Левитан Грачи Прилетели

Конспект НОД «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода». Весна на картинах русских художников Творческий диктант по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После. Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода».

Весна н а к артинах р усских художников Сочинение- описание по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 6 классе (После.

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Из Костромы Саврасов поехал в село Молвитино. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Приход ничей Его покуда не тревожил.

Какая простота. Как всё скромно и просто.

Картина Алексея 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Вот так жил и творил Саврасов. Береза всегда имеет свой рисунок. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.

Молвитино»36. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Грач зиму расклевывает, – говорят у нас в народе.

в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.

Чайковского и Н. А. Но главное – птицы. Сколько березок, дубов или сосен ни сажай в своем пейзаже, что ни придумывай, – если воздуха не напишешь – толку не выйдет, – не раз повторял своим ученикам Алексей Кондратьевич Саврасов.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Сдержанная, но насыщенная светом цветовая гамма позволила художнику наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью59. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Раскрыл этюдник, надел очки. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Галерея Павла Михайловича пользовалась большим уважением среди художников. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Московские неприятности остались позади и не хотелось о них вспоминать.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. А потом все-таки сбежит. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.

Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Продолжим осматривать картину. Без воздуха пейзаж – не пейзаж.

Грачи прилетели 
– математика и искусство

Грачи прилетели – математика и искусство

Левитан мог со всем основанием сказать, что с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. по тексту Н. П. Только ученики будоражили душу Алексея Кондратьевича: как они там. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Как все это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее ее дыхание. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

– напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. В нижней части этюда была подпись: «А. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Римского-Корсакова. Ожидание весны передано и красками.

В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.

Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Началось.

Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Саврасов настежь распахнул створки окна.

ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. По такому этюду не сделаешь картину. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. К счастью, подоспела Первая передвижная выставка в Петербурге. Он победил.

История написания картины. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. На картине А. К. Необходимо основательно к этому подготовиться. «Грачи» стали открытием в живописи. Первый после стольких лет внешне благополучной жизни.

По такому этюду не сделаешь картину. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. – что мы напишем взаключении. Алексей Кондратьевич согласился. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Будущее, которое у него так старательно отнимали недруги, оставалось за ним. Алексей Кондратьевич пришел, чтобы посмотреть на неё вблизи.

Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Это скорее эскиз по памяти». Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

Саврасов написал в Ораниенбауме две картины. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Это был сильный удар. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Он десять лет занимал с семьёй казённую квартиру и теперь ему отказано в жилье. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Через несколько дней умерла. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Также на них заметны птичьи гнезда. Какую бы вы цену хотели за неё.

Исаак Левитан так 
отзывался о картине 
"Грачи прилетели":

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина

Однако, это лишь поначалу. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины. Саврасов провёл гостя в соседнюю комнату — небольшую мастерскую. Только бы суметь передать неповторимость мартовского света, весеннего воздуха.

Он не собирался делать картину яркой и звонкой. Пейзаж будет небольшим. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.

«Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Художник воспринимает природу как живое существо. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. боярином Г. И. – Чемзакончимсочинение. Церковь была построена в конце XVIII века. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли.

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. На мольберте стоял совсем небольшой подрамник с натянутым на нём загрунтованным холстом.

Исаак Левитан Тихая 
обитель Алексей 
Саврасов Грачи прилетели

Исаак Левитан Тихая обитель Алексей Саврасов Грачи прилетели

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Сопоставление обычно уточняет оценку. Первоначальные этюды к картине Грачи прилетели А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.

За рисунки, выполненные на Воробьёвых горах, Алексей был назван лучшим учеником пейзажного класса. Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель. А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал.

Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». 27192)386. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Это произошло абсолютно неожиданно.

Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Береза всегда имеет свой рисунок. Однозначно ответить нельзя. Церковь была построена в конце XVIII века. На самом же деле эта обыденность мнимая.

В те годы, по свидетельству М. В. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. По мутному пепельному небу плывут облака.

Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Этим, собственно и исчерпывается весь внешний сюжет, все предметное содержание Грачей. Саврасов поехал на север Костромской губернии. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.

В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Грачи прилетели. Воздух — главное. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины. Поездки оставляли глубокий след в его душе.

Сколько звуков в этой картине. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Чего только не передумал Алексей Кондратьевич за этот путь, чего только не вспомнил. Церковь Воскресения в Молвитине была построена в конце XVII века: белый храм с пятью небольшими куполами. Работал быстро, вдохновенно.

Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.

Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. По этому поводу высказывались разные версии. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. На переднем плане полотна – снег.

Началось. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Ох, как доволен. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Несколько голых берез – кривых и изломанных. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Вот оно. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Посмотрев выставку работ художников и учеников, лестно отозвавшись о тех и других, она приобрела несколько картин, в том числе две картины Саврасова. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Мир был влажный, новорождённый. Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. В «большом доме», где были преподавательские квартиры, все жили как одна семья и теперь Саврасов выпадал из этого профессионального содружества, становился каким-то изгоем.

Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. Одушевленный пейзаж Саврасова звучит в русском искусстве, как народная песня исторгнутая из самого сердца нежной и проникновенной любовью к родине. Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Все казалось таким обыденным, проще простого и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.

Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Продать картину Третьякову было мечтой каждого живописца. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами.

Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Это было настоящей трагедией для него. Автор этой статьи Б. В. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. От нее словно веяло пробуждением природы. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.

А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Сколько было таких сел в России. Очень слабенькая.

Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Квартира будет отдана другому преподавателю.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. «В композиции картины выделяется». Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Все казалось таким обыденным, проще простого и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится.

Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Ужаснее картину представить трудно. Это скорее эскиз по памяти". Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

  1. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  2. Временно недоступен (техническое обслуживание) Ошибка503
  3. Эффект бескрайнего пространства
  4. Творчество, заказы известных людей
  5. Работа и страсть к путешествиям
  6. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. В 1854 году обе картины были показаны на годичной выставке Академии художеств, получили высокую оценку и в результате двадцатичетырёхлетний художник был удостоен звания академика живописи. В 1857 году ему предложили место преподавателя в родном Училище живописи ваяния и зодчества и вскоре он вошёл в пейзажный класс как педагог. Ученики внимали Алексею Кондратьевичу с благоговением, а среди них были Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, составившие впоследствии славу русской живописи. «Грачи прилетели» (1871). Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу.

Картина «Грачи прилетели» стала собственностью Третьякова. — обрадовалась переменам в нём Софья Карловна. — Доволен. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. – Оденешь его – опять пропьет все. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева: Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

  1. Алкоголизм и увольнение с работы
  2. Сочинение на тему: «Краски осени»
  3. Сочинение на тему: «Моя кошечка»
  4. Сочинение на тему: «Летний лес»
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Ехали поездом по недавно открытой Московско-Ярославской железной дороге. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое.

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Береза всегда имеет свой рисунок. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом.

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев. – О чем вы будете писать вовступлении.

  • Последние комментарии (всего 7)

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Обычный весенний немного сероватый день. Это скорее эскиз по памяти. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

На переднем плане художник изобразил молоденькие голые березки, кажущиеся беззащитными и хрупкими. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Я помешал я их спугнул. Все еще низкое серое небо покрыто облаками.

Отмечалось, что он показал прочные знания линейной и воздушной перспективы, умение передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. В мае 1854 года училище посетила президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Вдалеке раскинулось черное поле. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Меодическое приложение к репродукциям. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.

– о чём напишем дальше. – Из скольких частей он состоит. Саврасовъ. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39.

По такому этюду не сделаешь картину. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

— сказал после продолжительного молчания. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Алексей Кондратьевич прекрасно знал, что «Грачи прилетели» лучшее его полотно и было обидно, что критики так злобно-несправедливы. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.

Художник тяжело переживал потерю ребёнка— об этом свидетельствует ряд изображений могилы дочери, выполненных на ярославском кладбище33. Саврасов работал над этюдом в радостном упоении. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». И вот он на Волге, в Костроме. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны.

О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).

Он тусклый и потому не дает блики на свету. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Но эта заурядность кажущаяся. Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив.

Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Саврасова в Молвитино. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. (Вступление, основная часть, заключение). Победил талантом и высотой своего духа.

Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. От нее словно веяло пробуждением природы. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Он увидел то, что смутно надеялся увидеть: пробуждение жизни.

(подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей). Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Он был приобретён галереей в 1984 году7677. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Как они красивы». Береза всегда имеет свой рисунок. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом.

Всю жизнь свою переворошил. В училище Саврасов чувствовал недоброжелательность к себе. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Сколько было таких сел в России. Возникал, обретая чёткие контуры, замысел будущей картины.

РЖ-627)90. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

Дата создания: 1871 г. Автор: Саврасов А. К. О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала.

Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Большое село со старенькой церковью на окраине. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.

Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов70. Там Алексей Кондратьевич получил настоящую оценку своего труда: «Лучшая и оригинальнейшая картина. », «"Грачи" — это же молитва святая. », «Когда приближаешься к "Грачам", охватывает удивление — какое маленькое полотно.

Благодарный саврасовский ученик И. И. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Б. В. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. День на краски не был щедрым, но Алексей Кондратьевич вдруг почувствовал всю великую красоту этого весеннего, серого.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. к – О том, что это было за время, напоминает отрывок из статьи в районной газете, посвящённой столетию приезда А. К. За окном тянулись заснеженные поля и леса. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении59. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Центральная группа берёз является основой композиции.

По такому этюду не сделаешь картину. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Бойко. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.

Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Но главное – птицы. Это скорее эскиз по памяти».

Горячим ключом била в ней жизнь. — Он знал, что Саврасову тяжелы разговоры о деньгах и в глубине души был согласен с художником: разве можно говорить о стоимости серенады Шуберта или двух строчках Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты. » Но Третьяков был не только коллекционером, он был купцом. Не дождавшись ответа, сам предложил 600 рублей — годовой оклад Саврасова в Училище живописи. На картине тонко и с большим чувством изображена в композиционно вольном варианте окраина села Молвитино (ныне Сусанине) близ Костромы в ранний весенний бессолнечный день, ознаменованный прилетом первых грачей, этих бесконечно дорогих для русского сердца вестников весны.

Алексей Кондратьевич был рад и взволнован. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Все понимали: художник бежит из Москвы. Он покинул Москву вместе с женой и двумя дочерьми. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Салтыков). Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. В 1844 году Алексей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Излишняя красота так же вредна для картины, как и недостаток её: отдых нужен глазу и свобода для воображения. К началу мая 1871 года Саврасов вернулся в Москву, Здесь он уже полностью закончил картину. В один из летних дней того же года к нему приехал Павел Михайлович Третьяков. — Я слышал о ваших «Грачах» и не терпится взглянуть на них. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях.

Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу.

«Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. На них с шумом и граем опускается стая грачей. На среднем плане мы видим серое пятно. Он уже подал соответственное прошение. Саврасов был ошеломлён. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.

Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей. — Поздравляю вас. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Саврасов настежь распахнул створки окна.

Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Алексей Кондратьевич подал в Совет прошение о длительном отпуске:«Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 г». «Зимний пейзаж на Волге» — это была отговорка и настолько беспомощная, что придумать её мог только кроткий, стеснительный Саврасов. Это скорее эскиз по памяти. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.

Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Краски их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. Без воздуха нет пейзажа.

Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.

Московские критики прекрасно понимали значимость оценки Третьякова и однако же, когда Павел Михайлович показал «Грачей» на выставке Общества любителей художеств, картину приняли с насмешкой: «Обычный весенний пейзажик. », «Мрачная картинка. ». Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, едва уловимые первые признаки приближающейся весны, вот что является темой, формирует и, можно сказать, определяет содержание картины Грачи прилетели. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Затем в 1882 году его уволили с работы. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516.

Было обидно и унизительно. – Грачи прилетели. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Вот оно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27.

Алексей Кондратьевич уединился в своей мастерской. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы.