Оборона Троице Сергиева Монастыря Верещагин
Героическую оборону Троице-Сергиева монастыря запечатлел на своей картине великий русский художник В. Верещагин.
Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов
И хотя в исторической памяти россиян из всех тех далеких событий прочно отложились лишь происки «польских интервентов» в Московском Кремле и их героическое изгнание войсками Минина и Пожарского, в той войне было немало и других эпизодов, демонстрировавших силу духа и боевую выучку русских воинов. Один из них — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Но у него есть интересные подробности.
Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. И вот имена этих «героев», под рукоплескания и взаимные одобрительные возгласы запустивших процесс развала великой державы, скрывались от нас долгих 20 лет. В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ). Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын.
Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу. Но защитники устояли, а затем пошли в атаку и отбросили врага. – Что сомневаешься. В апреле этого года отряды Лжедмитрия II подошли к городу Болхову.
С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение. – 22. 09. 1612). Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам. Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни.
Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных. «Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов».
Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. Всего у Сапеги было 12 тыс. В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами.
Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры
Но очень своевременно они явились в лавру. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. 20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков. В темноте порядки штурмующих смешались.
Численное превосходство неприятеля не позволило им ворваться в лагерь, но исход борьбы стал уже ясен. Стали искать его устье (вход). Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.
- ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ
- Тщательно забытые факты Смутного времени
- Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»
- Оборона Троице-Сергиевой лавры в 1608–1610 годах
- Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)
- ОСАДА И ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ
Историки XIX в., кроме Н. М. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Прекращение военных действий дало возможность осажденным перевести дух. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь. Но не было там ему удачи. Сегодня, вершину горы назвали бы «местом силы», в те же годы, когда здесь поселился преподобный Сергий Радонежский, она просто считалась святой или чудесной. В ту же ночь пришел в монастырь выходец из лагеря Лисовского – казак Иван Резанец.
Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Поистине здесь случай, когда время остановилось. Костомаров. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Историософия РНЛ, готовящая православных к принятию царства антихриста
- О православных татарах в России
Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи.
События того времени иллюстрируют также картины, литографии п рисунки. Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Запутанная система сигнала к штурму сыграла роковую роль — одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие — после последующих.
Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. Можно сказать, что именно православная вера спасла Россию во время Смуты. 56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв. Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. 9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам).
Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). Сюда же крестьяне привели остатки своего скота.
Троице-Сергиева лавра сразу привлекла внимание захватчиков своими богатствами. И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу.
Поляки приступали к монастырю со всех сторон, но отовсюду были отбиты, причем защитники, сделав вылазку, поймали и несколько «языков». Враг ушел. Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Пришла весна и военные действия должны были возобновиться.
Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Началось строительство подкопов под башни монастыря. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и, решив, что это – вышедшие на вылазку осажденные, вступили с ними в бой. По его словам, «.
Из постсоветских историков важный вклад внес Тюменцев, внесший немало поправок в устоявшиеся сведения о ходе Троицкой осады. В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ. Сам Авраамий во время осады находился в Москве. Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги.
Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей. Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям.
29–30 апреля 1608 года в двухдневном сражении под Болховом царское войско было разбито. Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма.
Сведения о подкопе встревожили. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники.
В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града». Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. 23 сентября (ст. Когда настал вечер, поляки, желая подойти к монастырским стенам тайно, поползли по земле, соблюдая тишину, причем везли за собой «приступные козни» или штурмовые снаряды, – щиты рубленые, лестницы, турусы и всякие стенобитные хитрости. При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора.
В 1891 г. В. П. во время осады Троицы ему было около 60 лет. крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков. 4 ноября осажденные сделали вылазку на Красную площадь и к Подольному монастырю.
Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. Все они воодушевлялись религиозным чувством. Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом».
11 октября 1608 года тушинцы взяли приступом Ростов. Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Он переходил из стана в стан, ободряя воинов именем преподобного Сергия. М. В. Ярославль, обогащенный торговлей английскою, сдался на условиях не грабить его церквей, домов и лавок, не бесчестить его жен и девиц. Мало воды, а та, что есть – скверного качества. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке.
Пошли до рассвета в 4 утра. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей». 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой. Поляки и русские изменники хотели взять монастырь до прихода князя Шуйского.
В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. И не случайно.
Мало того, Авраамий не захотел платить два рубля в казну за грамоту на эту землю и подал просьбу, чтобы государь не велел с него пошлины брать. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Возглавил молебен и крестный ход Троицкий архимандрит Дионисий.
При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием. В темноте порядки штурмующих смешались. 29 октября 1609 года и 1 (11)января1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек).
Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. Вышло иначе. 19 октября 1609 года и 4 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек).
Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити».
В войске осаждавших произошёл раскол. Стенографический отчет съезда существует – собрание в шести томах. Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа.
На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. 7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль. Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время.
Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы. В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов. В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им.
Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады. Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября. Они вообще нигде не публиковались. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам). Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку.
Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли. С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону.
Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. И, получив у него жалованье, возвращались назад в Москву. Кроме Пимена чудесное явление видели миряне и монахи, находившиеся в этот момент в обители.
Но ведь чувство любви к Родине не должно проявляться только в сражении или в бою. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи.
Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще.
С осени 1606г. Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар.
Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. 28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря.
В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны. 4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь.
Любопытно, что, по крайней мере, железные пушки и затынные (крупнокалиберные крепостные) пищали изготавливались и в самой Троице, в специальной мастерской. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём».
И среди действующих депутатов также есть бывшие нардепы РСФСР, поддержавшие Декларацию».
себе в усердные сподвижники. Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили. Авраамий Палицын поспешил в казачьи таборы, убеждая казаков помочь общему делу.
Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир. Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов.
Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. Причем необычные световые явления фиксировались на горе и после основания монастыря. Получив достойный ответ осажденных, Сапега и Лисовский приступили к осаде монастыря. Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам.
Цель у них была вполне конкретная — прикрываясь именем «царя Дмитрия», поправить своё материальное положение за счёт грабежа русских земель. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному. 25 сентября, после всенощных молебнов памяти Сергия-чудотворца, было крестное целование, что сидеть в осаде без измены.
Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Платонов. От изменения целей вылазок потерь меньше не стало.
Однако в самом монастыре положение было сложное, началась цинга, не было сена и дров. В самый разгар болезни умирало ежедневно от двадцати до ста человек. Вспомните истинную православную христианскую веру. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого». Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. 24 июня 1608 года армия самозванца подошла к столице и разбила лагерь в местечке Тушино.
Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней. Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря.
Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский был «выкрикнут» царем. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы. Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.
Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. В чем истоки героизма и верности долгу этих простых людей: монахов, стрельцов, крестьян.
Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. А враг продолжал атаки на стены. Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог. Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. Но.
Так началась шестнадцатимесячная осада. Мы никогда не должны забывать подвигов своего народа. Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова».
Много благосклоннее к Палицыну В. О. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Но воины выносили хлеб силой и торговали им.
Навстречу «вору» царь Василий Шуйский послал рать под командованием своего тщеславного и бездарного брата Дмитрия и столь же спесивого и бесталанного воеводы Василия Голицына. Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков. Раненый, он был изрублен у гробницы св.
Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. У них были споры с архимандритом, убеждавшим их, что припасы надо расходовать бережно, ведь неизвестно, сколько продлится осада. ст. ) Сапега подошел к Троице. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами.
В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. Его просто не издали. Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни.
Между тем она до конца была подвигом. Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день.
В «Ведомостях СНД» результаты опубликованы также не были. Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде».
Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков». Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки.
Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. От захваченных пленных в монастыре узнали, что противник ведёт подкоп.
Троица уже два с лишним века являлась «царской обителью» и получала богатые пожертвования. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Это был последний бой под Троицей. человек из них 2—2, 5 тыс.
Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. Но царь прислал в монастырь 15 февраля 1609 года только шестьдесят казаков, к которым Палицын со своей стороны присоединил еще двадцать монастырских слуг. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.
В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. сочинение составляет один из важнейших русских источников о смутном времени, хотя имеет недостатки. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон.
В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. Сергию.
Особенно страшным был штурм 27 мая. Ключевский. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. В монастыре имелось около ста артиллерийских орудий.
Литовских людей многих побили и языки поймали». Примером служит мнение С. М. Защитников Троицы оставалось всего 200 человек. Умаление значения вождей обороны Троицы получилось у Палицына не случайно, а граничит с желанием самому олицетворять заслуги монастыря в спасении России.
Он был предан огню и мечу. Несметные богатства монастыря, как магнит, притягивали поляков и воровских казаков. Митрополит Ростовский Филарет (в миру Федор Никитич Романов) взят был в плен и отправлен в подмосковный лагерь, где самозванец принял его как дорогого гостя и возвел в достоинство патриарха.
Захватив монастырь, Сапега рассчитывал не только обогатиться и расплатиться с войском, но отрезать пути снабжения Москвы с севера и использовать влияние монастыря в пользу тушинского Вора. Почти полтора года горстка защитников монастыря, падавшие замертво от голода и болезней, удерживали натиск профессиональной армии. Первая попытка сорвалась. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь.
В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа. В первом томе есть сноска: результаты всех поименных голосований собраны в шестой том. Она продолжается и в осаде, все 16 трудных месяцев осады продолжаются богослужения.
Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е.
Особенно жестокие бои происходили с начала мая и до конца июля. В войске осаждавших произошёл раскол. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь.
Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Человек должен гордиться своей страной, своим городом, поступками своих предков. И от огня стали хорошо видны. Осада Троице-Сергиева монастыря (Троицкая осада) польско-литовскими войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12. 01 по старому стилю) 1610 г. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. За чью кровь. Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника.
Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду. Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. И все-таки они этого не сделали.
это был человек очень ловкий, деловой, уклончивый, начитанный, по тогдашним понятиям красноречивый, одним словом, настоящий келарь». Уже в феврале смертность достигала до 15 человек в сутки. Осада Троице-Сергиева монастыря была снята.
"Православные христиане. У защитников погибла лишь женщина на стене. Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица. Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны. По письменным источникам, местные жители часто видели над ее вершиной огонь, столпы света, а также ощущали некое удивительное благоухание.
Благодаря ему слабые выжили. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость.
Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов.
Полки выступили из стана. Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Запасы пороха превышали 600 пудов.
Стрельцы привезли продовольствие, а кроме того, совершили ряд дерзких вылазок, уничтожив деревянные укрепления лагеря Сапеги. В итоге, узнав о продвижении из Новгорода к монастырю войск Михаила Скопина-Шуйского, Сапега приказал спешно снять осаду. Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. 29 июля ст. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон.
Историк приходит к заключению: «. Вопли – вот единственное, чем могут облегчать свои страдания несчастные больные.
Началось строительство подкопов под башни монастыря. Шуйский принимал таких «переметчиков» милостиво, поскольку раскаявшийся изменник был для него дорог ибо подобным действом он показывал другим невыгодность службы у тушинского царя. В частности в книге «Осада Троице-Сергиевой Лавры», когда обитель на протяжении долгого времени держала осаду польско-литовского войска, описывается чудо, произошедшее в сентябре 1606 года.
Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына). Они своевременно направили сюда воевод: окольничего князя Григория Долгорукого-Рощу, дворянина московского Алексея Голохвастова, голов — переяславцев Бориса Зубова, Юрия и Афанасия Редриковых, каширянина Силу Марина, алексинца Ивана Ходырева, владимирца Ивана Болховского, тулянина Ивана Есипова, юрьевца Ивана Внукова с восемью «сотнями» дворян, Николая Волжинского со 110 стрельцами и казаков. В свою очередь архимандрит Иоасаф и соборные старцы мобилизовали все воинские силы монастыря: монахов имевших в прошлом боевой опыт (всего в Троице было примерно 260—270 старцев), 130—150 слуг, пушкарей и крестьян из монастырских вотчин. Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. войска — из них 3 тыс. Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия.
Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают. Скученность, теснота, грязь, смрад, болезни, отсутствие ухода за большинством больных.
Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. Враги же, боясь засады, начали отбегать. Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. Но.
Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. К весне 1609 года защитников монастыря было менее двухсот человек. А вот Василий Верещагин больше известен как автор так называемого Туркестанского цикла, например всемирно известной картины "Апофеоз войны". 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.
Бои продолжались, тушинцы попытались взять острог, который прикрывал подходы к стене, но вновь потерпели неудачу. На другой день защитники сделали новую вылазку. После приступа 27 мая осажденные, видя свою крайнюю малочисленность, отчаялись в самих себе и возложили все свое упование на преподобного Сергия.
Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Летом 1607 года Вор выступил в поход на Москву. 25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил. «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя.
За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры. Псков. И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд.
Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. В апреле 1605г.
На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого начнётся пожар в крепости, если пожар не возникнет— то второй выстрел, а если и тогда пожар не возникнет— то третий выстрел независимо от результатов. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года.
И. О. В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. Наконец достали «языка», который и был нужен.
Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. В войске осаждавших произошёл раскол. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу.
Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись. Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100. Голохвастове. Видя необыкновенно быстрое умаление числа защитников монастыря, поражаемых болезнью, воеводы и архимандрит еще в начале 1609 года обращались к царю через жившего в Москве Аврамия Палицына с настоятельной просьбой о помощи. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги.
Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления». Стр. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением. Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители. Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября.
царь Борис умер и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г. ) с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича. Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. «.
Поляки рубили бегущих несколько верст. Наиболее подробно историю этого загадочного сооружения описал в своей книге «Сказы Земли Радонежской» краевед и писатель Сергиева Посада — Алексей Липкин. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек).
Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Литовские роты и Русские изменники. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь. Но помимо этого были у сподвижников Вора и стратегические соображения для её захвата.
Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Герои Троицкой осады. Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких.
С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений. На стенах и башнях размещалось 110 пушек имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля.
Царь Борис послал против мятежников большое войско, но в его войске была «шаткость» и «недоумение», – не идут ли они против законного царя. Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут. Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь. 504 – 505). 22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ).
Началось строительство подкопов под башни монастыря. 29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». 22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово. Они всё сносили безропотно зато были недовольны ратные, требующие себе самое лучшее, особенно стрельцы, написавшие челобитную царю.
Численность перебитых друг другом составила сотни человек. В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме. Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Первые за прудом на Волокуше горе (там, где сейчас музей игрушки) другие за прудом, возле московской дороги (возле нынешнего пересечения Клементьевской и Кооперативной улиц), третьи – в Терентьевой роще (холм, на котором здание городской библиотеки и детский дом) четвертые – на крутой горе напротив мельницы (горка, на которой начинается нынешняя Первомайская улица) пятые поставили на Красной горе напротив Водяной башни (это район нынешней Кировской улицы, пересечение Пролетарской и Пушкарской) седьмые – напротив Келарской и Казенной палат (напротив больницы 3) восьмые из рощи на Красной горе напротив Плотницкой башни (ныне там находится СГПТУ- 22) девятые поставили на Красной горе возле глиняного оврага, напротив башни конюшенных ворот. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.
Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина.
Как и при первом самозванце, польско-литовские паны поддержали смутьяна. Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам). В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу». В войске осаждавших произошёл раскол.
Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. В темноте порядки штурмующих смешались. В 1894 г. Д. С.
Второй приступ был совершен 28 июня 1609 года. Атака была отбита, но и число воинов среди осажденных значительно поредело. Князь был ранен, сын Алексей — убит. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Такие призывы, конечно, не могли не воодушевить русских людей. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.
Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. Прошли они налегке, не задержанные дозорами. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.
Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу. «лисовчиков».
Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». Той же ночью многие туры (передвижные укрытия для пушек) прикатили и батареи поставили. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов. В 1601г.
Вскоре неприятель оправился и был бой великий. Архимандрит Иосаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у гробапреподобного Сергия, что они будут биться крепко и «без измены» против врагов Православия и Отечества и затем повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов св. Нестеров написал картину «Всадники. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения.
Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова.
Отсюда и стала расползаться по Русской земле польско-литовская зараза. Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И. Святое место Как утверждает писатель гора Маковец, на которой была построена Лавра, на протяжении всей своей истории славилась различными мистическими чудесами. Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал. и побита всяких людей в монастыре».
Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Но не успел настать этот отдых, как их постигло другое страшное бедствие. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф.
Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Тираж неизвестен, видимо из-за того, что очень небольшой. Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его «программой» и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от «воров» и принесли повинную царю Василию. Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.
"– взывал в одной из своих грамот преподобный Дионисий. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.
Гетман разбил свой лагерь на Красной горе в 3 км к юго-западу от Троицы, Лисовский — в Терентьевой роще, в километре к югу от монастыря. Это и есть настоящий истинный патриотизм. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества.
Тогда началась минная война. Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского. Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом». Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады.
Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. В народе бытуют истории о том, как во время Великой Отечественной войны из Лавры в Черниговский скит переносилось оружие и продовольствие. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре. стиля Сапега предпринял новый приступ.
До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача – архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Бой длился весь день и казалось, что волны атакующих захлестнут монастырь. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. Зимой добавился ужасный холод.
Когда настал вечер, Поляки, желая подойти к стенам монастырским тайно, поползли по земле, соблюдая тишину, причем везли за собой «приступные козни» или штурмовые снаряды, – щиты рубленые и лестницы и турусы и всякие стенобитные хитрости. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. Из 30-тысячной армии к Лжедмитрию II вернулось обратно немногим более тысячи. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами.
В результате – голод и мор. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Поляки сделали еще два приступа, с месячным промежутком.
Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих. При третьем всем вдруг броситься на стены. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше.
Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам).
Имели место факты бегства людей к врагу. Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. А под какое место ведут подкопы, того не ведает. Сергию. В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся».
29 октября 1609 года и 1 (11) января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). В темноте порядки штурмующих смешались. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути.
Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро».
Сергию. Имели место факты бегства людей к врагу. Так погиб архимандрит Иоасаф. Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. Пожарский обратился за помощью к Троицкому келарю.
Забелин. К периоду Смутного времени Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем богатейшей сокровищницы и первоклассной военной крепостью. Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. В темноте порядки штурмующих смешались.
Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Келарь Авраамий Палицын принял активное участие в работе Земского Собора. «Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын.
Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря. Особенно большие потери несли заготовщики дров. В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились.
Он смеялся над Сапегой и Лисовским, что столь долгое время стоят они под «лукошком», как он называл монастырь и объяснял это просто их нерадением и их желанием взять монастырь. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь. 15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем. А троицкое воинство, понемногу отходя от литовских людей, скрылось в Косой Глиняный овраг.
Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. Мифология Троицкой осады. Сборник издавался не один год (в период с 1990 по 1992 гг. ), а последний том, видимо, просто «постеснялись» публиковать. Начиная с 1850 г. в художественной мастерской Троице-Сергиевой лавры создается серия литографий, посвященных осаде монастыря. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.
Сапега объехал их и расставил по определенным местам. Исследования истории осады Троицкого монастыря, выполненные в советский период, не представляют особого интереса, хотя было найдено немало археологических находок. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги. По месту расположения этой «армии» Лжедмитрий II и получил прозвище Тушинский вор.
Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». Воистину послал я своих учеников. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек).
Начало осады. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино, отсюда его прозвище: «Тушинский вор».
Так в ноябре (но ст. И свои силы они черпали в уповании на Бога и твердом убеждении в истинности своей веры. Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков.
На карте, представленной в музее, подробно изображен план ведения осады крепости. 29 октября 1609 годаисточник не указан 1084 дня и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). И воры и литовцы видели их. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки.
Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны.
В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков. Но выясняется интересная штука: шестого тома не существует в природе. И только после того, как 8 мая 1609 года, в праздник Иоанна Богослова, архимандрит Иосиф и воеводы освятили в честь Николая чудотворца придел в Успенском соборе, цинга начала ослабевать. Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Третий и последний приступ был 31 июля 1609 года.
Надо было добывать языка. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Во время одного из решающих боев под стенами Москвы 24 августа 1612 г. казаки стали уклоняться от совместных действий с князем Пожарским. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Важную роль в обороне Троицы сыграли слуги «великих людей». Таким образом, общая численность защитников монастыря по русским и польским данным осенью 1608 года составляла 2—2, 5 тысячи воинов и около тысячи стариков, женщин и детей. В свою очередь объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и «лисовчиками» — то есть, казаками под командованием польского гусарского полковника Александра Лисовского, достигало численности 15 тысяч человек (по другим источникам, численность осаждавших достигала 30 тысяч человек).
Всё это приходилось добывать с боем, неся при этом существенные потери. Монахи питались овсяным хлебом, чтобы сберечь пшеничный и ржаной для раненых. Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала. Их поддержали стрельбой со стен. Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют.
Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря. Монастырь переполнен больными и ранеными. Зато воины Сапеги сумели отразить вылазку, которую совершили защитники.
боеспособных. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. Пафнутия Боровского. Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Многих из этих оставшихся осажденные побили, а тридцать человек взяли в плен.
6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам). «Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена. Надежды крепли. 26 октября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского воеводы сделали вылазку на польские заставы. Авраамий привлекает его одаренностью натуры — талантом писателя, рачительностью хозяина и ловкостью дипломата.
Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве.