Падение Помпеи Картина
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Им некому помочь. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.
Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.
29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Конечно, такая работа требовала много времени. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.
Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. К счастью, они спасаются. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.
А где, как ни в Италии этим заниматься. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Ее образ заполнил воображение художника и все женщины на его полотне приобрели полюбившиеся мастеру черты.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Место, выбранное художником, находилось за городской чертой— на дороге, ведущей к Неаполю54. Весь город стекался дивиться ей»9.
Но кому именно они молятся. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Например, разрушения Содома или египетские казни. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.
Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.
По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. Ж-11809, поступил в 1992 году от В. П. Тарасова)— возможно, один из немногих сохранившихся живописных этюдов к картине163. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.
Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Автопортрет и портреты подруги. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.
Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре.
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.
Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Его там просто нет.
Критики дружно бранили Брюллова. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Доминирующий цвет на картине – красный.
В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.
В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Отзывы критиков ошеломляли. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской.
Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Картина принесла Брюллову мировую известность. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.
Ж-5081)161162. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4.
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.
Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова».
«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города
Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119.
И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Вокруг рушатся здания.
В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.
Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Поэты посвящали ему стихи. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.
картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)
По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики».
В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о Последнем дне Помпеи и его авторе. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц.
Описание картины последний день помпеи
Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения127. В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева.
Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. М-7267. Г-176)160. В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб.
В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.
Хэмилтон отмечал, что с художественной точки зрения живопись Брюллова была безукоризненной, следы влияния Рафаэля, Пуссена и Давида были искусно смешаны со сценическими эффектами Верне, а своей огненной яркостью красок полотно превзошло произведения поздних представителей Болонской школы186. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.
Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.
Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Буйную романтическую стихию усмиряет классически совершенная форма и в этом единстве противоположностей кроется еще один секрет притягательности брюлловского полотна. В течение последующих двух суток погибло 16 тысяч жителей римских поселений Помпеи, Геркуланум и Стабии: их тела были погребены под слоем пепла, камней и пемзы, выброшенными разбушевавшимся вулканом Везувием.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Сыновья, которые уносят своего отца. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.
Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.
Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.
Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Почему. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061.
Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Анны 3-й степени. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Рядом с лошадью расположилась толпа. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364.
Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Только к осени 1833 года работа была завершена75. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119.
Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность.
По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31.
15734, также из собрания Остроухова)156157. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.
«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. 1827. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
Описание картины Последний день Помпеи
Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.
Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Налицо было нечто большее – картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.
Неизвестно, когда и каким будет следующее. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы.
Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Каждый большой художник нарушает существующие правила.
Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта – считалось, что каждый итальянец обязан знать его в лицо. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.
Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.
По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.
Император Николай I благосклонно принял картину Брюллова, подаренную ему Демидовым и распорядился поместить её в Эрмитаже, в бывшей мастерской английского художника Джорджа Доу15, где она была установлена в августе17. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Кроме этого, один графический эскиз исполненный сепией, хранится в собрании Государственного Русского музея158 и ещё один эскиз находится в коллекции Муромского историко-художественного музея159 (бумага, карандаш, 65, 5 89см инв.
Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Стержень этот. Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. 3175)156.
Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади.
Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии.
Вспышки молний освещают лишь передний план. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.
Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24.
Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.
Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей – мужчин, женщин, детей – придавая еще больший трагизм ситуации и показывая неотвратимую угрозу гибели. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Они заглушают его своею красотою»175. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
- «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
- Картина «Последний день Помпеи»: описание
- История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
- Последний день Помпеи: хроника событий
Группа новобрачных, расположенная у правого края полотна, представляет собой одну из наиболее печальных сцен в картине. Из-за разногласий по поводу того, кто должен был быть его руководителем, Брюлло отказался от продолжения работы в Академии. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435.
- Последний день Помпеи Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картина Последний день Помпеи Карла Брюллова
- Последний день Помпеи – математика и искусство
Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Где находится «Последний день Помпеи»
- Самое интересное в виде мозаики
- Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.
Центральная фигура холста— упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Коллекция Государственного Русского музея
- 10 самых богатых женщин российского шоу-бизнеса
- 15 безумно красивых детей, которые заставят дрогнуть даже каменное сердце
- 14 сельских стиляг, которые заставят вас зажмуриться от стыда и ужаса
- Парень выложил снимок с рисовой волной и случайно поставил начало уморительного фотошоп-баттла
Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Каждый образ на картине уникален. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.
Казалось, что город скрылся с лица земли. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.
- Отличница Кейт против хулиганки Меган: Стиль какой из беременных герцогинь лучше
- Обнаглевшие соседи, которые расширили балкон и теперь всех этим бесят
- 25 просто диких провалов дизайнеров, которые потерпели настоящее фиаско
- Любовницей Александра Цекало оказалась голливудская актриса, которая годится ему в дочери
- 6 наших звезд, которые в очередной раз опозорились из-за неумелого фотошопа
Он сделался самым известным человеком в Италии. 3176). Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.
Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107.
- Фото Анастасии Влочковой в молодости: Какая же она была красивая раньше
- Линии жизни: Простые рисунки об отношениях, от которых у нас мурашки
- 5 вещей, которые заставляют мужчину подойти к вам, чтобы познакомиться
- Очень сильное стихотворение каждая женщина должна его прочитать
- На примере звезд: Как нужно и как нельзя одеваться на светский раут
- 7 отечественных звезд, которые красятся даже на пляж
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Неподалёку от них стоит христианский священник. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие.
Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Не все эпизоды имеют одинаково важное значение для развития темы, но в их чередовании и сопоставлении настойчиво раскрывается главная мысль Брюллова о борьбе жизни со смертью, о торжестве разума над слепыми силами стихий, о рождении нового мира на рушащихся обломках старого. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.
- 7 частей тела женщины, которые, по мнению мужчин, должны оставаться нетронутыми
- 10 привычных вещей, которые вы делаете неправильно каждый день
- Сижу спокойно на педсовете, спрятался за спинами учителей, проверяю мини-диктанты
- 12 диких семейных фото, которые могли быть сделаны только в Америке
- Не только в кино: отечественные актеры, которые полюбили друг друга и в жизни
- Центральная и левая часть холста
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты гипс, был изобретен только в 1870. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте.
Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника96. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Извержение Везувия.
Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. На картине вам не удастся найти главного героя.
Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом.
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. И лишь немногим удалось спастись. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.
Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».
Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».
Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Карл не без труда добыл место в карете, где, кроме него, теснилось еще пять пассажиров и мог считать себя счастливцем. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). После этого художник начал изучать исторические документы.
Упавших затаптывали идущие следом. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Гробница Скавра была описана в изданной в 1817 году книге археолога Уильяма Гелла и архитектора Джона Питера Ганди. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148.
Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие).
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.
Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».
Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Девушка рядом несет светильник.
Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.
Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Россия торжествовала. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.
Выйдя за город, мы останавливаемся. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Христианский священник— одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию127. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Не сумев в полной мере отразить эмоции и игру чувств на лицах Плиния и его матери, художник смог передать происходящий между ними драматический диалог с помощью жестов. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.
Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.
Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Толпа беглецов. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32.
Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Конец первой трети 19 века для Италии –неспокойное время, предвещавшее сильные исторические потрясения. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Совет академии, отмечая, что картина Брюллова имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие ее в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе, просил разрешения его величества возвести прославленного живописца в профессорское звание вне очереди. Художник Михаил Железнов в своих более поздних воспоминаниях писал, что Карл Брюллов рассказывал ему о том, что в Неаполе он встретился с Анатолием Демидовым, который и повёз его в Помпеи. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.
Три года велась работа над огромным полотном. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. Он посещает раскопки. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.
У него совсем не такая толпа, как на улице. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86.
Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Пластическая красота превращается у него в могущественную силу, утверждающую жизнь наперекор гибели и разрушению. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.
Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.
Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.
Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Художник пробыл в Неаполе и его окрестностях с начала июля до конца августа445, посвятив четыре дня осмотру развалин города Помпеи, которые произвели на него глубокое впечатление45.
Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.
Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира.
Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.
Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».
Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей.
Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством. Трагически мрачен день катастрофы. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.