Нарисовать Последний День Помпеи

Описание картины последний день помпеи

Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова.

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Реставрация картины проходила в Колонном зале корпуса Бенуа, куда полотно было доставлено на валу. Самая левая часть таблички на памятнике была отколота и на ней можно было прочитать только часть имени захороненного— icius Scaurus, а также его должность— дуумвир юстиции.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Его там просто нет. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Россия торжествовала. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Наступила кромешная тьма.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. 1827. Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко134.

Кто нарисовал картину 
Последний день Помпеи

Кто нарисовал картину Последний день Помпеи

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Упавших затаптывали идущие следом.

15734, также из собрания Остроухова)156157. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.

Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Первым из братьев на раскопках Помпей побывал Александр Брюллов, который, по всей видимости, рассказал Карлу много интересного. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны.

Но иногда вулкан «просыпается» – тогда он представляет большую опасность для всего живого. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Критики дружно бранили Брюллова. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. Анны 3-й степени. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна.

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Брюллов изображает поистине адскую картину.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабу его шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратных метров (. ). В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома рушились на головы обезумевших людей. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119.

Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Казалось, что город скрылся с лица земли.

Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи.

Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. В его облике чувствуются стремительность и инерция движения, которое привело его в гущу событий, происходящих на улице Гробниц. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Например, разрушения Содома или египетские казни. Также, согласно академическим канонам использовалось строгое чередование планов: фигурам на переднем плане имеющим скульптурно-выпуклые формы, противопоставлялась силуэтность фигур изображённых на втором плане. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. После этого художник начал изучать исторические документы.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Когда вулкан «спит» он не страшен. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов.

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. К счастью, они спасаются. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83.

Тема жизни в картине 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Тема жизни в картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Картина принесла Брюллову мировую известность. Доминирующий цвет на картине – красный. Каждый образ на картине уникален. Толпа беглецов.

В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119.

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. 2. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.

На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Но кому именно они молятся. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Художник родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Оба выжили. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Пожилой женщине было трудно бежать и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Отзывы критиков ошеломляли.

Брюллов заложил глубокий символизм, противопоставление христианской и римскую, языческую религии. В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора-помпеянца, крадущего её драгоценности127121. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.

Анимация «Последний 
день Помпеи»: как 
это было

Анимация «Последний день Помпеи»: как это было

Три года велась работа над огромным полотном. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. И лишь немногим удалось спастись. Конечно, такая работа требовала много времени.

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». У него совсем не такая толпа, как на улице. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Они увидели, что из самой середины вулкана вырвался громадный столб огня, пепла и камней. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.

Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

«Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. После окончания войны экспонаты были возвращены в Русский музей— ящики с большими картинами прибыли туда 17 апреля 1946 года115. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Пепел покрывал дома до самых крыш.

Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. 13 Мать Плиния Младшего. Вспышки молний освещают лишь передний план. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

Девушка рядом несет светильник. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.

Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Впоследствии она находилась в собрании графа П. К. Ферзена, а в 1905 году была приобретена Советом Третьяковской галереи у петербургского антиквара А. Т. Фельтена174.

Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок.

Как нарисовать последний 
день помпеи

Как нарисовать последний день помпеи

Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Рядом с лошадью расположилась толпа. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».

Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. 7.

Описание картины «Последний день Помпеи»

Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла.

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Только к осени 1833 года работа была завершена75. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». 3176). Брюллов написал почти всё не так как полагалось. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века».

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Вдалеке пылает вулкан из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. На картине вам не удастся найти главного героя.

К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. С одной стороны— рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой— мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4.

Чтозашифровал Карл 
Брюллов вкартине 
«Последний день

Чтозашифровал Карл Брюллов вкартине «Последний день Помпеи»

Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Вот таким образом точное число погибших оценить затруднительно. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

Анимация «Последний 
день Помпеи» — как 
это было

Анимация «Последний день Помпеи» — как это было

Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Карл не без труда добыл место в карете, где, кроме него, теснилось еще пять пассажиров и мог считать себя счастливцем. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191.

Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Неподалёку от них стоит христианский священник. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Сыновья, которые уносят своего отца.

Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85.

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). 3175)156. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Ж-5081)161162. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.

Однажды жители Помпеи услышали чудовищный, оглушительный грохот. Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. М-7267. Г-176)160. Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно с успехом экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года, проходившей в Брерском дворце10. Неподалеку от города находился вулкан «Везувий».

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.

Им некому помочь. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Выйдя за город, мы останавливаемся. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.

«Последний день 
Помпеи» — загадки, 
тайны, факты шедевра

«Последний день Помпеи» — загадки, тайны, факты шедевра К

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.

Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Трагически мрачен день катастрофы. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев).

Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины. Вокруг рушатся здания.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

Ребята, кто знает, что такое вулкан (это «большая гора»). По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на абсолютно ровном месте кидало в разные стороны несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. «Последний день Помпеи» Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.

Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Они заглушают его своею красотою»175. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Весь город стекался дивиться ей»9. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. На этом эпическом полотне художник запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н. э.

Он посещает раскопки. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.

Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.