Натюрморт Джузеппе Арчимбольдо
Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Его дедушка был архиепископом, отец — художником. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Зима.
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Портретные натюрморты Джузеппе Арчимбольдо
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Карвинг и натюрморты Джузеппе Арчимбольдо: пространство воображения
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.
Публиковались и другие работы20. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
- «Голова и корзина с фруктами», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
- Конспект урока Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Персонификации Лета и Весны — это изобилие растений, фруктов и цветов, а Зима составлена только из старого пня. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вместе с тем феномен новизны состоит в том, что новое, всегда несет в себе элементы уже знакомого и известного, но в некоторой преображенной форме, обычно созвучной с реалиями современного мира.
В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
- Джузеппе Арчимбольдо или Натурфилософия в красках
- Натюрморт / Джузеппе Арчимбольдо "Вертумн"
- Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
- АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА
- Картины — Арчимбольди, Джузеппе
- Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Он изобретает карикатуру. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Дата рождения художника неизвестна. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
- живопись фото архитектура анимация
- Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
- Самое интересное в виде мозаики
- Музыка для души: Джон Дауленд, ренессансная лютня
- Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)
УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, – это доказывается простым сравнением стиля. Картина «Осень» живо передает щедрые дары клонящегося к закату жизненного пути.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.
- Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
- Разносторонность интересов художника
- Аллегория в портретной живописи
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Из самых разных предметов – плодов, цветов, овощей, дичи, книг и множества других – он составляет аллегорические образы стихий, времён года, профессий.
- Джузеппе Арчимбольдо: во саду ли, в огороде
- НЕОБЫЧНАЯ КУЛИНАРНАЯ КНИГА: «Ужин с Джексоном Поллоком»
- Занимательный мир Галины Старостиной
- Необычайные картины Арчимбольдо
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Художник развлекается. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
Даже оторопь берет. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств».
Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника.
Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
И художник это выразил в портретах. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда – ещё до того, как он стал императором. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Дань уважения к его творчеству была настолько велика, что даже несколько веков спустя сюрреалисты будут считать Джузеппе Арчимбольдо «своим». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. На воинственное начало указывают и пушки.
Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. но, как видно, на разворотах «Ornithologiae» встречаются и фантастические птицы и легенды о поведении, в частности, пеликана, который будто бы кормит своих птенцов собственной плотью.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. А вы задумывались когда-нибудь, кто был самым большим мастером иллюзии в живописи. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Эта серия картин-натюрмортов отражает главную мысль, которую передает нам художник: «Если ты удалился от природы, ты ничего не увидишь». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Публиковались и другие работы. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги.
Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Оно берет свое начало от понятий «пространственное воображение» и «пространственное мышление». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Это уроженец Милана, живший в 16 веке, Джузеппе Арчимбольдо.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
В его картинах образ человека сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части – и, наоборот из разрозненных предметов составляется очень отчетливая внешность и иногда даже характер. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Вариантов «Времен года» было несколько. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Бюст фигуры украшают символы великой Священной Римской империи: Двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». В 1562 году Арчимбольдо перебрался в Вену, где поступил на службу в качестве придворного художника при дворе императора Максимилиана II. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Забавно, но обычные работы Арчимбольдо (традиционные пасторальные сцены) канули в лету, а вот его портреты, составленные из фруктов, растений, рыб и прочих элементов натюрморта, в течение долгого времени были предметом восхищения и подражаний. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом».
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). На воинственное начало указывают и пушки.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
В начале 1550-х гг. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Жесткий и суховатый образ создан на картине «Зима».
Существует версия, что росписи в церкви св. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Существует версия, что росписи в церкви св. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Дата рождения художника неизвестна.