Матисс Фовизм
Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме ФовизмАнри Матисс.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. И конечно, здесь особенно благотворен был пример художников Востока.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
- Фовизм Анри Матисс Фовизм от фр
- Анри Матисс: жизнь и творчество художника известные картины с названиями
- Популярные видео– Анри Матисс и Фовизм
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
- Презентация на тему "ФовизмАнри Матисс"
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. К 1914 году в особняке Щукина было собрано уже 37 полотен. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
- Биография Анри Матисса, список картин
- Анри Матисс: жизнь и творчество художника
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Интересные факты из жизни художника
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. В экспрессионизме было много противоречий. (Donatello parmi les fauves). На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Ж. Помпиду). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Преподавание велось на некоммерческой основе. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Смысл и пафос этой литературной акции живописца – похвалы порядку и ясности.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. «Радость жизни», написанная в разгар фовизма, своей аркадской темой и композиционными устоями воскрешает в памяти произведения Беллини, Джорджоне, Тициана, а чувственными текучими линиями напоминает о «Турецкой бане» Энгра. «Радость жизни» (какое матиссовское название. ) — поэтическое видение золотого века. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. То же можно сказать и о графике. Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). Импульсивности, хаотичности, наивности в картинах Матисса было с самого начала очень мало. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Не было и группы как таковой. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Очень распространены мотивы боли и крика. К случайным эффектам или впечатлениям апеллировали У. Тернер и О. Редон. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Успехи на курсах рисования и поддержка учителей сломили упорство отца: Матисс получил родительское благословение на отъезд в Париж для занятий искусством. Матисс часто бывал в Лувре и оттачивал свое искусство, копируя работы старых мастеров. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. А что касается французской живописной традиции, разве чужда ей была яркость красок, если подняться до истоков этой традиции в средневековой миниатюре.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Принцип выражения преобладает над изображением. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. У Анри и Амели один за другим родились два сына. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
1901 год можно назвать годом становления художника. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1908—1910 гг. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.
В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». Колорит стал более насыщенным и светлым. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Он как бы забывал о том, что он умеет. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Так и случилось. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). «Горшок красок был брошен в лицо публике» — такая была реакция критика Камиля Моклера (Camille Mauclair). В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Но на деле каждое из творений мастера – итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. Выполнима ли вообще эта задача.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Венчает капеллу ажурный металлический крест. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Его название произошло от французского слова fauve -- «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Существуют лишь предположения искусствоведов. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Холст, масло. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года – 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции.
Но вскоре он увлёкся живописью. В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Культурное, рациональное «я» должно было быть исключено и нейтрализовано. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий».
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Принцип выражения преобладает над изображением.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. После осознания в 1910-е гг. В 1908 опубликовал Заметки живописца". Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Его рисунки пером просты и изысканны. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Использует различные манеры письма.
Отблески этого видения до самого конца будут возникать в творчестве мастера. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Не потому, что цвет мне не нравится, совсем напротив. Он знакомился с художниками разных стран. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю – она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после – ближайшим другом и последней музой художника.
Фовизм (от фр. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Осенью 1905г. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. манера письма и стиль художника сильно меняются. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах.
Даже творчество импрессионистов на фоне фовизма казалось вполне реалистическим, традиционным искусством. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. 1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Особенного внимания заслуживал его мазок.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Неоимпрессионисты не только максимально очистили палитру от грязи (Ван Гог тоже многому у них научился), но заботились о структурности живописи. Предшественников у мастеров авангардизма хватает.
Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. В методичности их мозаичных построений заключалась, пусть довольно механическая, гарантия стабильности, жизненно важная для Матисса в «антистабильные» периоды 1898—1900 и 1905— 1906 годов. Осенний салон 1905 года сделал Матисса центром внимания всего художественного Парижа, а следовательно и всей европейской художественной общественности.
Ответом сделались «Заметки живописца», один из лучших трактатов об искусстве, когда-либо написанных художниками. Но еще лучшим ответом оказались картины Матисса. «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. К рисованию он приобщился абсолютно неожиданным образом. Матисса по праву считали главой фовистов. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском Салоне независимых (А.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Однако преувеличивать влияние Востока не стоит. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Тот, кто вначале показался пугающе чужим, обернулся своим.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Доминика и Девы Марии.
Он старательно и увлеченно, с полнейшей искренностью играл роль «культурного героя», то есть делал то же самое, что и Сезанн и Ван Гог. Рафинированные художественные средства, колористические гармонии, сочетающие яркие контрастные созвучия, словно бы призывают созерцателя этих работ наслаждаться чувственной красотой мира. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». А художник Андре Дерен (Andr Derain), на которого Матисс оказал большое влияние позже назвал цвета фовистов «динамитными шашками». Жил Матисс в это время трудно.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Зачем. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Дикари идиоты и шутники обыкновенно не настолько основательны в своих творческих методах. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Это чувство — самое главное».
Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Мастер никоим образом не желает выступать в роли разрушителя. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха.
По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Для него наступает пора зрелости. Мечта о рае обернулась призрачностью (недаром в этом большом холсте есть нечто от сновидения) и разлетелась на осколки отдельных мотивов. В последовавших затем произведениях Матисс снова твердо стоит на земле.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Другое название этой работы – «Десерт». Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. – "Танец" написан мной всего тремя красками. 260 х 389 см.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В Салоне Независимых весной 1905 года, где наряду с Матиссом показали свои полотна Ван Донген, Дюфи, Камуэн, Манген, Марке, Дерен, Вламинк, фактически оформилась группа фовистов, хотя роковое слово les fauves («дикие») прозвучало, как известно, лишь осенью.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Стайны подружились с художником. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы.
Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники -- приверженцы нового искусства. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Щукин считался одним из основных заказчиков Матисса и обладателем лучших его работ.
Разумеется, это иллюзия. Пусть это будет мансарда художника.
Эта картина была как раз самым яростным объектом насмешек. Марокко (1912, 1912-1913). Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Пусть это будет даже чрево гигантского современного города. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Коллекция сейчас находится в Эрмитаж и Пушкинском музеи в Москве. М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Матисс как бы вознамерился привлечь вольные силы жизни к улучшению общественного бытия. Исповедание веры, которому Матисс отдался в это время: цвет не должен имитировать свет, но сам должен превращаться в источник света. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Исчезают стул и обои. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
«Отправная точка фовизма, — говорил позднее Матисс, — заключалась в том, чтобы способствовать возвращению к чистоте средств». Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
«Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. В настоящее время существует в двух версиях.
Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Последующие пути развития французского искусства и его оценок привели к повороту на сто восемьдесят градусов. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Он великолепный рисовальщик.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Аполлинер уже в 1900 году говорил о нем как о «художнике-картезианце».
Анри Матисс. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Эта дружба в его судьбе значила многое. В многозначности слова «жизнь» в тексте «Записок» исследователи охотно видят свидетельство Матиссова преклонения перед Анри Бергсоном, которого художник читал в течение всей жизни, как полагают, стремясь укрепиться в своем целостном и текучем восприятии мира.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Фовисты меньше всего стремились теоретизировать.
Ж. Помпиду, Париж). В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Все люди на картине находятся в неподвижности. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. К тому времени Матисс великолепно умел достигать золотого равновесия ума и чувства. Осенний салон 1908 года, где Матисс развернул свою ретроспективную выставку, один из критиков назвал «салоном анархического искусства». Холст, масло. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
В 1927 получил премию Карнеги. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. А. Матисс «Музыка» (1910).
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Затем он отбрасывал, стирал в своей памяти всю эту предварительную культурную работу и принимался рисовать и писать как бы в трансе, отрешаясь от сознательного контролирования своих средств. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани).
В 1897 познакомился с Писсарро. Искусство стало отвлеченным. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
Хорошо отправляться в благословенные края юга, но это не всегда возможно. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Углы комнаты даёт другим цветом.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Живопись фовистских картин Матисса оказалась настолько звонкой и динамичной, что потребовалось значительное время, прежде чем публика уверилась, что ее не дурачат. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Совершил поездки в Италию (1907). От «Радости жизни» идет нить к щукинским «Танцу» и «Музыке», к «Танцу» для Барнса, к одалискам двадцатых годов, наконец, к декупажам последнего десятилетия. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков. При всей их необычности и пылкости они хранят в себе классическую основу. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Цвет значим только в соотношении с соседним. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Главарь банды «дикарей», когда им занялись всерьез, оказался методическим умом, сторонником кропотливых предварительных разработок и точного расчета. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Большие художники не умещаются в узких рамках направлений, которым сами дали жизнь. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Дополняет образ острота ритма. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью.
Было бы верхоглядством приклеивать к нему такой ярлык. Экспрессионизм (от лат. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Но этот художник – не рационалистический гуманист, а скорее читальный. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898).
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Ему тоже было позволено (и даже предписано) воплощать в глазах критики и публики совершенную и гармоничную цивилизованность, которая способна прояснить и упорядочить даже самые хаотические субстанции реальности.
Недавний «зулус» стал в ряд классиков. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Занятия живописью требуют времени и денег. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале.
Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Оно само по себе обладало «безотчетной организованностью», оно было не смутно-бредовым, не бесформенным, не шаманским, а выстраивалось в стройный порядок гармоничных сновидений о реальности.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Авангардизм двадцатого столетия неустанно занимался ею в течение многих десятилетий. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Дело не в том, что он был старше других.
Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. Гертруда и Лео Штейн (Gertrude and Leo Stein) купили работу художника«Дама в шляпе», портрет мадам Матисс.
Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
fauves). Его комментарии были напечатаны 17 октября 1905 в Жиль Блас (Gil Blas), ежедневной газете того времени. Матисса не могло не задевать, когда его творчество объявлялось «продуктом теорий» (Андре Жид), «схемой некой теории» (Морис Дени), когда тот же Дени советовал ему вернуться к натуре и французской традиции, тогда как он и не думал отказываться ни от того, ни от другого.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению.
Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Дополняет образ острота ритма. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Доминика и Девы Марии. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Фовизм (от фр.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. «Фовизм был для меня испытанием средств»— этим все сказано. И хотя в Осеннем салоне 1905 года картины Матисса дальше всего расходились с прежними эстетическими представлениями и потому вызывали наибольшую неириязнь, кличка «дикий» меньше всего подходила к нему даже в годы фовизма. Слишком многое в личности Матисса противостояло фовистской инстинктивности. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Запомните своё первое впечатление. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. les fauves).
С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений. Матисс исходил из того, что гармония, мера, покой и человечность вовсе не противоречат безотчетному переживанию вещей. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
В программе «Моста» было много общего с французскимфовизмом. Кубизму же была суждена долгая жизнь. И в сегодняшнем искусстве часто можно наблюдать результаты его пластических экспериментов. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Каждый мастер находил свои особые подходы, приемы и хитрости (как теоретические, так и практические), которые помогали интегрировать случай, бессмыслицу и подсознание в почитание абсолютной человечности. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. А Луи Восель (Louis Vauxcelles) описываю работы фовистов бросил знаменитую историческую фразу«Донателлосреди дикарей. » имея ввиду работу скульптура эпохи Возрождения, которая находилась в том же зале. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном.
В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. «Он всегда выбирал лучшее», вспоминал художник. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В 1917 обосновался в Ницце.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Очень распространены мотивы боли и крика. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. О цвете я не говорю. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ».
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Испытание средств не может быть вечным. Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Писавшие о Матиссе гранды литературы и критики (среди прочих Л. Арагон и Р. Роллан) сумели превратить вчерашнего хулигана и дикаря в одного из полубогов прекрасной Франции. После «Радости жизни» Матисс не будет писать столь сложных многофигурных построений. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». «Парижский танец» известен в трех вариантах.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Тема панно — танец.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.