Никитин Художник 18 Века

Иван Никитин: жизнь и творчество художника

Хотя осуществление этого проекта было признано Петром преждевременным, однако Аврамов не оставил своей мысли и вернулся к ней при Императрице Екатерине, предложив Н. в директоры Академии Художеств. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Чернышева, А. И. Ушакова, барона С. Г. Строгонова, П. Л. Полуботка и др. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714).

выше). В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии.

Полнота – свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией. Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит – под стать облику человека. Приехав вместе с Беклемишевым в Венецию, Н. получил возможность некоторое время посещать Венецианскую академию художеств и рисовать там с натуры. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо.

Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839).

39) интересен выразительной характеристикой модели. После возвращения становится придворным художником. Затем, вернувшись в Петербург, – портрет Петра I. Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

Из других предметов особенного внимания заслуживают собрание монет и библиотека. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. За это время им написан ряд портретов и, между прочим, портреты Императора Петра Великого (на смертном одре), находящийся в Имп.

А. П. Антропов (1716-1795). Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству.

и шириной 1 арш. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. 34). И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.

«Картина эпохи»: 
 век в русской живописи

«Картина эпохи»: век в русской живописи

В этих портретах Аргунова тело персонажа сковано пространством, развернуто вдоль плоскости холста, а ткани и украшения выписаны с такой детализацией, что заставляют вспоминать парсуну с ее декоративностью и особым, поверхностным видением человеческого тела. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало.

Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Взгляды подобного рода были весьма распространенными в то время и в духе их двоюродный брат Никитина, расстрига Осип Решилов, в иночестве Иосия, составил «Житие Феофана», полное соблазнительных подробностей и обвинений его в ереси. Дряблость старческой шеи. Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны.

Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век. 1720-е гг., – оба в ГРМ). В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — зеркало души". Холст, масло.

Братья Никитины 
– русские художники 
 века

Братья Никитины – русские художники века

Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами.

  1. Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
  2. Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  3. Иван Никитин – первый русский портретист
  4. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  5. Коллекция Государственного Русского музея
  6. Никитин Иван Никитич, русский художник
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Свет ровный, рассеянный. Необычна его биография. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Портрет прост по композиции.

Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии.

  1. Европейские пенсионеры и иностранные учителя
  2. Академия художеств и первые картинные галереи
  3. Словари и энциклопедии на Академике

После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Растрелли. 90, 9 x 73, 4 cм.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда.

В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.

Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода.

Брак этот, однако, был несчастлив. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Один из основоположников русской светской живописи. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века.

Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и к ссылке навечно в Сибирь. Все учатся на государственную пенсию.

В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Пет. Жена скоро разлюбила Н. и даже изменила ему.

Портрет напольного 
гетмана, Иван Никитич 
Никитин

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил.

Головкина (1720). Никитин любил царя. В это же время в аристократической и придворной екатерининской столице, следящей за мировыми художественными модами, расцвел самый блестящий художник России XVIII века – Дмитрий Левицкий. После возвращения становится придворным художником. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия.

Они стали главными учителями Ивана Никитина. Повзрослев, Никитин отправляется в Московскую Оружейную палату в ученики к голландцу Шхонебеку. Первыми выпускниками учебного заведения стали Федор Рокотов, Антон Лосенко, Василий Баженов, Иван Старов. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией.

Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). Имея, благодаря этому, возможность часто являться на глаза Государю, Н. вскоре сделался известным Петру Великому и по своим художественным опытам.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. 54 х 43см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими.

И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. «Портрет напольного гетмана» (20-е годы) – полная противоположность портрету Головкина. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста).

Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Он суров и мужествен. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Условная по композиции, картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII века.

Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, вот таким образом фон плотный. Добро пожаловать в реальность – переступая порог, мы нисходим в посюсторонний мир темных красок и нарочитой телесности, вылепленных светом рельефных лиц, как будто отслаивающихся от черных фонов. Художнику предстояло ещё многому научиться. Цветные рефлексы отсутствуют.

Это не было случайным в творчестве художника. Холст, масло.

31/2 вершка, а по сторонам его семь икон. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности.

На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Последний ставил Никитина очень высоко и издавна покровительствовал ему. Можно предположить, что это определение перешло в название. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Привезенный на подводах в Тобольск, Никитин был оставлен там на собственном иждивении. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Человек изображен без парика и парадного костюма. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. В зрелый период (20-е гг. ) Никитин добивается яркости индивидуальной характеристики модели, убедительности передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита, в котором преобладают тёплые, золотисто-коричневые тона (Пётр I на смертном ложе. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.

Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии.

Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.

Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета.

При этом, вероятно, благодаря заступничеству Ушакова, дом Никитина и пожитки были оставлены ему «на пропитание». В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. В 1716 году среди двадцати человек. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца.

Тяжелые, покрасневшие веки. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер.

Парик – по моде того времени. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. После возвращения становится придворным художником. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.

1720-еХолст, масло, 76 x 60Государственный Русский музей" (1720-е, ГРМ). 28-м сентября 1714 года датирован подписанный Никитиным портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра IПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей (ГРМ). Портретист. В 1727 г. Н. женился и переехал с молодой женой в Москву. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Портрет не закончен.

Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Пётр очень любил сестру. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Прежде русский портретист, подобно ренессансному подмастерью, учился ремеслу в мастерской практикующего художника или брал уроки у заезжей знаменитости. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.

В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Таким был Иван Петрович Аргунов.

Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. Этот портрет – собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы – все настоящее. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.

Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться.

Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра.

В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Быстро завоевывает авторитет при дворе.

Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Во Флоренции Беклемишев просил владетеля Тосканы принять Никитина и др. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Попались мне на встречу Беклемишев и художник Иван. Если в 1816 г. Петр много хвалился перед прусским королем искусством Никитина, считая его «добрым мастером» еще до его путешествия за границу, то по возвращении из Италии Н. должен был обладать еще большим мастерством.

За написанный по собственному почину царский портрет Екатерина наградила Рокотова 500 рублями. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе.

Всклокоченные седоватые волосы. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение.

Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени. Годы и испытания наложили печать на его лицо.

Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.

Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи. В 1716-20 гг.

Ему же П. Н. Петров приписывает изображение Ермака, отмечая в нем характерные для Никитина «густые колеры с красноватыми, глубокими тенями», фантастичность наряда и правильное положение теней, отличающее западноевропейское письмо от северного и восточного, а также и портреты Макарова, Черкасова, Румянцева, подходящие к ним по колориту.

Он раскрывает внутренний мир своей модели, наделяя его поэтическим содержанием. Но вглядитесь внимательно – мы увидим и недостатки мастерства молодого живописца: грудь написана довольно плоско, цвет её однообразно белый, как будто тела вовсе нет. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение.

Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии.

В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).

Свет искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением. 88 x 67, 5 см. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Иван Никитин становится его учеником. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе.

Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Работа художника становилась профессией. Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ. Каравак работал преимущественно портретистом. В глазах блики, которые делают их живыми.

Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Иван Никитин.

Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Иван Никитин. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св.

Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Портрет канцлера Г. И. Прекращаются заказы, жалованье выплачивается нерегулярно. Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты – жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова изображенного в сложном рокайльном повороте, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща канцлера Н. И. По словам Я. Я. Штелина, «из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник, коего работы и поныне еще находятся в разных российских церквах в С. -Петербурге».

36). Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.

Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Императрица, любившая изящные искусства и знавшая лично Н. еще с 1716 г., когда он являлся к ней в Берлин по поручению Петра Великого, поставила его в отношении всех преимуществ наравне с немцем Таннауэром. Но по сравнению с портретом царевны Прасковьи Ивановны Никитин здесь проявил больше мастерства в изображении лица и груди царевны.

Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.

3-го сентября 1721 г. в Юрнале Петра Великого отмечено, что «на Котлине острову, пред литоргиею, писал Его Величества персону художник Иван Никитин». Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приёмов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели (Цесаревна Анна Петровна, Царевна Наталья Алексеевна – оба до 1716, ГТГ). Кто изображен на нем неясно. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. (1725) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке.

Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Кроме того, в религиозной душе Н. эти неудачи усилили начинавшееся охлаждение его к обществу. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти. На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.

Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. В 1716-1720 гг.

Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.

Проходит много лет. Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. Никитин Иван Никитич (около 1690 – 1742), русский художник. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович.

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Умер по пути из ссылки. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого».

Но европеизация изобразительных форм началась раньше. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо. Теперь же в основу образования художника был положен проверенный поколениями целостный метод. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Скончался по дороге в Москву.

1725, портрет так называемого напольного гетмана. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.

Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-19). История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Иван и Роман оказались в Тобольске. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство.

Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению.

При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Из сделанной в 1741 г. капитан-поручиком Сырейщиковым описи вещам, хранившимся в московском доме Ивана Никитина, видно, что в то время существовали еще следующие произведения любимого Петром художника: две картины, писанные на полотне и изображавшие «Распятие Господне», сюжет, за который Н. принимался не раз, незадолго до своего ареста, под влиянием удручавших обстоятельств жизни 12 кусков шпалер двоякого формата с орнаментами зеленых тонов, «по желтой земле, с поталью» тщательно написанное на полотне «Распятие», высотой 1 арш. Холст, масло. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.

После возвращения становится придворным художником. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом.

Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Придворным живописцем Никитин состоял до 1732 года. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).

Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Процесс H. в Тайной Канцелярии был закончен в декабре 1736 года, но доклад о нем быть утвержден Анной Иоанновной только 5-го ноября 1737 г. Ивана Никитина признали государственным преступником, приговорили «бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Этот образ полон обаяния.

Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Впрочем, его специальностью была живопись портретная: во всех счетах, хранящихся в кабинете Петра Великого, он именуется «двора Его Величества персонных дел мастером» из чего можно заключить, что по возвращении в 1720 г. в Россию Н. был сделан придворным живописцем.

Здесь-то и заметил его Петр. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Портрет написан незадолго до её смерти. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица».

Ему было тогда двадцать пять лет. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». 1731Холст, масло, 158 х 145Государственный Русский музей" (ГРМ). Можно только предполагать.

Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Лицо царя смуглое и моложавое. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист. Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб.

Возвратившись на родину, Иван Никитин стал придворным художником и любимцем Петра I. Жил в Петербурге и Москве. Но карьера Ивана Никитина внезапно прерывается. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе.

Иван Никитин. В 1732 арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 сослан в Тобольск. 12 верш. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.

Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Семейные неудачи сделали Н. еще более сосредоточенным, замкнутым и мрачным. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.

Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим.

Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Головкина, воплощающего образ государственного деятеля.

Следствие длилось более пяти лет. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. В его осанке – чувство собственного достоинства. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). После возвращения становится придворным художником.

Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа.