Менины

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". «менины» являются одним из самых известных произведений в коллекции музея. Менины».

В 2009 году музей Прадо запустил в интернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении60. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

Его «Менины» оставили после себя много тайн и загадок. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины» создают резкий контраст между сиянием Маргариты и окружающей обстановкой.

Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. Также освещены светом фрейлины инфанты (по испански – менины). Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием "Менины" в каталоге 1843 года. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

Менины — это повседневная жизнь при испанском дворе. «менины» – художественное творение, которое до сих пор не разгадано. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. «менины» яркий пример тому.

В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин»61. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Последняя интерпретация ближе всего к тому, что происходит в «Менинах», осталось только совместить отраженное в зеркале с точкой зрения зрителя.

По-испански «менина» означает молодую девушку благородного происхождения, которая является фрейлиной принцессы и всегда находится в ее свите. "менины" – это повседневная жизнь при испанском дворе. «менины» — это повседневная жизнь при испанском дворе. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.

«менины» или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. "менины" являются одним из самых известных произведений в коллекции музея. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года.

В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин»: «и. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин». «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя – в левой части полотна. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах».

В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более тридцати петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин». Менины являются одним из самых известных произведений в коллекции музея. «менины» – это портал между двумя мирами. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением.

Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. «менины» стали опасны.

Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). В 2009 году музей Прадо запустил в интернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении.

Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием Менины в каталоге 1843 года.

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён».

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Строгая геометрическая форма зеркальной рамы привлекает бльшее внимание, нежели неполная форма двери или затенённые лица персонажей.

В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. И творчество побеждает. Инфанта, напротив, ярко освещена.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Быть может, то, что вижу, — сон. Верхняя свободна, более воздушна и легка. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. За последние восемь лет жизни Веласкес написал всего несколько картин – в основном, портреты королевской семьи.

  1. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  2. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  3. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  4. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  5. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  6. Сообщество «Волшебная сила искусства»

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет). В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. За пределами холста или внутри него. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

  • Описание картины Веласкеса «Менины»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808 – 1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством, однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Однако это положение требует оговорок и поправок. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку.

  1. Поиск значения / толкования слов
  2. «Мы не зрители, мы участники действия»
  3. Отрывок, характеризующий Менины
  4. Хуан Карлос, "Менины", тайное посвящение, Россия-Европа – пока ничья

Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Находится в музее Прадо в Мадриде.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет). На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas).

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Она получила повреждения при пожаре, уничтожившем Алькасар в 1734 году и была восстановлена придворным живописцем Хуаном Гарсией де Миранда. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён». К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Первые менины во Франции появились не позднее 1680 года, при Великом Дофине (1661—1711). Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения.

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Итак, время действия – 1656 год. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». А почему в мастерской находится инфанта. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Загадка заключается в другом. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas). Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Само слово менины имеет португальское происхождение и в мужском роде звучит как menino, в женском роде как menina— как это озвучено в известном полотне Д. Веласкеса «Менины». По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства».

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса.

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. А с другой – сам бросает вызов богам. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Инфанта, напротив, ярко освещена. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Ту из них, которая подаёт инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую — Изабелла де Веласко. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины».

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В «Венере с зеркалом» (ок. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей – донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Ему 57 лет.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. На это указывает отражение в зеркале. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. Короля и королевы не видно.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Именовались также gentilshommes de la manche.

Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса – самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. При экспертизе 1747 – 1748 годов картина была указана как недавно восстановленная, с утраченной после пожара оригинальной рамой.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки».

Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

В «Венере с зеркалом» (ок. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Искусствовед Светлана Альперс предполагает, что Веласкес утверждал этим свой высокий статус придворного живописца33, подчёркивая, в частности, что живопись является искусством, а не ремеслом, как обычно считалось в те времена.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Вся картина построена на парных противопоставлениях. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Инфанта, напротив, ярко освещена. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

Но не это главное в полотне. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Разумеется, нет.

Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих – и Веласкеса и Пикассо. В 1747 – 1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская – её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась). Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась). Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины».

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли – классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Её головка приходится строго в середине огромного полотна. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов – возможно, родственник художника. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. вы можете запросить все в системе с коробкой. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

Однако после возвращения к власти династии Бурбонов Людовик (1775—1844), дофин Франции с 1824 года в годы правления короля Карла X имел свиту из менин, среди которых был и Райнульф, маркиз дОсман. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Выше: что вы искали. Но смотрит и художник. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.

В «Венере с зеркалом» (ок. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности.