Мунк Художник
Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет. Скончался художник в Норвегии, неподалеку от Осло.
Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Мунк, пребывая в Германии, вместе с берлинскими художниками организовывает выставку. Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике.
В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога.
Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Мунк был не только художником-станковистом, но и монументалистом. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача.
Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Эдвард Мунк – норвежский художник
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он был очень религиозным человеком. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Картон, масло, темпера, пастель.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети. Некоторые исследователи У. Бишофф. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
В Германии у Мунка было много друзей. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки. Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
Эдвард Мунк – парадоксальный художник
Он издает вопль. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».
Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
Всего он провёл там более полугода. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Но больше всего его раздражали пальцы. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). И как итог — попал в психиатрическую больницу. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью. Ей 26 лет и она замужем. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Эдвард Мунк родился в 1863 году. М., 2007.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. Делал несколько шагов. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Мунк вырос в очень религиозной семье. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Неизвестное об известном художнике — Эдвард Мунк
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»). Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой и отказывался признавать, что месяц – тоже луна. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Интересные факты из жизни художника
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
В 1921-1922 гг. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Детство и юность норвежского художника
Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Все они основаны на личных переживаниях художника. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Крог был главой группы художников-реалистов, позже стал директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников. На протяжении всего детства Эдварда, Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Его портреты превосходно отражали характер человека.
0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Поиски заняли целых два года. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. А он был против её навязчивости. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Холст, масло. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Осенью он едет в Париж. С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну.
Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Первая дата – 1888–1889 годы. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Богема стала для него второй семьей. Уже в середине 80-х гг. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Биография и творчество художника
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Проект остался нереализованным. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Пластический язык обретает исключительную силу. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
Холст, масло. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. 120, 5 141 см.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Хрен редьки не слаще. Достоевского «Преступление и наказание».
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества. В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Память и отражение в мировой культуре
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа Христиания – богема и афористаческой Библии анархиста. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время. Мунк практически не использоваал прямых линий. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Он не боится повторений и критики на эту тему. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В нем многое привлекало внимание. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Здесь он проживёт остаток жизни. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Правы все.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. На смену приходит пафос утверждения жизни. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Портреты художника – исследование человеческой души. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Что за чертовщину они там плетут.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Художник не заботился об уюте и красоте дома. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Он оставил после себя огромный архив.
Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». В 1900-х гг.
Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В течение 1909-1916 гг. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Ребенком он пережил и смерть матери. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
В 80-е гг. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него. Мунк упорно учился.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.
носят пейзажный характер. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.
Самым значительным в творческом наследии Мунка можно считать созданный им в 1890-1910-е годы цикл Фриз жизни. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании.
Её появление стало важным событием в экспрессионизме. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн.
В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет. Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Живое побеждает смерть. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Эдвард Мунк «Крик» (1893).
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Любовников как будто скрывает мгла. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Он называл это «лошадиным лечением». В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Портреты художника — исследование человеческой души. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Они свободны от излишней повествовательности. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Лицо человека — застывшая безликая маска. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик».
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Он казался странным. Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. А экспрессионисты – "враги народа" – бередили не закалённые души чрезмерной чувствительностью, которая пушечному мясу империй всегда без надобности. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Утонченность, легкость, нитеобразность почерка свидетельствуют о высокоразвитой интуитивности, гибкости, комбинаторности, проницательности и прозорливости, необычайно подвижном мышлении.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Его творчество резко изменилось.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Ранняя смерть матери, а потом и смерть сестры оставили глубокий след в душе художника, что позже выразилось в пристальном его внимании к темам смерти и болезни. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Создана картина в Берлине. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Художник страдал бессонницей и паранойей.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Шел он не как все. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Получается лучшая гармония красок.
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Его краски стали резче и интенсивнее.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Вскоре семья переселилась в столицу. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию.
Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Две кровати, стол и несколько плохих стульев.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Она называлась «Дорога никуда». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В сущности его картины 80-х гг. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Фигура мужчины – в самом углу картины. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). De gustibus non est disputandum. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Между друзьями произошла ссора. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп». Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Всего он провёл там более полугода. Мунк. В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии — арт-терапия (исцеление творчеством). Только на кровати светится яркое покрывало.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. На его фоне изображены мужчина и женщина. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Это были первые опыты художника.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик».
Холст, масло. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Много картин находится в Бергене. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. 119, 5 118, 5 см. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Это было для него открытием. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Останавливался, думая о чем-то.
Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».
В него вошло около трехсот листов. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
64, 5 54 см. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Безразлично, что они говорили и на каком языке. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Рядом с ней — мать. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В его судьбу вторглась война. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. ориентация норвежского искусства меняется. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. В них запечатлен духовный путь мастера.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. 91 73, 5 см. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк.
Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Он и наркотиками увлекался и терял память и беспробудно пил. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Его поза выражает подавленность или отчаяние.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Все вокруг мрачно и бледно.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». «Я почувствовал крик Природы»).
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом.