы представляете. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.
Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). А его дар пророчества. Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя.
При всей своей мощной индивидуальности они сохранили режим прямого диалога сучителем— это относится прежде всего кЛеониду Чупятову, Павлу Голубятникову, Петру Соколову, Владимиру Дмитриеву, рано умершемуАлександру Лаппо-Данилевскому. Но в другой работе – натюрморте «Селедка» (1918 г. ) звучит уже иная, щемяще-скорбная музыка. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много времени уделял воспитанию молодых художников. А в результате на свет появилась великая картина — «Купание красного коня». Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Он вообще предпочитал полевые цветы садовым.
И с тех пор из неё уже не выходила. До блокады Ленинграда оставалось 23 года. К шестнадцати годам Сергей Петров-Водкин, будущий отец будущего живописца, а в те времена ученик сапожных дел мастера Акундина, по питейной части не уступал ни учителю, ни собственному легендарному деду Петру, когда-то известному на весь Хвалынск пьянице, прозванному Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, а в конце концов образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). Почти все полотно заполняет монументально-гордая фигура красного коня.
Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Здесь же жили писатели: Толстой работал над «Петром I», Федин — над «Братьями», Шишков — над «Угрюм-рекой». Обыватель ожидает от «декадентства» загадочности иболезненности— Леда ияйцо (1916, частное собрание) вполне отвечает этим ожиданиям.
Запивал обычно молодой скульптор с горя. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста. Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920 все картины – в Третьяковской галерее). И как его за это не покарали.
Грянула Февральская революция — воскликнул: «Да нет же, «Красный конь» об этом. » Октябрьский переворот — новое прозрение: «Красный конь» — о диктатуре пролетариата. Леля была сестрой гимназиста, которому Кузьма на дому давал уроки рисунка. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России.
Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя трудным художником, он не лукавил. Художник пожелтел, осунулся, его колючие глаза потускнели. Хотя как-то раз эта здоровая наглость его сильно подвела.
Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). Родился Кузьма Сергеевич в городке Хвалынске Саратовской губернии. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912).
Один за другим он сочинил два автобиографических романа: «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В Петербурге за Кузьму серьёзно взялся всё тот же Мельцер. Но тут с Акундиным стало твориться неладное: что-то мерещилось, слышались какие-то голоса.
Дальше — больше. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. На следующий год художник стал членом объединения Мир искусства, с которым был связан до его роспуска (1924). В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер.
Важным этапом в творчестве художника стало написание в 1911 г. картины «Играющие мальчики», что совпадает с его попыткой теоретически осмыслить и сформулировать свою живописную систему. Беззаботная игра, борьба, своеобразный танец ребячьей удали. Его оригинальной приключенческой повестью с авторскими рисунками «Аойя. Принципиальное ее отличие от итальянской перспективы – в расчете на динамику зрителя.
А вскоре врачи запретили Кузьме Сергеевичу прикасаться к краскам. Если простолюдин «недобирал» и заведение недополучало денег, его секли кнутом, а недостаток средств откупщики взимали со всех дворов, находящихся в ведении кабака. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Среди картин Петрова-Водкина присутствует немало изображений обнажённых мужчин. Лето (1917), Спящий ребенок (1924), Первые шаги (1925), Смерть комиссара (1928), Весна (1935) и др. И всё же о том, чтобы учиться живописи, юный Петров-Водкин тогда не помышлял.
Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Зеленый купол Земли, синее небо. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).
Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). К первой годовщине Октября он создал целую серию натюрмортов, ставших символами постреволюциоиной России: «Утренний натюрморт», «Скрипка», «Розовый натюрморт».
Чертами такой организации отмечены многие произведения: Полдень. Главное, что им было хорошо вместе. Обычно этот период вбиографии мастера обозначают бегло. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Известно — если кто сильно «набрался», про него говорят: пьян как сапожник. По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918 А. А. Ахматова, 1922 оба портрета – в Третьяковской галерее). Но в конце концов тяга к изобразительному искусству в нем победила.
Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. Пил ведь когда-то Коненков горькую и, я уверен, не без этой причины. Характерен вэтом смысле интерес самого Петрова-Водкина, атакже Чупятова, Купервассер, Лизака, Соколова идругих учеников мастера кмотиву трамвая (классический русский авангард не раз обращался кэтой теме, но вдругом, часто эсхатологическом контексте).
В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. С 1918 по 1932 год Петров-Водкин профессорствовал вАкадемии художеств (при всех ее реорганизациях ипереименованиях). Коллеги ненавидели эту систему и называли «трехплеткой».
И, не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию ему не приходилось. Сомов говорил про него: «тупой, претенциозный дурак». В их живописи предстали самые разнообразные решения проблемы мертвой природы. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.
Наиболее сильными и последовательными выразителями этих тенденций стали мастера объединения «Мир искусства», оказавшие на Кузьму Петрова-Водкина определенное влияние в самом начале его творческого пути. Наталья, . Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт. Имя Петрова-Водкина стало известно всей России после вызвавшей многочисленные споры картины «Купание красного коня» (1912 г. ), представленной на выставке «Мир искусства». «Скользнёт иногда улыбка по неправильности губ Лели, но я не знаю, чему она улыбнулась. В искусствоведческой литературе уже не раз говорилось о том, что термин натюрморт неудачен, не отражает сути жанра, которому более соответствуют Stilleben, Still Life – тихая или спокойная жизнь (по-немецки и английски).
До недавнего времени в уборных Академии было ужасно грязно, стоял отвратительный запах. Да и огромная энергия красного коня словно скована. Впрочем, воспоминания о «Красном коне» были живы — советское правительство даже обещало приличные деньги тому, кто найдет полотно и вернёт на родину. В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. Чуть ли не первое упоминание имени Петрова-Водкина в печати. Художника притягивали красивые лица «новых» людей и психология героев, отдавших свою жизнь за идею.
Только в 1961 году картина пережила второе рождение, снова войдя в моду. — Но мне уже некуда было деться. Помнится, в школе фамилия автора «Купания красного коня» приводила меня и таких же оболтусов в телячий восторг. Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня". Лето». Мари (Кузьма звал ее Марой) была дочерью хозяйки пансиона в местечке Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где он жил тогда. И всё это произошло с приходом к нам уважаемого Исаака Израилевича».
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.
И все же все эти работы еще не были вполне самостоятельными, напоминая то один, то другой образец символико-аллегорической живописи тех лет. Но есть иболее сложные связи, они лежат впространстве понимания ипереживания архаики. Отражением революционной действительности стала картина «1918 год в Петрограде». В одной из редакций, куда Петров-Водкин принёс свою поэму (а он, кстати, был неплохим писателем), встретился мужик, удивительно похожий на него самого. Ярким, звучным краскам художник противопоставляет тягостную неподвижность окружающего фона: плотные разводы волн, плавную дугу берега, статичные фигуры лошадей и мальчиков вдали.
Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Особенно интересен его скрипичный этюд: на изломе городского окна лежит скрипка. Человек-парадокс.
«Этак вы, молодой человек и поезд в яму загоните, как отечество родное загнали», — сказали ему в училище, возвращая бумаги. Однако после серьёзного ремонта это удалось устранить. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо.
Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Особенно это сказалось на ранних произведениях, созданных художником еще в годы пребывания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить». Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.
А вот большинство пьес, повестей и рассказов молодого автора так и остались в рукописях. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. В 1928 г. к десятилетию Красной Армии Петров-Водкин написал оптимистическую элегию «Смерть комиссара».
Сопоставленные вместе, произведения нескольких художников (Алексея Зернова, Татьяны Купервассер, Марии Ломакиной, Герасима Эфроса, Евгении Благовещенской идругих), показанные впервые или впервый раз вподобном контексте, выявляют наличие внутренней драматургии даже вработах учебного, подготовительного типа. Однако, творчество художника невозможно сводить к гомоэротизму. Петрово-водкинские педагогические, как сейчас сказали бы, мемы (трехцветка, теория сферической перспективы, проблема движения) еще не были сформулированы.
Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). Еще более важной в творческом росте художника стала картина «Девушка на Волге». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна».
1928 год оказался непростым для самого художника. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Первой же картиной на этом пути стало знаменитое полотноКузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Одна из наиболее известных ранних работ— «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально разглядывают обнаженного спящего мужчину. А вот о том, что отец Кузьмы, Сергей, был единственным (. ) непьющим сапожником на весь город, знали, но не распространялись. Этот «космический взгляд», который свойствен стилю художника, усиливает героическое звучание произведения. К тому же он частенько привирал — как будто торопился доказать, что «ширь жизни» им уже преодолена.