Николай Фешин Картины
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет». Николай Иванович продолжил свое образование по рекомендации Казанской художественной школы Н. Фешин в Высшем художественном училище при Академии художеств (в мастерской И. Репина). Это одна из самых высоких цен для работ Фешина на открытых торгах, однако не абсолютный рекорд— о котором стоит сказать отдельно и чуть ниже.
В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Все равно развелась с мужем. Грусть одиночества он пытался развеять напряженной работой, которой было предостаточно: его портреты были в моде, позировать ему хотели многие известные американцы. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59.
В письмо коллекционер вкладывает деньги. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. К периоду 1904—1906 годов относится ряд портретов родственников и знакомых, в них заметны технические приёмы, которые позднее развились у Фешина в индивидуальную стилевую систему— стремление к широкому, свободному письму16. В 1921 году в Казань прибыла Американская Служба Спасения. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские).
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. 14-летний Николай Фешин остался один в Казани, живя впроголодь и не имея постоянного заработка, некоторую помощь оказывал ему дядя по отцовской линии, владевший скипидарным заводом в деревне Кушня в 100 верстах от Казани.
В Штатах Фешина называли русским американцем. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния). Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. Именно там Фешин обрел свой настоящий дом в Америке.
Уоттса». В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии. Художник изобразил обряд увоза (похищения) невесты, в котором участвует вся деревня. Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Уже через несколько месяцев после приезда 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку Национальной академии дизайна, на которой Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи66.
Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. В 1923 году эмигрировал в США. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке).
Николай Фешин картины с названиями
В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией.
В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Интенсивнее работать просто невозможно. Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
- Николай Фешин: художник двух континентов
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона
- Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
- Сообщество «Клуб интеллектуалов»
- Русский американец Николай Фешин
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса.
Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата.
После отъезда имя Фешина в Союзе не вспоминали вплоть до хрущевской оттепели. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Кстати, «Маленького ковбоя» москвичи могут увидеть хоть сегодня: портрет висит в галерее Ильдара Галеева на ежегодной выставке Клуба Коллекционеров изобразительного искусства. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. Работа сразу была куплена. Рахматуллина).
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- В поисках утраченного дома: Россия
- В поисках утраченного дома: Америка
- Семейный альбом в красках семьи Фешина
- Самое интересное в виде мозаики
Однако стоило только наладить быт на новом месте, как свитое гнездо пришлось покинуть. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет.
Знание первоклассных образцов классического искусства, высочайший уровень натурного рисунка, мастерское владение всей палитрой художественных средств заложены в нем именно в то время. Фешин говорил, что уехал не от бытовых тягот, а от необходимости в спешке, плохими красками писать партийные заказы. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. На полотне изображен черемисский (марийский) обряд увоза невесты женихом из родительского дома.
- Биография НИ Фешина, портреты его кисти
- Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
- Художник Фешин Николай Иванович
Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Большей частью они утрачены43. Она говорила по-русски.
До 1923 г. работал и преподавал в Казани. Фешина создавало и окружение. Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления.
Ия была балериной. Новым жизненным импульсом стало увлечение Ии Фешиной современными танцами, а также предложение галериста Эрла Стендаля перебраться в Лос-Анджелес. Работы покупали чуть ли не с мольберта. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы.
Построили себе дом, замечательный дом. С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. С матерью отношения были сложные. Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». С этой работы начинается новый этап творчества художника – американский. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56.
Ни строгая красота Петербурга, ни южный колорит Италии (куда он ездил в пенсионерскую поездку) не вдохновляли его так, как природа и жители деревень по среднему течению Волги. В 1920-е годы художественная колония Таоса насчитывала уже два поколения и стала интернациональной72. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно.
Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Ныне они гордость ГМИИ РТ. Построили себе дом, замечательный дом.
Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи.
Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Нельзя сказать, что художник не принял советскую власть. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя.
Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. Евреинова, В. П.
Отдушиной стало рисование. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств.
Молодое поколение педагогов (К. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Фешина вновь спасло искусство. Варя сидит на столе в окружении превосходно написанного натюрморта.
В 1975году картина «осела» в Национальном музее ковбоев, который осенью прошлого года добровольно решил с ней расстаться и выставил ее на торги Sothebys, откуда она ушла с результатом 3, 33миллиона долларов. Последний результат даже для такого хорошего Фешина многим показался удивительно высоким.
Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах. Напротив, поначалу он ее даже приветствовал.
Сб. Саму «Черемисскую свадьбу» в 1911году на выставке в Питтсбурге купил американский коллекционер Джордж Арнольд Хёрн. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити.
После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919). И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком.
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.
Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации. Станислава III степени34. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Около 170 его работ находятся в Казани. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись.
«Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Следующий период творчества Фешина связан с США. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма.
Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. В эти годы Фешина занимают путешествия, он побывал на острове Ява, в Мексике, Бали. К сожалению, здоровье его стало ухудшаться, начался туберкулез. Однако реализовать свои устремления Фешин смог в 1910-е годы, когда оформил резной мебелью свою мастерскую в Казанской художественной школе, а также создал несколько предметов для мастерской Н. М. Сапожниковой. В 1933году жена попросила развода.
Чеботарёв, П. Мансуров) строило свою преподавательскую методу в прямой оппозиции к традиционным методам художественного образования, которые отстаивали Н. Фешин, П. Беньков и Н. Сапожникова46. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов— почти в десять раз выше заявленной стоимости. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Работу очень хорошо приняли не только в России, но и за рубежом. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе.
Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год.
Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2. Все кончилось, когда Александра попросила развод. Индейцы Таоса и их языческие обряды напоминали ему о народных обычаях российских деревень.
Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет.
Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. долларов. Проявляя с раннего возраста талант рисовальщика, он оказался полностью сконцентрированным на искусстве6.
Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65.
Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Художник полностью сосредоточен на образе мальчика.
Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. В Нью-Йорке Николай Иванович занимался и преподавательской деятельностью.
Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
Но наступивший голод и разруха Гражданской войны сделали свое дело— он захотел уехать. Как истинный мастеровой, Николай Иванович имел превосходную коллекцию инструментов. К их жизни и быту он испытывал не только художественный, но и этнографический интерес. Бывшую жену он поддерживал финансово. Впоследствии Н. Н. Белькович стал другом, единомышленником и даже родственником Фешина (он был отцом его любимой супруги). В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.
Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Русско-американский художник, талантливейший ученик Ильи Репина – Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века.
Но когда у нее появилась своя семья, Фешин остался один. При явной близости композиционно-пространственных построений использования эффектных поз и ракурсов, отдельных аксессуаров Фешин изображал иных по социальному происхождению персонажей. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов».
Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. То, что Фешин стал художником, было предопределено. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хазинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97.
Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня».
Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Бёрнэма. Луначарского.
В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». Только надо поспешить: выставка продлится до 10марта 2012. Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д.
Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Через год состоится вторая персональная выставка картин Н. Фешина.
После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Этому главным образом способствовал успех в делах. Очень образованная, талантливая девушка. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13.
Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России.
Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. В Нью-Йорке Фешин впервые увидел чернокожих людей и пришел в восторг. Неожиданно для Николая Ивановича его жена потребовала развода. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Картины продавались, денег появилась куча.
Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем.
За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Действительно, первые самостоятельные работы Фешина несут на себе печать определенной близости живописно-пластическим, колористическим и композиционным приемам, присущим и Репину и Сурикову, как, например, в ряде портретов отца, в том числе и в одном из представленных на московской выставке, угадывается суриковская мощь, сила и размах. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты.
А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. («Николай Фешин и Таос. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. И художник тут же начал работать. Николай Иванович хотел побыстрее начать работать.
Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. Фешин был единственным действительным членом Академии художеств, проживавшим не в столице. Не на что было жить. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.
В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Революция повлияла на смену тем.
Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). Америка его сразу приняла. Фокиной и других. В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль. Но ни тот, ни другой не оказали решающего воздействия на формирование и развитие представления молодого Фешина о собственной, во многом новаторской концепции создания живописного образа, связанной не только с сенсорной стороной, но и с техникой и технологией творческого процесса. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом. Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской.
Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. В 1908 году начинается его длительная педагогическая работа в Казанской художественной школе, после революции преобразованной в свободные художественные мастерские. В публикации В. Т. В 1895 году Н. Фешин поступает в Казанскую художественную школу.
Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Все опять нужно было начинать заново. Николай Иванович Фешин скончался во сне 5 октября 1955 года, не успев закончить пейзажа, над которым работал. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.
Там же, в Казани, окончил художественную школу. Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. Итак, в 1923году при посредничестве Американской Армии Спасения и коллекционера У. С. Стиммела Фешин с женой Александрой (которая, кстати, была дочерью директора Казанской художественной школы) эмигрировал в Америку.
В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Результатов свыше миллиона долларов в копилке Фешина пока четыре: их показали работы «Индейская девочка с подсолнухами» (2005), Тонита» (2007), уже упомянутая «Черемисская свадьба» (1ноября 2011, Sothebys, 3, 33миллиона долларов) и полотно «Маленький ковбой» (1декабря 2010, Macdougalls, Лондон, 6, 9миллиона фунтов (10, 8миллиона долларов). На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина.
Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д. Имел сенсационный успех как светский портретист. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Фешин покидает Россию в 1923 году.
Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). Картины продавались, денег появилась куча. В 1979 году Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм добилась включения дома в список национальных исторических памятников США87.
По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. И он вырвался из этого удушья. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы.
Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г.
В 1908он создал одну из самых своих знаменитых картин— «Черемисская свадьба». Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Фешин пробовал свои силы и в архитектуре. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: Портрет неизвестной (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене конкурсная программа Капустница (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г. к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Начиная с 1909 г. Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. Врачи посоветовали поискать место жительства с сухим климатом. По воспоминаниям, Фешин-педагог предпочитал метод наглядного показа, работая в мастерской вместе со своими студентами. Репина. С матерью отношения были сложные. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Художник жил в то время в поселке Васильево.
С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3.
Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Зимние поездки между Казанью и Васильевым были опасны. Талант мальчика был замечен ее директором Н. Н. Бельковичем.
В женских портретах 1917 года (Г. Это была работа Николая Ивановича Фешина. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. Он был очень успешен, обеспечен, признан.
Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Новые материалы». Здесь он чувствовал связь с землей. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Сосед Фешиных по дому— английский художник Джек Янг-Хантер— посоветовал им Таос, где он периодически бывал.
По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918). Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири.
Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. Николай Иванович отыскал в горах маленькие осинки, ели и посадил вокруг дома. От тифа умер отец, вслед за ним ушла мать, в школе, где работал художник, не было отопления и нормальных условий, Фешин писал в письме в Америку, что постепенно и бесполезно теряет свою творческую энергию, поскольку все искусство использовалось тогда только для пропаганды. С 1916 г. – академик. Отец для Ии был всем миром.
Годы революции и гражданской войны были тяжелыми для художника. Фешин – художник во многом парадоксальный. Иван Александрович, отец художника, прекрасно владел ремеслами столяра и резчика по дереву. Его персонажи хранят отголоски чистого, романтического чувства.
Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Увиденное просится на бумагу и холст и художник неутомимо и много работает.
Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке».
Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм.
Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Ия была балериной.
На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене.
Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. И. Э. Грабаря открывается выставка произведений Николая Фешина его русского периода, 1900-х – начала 1920-х годов. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ.
Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. И везде он продолжал писать то, что было ему интересней всего, — человеческие лица. Двадцать лет совместной жизни, оказалось, прошли впустую, жизнь нужно было строить заново.
Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок.
Другая, также незаконченная картина Бойня – рассказ о тяжелом труде резаков частной бойни. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Она уехала в двадцать третьем году из Казани.
Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. С последним специалистам пришлось особенно нелегко: почти для всех произведений, созданных в первые послереволюционные годы, Фешин использовал серую низкокачественную бумагу – тонкую, ломкую, трудно поддающуюся восстановлению. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ).
Дягилева с няней кисти Леона Бакста с портретом Давида Бурлюка с серьгой в ухе, написанным Фешиным, хотя первый изображен справа налево, а второй – слева направо. Через весь казанский период творчества Н. Фешина проходит тема труда и деревенского быта. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75. По эмоциональному состоянию, свето-теневой и колористической партитуре они созвучны лучшим детским образам, созданным Серовым. Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ.
В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. Ленина, А. В. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97. Дочь Ия последовала за ним и во всем принимала его сторону. Николай Иванович просил найти ему черную модель, что и было сделано. Лето 1908 года Н. И. Фешин провёл в марийской деревне Липша, где собрал много художественного материала, который и обработал в казанском доме дяди.
Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64.
Портеру, председателю Комитета по иностранным делам62. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии.
Этому главным образом способствовал успех в делах. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение».
Выставки на самых престижных площадках. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. До 1923 года Казанская художественная школа четырежды меняла названия, что отражало перемены в её структуре и принципах преподавания. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа.
Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. Нежные акварельные цвета как нельзя лучше соответствуют ее облику. В 1919 году от тифа умер его отец, а через несколько месяцев не стало матери. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом.
Фешин создал колоритные типы марийских крестьян, великолепно выписал народные костюмы. Мебель была также сконструирована и исполнена художником в стиле народных традиций (лари, сундуки, лавки, поставцы). Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. Вскоре после прибытия Фешиных в Нью-Йорк туда приехал и Дж. Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Фокиной и других.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. Спокойные величественные горы, обильные реки и ручьи, дома среди благоухающих сосен, кедров, полыни – все это было необходимо и для здоровья и для работы. Далее она была перемещена в Государственный Русский музей, где вновь открылась 29 февраля 2012 года100101. Этот момент запечатлен художником на Портрете Н. М. Сапожниковой.
Макарова, В. С. Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. Художник много путешествовал по стране, писал свои произведения в Среднем Поволжье, Нижегородском крае, Казанской губернии, в Сибири.
Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. Началось постепенное приспособление к новому образу жизни. Так создавались его картины – Бойня, Обливание.
А у самого художника началась совсем другая жизнь— американская. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. Евреинова, В. П. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хазинэ» в Казанском Кремле). Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели.
В последние годы жизни Фешин писал преимущественно представителей бизнес-сообщества и дам из высшего света. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8.
Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Он поселяется в Санта Монике, недалеко от Лос-Анджелеса. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани.
Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. Жизнь художника вновь наполняется творчеством.
Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. Студия Сапожниковой была притягательным центром тогдашней художественной мысли. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. Николая Фешина можно считать истинным патриотом родного казанского края.
Это город на севере штата Нью Мехико, ландшафты которого сразу привлекли Фешина. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
Фешин тихо умер во сне. Интересно, что эта картина отчасти предопределила дальнейшую судьбу художника. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.
Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Тогда же художник начал путешествовать: он побывал в Мексике, на Яве и Бали. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется.
В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Однако этот счастливый период жизни художника был недолгим.
Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино.
Отец для нее был всем миром вокруг. Из них понятно и его отношение к революции. В 1976 году дочь— американская балерина, арт-терапевт и искусствовед Ия Николаевна Фешина (1914—2002)— перезахоронила прах отца в Казани. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос.
Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». И все же вернемся к параллелям между фешинскими и серовскими моделями, достаточно ясно прослеживаемым при сопоставлении женских и детских портретов двух мастеров. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Будто любимая дочка пришла к нему с подарком. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели.
Фешин – художник разносторонний и универсальный. Художник умер во сне 5 октября 1955 года. Он вошел в состав художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, участвовал в выработке устава художественно-ремесленных мастерских (Пестречинской, Чебаксинской, рыбно-Слободской). Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Им, в свою очередь, нравился Николай Иванович. Им стал Таос. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована.
Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница».
.