На Этой Картине Суриков Изобразил Одно Из
Попробуй Знания Плюс – 1 неделя бесплатно
Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Церковь раскололась. Палачей дети любили. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница.
Суриков трудился над своими картинами годами, делал множество этюдов с натуры и эскизов. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Ее не тревожит тоска по прошлому, она полна надежд на будущее. Это новое регулярное войско Петра. В вопросах художественного мастерства Чистяков был авторитетом непререкаемым. Раз ворону на снегу увидал.
Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. В картине Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895) художник прославил отвагу и несокрушимое мужество русского народа, с предельной ясностью раскрыл суть и значение события, предопределенного ходом истории. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах.
В его взгляде читается сострадание и печаль. Городок – старинная народная игра. Так, художник вспоминал: «Раз ворону на снегу увидал. Портретный этюд был написан всего за два часа. Произошел раскол.
Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)
Благодаря внутренней психологической правде человеческих образов и аксессуары картины – костюмы, телеги, расписные дуги, сама Красная площадь с ее архитектурными памятниками и галками, кружащимися над кремлевскими башнями, – теряют музейный характер и как бы отступают в глубь веков. Картина потрясающая. Сурикову дневник Корба послужил основным источником фактических сведений. Важное место в композиции отведено архитектурному фону. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Так же как и ее отец, Мария никогда не вернется на родину и умрет в Сибири.
Картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» очень сильна по содержанию. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения иземли. Приковывает внимание рыжебородый стрелец с лихорадочно горящими глазами.
Картина Сурикова изображала момент, когда Морозову измученную пытками, везут в заточение. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. По одной из версий, моральный подвиг боярыни заставляет всех зрителей почувствовать в себе неведомые душевные силы. Тут стоит обратиться сначала к русской истории трехсотлетней давности.
Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883). В 1869 году Суриков приехал в Петербург. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Суриков был мастером пейзажа (главным образом акварельного) и прекрасным портретистом.
В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Церковь. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных.
Раскольников стали преследовать. Ее низко склоненная голова как будто повторяет движение Богоматери на стене церкви. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. Сестер морили голодом и холодом и вскоре они умерли.
Закованная в кандалы неистовая раскольница, подняв руку, сложенную двуперстием, знамением старообрядчества, призывает людей стоять за старую веру. А возле ямы страж ходит. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали места пустые, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Последней крупной работой художника стала картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея, Москва), замечательно передающая особенности быта старой Руси. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
На какой картине в Суриков изобразил одно из самых драматических событий допетровской руси века
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. В свободное время он целиком отдавался любимому занятию — рисованию. На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Момент приближения саней к этому церковному объекту и изображен на полотне. Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.
Меншиков сидит у стола. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры. Он делал портреты своих сослуживцев и дарил их им изображал казаков, крестьян, девушек.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Рубахи у них красные, порты широкие. Здесь была написана большая историческая картина Утро стрелецкой казни (1881), которая принесла ему широкую известность, выдвинула в ряды выдающихся русских художников. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». «Вокруг света») 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение. Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Там на кобыле наказывали плетьми.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население. Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Семь исторических фигур вкартинах Сурикова
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Рядом стоит странник с деревянным посохом в руке. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Художник вспоминал: «Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Еще сотни сосланы.
Москва, XVII век. Мы ощущаем это как историческую неизбежность. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем».
Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
Окончив Академию, Суриков в 1877 году переехал в Москву. Это был страшный удар для матери и как милость Божию она восприняла последнего своего ребёнка Сашу, который выжил. Им написано много автопортретов.
Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Этот старик – простой красноярский казак.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. — Прим. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Его имя присвоено Московскому художественному институту. Склоняются многие, что староверы – правильнее.
Из картин Сурикова мы узнаем о прошлом, о людях и нравах того времени. Его дочери вели домашнее хозяйство.
«Пишу татар. Чаше всего он писал портреты, подбирая типаж для своих картин. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же).
Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. Здесь и ребятишки и просто любопытствующие, а также горячо сочувствующие ей. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Впечатления детства в большой мере определили направленность творчества художника. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Еще одно большое историческое полотно.
на этой картине Суриков изобразил 1 самых драматичных событий допетровской Руси 17 века
Тем самым стрельцы лишались своих привилегий, что сделало их участниками заговоров против Петра. Другие стрельцы также изображены эмоционально, не все они покорились приговору Петра. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Особую выразительность и трагическую напряженность картине придает контраст черного (шубы и платки нескольких персонажей и самой боярыни) и белого (снег на земле и крышах домов). Черным пятном на снегу сидит.
На полотне изображена Красная площадь ранним утром 1698 года. И тут вмешался случай. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В работе использован образ Ф. П.
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Дознание шло девять лет.
Василий Суриков слышал прошлое и ломал реальность
Женщины сочувствуют. Потом Боярыню Морозову написал. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве.
То сопротивление, которое оказывала Петру старая, уходящая Русь, прекрасно выражено художником в образе рыжебородого стрельца, находящегося у левого края картины и скрестившего свой ненавидящий, вызывающий взгляд с властным взглядом Петра. Стрельцы занимают левую большую часть картины. Темы русской истории не переставали волновать Сурикова и в последний период его жизни. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Осенью этого же года начались первые казни. – допрашивали ее увещатели.
Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна. Правда исторической панорамы становится откровением.
После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Картина завоевала большую любовь русской революционной интеллигенции. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Кидаешься ты на врагов, как лев».
10шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть вТретьяковке
На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. Несмотря на то что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства — Кашлык. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Но обстоятельства оказались сильнее его.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Историческим процессом, лежащим в основе картины, являлся церковный раскол, возникший после преобразований патриарха Никона и провозглашения анафемы противникам реформы. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. В их лицах зритель видит отражение страданий боярыни. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Высоко ценил творчество Сурикова П. М.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Вскоре молодой художник написал свою первую историческую картину Княжий суд (1874). У него также отлично получались и портреты.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. И в эскизе и в варианте картины уже ясно выражено противопоставление стихий, о которых говорил художник. Василий Иванович Суриков (1848-1916) – художник поистине мирового масштаба. «Персты твои тонкостны.
Тяжело опустилась на землю старуха. А следовательно и ответом должен пройти вариант а).
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Все получалось не то, не так. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню.
Это и отразил художник на картине. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Каменный храм построили в 1703 году.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. С огромной достоверностью автор передает боль и страдания родных и близких осужденных. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий.
Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко. Рядом с суровыми воинами-татарами мечутся местные жители: остяки, вогулы. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Помогал ему в создании «потешных войск» в селе Преображенском, после участия врасправе над стрельцамиполучил чинсержанта. В 1884 – 1887 гг.
170 лет назад родился великий художник Василий Суриков
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Такой ли она была на самом деле.
(1) Феодосия Морозова. Толпа народу изображённая на картине. Она же дала мне и дух и силу и здоровье». Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Значение творчества Сурикова состоит в том, что он внес в историческую живопись новый, ранее ей не присущий смысл.
Василий Иванович Суриков — мастер масштабных исторических полотен
Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». За два часа Суриков написал этюд, который всех победил. Боярыня Морозова.
Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет. Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск». Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. После этого встать на защиту боярыни было уже некому и на нее обрушился царский гнев. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». Все свои богатства боярыня раздала раскольникам. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды.
На одной из бумаг Василий нарисовал муху, а столоначальник, решив пошутить, подложил ее на стол губернатору П. Н. Замятину. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Сидят они в яме, цепями прикованные. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Его отец, Иван Васильевич, занимал должность регистратора в суде.
По морозной московской улице, заснеженной и запушенной снегом, едут розвальни. Тогда все сбивалось в кучу. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог.
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Однако главной для Сурикова всегда оставалась историческая тема.
Пленный перс тоскует напротив атамана. Живописью Суриков начал заниматься рано. Художнику удалось изобразить изнанку власти, показав царского фаворита не блестящим царедворцем, а больным стариком в ссылке. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. — Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Солдатам, кажется, нет конца. Многие стрельцы изображены в сопровождении матерей, жён и детей.
В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию. Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). И получилось именно то, что он хотел. Называли себя староверами. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
10 картин, которые должен знать каждый (Часть вторая)
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Его интерес к этой теме был не случаен. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.
Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». С детства Сурикову довелось видеть публичные телесные наказания, даже смертную казнь. Этим регентом стала старшая сестра Ивана и Петра – Софья Алексеевна. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
Василий Иванович Суриков (1848–1916)
Толстого «Пётр Первый». Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Произошел раскол. Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири. Были в доме и старые книги с диковинными картинками, которые Вася подолгу рассматривал. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.
Из подтверждённого можно лишь сказать, что картина была написана на заказ. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России. Перенесёмся мысленно в 1682 год.
Василий Суриков «Боярыня Морозова»
Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Велик вклад Сурикова в развитие современного ему изобразительного искусства.
Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). Некоторые из его исторических картин это «Убийство Юлия Цезаря», «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде». Исход битвы предрешен. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Хотя авторская позиция ясна (Петр и его сподвижники представлены сильными и уверенными в своей исторической правоте), Суриков не может не сочувствовать стрельцам, не восхищаться их мужеством и стойкостью. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер.
Он стоит спокойный, взирая отрешённым взглядом. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Боярыня Морозова также была уморена голодом.
Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. Каменный храм построили в 1703 году. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Нервы все выдерживали.
Самое интересное в виде мозаики
После ареста Феодосию Прокофьевну направили в Чудов монастырь. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Перепелкина. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Василий Суриков родился в Красноярске.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Страсти разгорались. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Это полотно было создано в 1880-е гг. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге. Так и моя бабушка говорила. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.
Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. У кого-тофанатизмбоярыни вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство смотрит на неё с сочувствием. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Написал порядочное количество. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался». Приготовления к казни закончены.
Суриков Василий Иванович 24 января 1848 -19 марта 1916
Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Рядом с ним сидит старшая дочь Мария, которая когда-то была нареченной ПетраII (моделью для ее образа послужила жена художника). «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой
Художник посвятил ее русскому солдату, прославлению его выносливости, способности ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа и чувства юмора, готовности к преодолению любых препятствий и при этом без позы и риторики. 8. (8) Церковь., они уже видят эту большую картину. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли. После Петербурга Суриков оказался в Москве. Впоследствии Суриков говорил: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь.
Каждый думает о своем. В общем, опять все понимание только на своих эмоциях и ощущениях. Его полный ненависти взгляд обращен к ПетруI, восседающему на белом коне. Не очень мне нравится её лицо. Хмурое небо нависает над Красной площадью.
Я на памятники, как на живых людей смотрел – расспрашивал их: Вы видели, вы слышали, – вы свидетели. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Боярыня привлекла на свою сторону сестру — княгиню Урусову. Он сумел быстро приобрести доверие и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. Как и в других своих произведениях, в «Боярыне Морозовой» художник отказывается от традиционного способа передачи иллюзорного пространства и уплотняет его, приближая к переднему плану архитектурный фон. В их руках зажженные свечи.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. Все остальное – догадки. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
ДАТА: 343 года расправе царских войск над «соловецкими сидельцами»
Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Суриков, на мой взгляд, очень удачно передал это состояние, шока и радости слепого. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Подвиг русского народа воспевает и композиция «Переход Суворова через Альпы в 1799» (Третьяковская галерея, Москва), написанная Суриковым в 1899 году. В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют. Суриков родился в казачьей семье в Красноярске. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Младшая дочь Александра читает Евангелие, но похоже, что ее никто не слышит. Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень». Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
Институт искусств Чикаго выложил в открытый доступ тысячи шедевров в высоком разрешении
Феодосия Морозова. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Символична черная, похожая на траур, шубка, в которую закутана Мария. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Но неясны пути крестьянской революции. За столом собралась вся семья. «Вокруг света») под царские переходы. Естественно, я говорю о староверах православных. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
В то время скончался царь Фёдор Алексеевич и встал вопрос о наследовании престола. Иногда персонаж находился случайно. Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. Эшафот недалеко от училища был. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Ответ – Боярыня Морозова. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Низкая бревенчатая изба. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Уже в годы пребывания в Академии (1870-1875) Суриков сложился как исторический художник ищущий новых решений. Александр Меншиков в 14 лет принят Петром вденщики (денщикомв русской армииифлотедо1917 г. называлсясолдат, состоявший приофицереиличиновникев качестве казённой прислуги). Иисус совершил много чудес за свою короткую жизнь, чтобы люди поверили и пробудились от духовного сна. Евдокия Урусова скончаласьот полного истощения.
Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Этот город был в ту пору глухим сибирским захолустьем. В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири.
На Пасху молодой художник расписывал яйца и продавал их по 3 рубля за сотню. В следующей картине – Меншиков в Березове (1883) – Суриков с поистине шекспировской силой показал трагедию друга и ближайшего сподвижника Петра I, полудержавного властелина. Она же дала мне дух и силу и здоровье. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.
В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора. Все это обливалось водой. Всё лицо мелко было.
Художник создаёт невиданные портреты звезд
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Царь и патриарх пытались уговорить ее, но ничто, даже мучение на дыбе, не смогло сломить упорство этой сильной женщины, кричавшей своим врагам: «Огнем спалите меня на костре, смерть в огне приму как избавление. » Вместе с княгиней Урусовой боярыню Морозову отвезли в Пафнутьев-Боровский монастырь и посадили в яму. В разгар битвы наемники отказались сражаться, хан потерпел серьезное поражение и отступил в степь. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова.
Тяжкую думу думает атаман. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).
Картина маслом: 5 советов для начинающих
После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Глаза этой хрупкой, красивой девушки полны глубокой печали. Како крестишься и како молитву творишь.
Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. Она изумляла не только жизненностью сюжета, но и новизной композиции, богатством колористического решения. Эта картина гениально представляла драматическую тему столкновения старого и нового. Народ явился главным героем его картины.
выпустит коллекцию в честь Ван Гога
Но Смута добралась и туда. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Тягостные мысли одолевают Меншикова, отрешенным взглядом он смотрит в пустоту.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Так же смелы и суриковские стрельцы. Но она продолжала удерживать в своих руках власть. Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков.
Музей Техаса выставил девятиметровую картину современного Ку-клукс-клана
Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями.
Суриков подхватил эту мысль. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны.
Скорее восторг. Историческая правота на стороне Петра. Все пути хороши, только работай во всю мочь и от души, – любил говорить Чистяков.
Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков. По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка. Вскоре Сурикову велели прийти к губернатору с другими рисунками.
Художники прошлого, в свою очередь, пытались запечатлеть исторические сюжеты, чтобы пробудить у людей веру в иные, высшие реалии. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». Морозовой. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне.
Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. Солдаты ведут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой.
В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Ночью 1671 г. её и её сестёр арестовали и заковали в кандалы. Вот боярыня и просит его:Миленький.
Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова. Художник многое менял, сообразуясь со своим пониманием значения этого события.
В углу иконы, зажженные лампады. Она поддержала протопопа Аввакума, не принявшего церковные реформы патриарха Никона. Меншиков изображен сидящим в бедной крестьянской избе в окружении двух дочерей и сына.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Переезд в древнюю столицу России определил все его дальнейшие творческие устремления.
Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Полной противоположностью своей старшей черноволосой сестра является юная Александра. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык – столицу Сибирского ханства.
- Василий Суриков: мастер, который везде искал красоту
(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
«Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже«. Он бесстрашно отвечает боярыне двуперстным знамением. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы. Единственная жанровая картина Сурикова – Взятие снежного городка (1891) полная веселья, ярких красок, молодецкой удали изображает народную игру на масленице. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. В период самой черной реакции, наступившей после разгрома революции 1905 года, Суриков, твердо следуя демократической традиции, создает большую картину Степан Разин (окончена в 1907 году, доработана в 1910 году), а в 1909 и 1911 годах пишет работы, посвященные пугачевскому восстанию. – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Боярыня Морозова поддержала главу противника реформ – протопопа Аввакума. Подробнее о судьбе Меншикова также можно прочитать в романе А. Н.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти. Немаловажную роль играет и колорит картины.
«Я в Москву приехал – прямо спасен был Памятники, площади – они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Суриков писал: «В Москве очень меня соборы поразили. Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Было два претендента, два брата умершего царя: старший болезненный Иван и малолетний Пётр (будущий император Пётр I). Его первая самостоятельная картина называлась Вид памятника Петру I на Сенатской площади.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Первые художественные познания он получил от местного учителя рисования Н. В. Гребнева, который, в свое время, был воспитанником Московского училища живописи и ваяния.
Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Сани окружает множество людей: мужчин, женщин, детей. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа.
Мы на палачей как на героев смотрели. Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то. Каменный храм построили в 1703 году. Взгляд притягивает сидящий на снегу юродивый в рваном рубище. Но следовал он ему не во всем. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). 1. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Тут и остяки и вогулы и сами татары. «Я написал много этюдов все лица характерные. На эту тему было написано немало книг и статей, снято фильмов и разработано гипотез.
Однако противникам его удалось взять верх. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Последний, заметив насекомое, начал безуспешно смахивать его со стола. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. «Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. Похоже, что мало что изменилось за эти несколько сотен лет. Царь хотел казнить непокорную боярыню, но её спасло заступничество бояр Московского царства и царевны Ирины, сестры царя.
Беспримерный героизм русских солдат явился темой картины Сурикова – Переход Суворова через Альпы (1899). Боярыню Морозову и её сестру Евдокию Урусову (она также изображена на картине) страшно пыталина дыбе (орудиепыткипосредством растягивания тела жертвы с одновременным разрываниемсуставов), пытаясь переубедить в верности старообрядчеству. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей).
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. И ужаса никакого не было. Одной из самых пикантных версий же является то, что это любовница художника – молодая служанка, в которую был влюблён Вермеер.
Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Следующее произведение исторического жанра — «Степан Разин» (Русский музей, Санкт-Петербург)— было создано в 1907 году.
Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. В толпе терялось». Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха — красота. »На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст.
В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. В темной людской массе выделяются стрельцы, одетые в белые рубахи смертников. В Красноярске открыт Дом-музей В. И. Сурикова. Стрелец олицетворяет собой все отжившее, уходящее прошлое, ПетрI — будущее страны, ее могущество и силу. Всем своим видом она выражает кротость и в то же время душевную стойкость и силу.
— Прим. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», — и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Здесь сохранялись патриархальные нравы, уклад жизни был суров, подчас жесток. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха.