Ненаписанная Картина
Выставка «История ненаписанной картины: В. В. Стерлигов Восстановление Эрмитажа. 71-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне Государственный Эрмитаж отметил выставкой рисунков и эскизов к ненаписанной картине Владимира Стерлигова о послевоенном восстановлении музея. На этом мы завершаем рассказ о выставке "История ненаписанной картины.
Ненаписанной картинеКартине, над которой художник работал почти всю свою творческую жизнь и которую так и не создал. Нынче выставка в фойе Эрмитажного театра рассказывает историю ненаписанной картины послевоенного восстановления музея.
Ненаписанная картина о жёлтом воздушном шарике
Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием». Находим объяснение: «Начало крестного хода перед торжественным выходом из храма». Весь свой народ Божий— монахов, нищих исхимниц Корин решил разместить вУспенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились вбоевом иторжественном порядке». Один из высоких посетителей мастерской Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши имитрополит имонахи инищие ислепые— все проходят под фанфары». Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». Никакого "ура" советской власти, хотя куда уж больше.
Под эскизом «Реквиема» мы видим даты: 1935–1959. И когда молодые настойчиво напоминают мэтру об «Уходящей Руси», у него это вызывает только досаду. Вте годы он держал дома мешок свещами на случай ареста. Сам В. Стерлигов был членом Союза художников, он тоже решил участвовать в этой выставке.
Е. Соломаха: Он получает командировку. Безнадежность, Бездорожье. Там, вдалеке от властей, он, вопреки запрету, пишет 1300 акварелей и небольших картин маслом, главным образом морские пейзажи. И в собеседники себе выбрал античных героев и богов. Его неоднократно арестовывали, последний раз в1922 году приговорили кдесяти годам тюрьмы. Он знал свои корни, любил ихранил связанные сдетством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он сбратом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок.
Эрмитаж и каких-то реставраторов. Но, темнее не менее, способ выражения был абсолютно не тот. Правда, случилось так, что одна лишь подготовка к «Реквиему» стала художественным явлением в жизни страны. В 1941 году ему и вовсе запретили писать. Он отбрасывает всякий намёк на непринуждённость и естественность. Настороженный, недоверчивый взгляд исподлобья. Возможно, в поддержке Корина Горький находил утешение и оправдание краху своей жизни.
Вглядимся в последний эскиз «Реквиема». Благодаря им мастер получил признание властей. У меня другой склад художника». Несомненно, происходящее на картине было также «особым событием». Люди, пришедшие на отпевание Патриарха, свой выбор сделали.
Педагогическое эссе Моя ненаписанная картина
Перед ним вставал образ высокого трагизма и величия. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены уКорина «Всекохудожником»— Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства.
Лекция закончится итогами войны для тех, кто работал в городских и районных партийных организациях. Ещё в 1936 году Корин был вынужден продать свои этюды «Всекохудожнику» – всероссийскому кооперативному союзу, рассчитывая, что до окончания большой картины они останутся у него. Хитроумный механизм начали делать, но закончить не успели. Однако художник ещё не сдаётся и продолжает размышлять над композицией.
Ненаписанная картина Сальвадора Дали
Нольде тепло встретил приход к власти нацистов — под началом НСДАП он хотел создать новое, чисто немецкое, всеобъемлющее искусство. А что такое К. Малевич. Человек физически искалеченный, он не сдается.
Вот таким образом все эти картины – об этом. Последний классик русской живописи, Корин назвал задуманную картину «Реквием». Вначале 1950-х Павел Корин много работал вмонументальной живописи, создав ряд витражей имозаик для Москвы, вчастности, витражи на станции «Новослободская» имозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Он был поражен мастерством, глубоким психологизмом, художественной правдивостью, артистизмом этюдов к «Реквиему». В. Нестерова.
Корин был даже вынужден давать частные уроки – всё шло за долги. Есть общее настроение радости. И началось их возвращение в залы. Между нами и героями нет воображаемой стены – при этом место действия становится условным. Не зря он в одной из своих картин изобразил Мельпомену с "маской трагедии".
Оплакивая их, себя оплакивал. Под этим именем коринский этюд и замысел вошли в историю искусства. Может быть потому, что она стала чем-то большим, чем картина.
По возвращении в феврале 1934 года при содействии того же Горького Корин переезжает в новую благоустроенную мастерскую (она же ныне дом-музей). Реставраторы во всевозможных позах на воздвигнутых в античных залах лесах. Собственная страна, собственная Родина вот таким образом, к сожалению, обращалась с людьми, которые совершенно искренне старались сохранить культуру.
Выставка ненаписанной картины в Эрмитаже
От картины «Восстановление Эрмитажа» остались эскизы и наброски, которые хранятся в архиве музея и в коллекции наследницы художника Ирины Стерлиговой. И В. Стерлигову, на мой взгляд, удалось передать их удовольствие от труда. Выставка, куратором которой выступила хранитель фондов отдела рукописей и документального фонда Эрмитажа Екатерина Селезнева, не просто являет собой достойный пример создания экспозиции «к дате», но, что главное, рассказывает правдивую историю прошлого. Митрополит пользовался всенародной любовью, «своим Владыкой» его считали интеллигенты и кухарки.
К выставке "30-летие советской власти" в 1947 году. На похоронах были сотни тысяч людей. История русской культуры знала дружбу между гениальным писателем и гениальным художником, где писатель взялся своим авторитетом решить материальные трудности художника.
Ненаписанная картина Стерлигова выставлена в Эрмитаже
По инициативе влиятельного писателя для Корина строится мастерская. Он оказывал художнику духовную и моральную поддержку. Коненкова, М. С. Вскоре после смерти Горького к Корину нагрянула комиссия из Комитета по делам искусств. Нет, все стоят спиной к алтарю. Тогда ему подсказывают идею специального подъёмного устройства, как у кинооператоров. Он выплачивает эту сумму в течение двадцати лет «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни», – писал художник.
Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг Михаила Нестерова, Павел Корин (1892-1967) был известен современникам как мастер портрета. Исторический сюжет утратил свою конкретность и обрёл предельную силу обобщения. С поры первого знакомства с этими образцами и на всю оставшуюся жизнь незыблемо составились его идеалы в искусстве: только высокое, трагичное, духовное, героическое должно являться содержанием его творчества. На нем большая ответственность за выбор темы и ее воплощение. Родился в1892 году вселе Палех.
М. Васнецова иМ. Но с ухудшением здоровья приходится отказаться от всех грандиозных планов. Сам художник, посягнувший на столь одиозную тему, ходил по лезвию ножа. О Горьком – и при его жизни и после смерти – писали и говорили по-разному: сейчас все чаще – «ницшеанец», «трагическая фигура эпохи», в советские годы – «буревестник революции». Последний парад тысячелетней Православной Руси.
Ну, мы знаем, что "ленинградское дело" было открыто в 1949 году, а это всё-таки 1947 год. Под него было отведено место разрушенного храма Христа Спасителя. Художник согласился. Всё это закончилось, как мы знаем, "ленинградским делом".
Среди персонажей коринского «Реквиема» советские искусствоведы особо выделяли образ слепого. Понять, почему эта картина так и не была написана, помогают документы в витринах. А когда вникают, не торопятся уйти. На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей».
Проходит какое-то время, он представляет уже эскиз и ещё больше зарисовок. Он далеко не всеяден и его внимание привлекает лишь созвучное собственному творчеству: «Увертюра к «1812 год» Чайковского Как трагично, как торжественно. Через год другая запись: «9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале консерватории «Реквием» Берлиоза. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Гороховец-ненаписанная картина великого художника
Сарьяна, М. В. Но не художнику, а эпохе, в которой ему выпало жить. Нет – прямо на нас. В какой ипостаси он шел в мастерскую.
Гоголь написал статью «Исторический художник Иванов», где разъяснил российской общественности грандиозность, сложность и величие задуманного Александром Ивановым полотна, призвал поддержать и помочь осуществить художнику его картину на «всемирный сюжет». Так, в 1847 году Н. В. Запись 1935 года: «Реквием» Берлиоза. Что произошло. Так как картина рассказала и о другом.
Картины (живопись) : Ненаписанная картина о жёлтом воздушном шарике
Эта маленькая выставка о том, что, если бы в 1941 году не была проведена блестящая эвакуация, если бы сотрудники не сохраняли всё это в Свердловске, если бы сотрудники, остававшиеся здесь во время блокады, ценой невероятных усилий, вы только представьте себе, как женщины сбрасывали зажигалки с крыш, руками в ледяной воде вылавливали в затопленных подвалах фарфор, если бы не этот труд, Рембрандтов и Тицианов мы бы уже не видели. Само название «Реквием» свидетельствует о музыкальном восприятии художником своего творения. Но Корина это не смущает. Прежде всего, это общение на уровне цвета. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки.
Дальше – больше. Много пройдет времени, прежде чем успокоится река, осядет ил, снова появится отражение. Вот так бы написать картину».
Декор предметов Декупаж Ненаписанные картины Салфетки
Его избирают действительным членом Академии художеств СССР, присваивают звание народного художника СССР. Но так ее и не закончил: через два года началось «Ленинградское дело», политическая обстановка накалилась, а подвиг ленинградцев посчитали идеологически неправильным. Герои соединены не столь реальным, сколь духовным пространством: в Корине сказался иконописец, которого он, по его собственным словам, «выдавливал из себя двадцать пять лет».
Постепенно слава этюдов росла. Грязный, спарализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. Прощание спатриархом было открытое. Оказывается, в древнем Израиле был такой способ поимки преступников. Постепенно складывался внутренний строй картины.
Корин). Все готово для написания «Уходящей Руси». Хотя, может быть, напрасно. Нет идеология тут ни при чём.
Эскиз композиции к «Варяги» (ненаписанная картина) 1914-1916
О Павле Корине и его картине ходили легенды по Москве. Цикл из 29 отреставрированных картин вошел в масштабную экспозицию «Павел Корин. С другой стороны, если художник хотел воспеть хвалу церкви, то как бы он осмелился показывать свои этюды сильным мира сего. «Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. А в конце 40-х Корина не раз пытались выселить из мастерской.
Корин вписывается всоветское искусство, получает признание. Особенно интересно, что свой «Реквием» он соотносил с «Реквиемом» Берлиоза.
Ее сюжет не совсем вписывался в конъюнктуру общественной жизни и официального искусства. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. Вот Юпитер взирает на обновление мира. 1946-й Весна В живописных эскизах – яркий и сочный свет.
Какое величие. Павел Корин не был диссидентом: ему доводилось делать плакаты «Окна РОСТА», оформлять сцену Большого театра к первой годовщине Октября, рисовать портрет Ягоды. Уже заказан и привезен огромный холст – 50 квадратных метров. Что в рисунках и эскизах В. Стерлигова. Картина восстановления Эрмитажа была для него символической. Ведь Эрмитаж страдал же не только от прямых попаданий.
С этого момента пролетарский писатель взял художника под свое покровительство. Позже дело признали сфабрикованным. Обращение героя в зал с монологом – довольно искусственный театральный приём.
О том, что за уходом – возвращение, за смертью – Воскресение. Горький сам искал во всем героизм, связав свои чаяния с революцией. Япревратился опять вреставратора ипреподавателя рисования. Павел Корин был последователем традиции идущей со времен А. Иванова, когда вершинным родом живописи считалась живопись «историческая».
Беспомощный слепой во мраке протягивает руки впустоту. Неужели на западную стену храма. Выбор именно античных залов не случаен. Русского искусства – ведь средства изысканы Кориным именно русские: иконописная условность времени, место действия – древний кремлёвский собор, герои – русские православные люди (патриархи, священники, монахи, миряне, нищий слепой, могучий работный человек, мечтательный юноша).
Сюжет «Благовещение»: картины и иконы русских художников
Он сам был одним из них. А стекла были не простые, а аметистовые. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Безысходность», — так окоринском слепом писал писатель Сергей Разгонов. А меж тем Корин был человеком глубоко верующим. Они тоже очень яркие. Шутя, предостерегал: «Если вы не напишете этой картины, я вам с того света буду грозить».
Корин вынужден писать на заказ, работать над эскизами станций метрополитена и портретами великих советских людей. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. Кэтому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси».
«Благовещение» : картины современных художников: особенности сюжета
В юности В. Стерлигов был близок к поэтам обэриутам, в частности, к Даниилу Хармсу и Александру Введенскому. Одних, власть предержащих, успокаивало слово «уходящая», они видели в картине противопоставление уходящего и вечного. Он понимал, что высокие мысли должно выражать могучей пластикой. Но в 1936 году, со смертью Горького, всё меняется.
Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром трубы и медные басы. И ему говорят о том, что, кажется, зарисовок мало, а хотелось бы больше. Для картины вмастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940–1960-е годы.
Считается, что горьковская поправка помогла и художнику и картине выжить. И, может быть, был он так близок художнику, что самого себя Корин ощущал в творчестве «басом». На выставке есть автопортрет художника 1940-х годов.
- «НЕНАПИСАННЫЕ КАРТИНЫ» (22 фото)
- Море на полотнах немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде
- Непрозвучавший реквием Павла Корина
- Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
- Гороховец-градъ Пресвятой Богородицы
- НЕНАПИСАННАЯ КАРТИНА САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Но в 1936 году Горький умирает. Корин притащил его вмастерскую иписал три дня. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В1942 году Корин получает заказ исоздает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь инепоколебимость русских воинов. О Корине и его готовящемся творении ходили легенды.
По делу прошли более 200 человек, более 20 из них были расстреляны. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Нестеров радовался возросшему мастерству ученика. Корин остался без покровительства.
Не надо забывать, что всё-таки В. Стерлигов – это не художник социалистического реализма. Из подробностей этого визита известна одна: Корин в разговоре назвал Герасимова «царём халтуры». Е. Соломаха: Да. Никакой речи онравственном тупике Церкви для него не было ибыть не могло.
В. Стерлигов был учеником К. Малевича в ГИНХУКе (Государственном институте художественной культуры). «Внем символически выражен тот нравственный тупик, вкотором оказалась Церковь. Он в восторге: «У вас настоящее искусство, кондовое».
- Путешествие в Эрмитаж Познавательные
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- В клинике 3 стали оперировать возрастную дальнозоркость
- ИТС: сферы приложения и условия эффективности
- Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ
- Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании
При Александре Иванове русское общество искало правды на двух полюсах: «западничества» и «славянофильства». Корин был кровно связан сэтим миром. Он остался верен себе, действительно писал только великих (среди множества изображенных им – ни одной посредственности), но к огромному полотну он так и не притронулся.
Только в ноябре 1945 года он возвращается в Ленинград из Алма-Аты, а до этого были мобилизация в первый месяц войны и контузия зимой 1942-го, после госпиталя приведшая к инвалидности, работа вместе с другими эвакуированными москвичами и ленинградцами, женитьба на художнице Татьяне Глебовой, преподавание и участие в выставках в Казахстане, где он был избран секретарем графической секции Союза художников. Это он создал мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская» и витражи станции «Новослободская». Освободили условно, «за преклонностью лет».
После революции запоздало прозрел, увидев, что этот русский бунт не только «жесток и бессмысленен», но и гибелен для народа. Портрет Успенского (младшего) был написан в1931 году. «Этот собор предназначался для особых событий и торжеств», – объяснял свой выбор Корин.
Он нес послушание и в пересыльной тюрьме и в окопах Первой мировой войны, с которой вернулся с Георгиевским крестом, золотой панагией с надписью: «За храбрость» и с ослепшим от ранения глазом. Чтобы поместилась «Уходящая Русь», мастерская нужна большая – соответственно и плата внушительная. Коринский талант гораздо жёстче, суровее, мужественнее. Мне 45 лет».
- Армения для малых и средних экспортеров
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Свято-Троице Никольский монастырь
- Старая церковь и покосившийся крест
- Гороховец-город славный, город древний
Художник получает возможность несколько лет жить и работать спокойно. Слепота. С начала 1949 года разворачивается «ленинградское дело» : ликвидируется Музей обороны Ленинграда в Соляном переулке, частью репрессивной кампании становится и запрет, наложенный на работу Стерлигова. В марте 1947 года он предоставляет ряд набросков и зарисовок на представленную тему. Можно было начинать травлю.
Коринская «Уходящая Русь» оказалась великим полотном. В40-е годы художник работает над эскизами мозаичного фриза «Марш вбудущее» для Дворца Советов— неосуществленного проекта самого высокого здания вмире, вкотором должно было разместиться советское правительство. Корин, автор «Реквиема», создает теперь работы, которые для многих поколений стали эмблемами советского искусства, — панно «Мир во всем мире» (1951 год) на станции метро «Новослободская», на котором изображена счастливая мать сребенком на руках, мозаику «Красноармейцы сКрасным Знаменем» на «Комсомольской». Выдающиеся творчество Корина не кануло в Лету. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Его кисти принадлежат изображения художников С. Т.
Его картины, как и картины Шагала, Дикса, Кандинского, показали в рамках выставки «Дегенеративное искусство». На основе видеохроники были созданы обзорные видеофильмы: «Хроника художественной жизни Москвы» в семи выпусках видеожурналы фильмы, посвященные отдельным московским и международным выставкам мастер-классы художников. Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. Стерлигов был сослан по общему обвинению в антисоветской деятельности с последующим поражением в правах (запретом жить в крупных городах). Павел Корин родом из Палеха из старинного рода потомственных иконописцев. Он же был учеником К. Малевича.
Потрясающе-эмоциональный порыв художника, который идёт от этих картин и который мы чувствуем, был же задавлен в результате. Он как немой укор. Пришлось думать не о создании картины, а о сохранении подготовительных материалов к ней. К 1936 году большинство этюдов ккартине было готово. Это богослужение.
В задуманной Кориным картине он видел в первую очередь «народность», эпичность, соответствующую тому тектоническому сдвигу земных слоев, который происходил в послереволюционной России. У него, как иу остальных героев картины, есть внутренняя осанка. Это будет не пасхальная тема, о которой поведал Нестеров, а тема Страстной Пятницы. После смерти Горького на Корина обрушился поток обвинений в том, что он «оторвался от действительности, не участвует в развитии пролетарского искусства, ушел в живописание реакционной среды» и что все созданное им до сих пор – ошибка. А «Уходящая Русь» – понимай как хочешь. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Это событие потрясло Корина.
Но Третьему рейху Нольде был не нужен. Вот таким образом понятно, что, во-первых, Эрмитаж был заинтересован в этих рисунках. Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому рождению. Ему запретили писать эту картину. Люди и боги. Если вы увидите сиреневатые стёкла, это ещё те самые старые стёкла. В молодости, получив блестящее образование, он после встречи с преп.
На самоубийцу Корин похож не был. А с другой стороны, конечно, он поддержал материально художника. Внутренним взором он видит свой крестный путь впереди. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.
Он остановится на пяти попытках советской армии прорвать блокаду, причинах, по которым Адольф Гитлер решил не брать Ленинград, немецкая армия не стала формировать Неву, а финские солдаты остановились на Сестре, затронет роли Лужского рубежа, Красногвардейского укрепрайона и провала операции «Северное сияние». Когда смотришь после галереи этюдов-портретов на детально сделанный небольшого размера эскизРеквиема», первое впечатление, что художник механически объединил натурные этюды, просто мастерски соблюдая законы ритма и равновесия. На портрете— человек со смиренным, печальным лицом двумя руками держит перед собой крест. Вот зал, где он делал эти два основных своих этюда.
Вот как надо писать вещи: властно, трагично, возвышенно и торжественно». Действительно, это один из самых сильных образов задуманной картины. Но даже те, кто не вдается в подробности работ Корина, знакомы с его творениями. Но, пожалуй, самое сильное влияние на Корина имел его учитель Нестеров.
Одобрил и общий замысел истолковав его по-своему. Протянутые вперед руки ищущие спасения. Реквием». В конце З0-х годов митрополит Трифон жил на покое. Таким, наверное, он и пришёл в Эрмитаж. Но какие-то подготовительные мероприятия к нему, конечно, уже шли.
А открытый цвет, взятый большими плоскостями для передачи темно-красной мраморной облицовки стен в акварели «Реставрационные работы в Эрмитаже», заставляет вспомнить Малевича, в диалоге с которым Стерлигов будет в дальнейшем строить свою творческую и педагогическую систему. Здесь же у художника сложился весь замысел будущего полотна. Корин объяснял её, уподобляя Нестерова тенору, а себя басу. Скончался в1967 году. Племянника отца Сергия, протоиерея Сергея Михайловича Успенского (младшего) расстреляли на полигоне вБутове в1937 году.
Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. Владимир Стерлигов попал на фронт, но был ранен и демобилизован. Е. Соломаха: К чему готовилась эта картина.
Наброски Стерлигов делал в античных залах первого этажа Эрмитажа. Будущее творение он назвал «Реквием», второе, широко известное в советское время название дал картине-задумке Алексей Горький – «Уходящая Русь» («Русь уходящая»). Горький присылает дрова, время от времени вносит плату. Художники были свободны в выборе темы, но утверждало им эти темы, естественно, руководство ЛОСХа (Ленинградского отделения союза художников). Тем более ненатурален подобный приём в живописи.
И всё это утверждено и всё замечательно. Потом пришло решение выбрать местом действия главный кремлёвский собор – Успенский. Портретных изображений нет. Уже – «мог бы».
Экспозицию дополнят его ранние работы. И вдруг в октябре 1947 года на очередном таком заседании просмотрели работы художника В. Стерлигова на тему восстановления Эрмитажа (он представил акварели, масла, серию рисунков) и постановили представленные работы отклонить, как не соответствующие договорной теме. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4.
Почему античные залы. Павел Корин не написал своего Реквиема». Конечно, роль Гоголя в общении с Ивановым не сводилась только к посредничеству между «итальянским затворником» и российским обществом. Деньги за картины пришлось выплачивать втечение двадцати лет.
На выставке представлено два официальных документа, направленных художнику: в первом – постановлении правления Художественного фонда – на бюрократическом языке тема объявляется неактуальной для советской действительности в следующем, датированном январем 1949 года, Худфонд уведомляет автора о необходимости погасить задолженность за невыполненную работу и о возможной денежной рассрочке. Но огромная разница была в творческом темпераменте этих двух художников. Это лечит. Первым зрителем и судьёй этюдов к «Реквиему» стал, конечно, Михаил Васильевич Нестеров, чьё мнение было для Корина самым веским. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Корин месяцами гостит у него на дачах. Герои сомкнулись стеной, словно защищая алтарь от кого-то.
Особенно же преклонялся Корин перед талантом Шаляпина. Казалось, вместе спатриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха.
Тем более что Эрмитаж собирал такие вещи. В1952 году стал лауреатом Сталинской премии второй степени за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии, ав 1963 году— лауреатом Ленинской премии. Наступило время блоковских красноармейцев сих исторической миссией: «Пальнем-ка пулей всвятую Русь»— время массового мученичества за веру. Во время войны появляются новые темы, образы В 1952 году Корин записывает: «Елоховский патриарший собор Под пение размечтался о картине, о своих былых замыслах Да, я мог бы написать картину возвышенную-торжественную». Он, далекий от художественных течений своего времени, был лишен постоянных заказов.
Этот почерк должен быть». Скорее «Слепой»— образ потерянности простых русских людей, отрекавшихся от ориентиров, на которые веками указывала Церковь. В. Стерлигов начинает работу и дальше (вот протокол) начинаются этапы работы над данной картиной. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи всвоих работах— «обдирая кожу, вылезал яиз иконописца». О картине Стерлигова больше не вспоминали.
За этим прощанием художник увидел большее – прощание духовного начала с народом, «церковь выходит на последний парад» (П. Д. Навсегда. Во-первых, мне кажется, они интересовали его как живописца. Нестеров решал подобную задачу в масштабной картине «На Руси» и, конечно же, ему не терпелось увидеть творение ученика.
Возможно итак. Но, главное, Горький создал все условия для осуществления масштабного замысла «Реквиема». Ученик Казимира Малевича, Владимир Стерлигов начиная с 1927 года принимал активное участие в деятельности дискуссионного кружка художников, получившего название «группы живописно-пластического реализма» и разгромленного в 1934 году. Что-то примиряло с «Уходящей Русью» и власть и православных.
Тени. »— писал окоринских героях С. Разгонов в1982 году. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. С 1936 года наступил черный период в жизни художника. Но 8 июня 1936 года умер Максим Горький.
Немало усердствовали в травле Корина «собратья» по цеху. Язык музыки был для него вполне сопоставим с языком живописи. Тем более что весь Эрмитаж был в движении: и хранители и коллекции. А эти нижние залы, эти стюковые стены, они очень яркие: красные, жёлтые.
Корин объяснял: «Я не могу писать простых людей. Так или иначе, в печати началась травля Корина. С ним уходит и материальная поддержка и покровительство, ограждавшее художника от «злобы дня». Гигантский чистый холст, натянутый на подрамник и поныне стоит в доме-музее. Кстати, мой отец служил во время войны на этом крейсере. И что самое, на мой взгляд, чудовищное, разгромом Музея блокады Ленинграда.
Ксчастью, ареста не последовало, за художником даже сохранили прекрасный дом— мастерскую на Пироговской. Помни «День гнева». И писал необыкновенных, сильных духом. Он предложил свое название картине: «Русь уходящая». И встреча оказалось судьбоносной.
Приходили и другие художники. Корин – страстный любитель музыки и свои посещения консерватории он всегда отмечает в дневнике наряду с самыми важными событиями в жизни: «Сегодня слушал симфонический концерт из произведений Вагнера». В 1967 году Корин умер. И куда направлены эти пристальные, напряжённые, обжигающие взгляды. И вот в 1931 году мансарду на Арбате посетил М. Горький. Да и государство, поворчав немного на Павла Дмитриевича, примирилось с ним и даже наградило Ленинской премией – не за «Уходящую Русь», правда, а за портреты деятелей культуры.
Этюд «Слепой» написан в1931 году. Но мы не видим ни у кого в руках хоругвей и икон. Мне 45 лет». Неосторожное слово не обошлось, видимо, без последствий.