Николай Фешин Портреты
Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона
Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65.
Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35. С матерью отношения были сложные. К сожалению, здоровье его стало ухудшаться, начался туберкулез. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет». С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75.
И педагоги и ученики жили только искусством, что давало мощный заряд для творчества и потому, что в Казани были созданы многие его лучшие произведения. Портреты Н. Сапожниковой, П. Фешиной, дочери Ии составляют золотое ядро портретного искусства Фешина. Художник умер во сне 5 октября 1955 года. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см.
Художник Николай Фешин/Женский портрет
Фешин – художник во многом парадоксальный.
Фешина создавало и окружение. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Ни строгая красота Петербурга, ни южный колорит Италии (куда он ездил в пенсионерскую поездку) не вдохновляли его так, как природа и жители деревень по среднему течению Волги. В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56.
Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Так создавались его картины – Бойня, Обливание. До 1923 г. работал и преподавал в Казани.
Годы революции и гражданской войны были тяжелыми для художника. Новые материалы». Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году.
Биография НИ Фешина, портреты его кисти
Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации. Он вошел в состав художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, участвовал в выработке устава художественно-ремесленных мастерских (Пестречинской, Чебаксинской, рыбно-Слободской). Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Имел сенсационный успех как светский портретист.
Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. В 1908он создал одну из самых своих знаменитых картин— «Черемисская свадьба». Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США.
В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». Фешин был единственным действительным членом Академии художеств, проживавшим не в столице. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И. Е. Репина), которую окончил в 1909. Работу очень хорошо приняли не только в России, но и за рубежом.
- Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Николай Фешин: художник двух континентов
- «Графика и миниатюра Николая Фешина»: выставка художника двух континентов в Москве
Через весь казанский период творчества Н. Фешина проходит тема труда и деревенского быта. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Николай Иванович продолжил свое образование по рекомендации Казанской художественной школы Н. Фешин в Высшем художественном училище при Академии художеств (в мастерской И. Репина). 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59.
В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца.
- Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
- Николай Фешин картины с названиями
- Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- Художник Константин Алексеевич Коровин (1861 — 1939)
Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж. И он вырвался из этого удушья. Станислава III степени34. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н.
Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития.
Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. Им стал Таос. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г.
Все равно развелась с мужем. В эти годы Фешина занимают путешествия, он побывал на острове Ява, в Мексике, Бали. Из них понятно и его отношение к революции. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Работа сразу была куплена.
Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Увиденное просится на бумагу и холст и художник неутомимо и много работает. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. 14-летний Николай Фешин остался один в Казани, живя впроголодь и не имея постоянного заработка, некоторую помощь оказывал ему дядя по отцовской линии, владевший скипидарным заводом в деревне Кушня в 100 верстах от Казани.
- Семейный альбом в красках семьи Фешина
- Самое интересное в виде мозаики
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955) 18
Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Но когда у нее появилась своя семья, Фешин остался один. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка.
Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Картины продавались, денег появилась куча. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина.
Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Этому главным образом способствовал успех в делах. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника.
Уоттса». Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.
В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2. Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. Студия Сапожниковой была притягательным центром тогдашней художественной мысли. Вскоре после прибытия Фешиных в Нью-Йорк туда приехал и Дж.
Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована. Макарова, В. С.
Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Фигура девочки при этом смещена от центральной оси, композиция асимметрична, но лицо помещено в оптически активную часть холста. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
В пик активности на АРА работало 300 американских и тысячи российских граждан, набиравшихся американской стороной по своему усмотрению. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». Большей частью они утрачены43.
Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. Не на что было жить. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали.
Там же, в Казани, окончил художественную школу. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. В Нью-Йорке Николай Иванович занимался и преподавательской деятельностью. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8.
Оказавшись в эмиграции, они не утратили связи с культурой России, ее традициями, пронеся через всю жизнь верность своим историческим корням. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Евреинова, В. П.
Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
Талант мальчика был замечен ее директором Н. Н. Бельковичем. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. В публикации В. Т. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты.
В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе.
В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).
В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Фешин блестяще писал лица и руки своих моделей выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность. Началось постепенное приспособление к новому образу жизни. Два последних года, проведённых в Академии, Фешин много читал и экспериментировал с грунтами и красками. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Надежда Михайловна заказала и свой портрет.
Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Ныне они гордость ГМИИ РТ. Выставки на самых престижных площадках. Николай Иванович хотел побыстрее начать работать.
Однако стоило только наладить быт на новом месте, как свитое гнездо пришлось покинуть. Итак, в 1923году при посредничестве Американской Армии Спасения и коллекционера У. С. Стиммела Фешин с женой Александрой (которая, кстати, была дочерью директора Казанской художественной школы) эмигрировал в Америку. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. И художник тут же начал работать.
А у самого художника началась совсем другая жизнь— американская. Через год состоится вторая персональная выставка картин Н. Фешина. Тогда же художник начал путешествовать: он побывал в Мексике, на Яве и Бали. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани.
(«Николай Фешин и Таос. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.
Другая, также незаконченная картина Бойня – рассказ о тяжелом труде резаков частной бойни. Бёрнэма. Отец для нее был всем миром вокруг.
Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя.
Девятнадцать произведений – 3 картины и 16 рисунков – собрались из пяти региональных музеев и одной частной московской коллекции. Луначарского. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро».
Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити.
В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей.
Неслучайно, покинув пределы России в 1923 году, уже будучи в США, в своем новом пристанище, в Таосе, он испытывая некую ностальгию, украшает свое жилище резной деревянной мебелью собственного изготовления, которая напоминает ему о Родине, о детстве. В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. Ия была балериной.
Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.
У художника была возможность встретиться с несколькими членами APА, чтобы написать их портреты. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским.
Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год.
По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Результатов свыше миллиона долларов в копилке Фешина пока четыре: их показали работы «Индейская девочка с подсолнухами» (2005), Тонита» (2007), уже упомянутая «Черемисская свадьба» (1ноября 2011, Sothebys, 3, 33миллиона долларов) и полотно «Маленький ковбой» (1декабря 2010, Macdougalls, Лондон, 6, 9миллиона фунтов (10, 8миллиона долларов). Но наступивший голод и разруха Гражданской войны сделали свое дело— он захотел уехать. Евреинова, В. П.
Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. Эта картина была удостоена малой золотой медали на международной выставке в Мюнхене, как писал Фешин, — неожиданно для него, поскольку была учебной работой28. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. Художник много путешествовал по стране, писал свои произведения в Среднем Поволжье, Нижегородском крае, Казанской губернии, в Сибири.
Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские).
В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». Свой отъезд художник объясняет тем, что чувствует, как постепенно и бесполезно теряет свою творческую энергию, поскольку все искусство использовалось тогда только для пропаганды. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.
Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хазинэ» в Казанском Кремле). Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов».
Это была работа Николая Ивановича Фешина. Она была вынуждена снимать дешёвое жильё или ютиться в мастерской, питалась один раз в день в таосском ресторане Kashina Lodge, причём никогда не платила. Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии.
В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Двадцать лет совместной жизни, оказалось, прошли впустую, жизнь нужно было строить заново. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Впоследствии Н. Н. Белькович стал другом, единомышленником и даже родственником Фешина (он был отцом его любимой супруги). Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).
В 1933году жена попросила развода. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Ия была балериной.
При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Был членом Товарищества передвижников. Около 170 его работ находятся в Казани. Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани.
На полотне изображен черемисский (марийский) обряд увоза невесты женихом из родительского дома. Мебель была также сконструирована и исполнена художником в стиле народных традиций (лари, сундуки, лавки, поставцы). Фешинская коллекция в Казани была пополнена в 1964 году после смерти В. В. Адоратской, а в 1976 году множество произведений были переданы в дар музею И. Н. Фешиной-Брэнхэм. Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью.
