Леонардо Мадонна В Скалах

Любопытный ФАКТ: а вы знали, что Леонардо написал третью версию «Мадонны в скалах». Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.

«мадонна в скалах»– одна из самых загадочных картин Леонардо. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте.

Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)

Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. Справа от головы Мадонны мы видим водосбор (Aquilegia vulgaris), который чаще всего называют «голубкой (colomba) Святого Духа».

После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Вполне возможно, что она попала во Францию из коллекции Габсбургов или в 1528 году, когда внучка Максимилиана, Элеонора, вышла замуж за Франциска I. Можно с уверенностью утверждать, что к 1625 году «Мадонна в скалах» уже была во Франции. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах.

Из всех условий на «Мадонне в скалах» выполнено лишь одно – здесь есть Мадонна с младенцем. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Ансания сиенского собора. Картина была заказной.

Молодая Дева-мать с непостижимо таинственной улыбкой смотрит на свое неугомонное дитя. Однако если так вышло, что мы с вами не родились под жарким римским солнцем, продолжим называть его по старинке. Но этого-то и ожидали от Леонардо миланские заказчики. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. То, что картина была отправлена в Германию, объясняет и ее появление в Лувре. (В 1576 году церковь была разрушена.

Описание картины 
«Мадонна в скалах 
 (Мадонна в гроте)»

Описание картины «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)»

С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи.

Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. иллюстрацию 11).

Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины. Это более строгая, печальная, ускользающая красота. Однако его миланский дебют, как видим, оказался далеко не простым. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.

Первая «Мадонна в скалах» была написана примерно в 1485 году и хранится в Лувре, в Париже. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.

Однако в ход событий вмешалось непредвиденное происшествие. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Леонардо исходит из предположения, что человеческий ум, также являющийся природным инструментом, прекрасно может переходить от одного масштаба к другому, нисколько не нуждаясь в сведении больших и малых величин к какой-то средней величине. Леонардо задается целью художественно отобразить старинное предание о встрече в пустыне ребенка Христа с юным Иоанном Крестителем. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно и это объединение исполнено чарующей гармонии ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции.

Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил. Главным результатом сотрудничества Леонардо с братьями Предис стала прекрасная, загадочная картина, которую называют «Мадонна в скалах» (см. Одной из причин подобного своеволия могло быть то, что Леонардо уже работал над картиной или каким-либо ее вариантом и решил продолжить работу, несмотря на условия контракта. Этот эффект называется «сфумато».

Мадонна в скалах, 
Леонардо да Винчи

Мадонна в скалах, Леонардо да Винчи

Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемым мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах.

Святой стоит на коленях, преклонившись перед Младенцем Иисусом, который благословляет его. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе).

Работа должна была быть закончена к 4 декабря, к празднику Введения во храм. Кассиано даль Поццо видел ее во дворце Фонтенбло. Но он предвосхищает также психологическое решение. Картина существует в двух вариантах, похожих, но неидентичных. «Мадонна в скалах», несомненно, была написана по этому контракту, но картина абсолютно не удовлетворяет требованиям, выдвинутым клиентами.

Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Но нет никаких упоминаний о том, что среди этих картин была «Мадонна в скалах». Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской).

И в пещере – глубокая тень, как под водой. Контракт заключен между Леонардо – «magister Leonardus de Vinciis florentinus», Амброджио и Еванджелистой де Предисами с одной стороны и религиозной группой Братства Непорочного зачатия – с другой стороны. В 1485 году в Ломбардии свирепствовала чума, жертвой которой стала треть населения Милана. Быть может, главное в этих образах – внутреннее состояние, глубокие душевные движения. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Новое внес Леонардо и в приемы объемной моделировки фигур и лиц.

Загадка картины 
«Мадонна в скалах 
 (Мадонна в гроте)

Загадка картины «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте) Леонардо да Винчи

Это начало истории. При сходной композиции у картин разный колорит.

Позднее Иоанну Предтече добавили крест и свиток с надписью: «Вот Агнец Божий». Первый же вариант находится в Лувре. Оно сказывается и в «Мадонне в скалах» — в объединяющем ее цветовом тоне, проблески которого улавливались еще в «Мадонне с цветком», но который еще не встречался в крупных монументальных произведениях. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Картину Леонардо заказало братство Непорочного Зачатия церкви Франческо-Гранде в Милане.

Изначально двое детей были настолько похожи друг на друга, что верующие путали их. По возвращении в Милан им пришлось решать проблему, которой стала для них «Мадонна в скалах». Как они ошиблись. На первой картине лица детей явно написаны с натуры, у них живые правдивые выражения, по ней наверняка можно было узнать, какой именно младенец стал Иоанном, а какой – маленьким Христом.

Лица стали бледными, почти восковыми. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Она была написана самим Леонардо. У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»). 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис.

Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указывает, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. Назревал крупный скандал. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис.

Мадонна и ангел написаны в типично Веррокьевой манере. Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине. В этом сказалось влияние нидерландцев, с которыми Леонардо познакомился во Флоренции благодаря Гуго ван дер Гусу. Церковь Сан-Франческо Гранде, построенная Висконти в начале XIV века, была самой большой в Милане после собора. Дерево, переведённое на холст, масло.

В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Леонардо, страстно любивший жизнь, однажды уже встречался с «гостьей», как именовали чуму суеверные флорентийцы, опасавшиеся прямо называть ее.

Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях.

Эти два характерных атрибута позволяют безошибочно определить Крестителя. На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. Мадонна в гроте показывает овладение художником тем реалистическим мастерством, которое так поражало его современников. Выше: что вы искали.

Предметом контракта являлась ancona (алтарный образ с закругленной верхней частью) для часовни братства в церкви Сан-Франческо Гранде. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо. Более поздний, лондонский, вариант весьма отличается от луврского по настроению. Это значит, что он был намного крупней. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».

Мадонна в гроте 
Леонардо да Винчи

Мадонна в гроте Леонардо да Винчи

Младенца нежно поддерживает левой рукой ангел. А вот дальше начинается столь обычная для Леонардо неопределенность. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов.

Этот контракт по своим кабальным условиям во многом напоминает контракт Леонардо с братьями монастыря Сан-Донато на «Поклонение волхвов». На каждой из них изображено только по одному ангелу. Контракт был очень престижным. Сроки были очень сжатыми, на всю работу отводилось менее восьми месяцев.

Леонардо да Винчи — Мадонна в скалах

Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Боковые панели тоже весьма своеобразны. Согласно контракту, на центральной панели должна была быть изображена Мадонна с младенцем, окруженная ангелами, а также два пророка. Богородица укрывает Иоанна Предтечу своим плащом.

На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге.

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Он наделил ее безыскусственной, трогательной простотой. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.

Две Мадонны в скалах 
Леонардо да Винчи

Две Мадонны в скалах Леонардо да Винчи

В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Впрочем, подобная точка зрения во многом зависит от истолкования имеющихся документов. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Завершена она была в начале следующего столетия.

Эта картина строга и сдержанна. вы можете запросить все в системе с коробкой. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).

Леонардо да Винчи, 
Мадонна в скалах

Леонардо да Винчи, Мадонна в скалах

Контракт был подписан 25 апреля 1483 года и заверен нотариусом Антонио де Капитани. Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо – единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию.

«Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории.

Начало истории абсолютно однозначно. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Однако из разницы в цветовой гамме парижского и лондонского полотен историки считают злополучную застежку или ликом Святой Троицы или камнем Апокалипсиса. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».

Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. Знаменитый художник, лишь уделил внимание написанию ангела и складок одежды, всегда отличающих его неповторимый стиль. Предание апокрифично, хотя в тот момент еще никто не протестует против него. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Происхождение этих вариантов обсуждается учеными до сих пор. Судебное решение по иску, заявленному заказчиками картины, принимал сам Лодовико Моро, который, вероятно и является тем таинственным покупателем первого, отвергнутого варианта «Мадонны в скалах». Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.

Леонардо же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Это было создание великого художника и великого ученого вместе. В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» итрадиционно ассоциируют с яслями.

В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания. То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха. Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель).

В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Как будто это не икона, а учебник по ботанике.

Мадонна в скалах 
Леонардо да Винчи 
 (1452- 1519)

Мадонна в скалах Леонардо да Винчи (1452- 1519)

И эта реальность в присутствии Мадонны и Христа переживает духовное превращение. Неудивительно, что дело закончилось склокой.

До сих пор так и не удалось установить точную дату написания второй «Мадонны в скалах». А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. «ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», – писал он.

Мадонна в гроте 
– 1483-1486 Леонардо 
да Винчи

Мадонна в гроте – 1483-1486 Леонардо да Винчи

Над правой рукой Мадонны – подмаренник. Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле. Тем более что оно соответствует неоплатоническим, хотя и не ортодоксальным основам культуры художника.

Первым внимание привлекает Дева Мария, преклонившая колени на фоне отвесных каменных сводов. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483 – 1486). Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».

Леонардо оказался 
единственным создателем 
Мадонны в скалах

Леонардо оказался единственным создателем Мадонны в скалах

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него.

Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Но в картине кроется и историческая загадка. Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками и тяжба эта длилась много лет. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Композиция произведения построена в виде пирамиды.

Хотя Леонардо и не был первым, кто начал создавать десакрализованные образы мадонн (Филиппо Липпи впервые трактовал образ Святой Девы как женщины во плоти, чувственной, притягательной), он сумел передать в своей картине материнскую любовь Марии и ее постоянную спутницу — тревогу за дитя. Этим вторым вариантом, видимо и является тот, который можно видеть в Лондоне. Тон этот далек от богатых хроматическими оттенками великолепных тональных гармоний венецианских мастеров, но в колорите «Мадонны в скалах» – хотя картина эта потемнела от времени — есть ощущение того внутреннего единства, которое отличает все это произведение в целом. Миссия Крестителя – это не откровение или пророчество, а интуиция.

В луврской картине свет, как бы смягченный многократным отражением в скалистом гроте, не только содействует мягкой нюансированной моделировке лиц и фигур, но и сообщает образам ореол своеобразной поэзии. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».

Всего пятнадцать. Вот только писал ли ее Леонардо. В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения. Этот документ был обнаружен в архивах примерно сто лет назад. Оно абсолютно однозначно – датированный документ, достигнутое соглашение. Ни ангелов, ни пророков, а вместо них младенец святой Иоанн Креститель.

Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым. Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Кеннет Кларк считает, что луврская «Мадонна в скалах» была начата еще во Флоренции, когда Леонардо работал над «Мадонной Литта». Он является самым ранним упоминанием о пребывании Леонардо в Милане.

Толкование картины 
Мадонна в Гроте

Толкование картины Мадонна в Гроте

Мадонны Леонардо будут на протяжении веков служить образцом для художников. Глазу даны одни лишь формы. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.

.

Ботанические символы 
на картине да Винчи 
«Мадонна в скалах»

Ботанические символы на картине да Винчи «Мадонна в скалах»