Литовский Художник Чюрленис
Микалоюс Константинас Чюрленис — знаменитый литовский художник.
Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
Пчелка Майя, большое спасибо за Чюрлениса. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня").
Жена, не привыкшая к такому образу жизни, уехала в Литву и только время от времени появлялась в Петербурге. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Начался быстрый путь к признанию. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.
Для домашних и друзей он всегда был Константом. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским.
Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
Люди ничего об этом не знают. Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ». Картина оказалась во многом пророческой. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе – будущем «Мире искусства».
Чюрлёнис Микалоюс Константинас – литовский художник и музыкальный композитор
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта». От души радуюсь этому.
Чюрленисы жили в Друскининкай. Он был не новатор, но новый. Одни называли его литературно-психологическим символистом.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
Клиника отрезала его от мира, от людей. Но это будет уже другая история. Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником. И не только художники. Это случилось в декабре 1909 года.
Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия. Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis». Но главное в нем – мысль. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Она стала и вдохновительницей лучших его произведений.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- Самые известные картины Чюрлениса
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
состоялась свадьба Константинаса и Софии. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису.
Только трудом. Летит черный ужас». Но нам ли, по человечеству, определять сроки.
Ему не было тогда и 36 лет. Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками.
- Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис
- Микалоюс Чюрлёнис — Биография / История
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Микалоюс Чюрлёнис – труженик моря
- Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса (148 работ)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится.
Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Чюрленис был не только Вестником, но и творцом. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира.
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- Словари и энциклопедии на Академике
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
Островок этот носит романтическое название – «остров любви». И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. «Пейзажами души» часто называют их искусствоведы. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой.
Человек – неотъемлемая и, по Замыслу, чудеснейшая часть этого Мира – на уровне духовном. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Окончив в 1899 году консерваторию, он отказался от предложенного ему места директора Люблинской музыкальной школы, которое обеспечило бы его материально, но помешало бы творческой свободе. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве».
Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский. В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного». Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный.
В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Какая благородная голова с умными, благородными глазами. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А.
Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной). А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые образы. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»). Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др.
«. Почему у нас Чюрленисов нет. ». В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими. Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. Фантазия где – я спрашиваю.
Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. Конечно, подойти к нему я не решился. ». Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. Это пантеист чистейшей воды. Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми, а затем просто исчез.
Стремясь воплотить тревожащие его образы на бумаге, будущий художник понял, что этому необходимо серьезно учиться. Справиться с депрессией помогли друзья и невеста София Кимантайте, студентка филологического факультета Краковского университета, увлеченная журналистикой. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург.
Великим королям никогда не понять этого. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». прошло почти 40 лет, но я помню то своё ощущение. Истинно, не знаем мы путей творчества.
Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Они сделаны по рисункам с натуры. А там – ни работы, ни денег. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Плунге).
В этом же направлении действовало и польское духовенство1. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. Мир начинает жить, сверкать, цвести.
Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. В этом и состоит тайна его неувядаемой жизненности, в этом – его великий человеческий смысл н ценность. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений.
И вернулся в больницу. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Картина обладает очень большой декоративной силой.
Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали. Крайне обостренное чувство прекрасного. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «. он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта».
Гулко и звонко, отбрасывая длинноты, медный колоколрассказывает о том, что в этой «большой симфонии»«люди, как ноты»объединяются –только трудом. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». 1 января 1909 г. состоялась свадьба Константинаса и Софии.
Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Несколько лет назад была издана шикарная книга Картины, эскизы, мысли и мне довелось её приобрести. Кажется, что огромная змея является единственным властелином сурового мира подсознания художника и вселенной. А ребенок все играет. То, как видел-слышал Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. «Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному.
Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник». Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. 10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи.
Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Ему кажется важным только писать музыку. Подвижничество не может тянуться вечно. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского).
Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Лето этого года они провели в Плунге. Форма, композиция – само собой. Крещён он был как Николай Константин и русским вариантом его имени было – Николай Константинович Чурлянис или даже Чурлянев.
Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24-25 часов в сутки», не высыпался. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать.
Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Вот он, ответили мне. Интереснейший художник.
Все это сказочно, величественно. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву: тут же, при мне, набухали бы и краснели почки, потом выступали бы светло-зелёные ростки.
В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Великим королям никогда не понять этого. Был вице-председателем «Литовского художественного общества». Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса.
Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса. Сказочные и мифологические элементы постоянно присутствуют в творениях художника. Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом.
«Яздесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене. Особенно любил он размышлять над проблемами небесной механики и гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. Море кипит, беснуется. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией.
Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра. Но и в трагедии этой так много торжественности. Несмышленыши. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».
Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников».
Удивительной оказалась также серия картин СОНАТА ПИРАМИД, написанная художником в 1909 году. Запомнилась картина «Музыка леса». Скорбно звучали такие признания писателя. Постепенно резервы организма исчерпывались.
Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует. Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние. И всегда на ней молодые люди. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен».
Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного». Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. наверное полчаса стоял перед его картиной "Тревожная весть", по моему так она называлась. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. А ты иди иди без устали.
Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. Зато какие знакомства, какие разговоры. В Лейпцигской консерватории М. К. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши».
Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник. Текст автора замечательный, все предельно точно по ощущениям. «. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению.
В Анданте морская стихия утихомирилась. В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»). Он уже задумал первое большое сочинение – симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком.
И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето».
В Скрябине и в Чюрлёнисе много общего. – Только трудом. В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»). Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились. Стихия разыгралась вовсю. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора.
Они сделаны по рисункам с натуры. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Сидоров, меня поразили.
Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности. Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Он должен разгрузиться.
Но надежд на серьёзную школу нет. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман. Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года в семье деревенского органиста, это событие произошло в поле, во время жатвы.
1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра.
Их нельзя трактовать однозначно. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод.
Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Сейчас ночь. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.
Есть у меня чувство, – с ума сводила его, повергая в глухое отчаянье, мысль о «заколдованном» Мраком мире и о том, что родившиеся под одними звездами, на одной планете, с Высшего благословения, все ли мы еще. Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. В библиотеке издательсства Ц. Ф.
Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему. Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений.
Но уже в триптихе «Лето» реальные деревья являются материалом для создания обобщенной образной конструкции, создающей неповторимый эффект за счет ритмических повторов и чередования пластических элементов. Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Чюрленис прозрел сквозь эти, уже нескончаемые, плотные потоки помойной мути, – продукты «жизнедеятельности» человека в его материальности, – в высоты чистого, животворящего Света, ориентируясь в своем волнующем предчувствии, в своем обостренном ощущении реальности-небыли по путеводным звездам высоких мыслей, благороднейших исканий, одухотворенного искусства. Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис.
Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. Всем удачи. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой. Он принес новое, одухотворенное истинное творчество.
Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал.
Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Несказанно прекрасен час земной радости. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши».
Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии. Фламмарион говорит, что впечатление от этих великолепных зрелищ можно сравнить лишь с настроением, навеянным музыкой». Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери.
Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного". И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. в принципе-это чайка над морем. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». Член объединения Мир искусства (с 1911).
От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Вскоре в вильнюсских газетах появилось объявление о том, что молодой музыкант, окончивший Варшавскую и Лейпцигскую консерватории, обучает игре на фортепиано и музыкальной теории. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Постепенно резервы организма исчерпывались. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. «Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург.
Все это сказочно, величественно. Он увлекался астрономией, гипнозом. Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной).
Литовские окончания появились позже. Глубоким сном заснули волны. Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г. Ф. Это сказка.
Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм.
Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. М. К. Чюрленис родился в Южной Литве, в Варене и вырос в живописнейшей местности – Друскининкай. Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке. Конечно, это великаны.
Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Он был увлечен русской культурой, с которой встретился в больших петербургских музеях, галереях, театрах и концертных залах. А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. Ливень меня страшил, хотелось бежать, скрыться, но ноги вязли в грязи, несмотря на то, что в каждый шаг я вкладывал все силы.
Звуками. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников».
Был вице-председателем «Литовского художественного общества». Она стала и вдохновительницей лучших его произведений. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество – музыка в той же степени, как живопись».
Это было его искусство. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира.
Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Должен освободиться. Несказанно прекрасен час земной радости.
Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. В тот же год в Вильнюсе открылась посмертная выставка работ, а в январе 1912г. Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли». Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога.
А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. Надо браться за краски, браться за живопись». Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. «Лето» и другие циклы изображающие времена года, создают не столько реально увиденные художником моменты жизни природы, сколько обобщенные образы лета, зимы, весны, пропущенные через призму его восприятия. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник».
Однажды побывав в его доме-музее в курортном городе Литвы Друскининкае запоминаешь его картины навсегда. В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый». Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона.
Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему – все это также ухудшало его состояние. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. В нем жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается.
«Из научных дисциплин М. К. Тишина, приятный сумрак, волшебство, уход от реальности (пусть и на время) – пожалуй, так можно описать мои впечатления. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Он увлекался астрономией, гипнозом. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет. Именно здесь, в этом чужом городе, несмотря на трудности полунищенского существования, он сочинил лучшую свою музыку и написал лучшие картины.
И в душу льется светлая и всепрощающая мелодия. Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу. Была его сфера. –.
Как в звуках. Формула – неисповедимы пути – весьма реальна. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Несмышленыши.
Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой».
Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. Вокруг пустота, темно-серая земля. И тот и другой были слиты воедино.
Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. Но главное в нем – мысль. там же купил большую виниловую пластинку с его музыкой, но моя поездка была ещё длительной – вплоть до Одессы, эта пластинка, лежащая под задним стеклом машины по моему недосмотру расплавилась и пришла в негодность.
(Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Все новое к нам приходит через Вестников. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная.
В этом же направлении действовало и польское духовенство. Играл он посредственно, но вот педагогом, видимо, был неплохим. Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника. Не находя вдохновения в суровой, жестокой действительности, взгляд Чюрлёниса всё чаще обращался к миру фантазии.
Лето этого года они провели в Плунге. Ливень усиливался, а с ним и мой страх. такая же выставка состоялась в Петербурге. И заранее тебе говорю: зной будет постоянным, когда идешь по этому пути ночи нет, всегда лишь день. Генделя, П. Чайковского, Р. Вагнера, Ф. Листа.
Белая тень чайки ложится на воду. Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд.
В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы. И наконец, Финал. На этом языке звучала для него, проведшего более двенадцати лет в Варшаве, европейская и мировая культура. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма. ты, музыка, тысяча солнц, твои ласки, море, хоры – все сплетено в одну симфонию.
1 января 1909г. И наоборот – музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», – писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано.
Он был не новатор, но новый». Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором. Его фантазия, – писал М. В. В 80 году в поездке по Прибалтике зашёл в музей Чюрлениса и испытал настоящее потрясение. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.
и его лучистая, звездная мечта о возрождении человека. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Эти первые пьесы относятся к 1896 году.
Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора.
Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча. – Только трудом. Мечта где.
Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. и идеями, формирующими сознание: человек – царь природы, бери от жизни все все во имя свободы кто не с нами, тот против нас «лучшего из гоев убей» (пусть фраза и вырвана из контекста, но смысл, далекий от высокой морали и богосотворчества, очевиден), он неизбежно выпадает из Света в мутные, неприютные, грязных, болотных оттенков «низкие диапазоны», безнадежно там увязая и уже не различая брода на пути. Звуками. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».
Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. – Ну, с меня хватит.
«Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Как писал Чюрлёнис. В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы. Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме.
Летит черный ужас». Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло.
Представитель символизма. И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. Это – новый духовный континент.
На эту мысль наводят его сумеречные образы и ритуально-таинственная атмосфера, нечто змееобразное, то явственно, то призрачно присутствующее в сюжетах, странные «тайные» знаки. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. Что бы это такое могло быть.
Как пианист выступал в концертах общества. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли». Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине.
Это было его искусство. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой.
– длинню-ю-ю-щая. Но этот музей до сих пор в моей душе. Чюрленис писал: «Имя ей Зося, а похожа она на весну, на море, на солнце. Ирина, видимо Чюрлёнис хорошо известен именно тем людям, детство, юность и молодость которых и пришлась на советское время.
Спят глубоким сном, но ведь это утопленники. Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Другой прекрасный художник недавно писал мне: «Говорю как в подушку».
Еще мгновение и все исчезнет. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Освободившись от выполнения обязательных консерваторских заданий, – с конца 1903 года он пишет небольшие фортепианные пьесы, в основном прелюдии и вариации и за три года в черновых тетрадях Чюрлениса накопилось таких пьес свыше полусотни, если считать только те, что известны. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Его творческий путь начинался именно с музыки. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль. Друскининкай) и Плунгянах (совр.
Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Вспоминаем, как Модильяни умер с голоду и лишь этот потрясающий конец открыл доступ к общему признанию его произведений. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место.
И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
«Я здесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене. Впервые познакомилась с несколькими работами Чюрлениса в Каунасе в 70-х годах. Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет.
Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот.
Иначе он не мог и мыслить и творить. На Серпуховской в Литовском зале. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. – люди –. Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой.
Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями.
Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем.
Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно. В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком. Умение увидеть то, что недоступно простому смертному.
Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Если кто-то является в новой форме, то разве такое обновление уже должно стать уделом растерзания. Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. Но рядом с этим невидимым для самого художника восприятием его творчества живет и напряжение его сил.
Работает, по собственным словам, «24 – 25 часов в сутки». Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Он горит жаждой творчества. Дальше пойти я уже не смогу.
Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.
Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Привет, красавица-Пчелка. По поводу художественного наследия М. К. Чюрлёниса ведётся давний спор, начавшийся ещё при жизни художника. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности.
Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями. он, кроме того и музыкант, окончивший две консерватории. Чюрленис органично примкнул к этому течению.
Они ходят и ищут. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой.
Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Польский был домашним изначальным языком его детства. А между тем происходило как раз обратное.
Триптих «Райгардас» – это конкретный пейзаж окрестностей Друскининкая, полный мечтательной меланхолии, мягкий и декоративный. В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим».
Это она впервые начинает учить Константа литовскому, вводит в символическое наследство их народа, вовлекает в литовское культурное движение.
В мировой живописи его полотна занимают особое место. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму.
Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля. Их нельзя трактовать однозначно.
Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: «Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу». Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. –. Одни называли его литературно-психологическим символистом.
Вольман приобретала его картины, что не только выручало нуждавшегося художника и вселяло в него уверенность, но также в будущем спасло многие работы Чюрлениса от гибели. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве". К изумлению родных, бедный провинциал отказывается.
Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Сначала помог случай. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником. Потом был чудный музыкально-литературный вечер в Концертном зале имени И. К. Архиповой. Чюрленис органично примкнул к этому течению.
Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник.
Недаром Чурлянис – музыкант». Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен».
– пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. А ребенок все играет. Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор. Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника. Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». С малых лет он глубоко чувствовал красоту литовской природы, полную очарования и нежных красок, всё её разнообразные оттенки.
Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. то ли к вышнему просветлению, то ли к ужасающему падению, то ли уже к ЗА предельному безумию. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Что бы это такое могло быть. Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь. Естественно, что индийская мифология и философия, ровно как и идеалистическая философия и творчество европейских модернистов, хотя и расширяли интеллектуальный кругозор художника, не могли не оказать на него одностороннего влияния: они формировали отрицательные стороны его мировоззрения и эстетики.
Не сможет волна поглотить эти стойкие корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя Его творения переживут века. Симфоническую поэму «В лесу», «Сказку», «Сотворение мира», «Псалом» и «Море» я слышала в исполнении правнука композитора – Рокаса Зубоваса и Сонаты Зубовене, убеждаясь в несравнимых ни с кем воображении и фантазии литовского композитора и художника. Костек –старший. Во время каникул рисовал.
Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Мысль. Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса.
«Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Правда, это делается в весьма своеобразной, характерной только для Чюрлёниса, манере и идея автора, смысл произведения воспринимаются некую тему и узко-натуралистически понятое содержание, несомненно, такая же бесплодная работа, как искать их в музыкальном произведении Бетховена или Шопена, в мелодии народной песни. В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм.
Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Начался быстрый путь к признанию. Затем он был рекомендован внуку знаменитого политика, дипломата и создателя полонезов М. Огинского, который принял мальчика на службу в качестве ученика, а затем и оркестранта. Жизнь в Лейпциге не принесла ему особой радости: он не знал немецкого и у него не было друзей.
Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»).
Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Была его сфера.
"Известно ли тебе литовское движение. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Аллегро. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими.
Чюрленис изучал композицию в классе проф. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Польский был языком универсального, языком самого бытия – недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр.
Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему. Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24–25 часов в сутки», не высыпался. Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня.
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Уже в конце 1902г. Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью.
но я всем не только сердцем, но и всем корпусом почувствовал эту тревожную весть. Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. После проявления ярких способностей, он был зачислен в школу князя Михаила Огинского —внука известного композитора, подарившего в 1794 году миру прекрасный Полонез Прощание с Родиной. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. Лес мрачен и темен. Они ходят и ищут.
Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
О эти виденья. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Довольно невежественных отрицаний.
Иначе он не мог и мыслить и творить. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника.