Остроухов
С 1890-х годом Остроухов систематически начал заниматься коллекционированием. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Тем не менее, фамилия Остроухов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Остроухов в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Остроухова – пейзаж средней полосы России. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.
Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.
Однажды, поздно вечером, когда приятели Остроухова уже собирались уходить, раздался звонок: «Вваливается в дверь вся в мокром снегу колоссальная фигура в шубе. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Фамилия Остроухов образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.
Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Остроухов настоял на приобретении портрета Шаляпина в роли Олоферна для Третьяковской галереи, чтобы не только поместить в экспозицию превосходную работу Головина, но и иметь в национальном музее изображение великого русского артиста. Он впитывал и перерабатывал влияния столь различных по взглядам, характеру и живописному почерку мастеров, как Репин и Коровин, Врубель и Остроухов. Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера.
Деятельность И. С. Остроухова на почту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. Два письма, относящиеся к 1922 — 1923 гг., достаточно полно освещают отношения Остроухова и Шаляпина. Остроухов ИЛЬЯ СЕМНОВИЧ – российский живописец, коллекционер, музейный деятель, действительный член петербургской АХ (1906). Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Произведения Остроухова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
С середины 1880-х годов у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. М. Третьякова. Большое влияние оказало на него творчество В. Д. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество.
Беседы и советы Остроухова5, его помощь в собирании картин приносили Шаляпину значительную пользу и он дарил художника искренним расположением, часто бывал у него и писал ему. В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сейчас демонстрируется графическая часть коллекции Ильи Семёновича Остроухова. Илья Семёнович Остроухов родился 20 июля (1 августа) 1858 года в Москве в купеческой семье.
Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Остроух, со временем получили фамилию Остроуховы.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи. Купил длянь. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
- Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
- ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
- Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
- Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
Был знаком с А. Матиссом. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.
Такие демарши жестоко карались. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. об-ва (с1887), чл. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Остроухов вел активную общественную деятельность.
- Происхождение фамилии Остроухов
- Значение и происхождение фамилии Остроухов
- Большая Советская энциклопедия Что такое Остроухов, что означает и как правильно пишется
- Словари и энциклопедии на Академике
- Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
- История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. С 1901— гласный Московской городской думы.
Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы). Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. живописи.
Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Талант. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Серовым и братьями М. А. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).
- Краткая биографическая энциклопедия
- Еще по теме Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
- Напишите отзыв о статье Остроухов, Илья Семёнович
- Отрывок, характеризующий Остроухов, Илья Семёнович
- Фамилия Остроухов в архивных записях
Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Работал в Торговом доме Боткиных. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Чистяков. В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.
Моск. И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. и Ю. А. Путешествовал по странам Европы (в т. ч. служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»).
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. чл. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». не имевшую себе равных. Из богатой купеческой семьи.
- Информация от наших пользователей
- Улицы в России, названные в честь фамилии Остроухов
- Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
- О знаменитости:Художник-пейзажист
Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.
б-ку ГТГ. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Поленова, И. И. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Впоздние годы жизни занимался преим. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Саврасова, В. А.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. С 1906 г. – д. чл. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Остроухов собирал живопись ради живописи. И. С. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Серова, Ф. П. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с Богоматерью у Креста и тут же приписал её ни больше ни меньше, как самому Ван Эйку.
Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Все же несмотря на злобные выпады недругов, большинство современников Остроухова понимало и по достоинству оценивало его роль в создании Третьяковской галереи. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Этюд, как и законченная картина, должен быть продуман и построен, свеж и тонок по цвету, непосредствен по настроению, что давалось только длительной, вдумчивой работой на пленэре.
Остроухов собирал иконы, живопись. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Саввинская слобода».
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В картине нет рассказа. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Жил в Москве, с сер.
Моск. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Врубеля, А. А.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.
Подмосковья), сочетающего реалистич. Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Нельзя так. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
«Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Толстого, П. А. Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В лесу тишина. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Молодой художник был замечен критиками. практич.
Это было худшее время за всю историю музея. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
(произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Врубеля, А. А.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. 40 живописи и графики и ок. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Кроме Остроухова, музеем управляли В. А. Серов, А. П. Боткина — дочь Третьякова, пожизненный член совета известный коллекционер И. Е. Цветков и В. М. Голицын. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Зимой 1882-1883 гг. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
Нет, не уступает. Репина, А. К. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Поленова, И. Е.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Остроухова». ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. — вот и ему будет приятно меня навестить»1.
Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. С 1901 гласный Моск. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. В 1889 женился на Н. П.
Остроухов уже добивается успеха. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П.
Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке.
Остроухов как бы все сказал. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Действит. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной.
Серова, Ф. П. Окончил Моск. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Участник Абрамцевского художественного кружка.
было подлинным откровением. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы.
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Здание музея— особняк XIX века. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж).
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Их листва – желтовато-зеленоватая. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Поленова, И. Е.
Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи. И из битков жил не блызжет. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Природа России стала главной темой и его живописных работ. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками.
И. С. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. В 1889 годуженился на Н. П. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. наук (1873). Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».
1870-хгг. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. 1880-е гг. Голосище только для Волги да широких русских просторов.
В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Пополнение музея снова пошло планомерно. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. с В. А. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. перечень). Мамонтовыми по Италии в 1887 году). В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. И. С.
В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Савва Иванович Мамонтов — купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного).
«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством.
часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Со второй половины 1890-х гг.
Кроме того принимал участие в реставрации Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного на Красной Площади, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. В собрании Остроухова иконы висели рядом с пейзажами, портретами, натюрмортами и это не только не умаляло художественных достоинств икон, а, наоборот, подчеркивало их необычайную живописность, декоративность, пластику. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). Бенуа). Здание музея – особняк XIX века.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Остроухов уже добивается успеха.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). гор. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Ни ветерка. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
С одной стороны, художники шли прежде всего от достижения русского пейзажа, с другой — поиски новых средств выражения в пейзаже интерес к передаче света, воздуха, разработка сложных колористических задач. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Почти все его время занимало коллекционирование.
В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее. Поленова, И. И. и Ю. А. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.
Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).
Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
АХ (1906). Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д.
об-ва (с 1905). Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). С середины 1890-х гг. архит.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. Зимой 1882-1883 гг. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Автор писал картину исходя из ощущений непосредственно взятого, прочувствованного куска природы отсюда и особая эмоциональная сила, свежесть, гармония этого произведения, которое сам Остроухов признавал своей первой творческой удачей. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством.
В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих. Чл. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Оно бледное, серовато-голубое. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Слышал я, что Шаляпин всем интересуется. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.
Поначалу бестолково. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. С 1901 года гласный Московской городской думы. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П. Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.
Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Киселёва, И. Е. Родился в купеч. Экспонент (с 1886) и чл. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. и уникальная подборка древнерусских икон. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Западноевропейская часть коллекции (ок. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Бенуа). Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им.
Академии художеств. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. Очерки понравились, понравился и юный автор. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Однако в 1902 г. вместо Остроухова в совет галереи попал влиятельный думский деятель Н. П. Вишняков. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Родился в купеческой семье. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е.
Боткины). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Продолжения не было. Федотова, С. Ф. Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. В этюдах конца 1890-х гг. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца).
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Сгибается под мощью ветра трава переднего плана, плывут по небу облака, вторят движению травы кроны деревьев, темными силуэтами рисующиеся на фоне холодного сероватого неба. В 1889 году И. С. лит. -худож.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим.
Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н.
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным. Саввинская слобода». Боткиной (см.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). Имп. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова).
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав.
и уникальная подборка древнерусских икон. Собрался я его послушать. Все работы Остроухова 1880-х гг. Репина, А. К. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Однако со второй половины 1890-х гг. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). думы.
Серовым и бр. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н.
В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем.
В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Саврасова, В. А.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Третьякова– чл.
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. (работы М. А.
Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Левитана, В. Д. М. А. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. Щедрина и др. ) и зап. -европ. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Черногубова. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве. пейзажа (преим.
академию коммерч. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. и муз. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». и лит. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Служил в Торговом доме Боткиных. видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. петерб. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.
Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой.
В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Разногласия в совете стали обсуждаться в печати, появились критические статьи, направленные против деятельности художников в галерее.
археологич. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов6.
Познакомившись с С. И. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. коллекционированием, также изучением др. -рус. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. С 1905 по 1913 гг. Толгует подделками.
Познакомившись с С. И. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Самородок. Киселев, И. Е.
ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. было подлинным откровением.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Иванова, И. И. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. После смерти О. музей был закрыт, осн.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. К живописи он пристрастился в галерее своего дальнего родственника П. М. Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству. В середине 1880-х гг. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А. И. Мамонтова. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
В середине 1880-х гг. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год.
В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов Врубель и Нестеров. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве.
Левитана, В. Д. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч. Собственно, в этом проявилась особенность характера Остроухова — он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Репина, брал уроки у П. П. Мастер лирич. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
семье. И в Петербурге и в Москве чаще всего встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Федотова, С. Ф.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Толстого, П. А. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Иванова, И. И. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Саввинская слобода».
Мамонтовыми по Италии в 1887). Строгий академический художник начала ХIХ в. В. К. Шебуев известный своими огромными холодными историческими картинами, в остроуховской коллекции выглядел абсолютно неожиданным. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Репин, П. П. Боткиной (смотри Боткины). Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Систематического художественного образования не получил. Ублать.
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве.