Ломоносов И Мозаика
Искусство мозаики и деятельность Ломоносова
Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора.
ein abscheulich schn und groes Gemhlde). А остальное – это комплексный подход исследователя к проблемам оптики. Она оказалась как бы висящей в воздухе. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил. Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром.
Натье. Оба материала (и смальту и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей. Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Со временем техника Ломоносовских мозаик оттачивается и совершенствуется. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Он советовал рассматривать образок издали.
Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова
Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы. В античной Греции её делали из гальки. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).
Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Мастика в ней медленно высыхала и склеивала кусочки смальт. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики.
В церкви св. Так было и с живописью. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики».
Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть месяцев. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Место было выбрано удачно. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфоровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора. Пётр (с картины П. -П. Ломоносов неукротим в стремлении воплотить в жизнь результаты своей научной деятельности.
Но результат оказался грандиозным. mosaico или лат. На Руси смальта появилась в XI веке – с началом строительства первых христианских храмов.
Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины. Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон).
Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. В декабре 1761г. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый.
«Михайло Ломоносов» – это единственный мозаичный портрет был выполнен в 21 веке мозаичистом Андреем Манджосом. Так, в 1763 г. в Петербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. Так или иначе, с того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (. ) опытов. Природой света и теорией цветов М. В. Ломоносов заинтересовался также с самого начала своей научной деятельности. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств).
Так, в 1751г. Вскоре после смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. Ломоносов просит Сенат разрешить ему «к пользе и славе Российской империи» завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекал и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят иза моря великое количество, ценою на многие тысячи. Ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства – в Италии.
Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Он разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света. и др.
Мастер класс по мозаике в Сестрорецке
Благодаря разработанной Ломоносовым исследовательской методике, ему удалось записать множество готовых рецептов «приготовления» тех или иных цветных стекол, в которых наряду с разным составом шихты фигурировали разные комбинации способов химической обработки. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Рубенса).
Вторая часть книги целиком посвящена рудным месторождениям и их поискам. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" или ". Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737г. В апреле 1764г. В пятой части речь идет также и о плавильных печах и процессах, в них происходящих.
- Мозаическое творчество Ломоносова
- Создание производства цветного стекла Ломоносовым
- Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
- МОЗАИКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЕТА И ТЕОРИЯ ТРХ ЦВЕТОВ
- Презентация, доклад Мозаики Ломоносова
- Создание производства цветного стекла в России Ломоносовым
Образок был сделан для жены графа Петра Ивановича Шувалова. Шувалов и М. И. Он приводился в движение при помощи блоков, как для удобства мастеров, так и для лучшего обозрения.
Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Пётр (с картины П. -П.
- Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
- Презентация на тему "Мозаика Ломоносов"
- Медиапортал Государственного исторического музея
- Михайло Ломоносов и стекольная фабрика
- Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
- Возрождая знания Византии на новом уровне
- Первые трудности и первые успехи
Заказ (парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым. В своей химической лаборатории Михаил Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных смальт. В апреле 1764г. Именно вот таким образом она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь.
Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. mosaique итал. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. 4 сентября 1752 года, Ломоносов преподнес императрице Елизавете в честь её именин мозаичный образ Богоматери, который "с оказанием удовольствия был всемилостивейше принят".
Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Он вновь и вновь обращается к правительству с «Предложением» организовать производство смальт для мозаик художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они даже дешевле.
Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. В связи с этим М. В. Ломоносов писал: «Всех составленных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось.
- код для вставки на сайт или в блог
- мотреть все презентации по физике
- Все книги автора Леонид Антипин
- Из «кубиков, призмочек и цилиндриков»
- Портрет «человека, Богу подобнаго»
- «Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени»
В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». В середине 40 годов XVIII века, еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра. Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. В настоящее время этот портрет находится в ленинградском Эрмитаже. Местонахождение же остальных 17 неизвестно.
Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты красочнее итальянских. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. На этой мозаике вы видите уже не Богочеловека. Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба.
Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова.
Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги. И они слепили 14 футов длиной и 9 футов высотой ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию (нем. Она поражает смелостью чисто декоративных приемов набора.
Наиболее важные среди них – о единой природе световых и электрических явлений, о явлениях теплового изучения и их связи между собой, об электрической природе света, о существовании резонанса между светом и веществом. Вот таким образом Ломоносов не мог иметь готовых рецептов. Линии должны быть тонкими, еле заметными. Работа резко отличается от мозаик итальянских мастеров. Тревога была не напрасной.
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ В начале 1758г. Среди рукописей М. В. Ломоносова, принадлежавших Академии наук и относящихся к проектировавшейся им в 1764г. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. В античной Греции её делали из гальки.
Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Его творческие успехи в области искусства поразительны.
Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. 3. Попытаться спроектировать и создать собственную мозаичную работу. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями.
Это я увидела в следующих его работах. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». Такая сковорода предохраняла мозаичный набор от перегибов. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов" историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т. д. Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был портрет. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). (Слайд 12).
Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В сентябре 1752г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Сковорода поддерживалась бревенчатым станком.
Он считается драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века. «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России.
Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». В 1757г.
О способе сложения мозаики образа Богоматери имеется свидетельство искусствоведа, академика Петербургской академии наук Якоба Штелина: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать: начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ Богоматери» (Макаров, 1950, с. 289). (Слайд 10)Ломоносов работал над этой мозаикой полгода. Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы «удобнее было производить в действие мои в науках предприятия ибо хотя голова моя и много зачинает, да руки одне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие, да приказать не имею власти». Д. И. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики.
Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. В церкви св. Воронцов. канцлер привёз из Рима несколько мозаичных картин. Ломоносов получил во владение «погорелое место» вАдмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).
Но Ломоносов и стремился через мозаику создать «вечную живопись», творения которой «чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся». Ведь и его поэтическое творчество далеко не исчерпывается торжественными одами. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича.
Воронцов. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец».
М. В. В декабре 1764г. Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви.
В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким.
Первый современник-исследователь творчества М. В. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве. — ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. "". М. В. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство мозаики, независимое от живописи. Это, несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».
«Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. И тогда он решил сам наладить это производство.
В 1745г. Но, к сожалению, стала единственной законченной работой.
Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту. Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Однако правители России были глухи к призывам ученого. Картина была набрана в кованую медную «сковороду». Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А.
Выполненный Ломоносовым портрет Петра I набран крупными (2см), неправильной формы кусками колотой смальты. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация. Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись.
Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Тревога была ненапрасной.
"Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором ученый и художник изображен на фоне его знаменитой мозаики «Полтавская баталия». Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Первой мозаичной работой, сделанной самим Ломоносовым, была копия богоматери составленная с оригинала итальянского художника Франческо Солимены (16571747).
М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского учёного, которому он отдал многие годы жизни. Смальта по сути – это просто цветное стекло, только непрозрачное. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец.
В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Открытия Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. Императрица на нём была изображена в рост. М. В. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора.
Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света.
В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаиле Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.
Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр»– работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Только в 1946г.
Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Всё более абсолютной становилась продукция фарфорового завода, всё более глубоко проникала пытливая мысль Виноградова в научную сторону дела. Приобретенные навыки рисования М. В. Ломоносов широко использовал в своей деятельности, особенно в последние годы жизни.
В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Но итальянские мозаичисты хранили в тайне приготовление смальт. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Александр Невский (1757 – 1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758 – 1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758 – 1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765 – 1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св.
Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне. Куски смальты очень крупные. Из документов известно, что осенью 1752 г. Ломоносов обучал их способам, «как приготовлять надлежащие из составов куски к набиранию оного портрета», которых они «уже нарочитое количество наготовили» (Пекарский, 1873, с. 496–497). По-видимому, к концу своих занятий по рисованию он должен был значительно усовершенствоваться в рисовальном искусстве, но, к сожалению, об этом можно лишь догадываться.
сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. ЗАДАЧИ: 1. Познакомиться с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. (Ломоносов, 1959, с. 508—522). Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св.
Древняя мозаика Киевского собора Святой Софии поразила воображение молодого Ломоносова. (видео) Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.
Пётр (с картины П. -П. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом, подразумевая под ними начало правления Петра избавление от стрельцов историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Полтавскую баталию и т. д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый.
В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи». Рубенса). Сравнительно небольшая по размерам мозаика (2 фута на 19 дюймов или 80, 76 на 47, 23см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь – «выложить мозаичными картинами». В 1750г. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.
Рубенса). Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. М. В. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. была создана комиссия из членов Академии художеств. В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло».
Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Мозаика (от франц. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет.
То есть ученики занимались подготовкой «материи» для мозаики и, возможно, складывали ее под руководством Ломоносова. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737 г. уже освоил все три части этого руководства и, во-вторых, не передал в своем рисунке всех деталей оригинала, главным образом не воспроизвел фона и перспективы лежащей фигуры. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. При создании этого произведения было использовано 13650 фрагментов. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне.
Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. В 1758г. В начале 1758г. В начале 1758г.
Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н. э. ). мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в мелкую раму.
Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Рубенса) 2. Одна из первых работ мозаика собственноручного набора образок «Нерукотворного Спаса» (Слайд 11). Работа хранится в Историческом музее в Москве.
Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Летом 1756г. Заключительная, пятая, часть «Первых оснований металлургии» посвящена основным процессам извлечения железа и цветных металлов из руд. Но поражает мастерство, с которым Ломоносов передал цвет и объем изображения.
вПетербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. В 1764-ом году журнал Болонской академии «Флорентийские ученые ведомости» пишет: « господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой приготовил все необходимые цвета для мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем». Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Однако никаких «милостей» ни от императрицы, ни от ее приближенных Ломоносов не получил.
И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». В это время М. В.
Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах. Был нанят хороший городской художникЛ. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М. В. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами.
Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение.
Тревога была не напрасной. Они, помимо своего основного занятия – набора мозаик, обучали и других этому ремеслу. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". Везде Петра Великаго вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени — и не могу сам себя уверить, что один везде Петр» (Ломоносов, 1959, с. 610).
Мозаики его мастерской сохранились и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем и с необычным материалом. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). В. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он «делал химические опыты до крашения стекол надлежащие».
Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву.
Ломоносова. исследователь жизни и творчества Ломоносова Л. Б. Модзалевский опубликовал и объяснил этот набросок. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и голубого.
Ломоносов приступил к работе над мозаичным портретом Петра I и привлек к ней своих учеников. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея Первозванного, горностаевый мех мантии набраны яркими, многоцветными смальтами. Прежде, чем набрать мозаику, Ломоносов выполнил рисунок в цвете со знаменитых живописных изображений Петра I: (Слайд 13) лицо – с портрета работы Л. Каравакка, а доспехи – с портрета кисти Ж. М. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому.
Так, в 1763г. В октябре 1757г. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. В октябре 1752г. Ломоносов обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.
Но особенно нас заинтересовала одна, на которой изображен великий ученый. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Вот что он про нее писал: «Всех составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретенья составов делано тысяча сто восемьдесят опытов в стеклянной печи». Такая техника свойственна только личным работам Ломоносова.
При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» ит. д. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. В музеях страны хранятся 23 произведения, шесть из которых в Эрмитаже. Вот таким образом он продолжает совершенствовать технологию.
Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись.
Фактически, чередуя различные приемы в условиях окисления или восстановления и вводя в разной концентрации свинец, олово, сурьму и медь, гениальный химик получил стекло редчайших оттенков зеленого изумрудного и «королевского» красного. Уже в мае г. М. Постройка в 1748г.
«Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Он писал: «Итак, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж или еще больше, примеры римской мозаики побудило меня предпринять снискание мозаического художества». Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. К 1753 г. Ломоносов уже создал мозаики «Мадонна», местонахождение которой неизвестно и «Нерукотворный Спас», хранящийся в Государственном Историческому музее (Москва). Пётр (с картины П. -П. 4сентября этого же года он подносит его Елизавете Петровне.
Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. Оставляя небольшие просветы. Во всяком случае именно Якоб Штелин, конечно, будучи потрясён, но и желая верить в целесообразность задуманного, предостерегал М. В. Ломоносова от создания мозаики по той жалкой картине, которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. Ломоносову и уже созданное, в конце концов, своими масштабами и выразительностью ошеломившее Я. Штелина не умея рисовать, М. В. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального — свободу от натуралистического буквализма.
В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята».