Микалоюс

Микалоюс Константинас Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в санатории в Пустельнике (сегодня предместья Варшавы), где целый год лечился после пережитого нервного срыва. Теперь Микалоюс Чюрленис по праву считается основателем литовской национальной музыки, ее классиком. Законы, присущие музыке, отчетливо просматриваются в знаменитых «Сонатах» Микалоюса Чюрлениса, в его живописной «Фуге». Микалоюс Константинас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис лит.

Композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 – 1911), оставивший ярчайший след в литовской культуре, также является уникальным творцом в истории европейского искусства. Композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 – 1911), оставивший ярчайший след в культуре и искусстве. Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas iurlionis, 22 сентября 1875, Варена — 10 апреля 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной культуры. В 1902 году Микалоюс Константинас получил удостоверение учителя Лейпцигской консерватории.

Начался быстрый путь к признанию. И то, что он сделал в течение этой жизни, так не соответствовало ни ее обстоятельствам, ни ее бытийной, земной наполненности. Они бесплотны, как весь мир Чюрлениса. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908).

Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. К тому времени Чюрлёнисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – Сонаты, состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также Прелюды и фуги. В чудесных двенадцати рисунках своего «Зодиака» он изображает звездный космос, как халдейский мудрец, понимающий мистику звезд. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль.

  1. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  2. Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
  3. Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  4. Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
  5. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
  6. Микалоюс Чюрлёнис — Биография / История

Гора для него не только красивая масса, как для других художников. На высокой башне сильно раскачиваются два колокола, но рядом никого нет. Или вот «Хаос» – темный звездный змий мчится через первозданный мир. Звездные легионы склоняются к его ногам.

Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. И все же у горизонта – едва заметная утренняя заря. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира.

С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. Они сделаны по рисункам с натуры. Также здания и горы словно не касаются земли, утратив земную тяжесть. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод.

  • Микалоюс Константинас Чюрленис картины
  • Художник Микалоюс Константинас Чюрленис
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  • Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню

Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. Вечерние сумерки призрачно-забавно смущают зрителя. Каждый шаг для него был полон мелодий, каждое движение пело.

Многие видят в нем великого художника, но не все его понимают, он подвергается нападкам. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир.

  • Рекомендуемые материалы по весенней тематике
  • Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Напишите отзыв о статье Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  • Отрывок, характеризующий Чюрлёнис, Микалоюс Константинас

В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. Играл он посредственно, но вот педагогом, видимо, был неплохим. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши».

В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»). Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит».

Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного». В «Сонате солнца» он изображает силу солнца в ее бесконечных эманациях, которые, как бесчисленные световые диски, проливаются на землю. Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ».

  • О знаменитости:литовский художник и композитор
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас в книгах

В Анданте морская стихия утихомирилась. Его картины выявлялись в определенных схемах, подобно стройным музыкальным тональным аккордам. Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора. Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником. Это потому, что современные художники стали фотографами. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки.

Чюрлёнис, Микалоюс 
Константинас

«Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. И эти знаки он изредка вплетает в венок своего восприятия природы.

Стихия разыгралась вовсю. Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). 10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. Часто цветы в картинах Чюрлениса летят к солнцу, как стаи душистых бабочек.

Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Почему у нас Чюрленисов нет. ».

В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими.

Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.

Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Представитель символизма. Именно здесь, в этом чужом городе, несмотря на трудности полунищенского существования, он сочинил лучшую свою музыку и написал лучшие картины. Уже в возрасте пяти лет он выказал большие музыкальные способности. Уже тогда его живопись выделялась психологической оригинальностью космических идей, тонкостью красок и неповторимой выразительностью.

Решать технические задачи для него всегда было второстепенным. Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений. И молящиеся ангелы – на берегу и на белой мраморной лестнице, уходящей в небеса. Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства.

Друскининкай) и Плунгянах (совр. В этом заключалась удивительная магия чюрленисовских картин их необычная притягательность ибо там, в их глубинах, зарождалась и светилась Красота иного, невидимого обычным глазом мира, проявленная кистью гениального художника и тонкого музыканта. Над вершиною горы, в необъятной синеве неба парит большекрылый орел – символ власти. Все его картины можно назвать религиозными видениями.

В 1901-1902 гг. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения.

Но главное в нем – мысль. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. Несмышленыши. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой.

Летит черный ужас». Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». Он дышал музыкой, жил ею. – Большинство его картин в одном «главенствующем тоне» – розовом, золотистом, туманно-зеленом, нежно-голубом, светлом и косвенно радуют взгляд еще до того, как посетитель начинает понимать содержание его образов.

Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Он не любил яркие цвета, контрасты. Постепенно резервы организма исчерпывались.

Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Был вице-председателем «Литовского художественного общества». Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш.

Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене. В сущности мира царит строгий закон смены движений. Поддержка Огинского позволила Чюрлёнису поступить вВаршавский музыкальный институт, а после его окончания ещё 2 года провести вЛейпцигской консерватории. Костек –старший. Живые, подобно всей жизни Космоса.

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. «Лето» и другие циклы изображающие времена года, создают не столько реально увиденные художником моменты жизни природы, сколько обобщенные образы лета, зимы, весны, пропущенные через призму его восприятия. Фантазия где – я спрашиваю.

Чюрленис – настоящий поклонник солнца и звезд. День и ночь, отдых и активная деятельность, вдох и выдох – таков ритм мировой жизни. ты, музыка, тысяча солнц, твои ласки, море, хоры – все сплетено в одну симфонию. Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. Он увлекался астрономией, гипнозом.

Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. У Чюрлениса техника не является целью художественного творчества, как у многих других. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. «Пейзажами души» часто называют их искусствоведы. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».

В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен».

Жизнь горы — это непрерывное устремление ввысь. Лес мрачен и темен. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет.

Это чистый идеализм и в людях и в растениях и во всем Космосе. А ты иди иди без устали. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге.

Каждое дыхание мира ему кажется музыкой. В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля.

Вот он, ответили мне. Она добилась приема у В. И. Триптих «Райгардас» – это конкретный пейзаж окрестностей Друскининкая, полный мечтательной меланхолии, мягкий и декоративный. Ленина, у которого в это время было много других важных дел. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят.

Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Должен освободиться. Чюрленис, быть может, более реален, чем художники, копирующие жизнь. Так он преодолевает обычную пространственную перспективу, свободно создавая для себя, с каждой работой, новое пространство и новое время. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы.

Лето этого года они провели в Плунге. Ливень усиливался, а с ним и мой страх. Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Так цвета являются волнами эфира, которые за секунду совершают миллиарды движений.

Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча. И наконец, Финал. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами —кистью и красками. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере».

Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник». «. Музыка, напротив, как кинетическое искусство, не знает пространства. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны.

Вот почему композиции своих картин Чюрленис называл сонатами, фугами или прелюдиями. Его небо кажется живым». Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский. Чюрленис был не только Вестником, но и творцом. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах.

В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским. Конечно, это великаны. Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.

Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Здания храмов стоят как темно-фиолетовые тени на фоне зеленого заката.

В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А.

Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. В 1907-1909 гг. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию.

Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. И было не совсем ясно – кто наложил эти запреты, кто поставил тесные границы колючего непризнания его имени. Спят глубоким сном, но ведь это утопленники.

Иначе он не мог и мыслить и творить. Ребенок властвует, так как он любит. Их нельзя трактовать однозначно. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира.

И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф.

Живопись, как статичное искусство, не знает движения во времени, только в пространстве. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности.

Его творческий путь начинался именно с музыки. Божественных чувств исполнена его, быть может, самая красивая работа «Рай». В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы.

Самое красивое в этом цикле – «Дева» – туманный силуэт среди лилий и других райских цветов поднимает свое просветленное лицо к теплому дыханию пространства, к мечте далеких звезд. Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. Белая тень чайки ложится на воду. Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника.

Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. В них нет соотношения частей, нет целесообразности и они, словно живые, дышат мечтою. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Звуками. Чюрленис, как сын своего народа, любил изображать на своих картинах литовские мотивы. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.

Великим королям никогда не понять этого. – Ну, с меня хватит. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Плунге).

Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия.

Они ходят и ищут. Чюрленис органично примкнул к этому течению. Она стала и вдохновительницей лучших его произведений.

Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». Это мы уже видели в его «Сонате солнца» и в «Зодиаке». Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма.

Чюрленис писал: «Имя ей Зося, а похожа она на весну, на море, на солнце. Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах.

Потом картины художника экспонировались на Второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор. Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли».

Как писал Чюрлёнис. Вокруг пустота, темно-серая земля. Таково искусство Чюрлениса. Рассматривают, обмениваются репликами, недоумевают, пожимают плечами Сонфантастикамистическоерисунок неумел» Это умозаключения одних. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. И в самом деле, отношение Чюрлениса к миру – одухотворенно-религиозное.

И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Как просто Чюрленис отображает здесь пространство. Но со мной происходило что-то непонятное.

Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису. Люди ничего об этом не знают. Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу».

Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. 1 января 1909 г. состоялась свадьба Константинаса и Софии. Дальше пойти я уже не смогу. Жизнь в Лейпциге не принесла ему особой радости: он не знал немецкого и у него не было друзей.

Вершина — голова горы, уходящая в бесконечное небо. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию —загадочную и утончённую. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург.

Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. Особое место в картинах Чюрлениса занимают его необычные здания. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме.

Возможно, кому-то она покажется слабой, неотточенной. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Его фантазия, – писал М. В.

И нельзя понять, для чего эти бесчисленные острия башен. Клиника отрезала его от мира, от людей. Глубоким сном заснули волны. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису.

Картина оказалась во многом пророческой. Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». В «Сонатах моря» он одновременно видит и стихийно всемогущее и ничтожное и громады волн и маленькую каплю воды – ее изменчивый принцип. Сначала помог случай. Это случилось в декабре 1909 года. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью».

В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами.

Конечно, подойти к нему я не решился. ». И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест.

Рядом с малой избушкой он изображает дворцы фантастической красоты, полные жизни. К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Потому не удивительно, что Чудовский в картинах Чюрлениса видит настоящую религию вершин.

Две небесные сферы – внизу тяжело висят облака, вверху кометы летят к центру сфер. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Литовски эмоционально, печально его «Кладбище». Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Он схож с композитором Скрябиным, который в своем «Прометее» феерией цветов иллюстрировал аккорды звуков. Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ.

Надо браться за краски, браться за живопись».

Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве.

Это одухотворенное богослужение, где человек, природа, пространство сливаются в восторге. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Но уже в триптихе «Лето» реальные деревья являются материалом для создания обобщенной образной конструкции, создающей неповторимый эффект за счет ритмических повторов и чередования пластических элементов. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры». И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др.

И вернулся в больницу. Первые годы, первые шаги "литовского ренессанса" связаны с именем Микалоюса Константинаса Чюрлениса. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. Он был не новатор, но новый».

У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Их он изображает в самых разных вариациях цвета и формы. Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24-25 часов в сутки», не высыпался. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».

Его дали воспринимаются столь чудесно. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. На троне – на мощной вершине, вокруг которой зеленая трава, сидит ребенок – властелин пространств света – хрупкий и беспомощный и детскими нежными ручками тянется к маленькому цветку — пушистому одуванчику.

Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Он должен разгрузиться. Его настоящая космогоническая картина – «Кех» – Владыка. Но это будет уже другая история.

Сейчас ночь. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно.

И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. «Я здесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене.

Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние. «Из научных дисциплин М. К. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений.

Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». Он употребляет мало темных красок, его цвета более воздушные, ясные, нежно цветущие. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии. Изображая чувствами воспринимаемый мир, рядом с ним он изображает и невидимое.

Душа Чюрлениса – это музыка. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом.

Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. Гора для него – более высокое существо, в полном значении этого слова. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства.

Ночь. Сидоров, меня поразили. Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. Все в мире движется изменяется в мириадах образов, звуков, вибраций, переходов. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Мелодия, рожденная соснами, уносится в суровую даль балтийских вод, подсвеченных желтоватой полоской заката.

Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Море кипит, беснуется. Чтобы лучше его понять, окинем взглядом его жизнь. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Он приблизил к нам звездные сферы, космическое сознание.

Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой.

Он путешествует, как Данте в своей «Божественной комедии» из одной сферы в другую. Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. все признают в нем гения.

Ему не было тогда и 36 лет. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Напротив, звуки – намного более медленные воздушные волны. Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова.

Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса. Одно противоречило другому. Еще мгновение и все исчезнет. Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник. Я помню его до сих пор.

О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес. Звуками. Внешне хрупкий и не слишком значительный, внутри он был высоким и сильным духом, несущим в себе глубокий и богатый творческий потенциал. Людей Чюрленис изображает очень мало. Несказанно прекрасен час земной радости.

– Варшавскую художественную школу. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. Только изогнутые, волнообразные линии в природе показывают ее жизнь, движение.

В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком. И это мы прозреваем и во всех других его работах. Синтезируя картину с музыкой, Чюрленис тем самым синтезирует пространство и время. В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый».

Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Одни называли его литературно-психологическим символистом. Например, лето для него – не только цветущие деревья, но еще и другие, волшебные деревья жизни, где в любви соединяется с землею жизненная сила («Соната лета»).

«Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. И, как гений музыки, свои искания пробовал синтезировать в красоте звуков-красок.

«Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Но все же его настоящая художественная деятельность начинается только в 1907 г., когда он переезжает на жительство в Вильно. Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов. Это было его искусство.

Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»). Мир начинает жить, сверкать, цвести. Все это сказочно, величественно. И тот и другой были слиты воедино. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Поле ее деятельности – во времени.

На первой посмертной выставке его картин в 1912г. Таково «Аллегро» мира. А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. Подобно ребенку, человеку природы, Чюрленис анимистически одухотворяет каждое явление природы. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу.

Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. Далекое и близкое, беспредельное и видимое глазу объединяются на его полотнах. Что бы это такое могло быть. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Была его сфера.

И естественно Чюрленис, как истинный художник, музыкант и философ, обладал пророческим даром. Но надежд на серьёзную школу нет. Удивителен в картинах Чюрлениса и культ звезд. Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему.

И не только художники. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. Зеркальная, священная тишина залива, сказочно синие дали, белые облака в туманном зареве утра, в сияющих полях – одуванчики и маргаритки, в прозрачном воздухе летают чайки и белые бабочки над цветами.

Они не выглядят как стройная архитектура, скорее как фата-моргана. Из-под его пера вышел ряд статей, посвященных организации художественных выставок и музыкальных конкурсов, теоретическая работа о литовской музыке. Также у него особая техника красок. И всегда на ней молодые люди. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса.

Кажется, что со звуками колокола в виде птицы из него вылетает душа. Ибо, чтобы объединить пространство и время, все измерения, необходимо экстатическое погружение. Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. Мечта где. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве.

А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «. он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта». И кажется, что и звезды в его картинах дышат, движутся ибо они живые. Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос.

Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Все новое к нам приходит через Вестников.

Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Часовенки, деревья. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный.

В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке).

Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году. Чтобы это понять, посмотрим, как Чюрленис воспринимал Космос. В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников». Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. Подвижничество не может тянуться вечно. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».

Аллегро. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Член объединения Мир искусства (с 1911). В этом же направлении действовало и польское духовенство1.

Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Для картин Чюрлениса в Каунасе построен музей – памятник его бессмертному духу. Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной). Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. А ребенок все играет.

Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». В скором времени, по настоянию врачей, его пришлось поместить в больницу для душевнобольных под Варшавой. Излюбленный мотив в его картинах – высокие лестницы. Потому понятно, что и техника картин Чюрлениса иной природы, нежели у других художников.

У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. На Серпуховской в Литовском зале. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками.

Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра. Города Чюрленис строит почти исключительно из башен. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Для того, кто любит, нет ничего невозможного, ему открыто все. В основу идейных исканий своих произведений Чюрленис положил древнюю мысль Гераклита: «Panta rei» – все течет.

Удивительно таинственны его «Колокола». Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью).

Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Многие Чюрлениса не понимают. Напротив, «Финал» – потухшая солнечная система, в паутине паука, брошенная ткачом истлевшие лоскутья, сквозь которые сияют звездные дали.

Эта капля дремлет посреди воды, как жемчужина в раковине. В картине «Сказка» Чюрленис по-другому изображает владыку мира. Для композитора-живописца, так часто меняющего разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для рисования, синтез музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания. То же можно сказать и о горах и о пирамидах.

Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века тому назад во многих кругах были встречены произведения Чюрляниса. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. И если охватить творчество художника целиком, единым взглядом, оно предстанет своеобразной живописной симфонией».

А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. С другой стороны, активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному. В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». В его искусстве усиливаются ноты тревоги. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников.