Михаил Александрович Врубель Сирень
Картина – один из вариантов темы Сирень. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Если да – то долгая, масштабная и кропотливая реставрация (а панно, между прочим, размером 94 кв. м). Через несколько дней он полностью ослеп155.
Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
- Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
- Аналитическая копия работы Врубеля Михаила Александровича «Сирень»
- Обстоятельства написания картины
- Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
- Врубель, Михаил Александрович Сирень
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). Кирилле», «Св. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В эти годы он вновь писал демонов. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Прошение было удовлетворено157. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Если нет, то ему нужна консервация. Приходит и Серов, так что атмосфера пропита искусством". Работа не привела к улучшению. В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Эта картина тоже связана с хутором Н. Ге в Черниговской губернии, где в мае 1900 года Врубель увидел заросли цветущей сирени. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Его считали своим учителем и художники Голубой розы, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Я люблю работать у Саввы в доме, когда там носится художественная атмосфера. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. Когда холсты были водружены, то, как рассказывал Н. А. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
А сам художник был уже безнадежно болен Но сирень – прекрасная, вечная в своей красоте, пережила своего создателя, сохранив отпечаток вечной весны. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв.
В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. Пьеса Ростана "Принцесса Греза" была необычайно популярна в те времена (90-е годы 19 века), были даже духи с таким названием. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака.
Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Трубадур Жоффруа прославлял в песнях прекрасную Мелисанду, никогда не видев ее. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. Двойная ответственность за себя и за другого (т. е. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными.
Савва Иванович посоветовал Витте сделать два больших панно над входами в павильоны. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Технические детали я опускаю. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: «Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Бенуа писал: Каждое утро. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Савву похоронили на Байковой горе.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Когда эскизы "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" были сделаны Врубелем, то Витте показал их императору. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года.
Сон как будто бы стал продолжительнее. пришлись на период его болезни. В конце концов увидели на холсте надпись: М. Врубель. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Представители рода Врубелей (от польск.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Врубеля). Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Сама концепция и есть сказка. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.
Царь Николай II, увидевший картину на выставке, оценил ее очень положительно, ну, а вслед, как водится, начали восхищаться и критики. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени — от этого возникает отчетливое ощущение словно «дышащей» картины. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач).
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников.
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Эта сирень и сама становится как живая. Свою героиню Врубель называл Наташей (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) — по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Но где было расстелить этот холст. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. А тут еще и особенное, лишь Врубелю свойственное мерцание света. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей теплой погоды Так что прошел почти год, прежде чем "Принцесса Греза" наконец попала в Третьяковку.
Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Лиловый и сиреневый — доминантные тона полотна. Кушает хорошо— и в своё время. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Подсвечник, графин, стакан.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Мамонтов однако не сдался. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Мамонтов как заказчик заплатил Врубелю пять тысяч рублей и оставил его в покое. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. В 1900-е гг. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив, на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника – майоликовую мозаику. Вот так и была найдена Принцесса Греза.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Врубель заставляет нас вглядываться в картину очень внимательно, чтобы увидеть все детали.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Это души цветов и растений. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов175. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства. Увидел и поразился им.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Вот таким образом она заслуживает отдельного рассказа. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Потом Сергей (старший сын С. И. Мамонтова) мне передавал, что Врубель абсолютно ожил, что он в полном восторге от того, как дело повернулось. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Это произведение принесло художнику славу декадента.
", которые и были заказаны Врубелю (любопытна записка Мамонтова, написанная на обороте списка картин для выставки: «Держи себя дальше от имеющего власть умерщвлять и ты не будешь смущаться страхом смерти, а если сближаешься с ним – не ошибись, чтобы он не лишил тебя жизни». Прежде всего нужно было решить: будет панно экспонироваться в галерее или нет. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. величавый. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле.
В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). По большому счету, «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Лицо девушки как бы полустерто. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф. И. Для картины была сделана рама (что тоже весьма трудное дело, учитывая размер и овальную форму), зал перекрашен в модный фиолетовый цвет, была улучшена акустика, так как именно в нем, наверное, самом большом в Третьяковке, проводятся концерты. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы «взбивая» облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями и название этой темы – «превращение Хаоса в Космос».
Это стало его первой крупной монументальной работой. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Эскиз. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Поленов писал в эти дни жене: "Мы с Коровиным усиленно работаем. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Позднее именно Витте сыграет решающую роль в его разорении. ). Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт.
Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову —руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Каюсь, не читала. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Одним из упреков работам Врубеля была их незаконченность. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.
Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику.
Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Нет, не стоит писать. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Рисовать Врубель начал рано. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Примирила она, кстати, Врубеля с А. Бенуа, который, по собственному признанию, почувствовал, стоя перед картиной, запах весенних цветов.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Изготовление вала – это вообще целое искусство, а уж такого размера тем более. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. В этой картине, в сущности, нет сюжета и зритель как бы присутствует при возникновении образа, таинственного, мерцающего и почти абстрактного. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.