Петров Водкин Википедия

И, не считая эпизода, когда Кузьму Сергеевича вместе с Пришвиным и Блоком чуть было не расстреляли по подозрению в причастности к левоэсеровскому бунту (дело кончилось двумя днями ареста), жаловаться на революцию ему не приходилось. Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Большого роста, усатый, скуластый, здоровый и точно так же наголо бритый. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много времени уделял воспитанию молодых художников.

Ему страшно вредила манера изъясняться «высоким стилем» и делать многозначительные выводы из самых мелких обстоятельств собственной жизни. К первой годовщине Октября он создал целую серию натюрмортов, ставших символами постреволюциоиной России: «Утренний натюрморт», «Скрипка», «Розовый натюрморт». В его мастерской парнишку больше всего поразили краски в баночках.

  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и биография
  • Биография Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича
  • Кузьма Петров-Водкин: авантюрист, «талантище», пророк
  • Петров-Водкин: биография художника
  • Художник Петров-Водкин: биография и творчество
  • ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Он ещё с 20-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла серьёзную форму.

Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Работал в судоремонтных мастерских, дворником, маляром-вывесочником.

Отец его, Сергей Федорович, был сапожником.

С точки зрения колорита, полотно построено в полном согласии с водкинской теорией «трехцветий», предполагавшей работу с тремя основными цветами спектра — синим, красным и желтым. Художник оставил ее ненадолго, он вернется, чтобы сыграть импровизации нового времени. «Тревога» — последнее значительное полотно художника. Она стала своеобразным этапом на пути формирования индивидуального стиля художника. Почти все полотно заполняет монументально-гордая фигура красного коня.

  • Из ЖИЗНИ художника Петрова-Водкина
  • Жизнь и творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: биография
  • Кузьма Петров-Водкин и его сферический конь
  • В каталоге Русского музея появился портрет Пушкина, спрятанный под картиной Петрова-Водкина

Впрочем, «Купание красного коня» в конце сороковых было возвращено на родину (картину случайно обнаружили в шведском городке Мальмё). Земля – словно голубая сфера, вращающаяся под ногами солдат. Из Ленинграда пришлось переселяться в Детское Село, на воздух. Он становится символом жизни, памятником времени.

Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Доверчиво и спокойно смотрит она на зрителя. Он постоянно кашлял и сердился — даже на свою обожаемую дочь.

Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты1112. И сделался единственным сапожником на весь Хвалынск, в рот не бравшим водки. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Дело в том, что дед будущей знаменитости, Пётр, тоже был знаменитостью. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень.

Для новой власти сын сапожника, автор картины «о диктатуре пролетариата» сделался безусловно своим. Следующим художественным проектом стал открытый ранее Редконь, он же конь красный. А вскоре врачи запретили Кузьме Сергеевичу прикасаться к краскам.

  1. Портрет Пушкина, скрытый под картиной Петрова-Водкина
  2. «Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»
  3. За впечатлениями: от Петербурга до Африки
  4. Кузьма Петров-Водкин: биография
  5. История фамилии и детство будущего художника
  6. Творческий путь и всемирная слава
  7. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Все это показано откуда-то сверху, как бы с небес. Есть такая поговорка: хоть и не все пьяницы — сапожники, зато все сапожники — пьяницы. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. При таком изображении в портрете, натюрморте, пейзаже – везде можно было передать всеобщее, «планетарное» : «Пейзаж в картине «Играющие мальчики» имеет реальные черты, но вместе с тем – это часть планеты с крутящейся сферой.

Наиболее сильными и последовательными выразителями этих тенденций стали мастера объединения «Мир искусства», оказавшие на Кузьму Петрова-Водкина определенное влияние в самом начале его творческого пути. И ещё полтора десятка лет стараний вдовы художника понадобилось, чтобы водворить «Купание» в Третьяковскую галерею. Однако в 1940—50-х годах картины его практически исчезли из экспозиций крупных музеев, а выставка была за это время проведена лишь одна, да и то какая-то случайная и абсолютно «не представительная». Один за другим он сочинил два автобиографических романа: «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Осмысление процесса творческой работы художника, пути становления мастера как творческой личностиКузьмы Петров-Водкин содержательно раскрыл в своих основных литературно-биографических произведениях — «Хлыновск», «Пространство Евклида», «Самаркандия». Главное, что им было хорошо вместе.

