Nicolas Poussin
Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и пейзажист. Художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin) родился в маленьком городке на берегу реки Сены в 1594 году, в состоятельной семье, что позволило будущему художнику учиться живописи и получить хорошее образование. Никола Пуссен (Nicolas Poussin), признанный художник-классик, стоявший у истоков французского классицизма.
Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали. Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св. Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68.
Пушкина). В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов». Петра— главного храма католической церкви.
- Николя Пуссен: жизнь и творчество художника
- Пуссен НиколаКартины и биография
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Картины художника Николы Пуссена ( )
- СтраницыПубличная личностьДеятель искусства
- О знаменитости:Французский художник
Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски. Обстоятельства, при которых молодой художник обратил на себя внимание известного интеллектуала, остаются неизвестными. Персонажи выстроены вдоль передней плоскости картины. Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном.
С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176. Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto. Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи».
- Указывать местоположение в твитах
Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета.
Дюге и его семья взяли на себя хлопоты по уходу за больным. Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика.
В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: Пейзаж с Полифемом (Москва, ГМИИ им.
В биографии Беллори глухо говорится о некоем несчастье, но, по всей видимости, причина была в нехватке средств и невозможности заработать26. В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что «все его дни были днями учения».
Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство.
Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Я болен и паралич мешает мне двигаться. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена и в 1642 он вернулся в Рим.
В написанном по заказу Ришелье панно «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора» (Художественный музей, Лилль) Пуссен в аллегорической форме выразил историю своего краткого пребывания при дворе.
Закончив в 1665 году «Зиму», он знал, что больше не напишет ничего. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине. Судя по документам судебного процесса 1631 года, связанного с одним из покупателей картин Пуссена, к тому времени художник написал свои признанные шедевры, в которых полностью проявился его зрелый стиль.
По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни. В 1627 Пуссен написал картину Смерть Германика (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод. А. С. Пушкина).
Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. Современники писали, что Пуссен был тяжело болен во время написания своего последнего цикла, у него сильно дрожали руки. Идея картины – служение долгу.
Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». Как и в классической трагедии с большим количеством персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать, что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод был известен и другим мастерам 16—17 вв. ), в котором, расставляя восковые фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму.
Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Тематические картины становятся с каждым годом все более рациональными и холодными. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима.
О популярности картины свидетельствовало то, что она была гравирована на дереве Гийомом Шасто: ксилография, печатаемая с разных досок, позволяла передавать в чёрно-белом изображении цветовые нюансы оригинала71. Наряду с художниками т. н. придворного стиля в XVII в. во Франции работали peintres de la realite – «художники реальности», говорившие на отвергаемые официальным искусством темы войны, пожаров, нищеты, трудностей крестьянской жизни.
В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Петра, замененная здесь мозаичной копией большая картина Ватиканской галереи довольно выразительно изображает мученическую смерть св. По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139.
Не завершив работ, окруженный враждебностью придворных, он решает возвратиться в Рим. В следующем периоде творчества Пуссена появляется тема бренности и тщеты земного. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. Возможно, это произошло из-за того, что художник заразился сифилисом и отказался последовать в госпиталь48. В более раннем варианте сильнее выражено смятение пастухов, которые, неожиданно увидев гробницу в надписью: «И я был в Аркадии», словно внезапно предстали перед лицом смерти, в более позднем они спокойны, воспринимая смерть как естественную закономерность. Затем он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля. Разум как бы вводит ее в строгие берега.
Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89. Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы («Спасение Пирра», 1633—1635, Лувр «Похищение сабинянок», 1633, частное собрание «Смерть Германика», 1627, Палаццо Барберини, Рим).
Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Значительную роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр).
По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»). Все грандиозно в этом пейзаже: и деревья и скалы и сам Полифем.
Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5. Рим-Париж, 1580—1660». Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры». Безоблачной радостью исполнено существование этих лесных божественных духов и детей природы.
Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве.
К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Он постигает латынь и философию, слывет образованным человеком. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу.
В древне греческой поэзии прославлялась как страна вечного благополучия, жители которой не знали войн, болезней и страданий), где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я был в Аркадии». Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года).
Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Сын крестьянина.
Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. Это новое настроение прекрасно выражено в его Аркадских пастухах. Рациональный подход Пуссена выражался и в том, что на основе литературных источников он пытался реконструировать побудительные мотивы персонажей. Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Второстепенные персонажи – своего рода аккомпанемент главному действию: подобно античному хору, они комментируют, разъясняют событие.
Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов. Но вскоре в посланиях Ришелье среди радушных и льстивых рулад зазвучали угрожающие нотки.
Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. Ю. Золотов отмечал, что обстоятельства отъезда Пуссена очень напоминают бегство, однако никаких подробностей в сохранившихся источниках не сообщалось116. Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера из них наиболее любопытны: Моисей источающий воду из камня ( 1394), Эсфирь перед Артаксерксом ( 1397), Триумф Нептуна и Амфритриты ( 1400), Воздержанность Сципиона ( 1406), Танкред и Эрминия ( 1408) и два исторических пейзажа ( 1413 и 1414). Явно из Овидия появилась символика цветов, колосьев, винограда и льда, привязанная к соответствующим библейским сюжетам. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок.
Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела».
В этой картине преклонение художника перед мощью, вечностью и величием природы. Сюжетом картины Пуссен избрал поэтическое переложение Овидием мифа о Полифеме, в котором одноглазый гигант олицетворяет собой разрушительные силы природы. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний.
Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. Его краски, непостоянные, в первое время пестрые, затем приведены к более общему тону иногда же сухие и мутные. Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и остается до конца жизни. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством. В 1612 приехал в Париж. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование.
В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. Сам Пуссен, датируя в одном из писем свой автопортрет 1650 года, утверждал, что родился в 1593 году12. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106. Фигуры людей служат лишь тем масштабом, который дает почувствовать грандиозность мира. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100.
Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. Пуссен изучает геометрию, оптику, анатомию, делает замеры античных памятников. Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя.
1630-е годы в наследии Пуссена были чрезвычайно плодотворными, однако недостаточно документированными: сохранившийся корпус переписки мастера начинается с 1639 года. Ю. Золотов обращал внимание на то, что Пуссен и в Риме оставался самым значительным по дарованию художником. Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра. «Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». В те годы Пуссена увлекали глубинные построения, вот таким образом уходящая к обелиску улица хотя и не обоснована сюжетом, но проработана с чрезвычайной тщательностью. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год.
Другие проблемы решает Пуссен в многофигурной композиции Сбор манны (1637–1639). После кончины папы Урбана VIII в 1645 году семейства Барберини и Даль Поццо утратили влияние в Риме и основным источником дохода для Пуссена остались заказы от соотечественников. Если сравнивать вознесения Пуссена с аналогичными сюжетами у Бернини, у французского художника нет явной иррациональности, потусторонности импульса, устремляющего святого в горний мир. Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство.
Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Нужно начинать с композиции, потом переходить к украшению, отделке, красоте грации, живописи, костюму, правдоподобию, проявляя во всем строгое суждение. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году.
Эразма» для Собора св. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер.
Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37. Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами.
Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. А. С. Пушкина, Москва «Венера и сатиры», 1625—1627, Национальная галерея, Лондон «Спящая Венера», 1625—1626, Лувр). В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. 23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами».
Все действующие лица расположены подобно рельефу. Он же сообщал, что художник собирался отправляться вместе с Марино, но что-то его задержало в Париже. Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе.
Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». Композиционная система двухуровневая: с одной стороны, фигуры и группы уравновешены вокруг центра на разных осях с другой— сквозным мотивом картины является движение, причём персонажи децентрализованы, удаляясь от центра по нескольким осям. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх.
В русле ренессансной традиции Моисей и Гермес Трисмегист символизировали примирение античной языческой и современной христианской мудрости. этих направлений. Искусно соединяя их с теплым коричневым цветом скал и розовым цветом обнаженных тел, Пуссен достигает особой выразительности (красоч-ного решения всего полотна. Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии.
В нем звучит не только смысловой подтекст — композиция панно в форме тондо (см. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой.
Пейзажи Пуссена показывают величие и гармонию природы, ее идеал. Пуссен учится постоянно и самостоятельно. На картине Орфей перебирает струны лиры, его слушают две наяды, а фигура в мантии, вероятно, Гименей, явившийся на зов. В этот период Пуссен часто обращался к сюжетам античной мифологии. Художник для Пуссена— это прежде всего мыслитель, способный неуклонно противостоять ударам судьбы, о чём он писал Шантелу ещё в 1648 году139.
Марино, (см. Другим источником вдохновения было для него искусство Высокого Возрождения. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170. В 1629 году Пуссен серьезно заболел и вынужден был на несколько месяцев прекратить работу. Он украшал дворцы римских магнатов (Дориа, Колонна) обширными сериями ландшафтов. Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143.
Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре проходила ещё одна— «Изготовление сакральных образов. На полотне господствуют гармония и свет.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) о живописи (Эрмитаж). В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199. Из многочисленных картин последнего римского периода Пуссена (1642-1665) вторая серия Св. Вот что говорит об этих картинах Н. А. Изображение природы – вот главное в этой картине Пуссена, а античный миф подсказал художнику сюжет произведения.
Картина Царство Флоры (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. В конце 1623 П. – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме.
При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Эрмитаж, Ленинград Орион, около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира (Св.
Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование. По сравнению с Вуэ, Пуссен используя более известные и общепринятые сюжеты, развивал уникальный концептуальный подход к живописи104. В переписке часты мотивы продолжения патроната, заверения в привязанности и даже ритуальное самоуничижение. Иоанн на Патмосе (около 1644-45 институт искусств, Чикаго) серия из 4 картин на тему времен года (около 1660-65, Лувр, Париж) в завершающем эту серию полотне Зима или Потоп размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии).
Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155.
Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123. Игнатия Лойолы и св.
Его искусство прежде всего искусство линий и рисунка. Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме. По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография». Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах. Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена. Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника.
Высокие художественные идеалы вступают в противоречие с интригами в придворной среде. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. Я ничем не пренебрегал, – говорил он сам.
Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции. Мастер явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов».
ВУЭ Симон). Картина переносит нас в мир чарующей красоты и возвышенной поэзии. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4. Ангела, над ним поднимаются клубы дыма.
В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), скульптура античного и барочного Рима.
Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. Из картин уходит лирическая непосредственность. По-видимому, в этой многофигурной композиции Пуссен отталкивался от работ фламандских мастеров— Зегерса или даже Рубенса. Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22.
Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77. Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию.
«Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника. Все грандиозно в этом пейзаже: и деревья и скалы и сам Полифем. ТАЦИТ), заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением европейского классицизма.
Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. Пейзаж выстроен чрезвычайно монументально: соединение планов осуществляется изображением дороги, по которой несут тело покончившего с собой полководца.
«Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода (Моисей иссекающий воду из скалы, Эрмитаж, Ленинград Элиазар и Ревекка, Лувр, Париж обе – около 1648 Аркадские пастухи или Et in Arcadia ego, 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж Отдых на пути в Египет, около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог».
Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Впечатление глубины создается градациями объемов фигур – от более выпуклых на первом плане (при этом художник строго выдерживает переднюю плоскость) к менее рельефным вдали. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура. Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн.
Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646, Национальная галерея, Эдинбург). Это позволило художнику придать фигурам выразительность. При этом его интерес к Ветхому Завету и— особенно— Моисею, объяснялся именно экзегетической тенденцией истолковывать ветхозаветные сюжеты в свете Нового Завета.
Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана. Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник. В декабре 1640 года художник прибыл в Париж. П. был особенно силен в пейзаже. Типичны его ландшафты с бурей и Надгробный памятник Цецилии Метеллы Венской галереи. Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение. Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену.
Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. хранит ключ. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73.
Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен. Поиском гармонии чувства и логики отмечены и полотна «Моисей иссекающий воду из скалы» (1648, Эрмитаж), «Великодушие Сципиона» (1643, Музей изобразительных искусств им. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Они оставались путеводной нитью в исканиях мастера, который соприкоснулся, однако, с различными художественными традициями, прежде чем окончательно сложился его собственный стиль. Окончательно решило дело письмо, написанное мастеру самим Людовиком XIII.
Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93. Нюансы тона даются скупо и точно.
Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету». Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически. РАФАЭЛЬ САНТИ).
— В Весне на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди — Адам и Ева. Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников. Один из наиболее известных пейзажей мастера – «Пейзаж с Полифемом» (1649).
Раздольская. Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94. Воск должен был как бы сублимироваться с помощью красок в процессе почти механического переноса на полотно. Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки.
В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен). Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств».
Франция 17 в. была передовым европейским государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной культуры, которая стала преемницей Италии эпохи Возрождения. Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима».
Такова его картина «Похороны Фокиона» (после 1648, Лувр). Мы не можем перечислять здесь его многочисленные картины в Лувре, Лондоне, Дульвиче, Мадриде, Петербурге, Дрездене и т. д. Произведения, создавшие ему славу творца исторического или героического ландшафта, великолепная и вместе с тем искренняя картина с Орфеем и Эвридикой 1659 г. в Лувре и четыре мощных ландшафта того же собрания (1660-1664), с четырьмя временами года, оживленными эпизодами из Ветхого Завета, относятся к последнему десятилетию его жизни. Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь.
Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125. Художник именно в природе ищет гармонию. Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66.
Нельзя, однако, отрицать и мощнейшего античного мифологического пласта смыслов, обычного для Пуссена и круга его заказчиков. Сохранилось письмо Теста с просьбой Пуссену о помощи, что показывает и статус французского художника. Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов.
Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность. Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. На полотне Спящая Венера (ок.
С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75. Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна. 1629, Париж, Лувр), Диана и Эндимион (Детройт, Художественный институт).
Его привлекает живопись Караваджо (см. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632). На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». Пуссен (Poussin) Никола (1594 июнь, Лез-Андели, Нормандия, – 19. 11. 1665, Рим), французский художник.
Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8. Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на «высокие», к которым относились исторический и мифологический и «низкие» – бытовой. В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме.
Фигуры людей служат лишь тем масштабом, который дает почувствовать грандиозность мира. Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. Однако разум побеждает, но не изгоняет чувство.
Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.
В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона». Ясна, упорядоченна композиция.
очертания фигур и предметов) у него всегда отчеканен, как в античном рельефе. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности.
Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть. Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. Правда, талант мастера находит выход в гениальных портретах и пейзажах. По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары.
Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. Церковная конгрегация и комиссия, во главе которой стояли Доменикино и дАрпино, высказались в пользу лотарингца Шарля Меллена— ученика Вуэ, который, по-видимому, учился и у Пуссена. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах.
Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис».
Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй».
Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена.
Последнее, незавершенное полотно мастера – Аполлон и Дафна (1664). Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше. Преклонение перед античностью Пуссен пронес через все свое творчество. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия.
Один из наиболее известных пейзажей мастера — «Пейзаж с Полифемом» (1649). Пуссен изображал античность такой, какой он себе ее представлял.
Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. Пуссен лично образовал только одного ученика, своего шурина, родившегося от французских родителей в Риме и там же умершего, Гаспара Дюге (1613-1675), называемого также Гаспаром Пуссеном. Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62.
Пришлось покориться. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). Благодаря серии превосходных картин в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж для украшения Луврской галереи.
Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года. Введение полога, по-видимому, означало, что художник осознал ненужность воссоздания дворцового пространства67. В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи.
Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. С картин П. гравировали: Шато, Пуайльи, Одран, Пеен и Клодина Стелла. Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена.
Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Композиция картины делилась на чёткие планы. Живописный язык Пуссена стал более строгим, сухим, эмоциональное выражение – сдержанным, даже скупым. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия.
В последние годы жизни Пуссен создал цикл картин Времена года (1660-1665) имеющий символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования. Именно этот момент и запечатлел художник. В письме от 27 марта 1642 года сообщается, что сначала исполнялись пейзажный или архитектурный фоны, а фигуры— в самую последнюю очередь. Первой работой исполненной в Риме, было полотно «Эхо и Нарцисс» (1625—26, Лувр) на мотив поэмы «Адонис» Марино. Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122. Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура.
В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158. Гравюры школы Рафаэля, без сомнения, повлияли на его направление уже в Париже. Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё. Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой.
Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора». Поправившись, художник посватался к старшей дочери Дюге — Мари-Анне. Сам же Пуссен замечает, что «ничем не пренебрегал» в своем стремлении «постичь разумную основу прекрасного». Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся.
Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина». На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям. Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы.
После смерти Марини, П. оказался в Риме безо всякой поддержки. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться. Эразма. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна.
Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса к искусству. В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены.
Естественно, что эта работы вызвала нападки. По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Плавный музыкальный ритм объединяет все формы и линии (так, например, фигуры Ринальдо и Армиды связаны в пластически завершенную группу) и согласует друг с другом различные элементы композиции, придавая ей гармоническую стройность. Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках. Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи (см.
Однообразный ритм, связывающий фигуры (характерно, что их головы, как в античном рельефе, находятся на одном уровне), ровное рассеянное освещение, в котором все элементы картины видны с равной отчетливостью ясность линейного рисунка, лаконизм и обобщенность форм, подчеркнутых гладким сплавленным письмом и локальным цветом, строгая закономерность в его повторе – все должно придать сцене величественность и торжественность, акцентировать значительность поступка героя. Ими, а также изучением жизни художника занимаются в данный момент дешифровальщики. Но прежде всего— о содержании. Тематические картины застывают в холодной рациональности. Я ощущаю ее всем своим существом.
Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о Модусах, определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Свет у Пуссена всегда рассеянный, ровный. Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660–1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода.
В композиции Битвы сказывается, в частности, влияние римских рельефов: поднятая к верхнему краю линия горизонта, почти сплошь заполненное фигурами пространство зависимость от скульптурных образцов чувствуется в подчеркнутой статуарности поз. В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115. Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху. Значительную роль в формировании Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано дель Поццо — его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем великолепного собрания рисунков и гравюр («бумажного музея»), благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился с трудами философов историков, античной и ренессансной литературой. Франциска Ксаверия (не сохранились). Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133.
Жители Аркадии (Аркадия — область на юге Греции (на полуострове Пелопоннес). В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. Даров (Бриджватерская галерея, Лондон) наделала шуму изображением Тайной Вечери в виде римского триклиниума с возлежащими гостями. После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко. Отдельными картинами Дюге обладают все более или менее значительные галереи. Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби.
После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины.
Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты. В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев.
По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17. Большую роль в этих картинах играет пейзаж («Нимфа и сатир», 1625—1627, Музей изобразительных искусств им. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация.
Слава увенчивает лавровым венком Сципиона, торжественно восседающего на троне. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля (см. Преломление античного наследия происходит у художника сквозь призму образов Тициана (см. Они поженились 1 сентября 1630 года.
Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Именно в этой колористической системе и достигает Пуссен величайшей выразительности».
Высшим олицетворением этой гармонии стал цикл из четырех полотен «Времена года» (1660—1665, Лувр), завершенный в год смерти. Работая с фигурой Полифема, Пуссен чрезвычайно свободно обращался с перспективой, смягчая контрасты и умеряя интенсивность цвета. Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты.
Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении». В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен. Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв».
В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели».
Ему помог соотечественник, пирожник Жану Дюге, державший трактир. Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека) к поэме Марино под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию. В картине Танец под музыку Времени (1634–1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих – своеобразное олицетворение полноты жизни – помещена между аллегориями детства и старости. Аллегории Пуссена адресовались напрямую властям как эталоны надлежащего поведения и справедливого правления и их символическое восприятие иногда не имело ничего общего с замыслом самого автора118.
По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический художник Жорж Лалльман (1580–1636). Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. Знаменитый французский исторический художник и пейзажист Никола Пуссен (Nicolas Poussin) родился 5 июня 1594 года в Нормандии. Первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св.
Его отец Жан— выходец из семьи нотариуса и ветеран армии короля Генриха IV — происходил из рода, который упоминался в документах с 1280-х годов9 он был родом из Суассона. К 1650 году относится одно из самых замечательных произведений Пуссена – его знаменитый луврский «Автопортрет», значительно превосходящий произведения французских портретистов и принадлежит к лучшим портретам европейского искусства 17 века. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства.
К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений. Гравировал их Клод Меллан. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок.
Они и тише и чище. В поздние годы даже тематические картины Пуссен воплощает в пейзажных формах. А. С. Пушкина). Он задался целью воротить «эмигранта» в родные пределы.
Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо). Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок. Пуссен использовал дорический модус и полностью проигнорировал ориентальную экзотику, связанную с местом совершения чуда— в далёкой и почти неведомой Японии. В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1б31 г. ) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры.
Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. «Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему.
Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Царлина, перенести на живопись177. Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп.
Однако это не означало разрыва с двором и родиной: Пуссен продолжал исполнять эскизы для Лувра по контракту, а также через Шантелу искал заказчиков в Париже. Образование художника должно было проходить в стенах академии. Он ненавидит побочные фигуры и лишние добавления.
Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. 1634, Москва, ГМИИ им. В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо.
Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания. По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение.
Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611–1612 жил в Лез-Андели. Настоящим классиком французской живописи XVII столетия был Никола Пуссен (1593-1665), великий нормандец, самый решительный представитель галло-римского направления французского искусства, с явной склонностью к антику и ренессансу Рафаэля. «Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». Каждый из основных действующих лиц картины – носитель одного чувства, одной добродетели.
На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка.
Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4. В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. (Poussin, 1594 – 1665) – знаменитый французский исторический художник и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. «Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности.
Теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума». Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины Аркадские пастухи (1632–1635, Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр).
Мы видим, как менялось с годами творчество Николы Пуссена. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. Отныне «он мог избавиться от наемной квартиры, обосноваться в собственном доме и, обретя душевный покой, утвердиться на избранном пути».
В 1640-1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII (Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора, около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Ещё ранее, в 1630 году, благодаря старшим патронам и покровителям— Кассиано даль Поццо и Джулио Роспильози— Пуссен обрёл могущественного покровителя в лице кардинала Камилло Массимо. На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций». «Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена.
Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Даже смерть героя не может омрачить ее равнодушной красоты. Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план. По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18. Дело в том, на барельефе есть несколько странных отличий от произведения Пуссена.
С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109. У Пуссена могучая фигура Полифема главенствует над полотном.
Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью». Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Эти знания вкупе с огромной силы талантом и создали непередаваемую манеру Пуссена. За своей спиной Пуссен изобразил три картины, прислонённых к стене на оборотной стороне одной из картин помещена латинская надпись.
Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна.
Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. Как исторический художник, П. обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. Этот круг объединяло тяготение к классической античности45.
Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны. В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. Пуссен не стремился к энергичной фактурности, его сдержанные мазки моделировали формы166167. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия.
В 1667 году Лебрен открыл в стенах Академии серию лекций о выдающихся живописцах, первая была посвящена Рафаэлю. По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. 1627). Художник для Пуссена – это прежде всего мыслитель. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38.
15 декабря 1639 года Пуссен даже просил Сюбле де Нойе освободить его от данного обещания, чем вызвал сильное раздражение сюринтенданта. «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия. Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. S. V. A. V. V. M.
Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно. В техническом отношении Пуссен пережил существенную эволюцию, границей в которой являлся 1640 год. В его пейзаже выражено чувство причастности к вечности,, раздумье о бытии. Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса.
Композиция призвана выявить логику, разумность происходящего. Рисунок (т. е. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Со мною кончено».
Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. РОКАЙЛЬ) вкусам он не счел нужным.
Главой живописи классицизма был Никола Пуссен (1594-1665), величайший французский художник XVII века. На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. За несколько месяцев до смерти (19 ноября 1665 года) он написал в Париж своему биографу Филибьену, отказываясь выполнить заказ одного из французских принцев крови: «Слишком поздно, он уже не может быть хорошо обслужен. До конца жизни он считал античных скульпторов и Рафаэля своими учителями.
Каждое полотно («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») выражает определенный настрой художника в его индивидуальном видении идеала и натуры, в них заключена жажда красоты и познания ее законов, размышление о жизни человека и общечеловеческом. Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Человек трактуется прежде всего как часть природы.
По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств».
Это приводит к кризису творчества. Костелло187188. По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. Все эти картины утрачены2324. Раздольская).
В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. Почти вся жизнь мастера прошла в Риме. Героический пейзаж (как и всякий классицистический пейзаж) Пуссена, – это не реальная природа, а природа улучшенная, сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Сцены мученичества были ему не по душе.
Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда». В 1960 году Лувром были собраны и представлены все сохранившиеся произведения художника, что стало переломным моментом и в пуссеновской историографии. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже.
Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). Пуссен никогда бы не позволил себе написать что-то некрасивое, тривиальное. Лучшими у позднего Пуссена остаются пейзажи. Конечно, главное произведение его первого римского периода (1624-1640) для церкви св.
В этом тексте ученым удалось разобрать слова: Пуссен. Пространство легко обозримо, планы четко следуют один за другим. Он знакомится с трудами по теории искусства Дюрера иллюстрирует рукописи Леонардо да Винчи. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. К произведениям аркадского цикла относится картина Сатир и нимфа. Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче.
Картина «Смерть Германика» на сюжет из римской истории Тацита (см. В этой картине преклонение художника перед мощью, вечностью и величием природы. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре.
А. С. Никола Пуссен не относился в полной мере ни к одному из. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны. Нарцисс и Эхо (ок.
Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. Он ценится также как гравер. После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. МАРИНО Джамбаттиста) интерес которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника.
Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом. Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Композиция Ринальдо и Армида (начало 30-х гг. ) принадлежит к самым замечательным произведениям музейной коллекции. КАРАВАДЖО Микеланджело) и болонцев (см. По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах.
Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. Образный смысл картины раскрывается в том, что огромный рост Ориона соединяет два плана бытия— земной и небесный. В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121.
Пример глубоко философского раскрытия темы в творчестве Пуссена дают два варианта композиции «Аркадские пастухи» (между 1632 и 1635, Чезуорт, собрание герцога Девонширского и 1650, Лувр). Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3. Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана.
Одним из первых исключений был Эжен Делакруа, который охарактеризовал Пуссена как великого новатора, что было недооценено современными ему историками искусства. Прекрасны герои, чья строгая красота вызывает в памяти образы античной скульптуры. Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка Ле Андели. Безмятежна и природа. Распространенные в то время взгляды Декарта (1596–1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы искусства.
На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore). Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193.
Так, в письме Шантелу от 2 июля 1641 года Пуссен сообщал, что, работая над картинами из жизни святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, он внимательно изучал их жития163. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – Триумф Флоры (1632, Париж, Лувр). Полотно «Зима» было последним в серии. Эпитафию на надгробии составил Беллори153.
Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце.
Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194. В этой картине складывается столь характерная для классицизма система соответствия пластической характеристики и жестикуляции эмоциональному содержанию образов. Солнечные зайчики играют на листве и на их смуглых телах.
ПУССЕН, НИКОЛА (Poussin, Nicolas) (1594–1665), французский художник.