В 1919 году от тифа умер его отец, а через несколько месяцев не стало матери. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми.
Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде.
Конечно, эта экспозиция – открытие новых сторон и особенностей уникального таланта Фешина, которого по привычке, следуя фактам творческой биографии мастера, называют учеником Репина, как это делали его современники. Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. Картины продавались, денег появилась куча. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. В ответе У. С. Стиммелу Н. Фешин сообщает о своем желании уехать в Америку и просит помощи в получении необходимых бумаг на выезд.
С этой работы начинается новый этап творчества художника – американский. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Казалось, они чувствовали его старомодные привычки и простоту, соглашались позировать ему, хотя для многих было легче рыть канавы. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». В качестве сюжета художник выбрал момент увоза молодой из родительского дома, происходящий на глазах всей деревни. Репина. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота.
Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Как истинный мастеровой, Николай Иванович имел превосходную коллекцию инструментов. Фешина интересовал контраст утончённости формальных приёмов и антиэстетизма предмета, вот таким образом для него был важен яркий эффект разлившейся крови.
Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. Зимние поездки между Казанью и Васильевым были опасны. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет.
На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Построили себе дом, замечательный дом. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США.
Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». долларов. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии.
Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера.
Стены в таких зданиях обычно достигают семидесяти сантиметров в толщину, что делает дома защищенными от очень высоких дневных температур. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата.
В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). В 1975году картина «осела» в Национальном музее ковбоев, который осенью прошлого года добровольно решил с ней расстаться и выставил ее на торги Sothebys, откуда она ушла с результатом 3, 33миллиона долларов. Художник жил в то время в поселке Васильево. Последний результат даже для такого хорошего Фешина многим показался удивительно высоким.
Его персонажи хранят отголоски чистого, романтического чувства. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США. Здесь он чувствовал связь с землей. Именно там Фешин обрел свой настоящий дом в Америке. Нежные акварельные цвета как нельзя лучше соответствуют ее облику.
Этот момент запечатлен художником на Портрете Н. М. Сапожниковой. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Жизнь художника вновь наполняется творчеством. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул.
В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.
В 1895 году Н. Фешин поступает в Казанскую художественную школу. Этому главным образом способствовал успех в делах. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Молодое поколение педагогов (К. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. В Нью-Йорке Фешин впервые увидел чернокожих людей и пришел в восторг. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны.
Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914 Отец художника, 1918 оба портрета – там же). Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа.
Художник создает и камерные портреты, в которых много романтики, светлого поэтического настроения. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности.
Только надо поспешить: выставка продлится до 10марта 2012. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне».
С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета».
Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». В Штатах Фешина называли русским американцем. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года.
Его моделями мечтали стать известные люди Америки, его портреты приобретали буквально с мольберта и деньги за это платили немалые. Николай Иванович просил найти ему черную модель, что и было сделано. Бывшую жену он поддерживал финансово. Варя сидит на столе в окружении превосходно написанного натюрморта.
Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно.
Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево.
На Бали Фешин прожил пять месяцев, снял дом и устроил студию, в которой рисовал и писал местных жителей. Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». С 1918 года Казанская школа стала ориентироваться на программные установки Вхутемаса и Вхутеина, во главе этого процесса встал архитектор Ф. П. Гаврилов. В жизни Н. Фешина были и взлеты и драмы: нищета и благополучие, признание и забвение, потеря России и обретение Америки, большая любовь и трагедия разрыва, семья и одиночество, — но что бы ни происходило, всегда спасало искусство, которое было целью, смыслом, образом жизни — было для Фешина всем. Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд.
После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене. Это город на севере штата Нью Мехико, ландшафты которого сразу привлекли Фешина. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д.
Однако этот счастливый период жизни художника был недолгим. Он поселяется в Санта Монике, недалеко от Лос-Анджелеса. Врачи посоветовали поискать место жительства с сухим климатом.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д.
Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. С 1916 г. – академик.
Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Очень образованная, талантливая девушка. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». Кстати, «Маленького ковбоя» москвичи могут увидеть хоть сегодня: портрет висит в галерее Ильдара Галеева на ежегодной выставке Клуба Коллекционеров изобразительного искусства.
После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90. В фешинском портрете, как в зеркале, угадывается абрис и композиционное решение дягилевского образа, созданного Бакстом почти на двадцать лет раньше, в 1906 году. Фешин покидает Россию в 1923 году. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хазинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. Художник изобразил обряд увоза (похищения) невесты, в котором участвует вся деревня.
Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты.
Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Портеру, председателю Комитета по иностранным делам62. Здесь часто работал художник, собиралась творческая молодежь, велись разговоры об искусстве, звучала музыка, которую исполняла на фортепьяно хозяйка.
Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13.
Дом Фешина в Таосе был записан на имя Александры Николаевны, поскольку при покупке земли в 1927 году, не имея гражданства, он не имел и права на собственность в США. Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. «Зарубежная Россия 1917-1945»).
Интересно, что эта картина отчасти предопределила дальнейшую судьбу художника. Фешин создал колоритные типы марийских крестьян, великолепно выписал народные костюмы. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно.
Дочь Ия последовала за ним и во всем принимала его сторону. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал.
Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. В Таосе, помимо живописи и резьбы, Фешин стал активно заниматься керамикой, беря уроки у местной индейской женщины-мастера Марии Мартинес. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В письмо коллекционер вкладывает деньги.
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Фокиной и других. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).
Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Фокиной и других. С матерью отношения были сложные.
1 августа 1923 года семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Напротив, поначалу он ее даже приветствовал. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Саму «Черемисскую свадьбу» в 1911году на выставке в Питтсбурге купил американский коллекционер Джордж Арнольд Хёрн.
Николай Иванович отыскал в горах маленькие осинки, ели и посадил вокруг дома. В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии. Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Однако реализовать свои устремления Фешин смог в 1910-е годы, когда оформил резной мебелью свою мастерскую в Казанской художественной школе, а также создал несколько предметов для мастерской Н. М. Сапожниковой. К их жизни и быту он испытывал не только художественный, но и этнографический интерес.
Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Он был очень успешен, обеспечен, признан. Построили себе дом, замечательный дом.
В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. Отец для Ии был всем миром. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Она говорила по-русски.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. После отъезда имя Фешина в Союзе не вспоминали вплоть до хрущевской оттепели. Работа велась в селе Надеждино Лаишевского уезда— имении бывшего директора школы Н. Н. Бельковича, где постоянно гостили художники30.
Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет.
В 1923 году эмигрировал в США. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. В 1921 году в Казань прибыла Американская Служба Спасения. Америка его сразу приняла.
Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. «Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру.
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Неожиданно для Николая Ивановича его жена потребовала развода. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции).
Индейцы Таоса и их языческие обряды напоминали ему о народных обычаях российских деревень. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя. Фешин Николай Иванович (1881-1955)Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской.
Нельзя сказать, что художник не принял советскую власть.
Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. Им, в свою очередь, нравился Николай Иванович. Сюжет был взят из народной— ещё полуязыческой— традиции, в которой христианское очищение от грехов водой соединялось с ритуалами зазывания дождя41.
Ленина, А. В. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Рахматуллина).
Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. И везде он продолжал писать то, что было ему интересней всего, — человеческие лица.
Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».
За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Николая Фешина можно считать истинным патриотом родного казанского края. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма.
Интерес Фешина к архитектуре и проективность его мышления закладывались в детстве, когда он создавал чертежи иконостасов в Академии художеств был и обязательный курс архитектуры. В 1976 году дочь— американская балерина, арт-терапевт и искусствовед Ия Николаевна Фешина (1914—2002)— перезахоронила прах отца в Казани. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: Портрет неизвестной (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене конкурсная программа Капустница (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г. к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Начиная с 1909 г. Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было.
Сб.