Памятник Рабочий И Колхозница Википедия

80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике

Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества. На самом деле всё было наоборот. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Снаружи-то этого не видно.

м, три зала отводились для временных выставок. Самой большой мечтой В. И. Мельникова смогли в значительной степени укрепить основной остов композиции. сварочные аппараты не были такими надежными и мобильными, как современные. При этом нарушений закона в ней не обнаружили.

Подобные самолеты в дальнейшем заменили аэропланы с легкой, но недостаточно прочной алюминиевой обшивкой». В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. Наверху посадили орла». Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Нужно было придумать что-то другое.

Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года. Он был понятен каждому и волновал всех.

Удивительна её судьба. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот».

Она лепит женщину в русском сарафане, лиф которого, открывая шею и плечи, плотно облегает торс, а широкая юбка, стянутая в талии, образует затем вихрь крупных складок. За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Эту скульптуру назвали эталоном социалистического реализма.

Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню».

Мухина также не согласилась с иофановской концепцией характера общего образа статуи и даже всего павильона. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года.

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части.

Главное – воссоздание монумента началось. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).

Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась.

Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников13. Но другого выхода не было. Всё как всегда. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм».

При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Однако монумент решили вернуть в СССР.

Уникальный состав средства позволяет наносить его под любым углом, не даёт растекаться, повышает адгезию и в разы увеличивает стойкость к агрессивному воздействию окружающей среды. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга».

В 1950-е гг. Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15.

Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.

Скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25.

При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

Высотой достигает примерно 25 м, пьедестал насчитывает 33 метра, масса всего монумента составляет 185 тонн. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет – утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем – ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером – золотистой. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Над ними высоко вздымается эмблема Советского Союза – серп и молот. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».

С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш».

Заместитель председателя Совнаркома Е. К. И тут по каждому элементу требовалась исключительная точность вывода: восстанавливать или заменять. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.

Как реставрировали 
памятник Рабочий 
и Колхозница

Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница

Они все – единомышленники. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6.

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.

«Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Из-за значительных проблем с финансированием реконструкция статуи «Рабочий и колхозница» затянулась более чем на шесть лет и была закончена лишь в 2009. И тут так было. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой.

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

Именно по этой причине все внимание было сосредоточено на внешнем эффекте павильона с огромной и необычной статуей наверху. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы.

Масса всего монумента достигла двухсот тонн. Троцкого. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками.

Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. В 2003г. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. Исследователи характеризуют процесс как варварский: монумент разрезали автогеном на 44 части и погрузили на открытые платформы из-за чего по прибытии в Москву все детали, за исключением головы и одной руки от мужской фигуры, оказались повреждены.

Памятник «Рабочий 
и колхозница»: эталон 
социалистического

Памятник «Рабочий и колхозница»: эталон социалистического реализма (Россия)

А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. На сей раз – чтобы вернуться в Москву.

А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Через два месяца состоялся показ. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.

Скульпутра «Рабочий 
и колхозница» в 
Москве

Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве

за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. ). К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.

И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь.

Иофану. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. Суд отказал в возбуждении исков, так как согласно документам Мухина официально передала авторские права на использование изображения киностудии, соответственно, претензии наследника на них не имели оснований5556. м, три зала отводились для временных выставок.

Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Установка проходила в 2009 году 28 ноября посредствам специального крана. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком.

«Рабочий и колхозница» 
на самом деле – 
танцор и физкультурница

«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница

К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Чтобы монумент теперь уж точно простоял сто лет, оболочку и снаружи и изнутри надо дополнительно защитить. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ.

После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. Снова было не до того. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс.

В 1979 году скульптуру реставрировали. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно.

Памятник рабочий 
и колхозница в Москве

Памятник рабочий и колхозница в Москве

Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу. Все элементы скульптуры очистили, а также обработали антикоррозийными составами. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры.

Скульптура, которую Большая советская энциклопедия именует «эталоном социалистического реализма», подвергалась реконструкции еще и в 1979 году. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь.

Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Отсюда рекомендуем отправиться на посещение Новодевичого монастыря в Москве. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь.

Значит, средство должно быть не просто бесцветным, но и не менять оттенки поверхности при взгляде с любого ракурса. Прообразом «Рабочего и колхозницы» стали античные статуи «Гармодий и Аристогитон» или «Тираноборцы», а также древнегреческая статуя Ники Самофракийской, знаменитого символа победы. Вот таким образом было найдено иное решение – испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Впрочем, были и критические отзывы. Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827.

Упаковали все в ящики, обложили войлоком. По завершении разборки из-за подозрения в хищениях проект заморозили, после многочисленных проверок работы возобновили только в 2007-м.

Памятник Рабочий 
и колхозница, Москва, 
Россия

Памятник Рабочий и колхозница, Москва, Россия

А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения.

Правительство Москвы выделило бюджет в 35 млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140 млн рублей). А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе.

Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Профессор П. Н. Они-то и заступились за арестованного доктора. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит.

Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Проектирование было поручено Б. М. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги.

Все сомнения отпали сами собой. Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Потом в помощь им наняли французских рабочих. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа.

Вторым этапом реконструкции стала очистка. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами6. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка.

Троцкий в складках 
юбки или Как появилась 
скульптура «Рабочий

Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»

На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни».

Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ.

Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года – она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. Свою однофамилицу Зою Мухину скульптор случайно увидела на параде физкультурников и пригласила к себе в мастерскую.

Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Но только формально.

Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22.

Рабочий и колхозница 
вышли на пенсию

Рабочий и колхозница вышли на пенсию

Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. - Докажете от противного. Львов. Куда девать все это добро, сначала было непонятно.

Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Драпировки, дающие горизонтальные складки, расположенные в эскизе Иофана на уровне ног персонажей, она пыталась перенести вверх изобразив их в виде знамени или стяга сразу же вслед за эмблемой, то есть на уровне плеч и голов рабочего и колхозницы. Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы.

Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Консультировавший их профессор Н. С. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян.

Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Самый представительный член комиссии – В. М. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. «Рабочий и колхозница» – памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем – МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим.

Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Скульптурную композицию высоко оценивают не только профессионалы всех поколений, ее искренне полюбили простые люди. В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты.

Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. Известно, что восстанавливать, реставрировать намного тяжелей и дольше, чем создавать впервые. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.

Но в начале 1976 года, будучи больным и продолжая в Барвихе работать над проектом нового постамента, Иофан скончался. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.

Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день.

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Получилось. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Даже критики отмечали общую выразительность скульптуры, тогда как сама Мухина неоднократно высказывалась, что не была полностью довольна работой из-за очень сжатых сроков36. Не стекает, не капает, не расползается. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.

После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Андреева. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. Его фигуры не восходят по ступеням павильона – они улетают с него ввысь: девушка с серпом дана в воздухе, летит по горизонтали, вернее, в эскизе она лежит на подпорке а рабочий в кепке будто приготовился метать свой молот как диск или копье.

Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Монумент перестаёт быть авторской работой. Не потому, что Каблов их начальник. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании.

После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Львова. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад.

Иофану. Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты.

Летом 1936 года объявили закрытый конкурс, к участию в котором допустили четырёх наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреева, И. Д. Шадра, М. Г. Манизера и Веру Игнатьевну Мухину. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер. В итоге П. Н.

А что сделал Шадр, ее друг. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Место было выбрано, прямо скажем, неудачное.

Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы». В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица». Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры.

В. А. Кучеренко. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия» – дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Германия против СССР. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали.

Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. Н. П. Мельникова. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Во время транспортировки из Парижа в Москву ее повредили.

В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. памятник разобрали на 40 деталей. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина.

Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России». В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы».

Этапы возведения 
памятника – трудности 
и достижения

Этапы возведения памятника – трудности и достижения

До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Последний зал павильона был вообще пустым, в центре стояла большая статуя Сталина, а на стенах висело несколько картин. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры.

Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. Один из тросов оказался подпиленным. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно.

Наконец спросили: «А что думает автор. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Сложности возникли и с изготовлением шарфа – тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры.

Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Горького. Иванова и Н. Г.

Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. Шпеер против Иофана с Мухиной.

Где установлен знаменитый 
советский памятник

Где установлен знаменитый советский памятник

Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур. Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы».

Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон.

Смотрите, где находится аквапарк Лиепая. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки – на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал».

При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Одежда – не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу.

«Рабочий и колхозница» 
– всемирно известный 
символ советской

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

Скульптура была создана специально, чтобы увенчать павильон советской экспозиции на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1937 году. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.

Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49.

Во время реконструкции эксперты ЦНИИПСК им. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме".

Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву.

Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту. На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Памятник вылит из нержавеющей стали. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже.

Второе рождение 
монументального 
памятника

Второе рождение монументального памятника

Реставрационные действия продолжались около шести лет. Скоро мы всё это увидим сами.

Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Напишите отзыв о 
статье Рабочий и 
колхозница

Напишите отзыв о статье Рабочий и колхозница

У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А.

Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство.

Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изобразили Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Кстати, без малейшей патетики. С января по август 1939 года в столице шла пересборка скульптуры: на этот раз для облицовки использовали более толстые листы стали в 2 мм.

Отрывок, характеризующий 
Рабочий и колхозница

Отрывок, характеризующий Рабочий и колхозница

Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. При этом моделью для скульптуры послужила 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская, которую Николай Андреев и Вера Мухина случайно встретили на прогулке в парке.

Т. е. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ.

Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). В ноябре 1950 года по специальному договору с дирекцией Вера Мухина изготовила уменьшенную гипсовую копию, которая перешла в собственность студии и была использована на заставке. Сварочные машины П. Н. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра.

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда». За эту работу он был удостоен ордена «Ленина».

Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. И придумали. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав. Что по-своему тоже символично. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего».

Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Хотя ответственным за сборку памятника из метала полностью отвечал профессор НИИ П. Н. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек.

Образ же скульптуры для выставочного павильона, как вспоминал архитектор, «родился очень скоро: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Статуя становится неотрывной от ее основания. Все последующие годы, до самой своей смерти, Вера Игнатьевна неоднократно обращаясь в правительство с письмами о необходимости переноса статуи и разрабатывала проекты ее установки в различных местах Москвы. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Профессору П. Н. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века».

Адрес монумента 
«Рабочий и колхозница»

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. А также непосредственно в первоначальной сборке памятника участвовало 160 человек.

Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Архитектор стоял на своем. С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями.

Но перед этим статую нужно было как следует помыть. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве. И не зря. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы» – скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки».

Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Львову пришлось собственноручно разработать новые сварочные аппараты, чтобы с помощью их можно было сваривать листы метала внутри и снаружи конструкции. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова.

Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. Мухиной сначала показалась странной планировка павильона, длина которого сто шестьдесят метров при ширине всего двадцать один с половиной метра, это же бесконечный коридор вместо просторных экспозиционных залов. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Праздничное открытие памятника проходило в Москве 2009 году 4 декабря.

Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. Статую поделили на 44 части. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.

Как доехать до скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Львов, скульпторы З. Г. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах.

Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. Задание ее сковывало, она не ощущала себя свободной в выборе скульптурного образа, ее не устраивала схема статуи, намеченной архитектором: Иофан нарисовал обнаженную мужскую фигуру с молотом и женскую в тонких облегающих одеждах с серпом в руке – они идут шаг в шаг, подняв над головой серп и молот, соединенные в эмблему Советского государства. В итоге выбрали другое место – перед главным входом на ВСХВ.

Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Антонов резко возражал против шарфа. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа» – нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года – это победа союза рабочих и крестьян. Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову».

В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду». Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек.

В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н.

Наконец настал день окончательного согласования эскиза скульптуры, Вера Игнатьевна волновалась, но держалась твердо. Но с течением времени ситуация изменилась. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям.

Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики.

Рабочий и колхозница 
– история создания

Рабочий и колхозница – история создания

При демонтаже и перевозке левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие важные части получили повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе – августе 1939 года их заменили на новые. Орел против серпа с молотом. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз.

Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Столь же высокая коррозионная устойчивость. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра.

Официальный сайт 
музея «Рабочий и 
колхозница»

Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»

Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Аврал – с утра до ночи. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными.

У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя. В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина. Все материалы для него везли из Германии. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница».

Однако к ее мнению не прислушались. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Однако монумент решили вернуть в СССР. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего. Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне».

В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан
  3. Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
  4. Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
  5. Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
  6. Международная выставка 1937 года
  7. Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы

На выполнение скульптуры объявили конкурс, который смогла выиграть ваятель В. И. Мухина. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.

Вторым этапом реконструкции стала очистка. Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Его сотрудники с ним согласны. Сборка статуи была завершена в рекордные сроки — всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти. Формально немцы победили.

  • Рядом расположены достопримечательности
  • Войдите, чтобы добавить комментарий
  • Самое интересное в виде мозаики

Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже». И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763.