Матисс Портрет

Другим примером фовистских работ Матисса является этот этюд с 18-летним рыбаком, менее вызывающий, чем портрет его жены, сделанный годом ранее. Дата создания: 1937 Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса.

Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Тогда же имя художника стало появляться в русской прессе.

В создании столь крупной композиции Анри Матисса и вдохновляли персидские миниатюры. Мы ее «раскусывали» и я моментально доказывала ему, что в ней нет совершенно ничего беспокойного и приступ астмы утихал». Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. На ее надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».

По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Анри Матисс. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.

  • Анри Матисс Портрет жены художника
  • Биография Анри Матисса, список картин
  • Расшифровка Как Матисс поссорил русских
  • Портрет его жены: русские музы европейских художников
  • 20 лет на службе у гения: Анри Матисс и его русская одалиска
  • Мадам Лидия: русская муза Анри Матисса
  • Кстати, о счастье в жизни французского художника
  • Анри Матисс: самые популярные картины (топ 12)

Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Как бы то ни было, «Золотое руно» сделало поразительную вещь. Он обычно отнекивался, но кончалось тем, что находил действительно какую-нибудь беспокойную, неотступную думу. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Все, внимание зрителя потеряно.

Столько от них ни Босх ни Дали не получали. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Доминика и Девы Марии. Как бы то ни было, такого стиля у нас не было.

Жил Матисс в это время трудно. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эта дружба в его судьбе значила многое. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.

  • Анри Матисс – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах
  • Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
  • Почему русские боялись импрессионизма
  • Как русское искусство перестало быть провинциальным
  • Как вРоссию пришли постимпрессионизм ифовизм

Я понимаю, ты мне сейчас в пример приведешь огромное количество художников реалистов. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Ты о его шедевре тему недавно делала.

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Такой вот теоретический текст – это не его жанр. Я имею ввиду Возвращение блудного сына. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.

  • Как Щукин иМорозов собирали французскую живопись
  • Как Пикассо стал вРоссии богом идьяволом
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Творчество между двумя мировыми войнами
  • Произведения, выставленные в музеях нашей страны
  • Коллекция Художники Анри Матисс
  • Профессиональный фотограф и и эстетика восприятия

Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Тем важнее эта статья, тем важнее ее стремительное появление на русском языке. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.

В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Но это еще и была борьба, безусловно, за лидерство в русском авангарде.

И Щукин, как мы знаем из воспоминаний современника, говорил буквально то же, что говорил Матисс: «Они помогают мне взбираться по лестнице». Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Таким для него явился Поль Гоген.

Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).

  • Не только пена и валерьянка: как прийти в себя в плохой день
  • Письмо самой себе до появления детей
  • Роман «Идиот»: исключая другого из нашей любви, мы умираем сами
  • Чтобы прожить новый год со смыслом, проясните свои ценности
  • Хронофаги: люди, которые питаются вашим временем
  • Как вернуть мужчин в свою жизнь
  • Быть бабушкой — это школа смирения

Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».

Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.

Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Он ушел, критикуя своих соратников за излишнюю приверженность реализму, а художники, которых мы знаем как художников «Бубнового валета», действительно не мыслили себя без натурного мотива. Персидские миниатюры, например, открыли мне пути для реализации моих ощущений.

Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Хотя такие настроения кажутся противоречивыми для "бури и натиска" модернизма, Матисс был радикальным по-своему, как показывают эти десять ярких картин Матисса. Оно может вызывать разные эмоции, но не должно быть такого, чтоб кто-то абсолютно искренне сказал, глядя на картину это хуета какая-то, что здесь блять вообще нарисовано. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.

На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. – Но когда ему было слишком тяжело, он посылал ее за мной. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».

  1. Домоводство для нерях: если вы отчаялись навести порядок
  2. «За пять лет начальник измотал мне все нервы»
  3. 10летназад: как я спасала мир, забыв спасти себя
  4. Полоска: полнит, стройнит, укорачивает, удлиняет
  5. Как не поправиться во время поста: 6 полезных советов
  6. Я больше не боюсь прививать ребенка и вот почему
  7. Усталость и раздражительность: как они связаны с нашим питанием

В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Жоржа ПомпидуОгюст Пеллерен (II) 1916Грета Молл 1908, Национальная галерея, ЛондонАвтопортрет в полосатой майке 1906 ГМИ Копенгагена Портрет жены художника 1912-13 ЭрмитажИтальянка 1916 Айша и Лоурет (Aicha and Lorette) 1917 Белое Перо 1919 Портрет Сары Стайн 1916В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. "То, о чем я мечтаю – это искусство равновесия, чистоты и безмятежности, лишенное тревожных или удручающих объектов. Эти слова Бенуа были опубликованы газетой «Речь» в феврале 1911 года. Станковая живопись олицетворяла отчуждение современного человека.

Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Вместе с тем Матисс познакомился с московской художественной жизнью и московскими музеями. Голые качки – это художники, предстающие в образе участников французской борьбы, очень популярного развлечения. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Существуют лишь предположения искусствоведов. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Для этого А. Матисс находит лаконичные решения, простые, но действительно выразительные художественные средства.

Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться – началась Вторая мировая война.

В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

  1. Замедление метаболизма после 30: мифы и факты
  2. Уролог о здоровье мальчиков до 5 лет: что важно знать родителям
  3. Гормональные контрацептивы: есть ли абортивный эффект
  4. Как уговорить мужа на романтическое путешествие
  5. Как научиться радоваться в отпуске – даже если что-то пошло не так

Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.

Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.

  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить
  • В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  • Анна Терехова: «У меня свой путь, не такой, как у мамы»
  • «Если читать только Алые паруса, можно закончить плохо»
  • «Астрид Линдгрен изменила мою жизнь дважды»
  • «У вас идеальный порядок, вы просто не знаете об этом»

Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Но вот этот краткий миг единства, он позволяет понять, насколько русские художники, с одной стороны, восприняли идеи и наследие новой французской живописи и насколько они постарались в самом начале остаться самостоятельными. «Танец» и «Музыка» – это в определенном смысле манифесты.

Это видно и по его картинам. На этом пути есть несколько мин, в частности вангоговская опасность. Тема панно — танец. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Мы знаем, что перед самым открытием выставки «Бубновый валет» беспокоящее Ларионова пустое место на стене было занято огромным холстом, который написал Илья Машков.

  1. Елена Хорс: «Просто мне нравится быть мамой»
  2. Одна совершенно счастливая семья из Голливуда
  3. Павел Карманов: «В музыке я копаю вглубь»
  4. «Звоните ДиКаприо»: почему стоит посмотреть этот сериал

Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Серов, видевший «Танец» и «Музыку», говорил, что Матисс – это просто яркий фонарь. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.

Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Как правило, художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе.

Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».

  1. Без папы никуда: 60 лучших книг об отцах в детской литературе
  2. Мэри Поппинс всегда возвращается
  3. Кротик, грузовик и корова Лизелотта: 6 детских книжек про Новый год
  4. Как экономить и копить, если раньше не получалось
  5. Эмпатия эмпатии рознь: почему чужое сочувствие вызывает обиду и злость

За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Лучше всего, мне кажется, о их разумении проблемы говорит манифест «Бубнового валета». Реэкспозиция коллекции Щукина действительно, по свидетельству современников, была исключительно удачна.

Матисс очень любил «Танец» и мы довольно много знаем о возможной идеологии этого произведения, но нам сейчас важна не семантика, а чисто формальный язык, элементарно простой, предельно радикальный, сводящий все разнообразие живописи и ее средств к первобытным началам и одновременно исключительно культурный. В Москве открывается выставка под эпатажным названием «Бубновый валет». Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.

Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Так ведь не должно быть. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.

  • «Не советую закреплять в семье модель, где секса нет»
  • Врачи сделали уникальное УЗИ-фото двойни
  • 37 семейных традиций, которые учат ответственности, доброте и эмпатии
  • Обнимашки или волшебный пинок: в чем больше маминой любви
  • Как оставить ребенка дома одного: без страхов и травм

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Результатом этого проекта, этого заказа являются два огромных полотна – «Музыка» и «Танец», которые сейчас хранятся в Эрмитаже в Петербурге, но изначально они были написаны для особняка Сергея Ивановича Щукина в Москве. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.

ЭрмитажОбеденный стол 1897АвтопортретНатюрморт с апельсинами 1899Мастерская на чердаке 1903. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. – Затем я нацарапала Матиссу короткое письмо, в котором приблизительно обрисовала приглянувшиеся рисунки и попросила мне их продать, но при одном условии: он возьмет за них не «дружескую цену», так как я не хочу его обременять, а цену, которую он запросил бы с торговца картинами. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. Ковёр на этой картине – реальный.

Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза.

Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Этот манифест несловесный. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.

Анри Матисс Портрет 
жены художника

Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Таким стилем могло быть барокко, таким стилем могла быть готика. Среди них во Франции были А. Леже, П. Пикассо, Ж. Руо и А. Матисс.

Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Щукин разместил эти полотна на лестнице своего особняка. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В середине 1930-х годов (после Первой мировой войны и накануне Второй) А. Матисс говорил, что всегда хотел, чтобы «усталый, надорванный изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых».

В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. На рубеже 1900 – 10-х годов символом новой живописи стало имя Анри Матисса. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.

Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.

Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Он знакомился с художниками разных стран. Холст, масло. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.

Понимать искусство – это не прерогатива высокодуховных личностей иначе в нем нет смысла. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.

Речь идет о фовизме. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. И вторая вещь, «Музыка», где женский мир сменен стабильным мужским и фигуры эти расставлены словно ноты на нотном стане. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Следовательно, почти бесплотным, очищенным от бытовых признаков и даже примет времени.

Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Холст, масло. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную.

Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. А там царила его жена, его величественная Гала. В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка.

Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Галя, потому это и называется фовизм.

1901 год можно назвать годом становления художника. Михаил Ларионов был одним из этих двух медведей. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Сколько ругани эта картина получила от реалистов.

Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.

По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Оно помогло мне выйти за пределы интимной живописи». Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.

Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.

И вот эту задачу, похоже, щукинские полотна таки решили. Это не утонченные декаденты, мастера, это конкретные ребята. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.

Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Даже водопроводчику. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.

Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.

Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Это невозможно, если вы не умеете управлять взглядом зрителя. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.

Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.

Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.

Наверное их отношения можно охарактеризовать и так. А. Матисс «Музыка» (1910). Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).

Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки.

В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Холст, масло. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник. Если лекарства от астмы не помогали, я садилась у его кровати, брала руку и просто, но настойчиво спрашивала, какая «задняя мысль» его беспокоит. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. В настоящее время существует в двух версиях.

Она стала помощницей мастера и сиделкой у его жены-инвалида. Так и случилось. Как потом писал Альфред Барр-младший, один из первых фундаментальных исследователей Матисса, первый директор Нью-Йоркского музея современного искусства, до начала 1920-х годов этот номер «Золотого руна» оставался самой полной публикацией о Матиссе на всех языках мира.

Его искусство было представлено в Москве особенно полно и разносторонне. Ж. Помпиду). Фона в привычном понимании в этой работе нет.

«Мне стало неинтересно копировать предмет. Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.

Что поделать, она была женщиной не в его вкусе. Через год четыре картины и несколько рисунков были показаны на следующей выставке «Золотого руна», а в 1910 году два полотна представляли Матисса на так называемом Салоне Издебского – уникальной выставке, организованной одесским скульптором Владимиром Издебским и путешествовавшей по городам Российской империи. Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма.

На этом можно выстроить интересный сюжет и зритель его обнаружит. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).

Разумеется, это иллюзия. С момента изобретения фотоаппарата, художники стали протестовать против фотографического изображения на полотнах.

Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В начале 1909 года Щукин заказал Матиссу панно для лестницы своего особняка. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.

В то время художник писал громадное полотно «Танец». При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.

На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. «Бубновый валет» вообще организация живописцев, ребят не очень разговорчивых и образ «Бубнового валета» формируется в русской традиции поначалу скорее оппонентами этого течения и критиками, которые подчеркивают то, что им кажется недостатками, а сами художники, как правило, остаются молчаливыми – они относительно мало публикуют текстов. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.

Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Холст, масло.

Это панно «Музыка» и «Танец», которые для самого Матисса были, очевидно, художественной декларацией. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, ВеликобританияСчастье существования (Радость жизни) 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, ПенсильванияМатрос 1906Необычные портреты МатиссаАвтопортрет 1900 Цента им. От произведений членов группы французских живописцев «Наби», чьи изысканные декорации украшали квартиры французских буржуа или особняки французской аристократии, его отличает предельная, первобытная простота, но на самом деле он успешно решает ту же самую задачу. Художник – не фотоаппарат. Что это было.

Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Аналогично он проектировал дизайн интерьеров для Капеллы Розарии в Вансе, построенной для монахинь доминиканского ордена недалеко от французской Ривьеры. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Очень большое искушение, проблема для русского зрителя. Читающая женщина 1894Служанка 1896 Голубой горшок и лимон 1897. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.

Стайны подружились с художником. Конечно, это апелляция к плебейской народной культуре.

Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Это привлекает внимание и заставляет присмотреться более тщательно. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Это был краткий период единства поколения, разрушившегося очень быстро, так как два медведя в одной берлоге не живут. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.

Но за рамки песочницы это восхищение не выходит. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины – насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.

Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. «Танец» – это безудержный вихреобразный хоровод женщин, несущийся как бы за пределы этого огромного пространства, синего, зеленого, телесного, где контур играет очень важную роль и контур этот напоминает, если угодно, удар резца первобытного художника.

Весь ансамбль: от архитектуры и мебели до росписей, витражей и облачений священнослужителей, – был выполнен по эскизам Матисса. Другое название этой работы – «Десерт». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. На самом деле Салон Издебского – это очень интересное предприятие: две выставки, которые позволили русской периферии увидеть современную европейскую живопись в очень разных ее проявлениях, от вполне салонных вещей до фовизма. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Последнее, что ты ждешь от этих ребят, – что они будут читать.

Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он опубликовал в 1909 году в шестом номере статью Александра Мерсеро, хорошо знавшего французский художественный мир критика, в сопровождении репродукций 16 картин, в том числе восьми из русских коллекций и трех рисунков, а также перевод только что вышедшей во Франции статьи Анри Матисса «Заметки художника». Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару. Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. В 1908-м салон «Золотого руна» включил его картины «Прическа», «Терраса в Сен-Тропе», «Герань и фрукты», «Насыпь в Коллиуре» в состав впечатляющей экспозиции французской живописи последних 50 лет. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон.

Наше знакомство с Матиссом началось в 1904 году, когда журнал «Мир искусства» благодаря Игорю Грабарю опубликовал репродукцию его ранней картины «Десерт» 1897 года. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.

В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Синтетичность средневекового искусства должна была осветиться «молнией индивидуальности» художника и А. Матисс стремился освободить живопись от аристократического высокомерия, наделить ее общительностью, породнить с бытом и трудом человека.

"Румынская блуза" была написана в том же году, когда нацисты захватили Францию и говорят, что Матисс создал картину, чтобы приободрить себя в один из самых мрачных моментов для своей страны. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо. Отзывы на Матисса в русской художественной среде полярны. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.

Исчезают стул и обои. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».

Несколько лет назад в Питере был на выставке современного искусства. Понятно, что подобного рода вещи – проблема для любой традиции. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Он создает декоративный ансамбль, который воздействует на человека эмоционально. Среди этих вещей центральное место занимают два панно, заказанных Сергеем Ивановичем Щукиным в 1909 году.

260 х 389 см. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Кто-то делает куличики, а кто-то ими восхищается. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Вот картина великого художника Рембрандта.

«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».

краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Мне кажется, что искусство должно быть понятно каждому.

Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. А. Матисс сознательно отвергал современные ему художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость, вот таким образом его так сильно привлекала (наряду с безыскусностью архаики и итальянских примитивов) живопись Дальнего Востока и декоративные узоры персидских миниатюр.

Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Надо сказать, что он держался стоически, ему, кажется, нравилось. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Монументальность фигуры подчеркивают ее руки и ноги, не умещающиеся в пространстве картины.

Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Вместе с картинами Матисса в Россию пришла его репутация – репутация лидера молодого поколения, к которому очень быстро прилипла кличка «фовисты», то есть «дикие звери». Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».

В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).

В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. «Восток, — говорил он, — всегда был для меня откровением. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа.

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Хорошо. Такое может нарисовать слабенький ученик школы искусств.

В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Станислав Жуковский, художник, специализировавшийся на почти импрессионистических пейзажах и интерьерах дворянских гнезд, считал, что «мечтательному и спокойному славянину непонятен и не сродни красочник Матисс». Этот баланс был однозначно нарушен в сторону организующей творческой воли художника.

Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Но вот для петербургского зрителя и читателя он запомнился скандалом, который развернулся в мае 1910 года, так как Илья Ефимович Репин зашел на эту выставку и журналисты, окружавшие его, предали его реакцию гласности, да и сам Илья Ефимович выступил в печати, сказав, что современная живопись производит на него впечатление «Саврасов без узды», что эта живопись поддерживается духом наживы и что если раньше московские купцы чудили и, например, за большие деньги покупали ученую свинью в цирке и съедали, то теперь проявлением этого московского купечества является коллекционирование Матиссов. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Все люди на картине находятся в неподвижности.

Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Возможно, первое истинное авангардное движение ХХ в., фовизм возмущало критиков того дня, казалось бы, случайными применениями чистого цвета. Путь к русскому читателю Матиссу проложил символистский журнал «Золотое руно». Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Банальная психология: некоторые цвета (например голубой и зеленый) и плавные изгибы воспринимаются людьми как что-то спокойное и безопасное, а яркие цвета (вроде красного) и резкие изломы как что-то динамичное и агрессивное.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. fauves). Все остальное здесь придумал сам Матисс. Углы комнаты даёт другим цветом. А. Матисс старался возродить эту цельность живописи, но уже на современной ему основе.

И Матисс предлагал радикальное, революционное решение, основанное на тотальном опрощении. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).

У Анри и Амели один за другим родились два сына. Дело в том, что набравшее силу к этому моменту движение, выросшее из «Мира искусства», – художники и критики, сплотившиеся вокруг петербургского журнала «Аполлон», которых мы можем назвать русскими модернистами в противовес русским авангардистам, которые тоже в этот момент выходят на авансцену, – стремились перестроить русскую национальную живописную традицию, объединяя новаторство и историю. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.

Преподавание велось на некоммерческой основе. Искусство – это, например, картины итальянских художников, где с невероятной точностью показано человеческое тело, где все прорисовано до мельчайших подробностей, показаны эмоции, где каждый жест что-то значит, даже цвета одежды и интерьера несут смысл. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Отсюда и импрессионизм и абстакционизм и сюрреализм. «Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии.

Он выставляет ряд работ. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели.

И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.

Зачем. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.

В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Дело в том, что Бенуа, по сути дела, говорит об обозначившейся тенденции развития современной русской живописи, которая идет в русле происходящего с мировым искусством. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело».

На самом деле Бенуа, конечно, описывает то, что уже творится на русских выставках. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Такой, какой был у Матисса в его доме. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.

Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Это не свойственно Матиссу. Искусство должно быть понятно любому. «Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Но одной умиротворенности сюжета для этого было недостаточно, да и вообще изображение спокойных «оазисов счастья», куда якобы невозможно никакое тревожное вторжение извне, здесь не годилось.

И пусть она покинула Россию еще в детстве именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. Ибо получается, что это какая-то песочница, в которой вы копошитесь. На самом деле на выставке Издебского было два полотна Матисса, одно из которых – портрет сына известный под названием «Молодой моряк», – сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В центре полотна – два голых качка в физкультурных трико, ну, правда, один из этих качков, Кончаловский, держит ноты, а другой, Машков, как бы наигрывает на скрипке.