  • Биография и интересные сведения о художнике
  • Путешествие в Италию и русская иконопись
  • «Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»
  • ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)
  • Генетика и новые виды непарнокопытных Править

Он писал рассказы и даже пьесы. Дальний план боя с легкими облачками взрывов кажется нереально-фантастическим. Оранжевые с красными тенями – горящие тела. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Но тут с Акундиным стало твориться неладное: что-то мерещилось, слышались какие-то голоса. Пусть будет красный. »— Твердили другие. Да и черт с ним.

Он задал Кузьме вопрос: «Что, тоже лезешь. » Это был Горький, который место «талантливого самородка» ревниво сберегал для себя. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Наравне с «Купанием красного коня», картина «Девушки на Волге» может быть названа одной из важнейших вех в творчестве Петрова-Водкина.

Мастер широкого творческого диапазона, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин занимался живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством, ему также принадлежат интереснейшие автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия». Особенность ее состоит в том, что в ней соединены Страстной цикл (помещен в верхней части композиции) и Страшный Суд.

После 7 лет работы и расхода 10 бочек красной и других красок на свет появляются Конь красный— Редконь, Конь полосатый— Зебра, Конь с рогом на морде— Носорог. Сомов говорил про него: «тупой, претенциозный дурак».

  1. Творчество под надзором КГБ Править
  2. Последователи творчества Петрова-Водкина Править
  3. О знаменитости:советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР
  4. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
  5. О непьющем сапожнике и чисто вымытых детях

Древних икон в собрании галереи нет, все они относятся к XVIII—XIX векам, но интерес, тем не менее, представляют большой — ведь на примере именно таких икон Петров-Водкин, будучи подростком, впервые познакомился с искусством иконописи. В качестве примера можно привести две его картины: «Утро. «Голодный паек» словно включен художником в общую атмосферу эпохи. Но все же читать такие заметки интересней, чем скудный на события мемуарник.

К шестнадцати годам Сергей Петров-Водкин, будущий отец будущего живописца, а в те времена ученик сапожных дел мастера Акундина, по питейной части не уступал ни учителю, ни собственному легендарному деду Петру, когда-то известному на весь Хвалынск пьянице, прозванному Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, а в конце концов образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). На картине была изображена женщина с ребенком. Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Это подтолкнуло Петрова-Водкина к мысли о том, чтобы профессионально заняться «художествами». Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

Женщина в красной накидке как бы отвернулась от уличной суеты, но не отторгает ее. Октябрьскую революцию Петров-Водкин принял с пониманием, быстро включился в художественную жизнь Петрограда. Юлия Михайловна взялась оплачивать его учение в Петербурге и потом ещё целых восемнадцать лет, до самой своей смерти в 1912 году, выплачивала Петрову-Водкину по 25 рублей в месяц. А потом ещё несколько десятков очень талантливых в том же иконописном роде. И всё же о том, чтобы учиться живописи, юный Петров-Водкин тогда не помышлял.

Но в конце концов тяга к изобразительному искусству в нем победила. И всё это произошло с приходом к нам уважаемого Исаака Израилевича». Чуть ли не первое упоминание имени Петрова-Водкина в печати. Одним словом, ложной многозначительности в картине нет. Его подъем на действующий Везувий также вызывает сомнения. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. В Петербурге за Кузьму серьёзно взялся всё тот же Мельцер.

  • Древние русские и несостоявшийся железнодорожник
  • Ирина Стрельникова СовсемДругойГород экскурсии по Москве

Но картина 1919 год. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. От нее я унаследовал запойное чтение моего детства и юности», – вспоминал художник.

Художник пожелтел, осунулся, его колючие глаза потускнели. Посещал студию А. Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). Может быть, я люблю человечество, но не люблю людей», — писал Петров-Водкин матери. На руках у нее будущее. Увлекшись разгадкой теории «Соображения на троих», художник вносит в свои картины и третий цвет-желтый. Он подался в ремонтники волжских судов — работа по хвалынским меркам завидная, требующая учёности (спасибо грамотной маме, кое-как обучившей Кузьму, а потом ещё и отдавшей его в четырехклассное приходское училище).

Эта застывшая сила вызывает чувство неясной тревоги, ощущение неумолимости грядущих перемен. Леля была сестрой гимназиста, которому Кузьма на дому давал уроки рисунка. Первой же картиной на этом пути стало знаменитое полотноКузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Кузьма стал женихом, но и сам не понимал: за что ему такая честь и счастье. Но в другой работе – натюрморте «Селедка» (1918 г. ) звучит уже иная, щемяще-скорбная музыка.

В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Петров-Водкин по аналогии с носом любителя горячительных напитков (сначала красный, потом синий) переходит к изображению всего и всех в синем цвете.

Ви не есть аккуратный рисовальщик. »). Тревога» (1934). Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Но есть подлинная значительность. Довольно выдумывать для себя судьбу более значительную, чем она есть на самом деле.

Помнится, в школе фамилия автора «Купания красного коня» приводила меня и таких же оболтусов в телячий восторг. «Ремонтщики одеты чисто: в косоворотки и штаны навыпуск. Завершением цикла послереволюционных произведений К. Петрова-Водкина явилась его прославленная Петроградская Мадонна («Петроград, 1918 г»), написанная в 1920 г. На фоне революционной улицы, где люди обсуждают события и идут по самым неотложным делам, молодая мать на балконе бережно держит малыша.

Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». К тому же он частенько привирал — как будто торопился доказать, что «ширь жизни» им уже преодолена. На удивление легко. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены. Вспоминают такой случай: на 50-летии заклятого врага Кузьмы Сергеевича — директора Академии художеств Исаака Бродского — после всеобщих восхвалений живописного таланта юбиляра слово взял Петров-Водкин: «Тут много говорили о заслугах Бродского, но никто не сказал о нём самого главного. Например, художник писал, что в Сахаре он сражался с кочевниками, а в Риме был похищен.

Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» (1914 г. ) зачитывались дети. Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Зеленый купол Земли, синее небо. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915). Первоначальное художественное образование Петров-Водкин получил в Самаре в классах живописи и рисования Бурова (1893 г. ), затем учился в Петербургском училище Штиглица (1895-1897 гг. ) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904 гг. ). Это прежде всего «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «После боя», «Смерть комиссара» и «1918 год в Петрограде».

Коллеги ненавидели эту систему и называли «трехплеткой». И Кузьма внял совету. Вот только медовый месяц вышел странным: молодой супруг один укатил в Африку, как сам признавался — «чтобы отрезвиться». Всех потомков того самого Петра, любителя «беленькой», прозвали Петровыми-Водкиными. Владимир слушал и млел. – Светить, создавать настроение праздника – это главное».

Петров-Водкин, Кузьма 
Сергеевич

Да и огромная энергия красного коня словно скована. Беззаботная игра, борьба, своеобразный танец ребячьей удали. Хотя как-то раз эта здоровая наглость его сильно подвела.

И в этой женщине тоже нет ничего «мистического». Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.

После того как удалось притушить болезнь легких, Кузьма Сергеевич, начиная с 1934 года, снова принялся за работу и в первую очередь за новые историко-революционные композиции, которые он считал главнейшими в своем творчестве. В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной».

Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. Он, как всегда, был прав, этот мудрый Мельцер. Поэтом)» вполне уместно предположить, что цифра, проставленная мастером, декларативна и на самом деле «Тревога» представляет собой «чемодан с двойным дном». Все это — на заднем плане. Одно из самых знаменитых полотен художника известное также под названием «Петроградская мадонна».

Самостоятельная жизнь художника началась с поездки за границу. И при всеобщем молчании Кузьма Сергеевич победно сел на своё место. Потом было увлечение литературой.

— Но мне уже некуда было деться. Известно — если кто сильно «набрался», про него говорят: пьян как сапожник. Подобное «двойное дно» обнаруживается во многих живописных и литературных произведениях 1930-х годов. В одной из редакций, куда Петров-Водкин принёс свою поэму (а он, кстати, был неплохим писателем), встретился мужик, удивительно похожий на него самого. Картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Жизнеутверждающий и цветовой символ «Цвет – дитя солнца», – объяснял впоследствии ученикам свой замысел Петров-Водкин.

Вот таким образом в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Звучная, открытая цветовая гамма придает картине особые декоративность и монументальность, свойственные уже некоторым предыдущим вещам Петрова-Водкина (в том числе «Купанию красного коня»). Любимым педагогом его был В. А. Серов, оказавший большое влияние на начинающего художника. Он поступил туда и проучился год.

Участвовал в реорганизации Академии художеств и без колебаний занял должность профессора (1918 г. ), опасаясь гибели искусства и талантов в эпоху разрухи. «Отец был мастером звуковой выразительности, его сапоги скрипели, как по камертону. С малых лет он окунулся в атмосферу народного искусства. Родился Кузьма Сергеевич в городке Хвалынске Саратовской губернии. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). Иллюстрация коня вызвала бурные споры в среде зоологов.

Особенно интересен его скрипичный этюд: на изломе городского окна лежит скрипка. «Скользнёт иногда улыбка по неправильности губ Лели, но я не знаю, чему она улыбнулась. Замысел картины возник у автора из непосредственных наблюдений за жизнью волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Сосед, ночной сторож, мастерски исполнявший лубочные картинки, был первым учителем Кузьмы, а следующим – иконописец «древнего обычая» Филипп Парфенович.

— абсолютно нечего рассказывать. Побелевшее от боли лицо выделяется пятном на темном фоне гимнастерки и кожаной куртки. Затонские девушки в восторге от своих: они и семечек поднесут и на чих «поздравят», — вспоминал Петров-Водкин.

Отражением революционной действительности стала картина «1918 год в Петрограде». Впрочем, воспоминания о «Красном коне» были живы — советское правительство даже обещало приличные деньги тому, кто найдет полотно и вернёт на родину. Однако абсолютно очевидный историко-бытовой характер картины автор сумел расширить, создав не просто образ матери-пролетарки, а образ матери — хранительницы судьбы и счастья детей, в духе традиционных изображений на ранних итальянских фресках или на древнерусских иконах. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. За версту было видно — таким образом Кузьма тщится прибавить себе веса в глазах людей. Этот «космический взгляд», который свойствен стилю художника, усиливает героическое звучание произведения.

Волосы намаслены и с пробором. И с тех пор из неё уже не выходила. Она не выброшена, не спрятана в дальний угол. Имя Петрова-Водкина стало известно всей России после вызвавшей многочисленные споры картины «Купание красного коня» (1912 г. ), представленной на выставке «Мир искусства». Он был своеобразной и крупной личностью в русском искусстве первой трети двадцатого века. «Красный.

После очередного трехдневного активного смешивания предсказал возможность существования следующих видов: Коня сферического, Коня Тыгдынского, Коня в пальто, Коня педального, Коня проживающего где-то (Конь Пржевальського). Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своем творчестве к системе трехцветия. Мать художника работала домработницей у богатых соседей. Поэт Спасский, позировавший для центрального образа, сказал, что картину следовало бы назвать «Бессмертие». В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Сам Петров-Водкин приписывал инициативу Маре: «Она очень хороший человек и мне в ней дороги первая в моей жизни нежность женщины ко мне и её стремление понять мои загадки». Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.

На руках у бойца умирает комиссар. Его детством стала Волга, бесконечные баржи, шумная многоликая пристань. Купальщицы» и «Полдень. Художник Петров-Водкин, биография которого интересна современному поколению, стал одним из самых популярных творцов в советский период. Здесь же жили писатели: Толстой работал над «Петром I», Федин — над «Братьями», Шишков — над «Угрюм-рекой». Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай.

Кроме того, очевидно, что при работе над «Девушками» художник помнил о старинных русских иконах и фресках мастеров Раннего Возрождения, виденных им во время путешествия по Италии. Вплоть до самой смерти он работал, выставлялся и даже получал официальные заказы (участвовать в оформлении так никогда и не построенного Дворца Советов). Так и случилось. «Девки от форса млеют», — уверял заказчиков Сергей Федорович.

Только в 1961 году картина пережила второе рождение, снова войдя в моду. Важным этапом в творчестве художника стало написание в 1911 г. картины «Играющие мальчики», что совпадает с его попыткой теоретически осмыслить и сформулировать свою живописную систему. Вот, например, письмо из Алжира: «Ты можешь гордиться, что у Петрова-Водкина в мозгу засела женщина — и это ты. » И ещё: «Друг мой, жена моя, ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Любимой девушке Кузьма рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии.

Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым.

К счастью, экзамены были благополучно провалены. Когда Кузьма Сергеевич впервые увидел крохотное существо с тёмно-синими сияющими глазками, крошечными пальчиками и чуть оттопыренными ушками, написал матери в Хвалынск: «Я был наполовину человек, не испытав этого». В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. А Кузьме чудилось, что, став другом Полонского, он тем самым уже прошёл значительную часть пути «через ширь жизни».

Этим произведением Петров-Водкин начал создавать мир, который давал зрителю ощущение сферичности земной поверхности (водкинское восприятие пространства). 1928 год оказался непростым для самого художника.

Правда, локальной – известным на весь Хвалынск алкашом. Но Петрову-Водкину «повезло». Автор не ставит перед собой задачу «сфотографировать» действительность, однако ни одной «нереальной» детали мы здесь не найдем. Сложно ли было ему пробиться через социальный барьер.

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. Только в 1966 году прошла первая посмертная «настоящая» выставка Петрова-Водкина в Русском музее и именно после нее художник занял достойное место в пан теоне русских живописцев XX столетия. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911 Играющие мальчики, 1911 обе работы – в Русском музее, Петербург).

В эти годы он выполнил серию натюрмортов, в которых отыскивал художественные средства, способные с наибольшей полнотой передавать суть вещей. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Одни считали его хоть и чудаком, но очень быстро схватывающим и глубоко мыслящим. Здесь представлена икона «Страшный Суд со Страстями Христовыми» мастера П. И. Суконцева, созданная в середине XIX столетия и имеющая происхождение из хвалынской кладбищенской церкв. Берия создает цикл картин под общим названием «краснопузые».

«Этак вы, молодой человек и поезд в яму загоните, как отечество родное загнали», — сказали ему в училище, возвращая бумаги. Работая над систематикой непарнокопытных, замечает скудность расцветок представителей. Именно тогда зародилась в Кузьме любовь к чистым сочным тонам. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. В основном это были образы советской женщины тех лет. Мать, Анна Пантелеевна, служила домработницей. Вообще, об уровне образования и уме Кузьмы Сергеевича мнения современников расходились. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897).

Вырос Кузьма Сергеевич в бедной семье. С тех пор он слал письма не только матери, но и жене. Так, в «Судьбе барабанщика» Гайдара мы имеем дело с мальчиком, чей отец сидит в тюрьме за растрату, но подспудно в этой повести звучит несколько иной мотив (вернее, сплетение нескольких горьких мотивов), наводящий читателя на мысль, что не растрата имела место быть, а нечто другое.

P. S. Его оригинальной приключенческой повестью с авторскими рисунками «Аойя. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Лето». Мари (Кузьма звал ее Марой) была дочерью хозяйки пансиона в местечке Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где он жил тогда.

Женщина с ребенком, стоящая на балконе дома изображена на фоне улицы со взбудораженными группами людей. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Вот таким образом художник решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. А в результате на свет появилась великая картина — «Купание красного коня». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918 А. А. Ахматова, 1922 оба портрета – в Третьяковской галерее).

«Не может конь быть красным. »— твердили одни. Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска. Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Мастер кисти и холста изобразил Редконя для книги «Виды непарнокопытных» в два приема: хвост и грива, а посредине все красное.

Однако после серьёзного ремонта это удалось устранить. Бойцы плотной массой вначале как бы «парят» над ней, а затем «заваливаются» за горизонт. Не долго думая и хвост с гривой замалевал красным маркером. Нянчить Леночку, кормить её, гулять с ней пришлось именно отцу — Маре первые роды в тридцать семь лет дались нелегко и она почти не вставала с постели, требуя, сильно грассируя, принести жидкого чая, который почему-то называла «малокровным».

Просто работа, мучительные поиски, отчаяние и надежда. Тем не менее, себя самого он еще не мыслил живописцем и по окончании четырехклассного городского училища, проработав лето в судоремонтных мастерских, попытался поступить в самарское железнодорожное училище. Для одних она стала символом приближающейся революции, для других – современным перепевом иконы «Чудо архангела Михаила». Это было как удар грома.

Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Его былинная мощь резко контрастирует с хрупким обнаженным телом юного всадника. Эскиз картины, сделанный в 1914 году, абсолютно не обещает ни масштабности, ни величавой статичности, которые определяют звучание «Девушек на Волге». Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие.

Еще более важной в творческом росте художника стала картина «Девушка на Волге». Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище. До недавнего времени в уборных Академии было ужасно грязно, стоял отвратительный запах. Картина получила название «Редконь». Поверх рубах жилетки, а на них цепочки часовые повешены, хотя бы и без часов в кармане. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге. Потом — по месяцу-другому в частных рисовальных школах Франции и Германии.

И при этом, может быть, самым искусным, так как делал не просто сапоги, а лаковые «с форсом». Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Когда Петров-Водкин начал заниматься у Бурова, тот был уже тяжело болен.

Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. У этой работы было и другое наименование – «Петроградская мадонна». Началась мировая война и Кузьма Сергеевич догадался: так вот о чём был «Красный конь». Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Такие озарения потом случались с Кузьмой регулярно и, бывало, по самому ничтожному поводу.

В 1928 г. к десятилетию Красной Армии Петров-Водкин написал оптимистическую элегию «Смерть комиссара». Впереди же и (что немаловажно) как бы «над» панорамой революционного Петрограда — женщина в белом платке с иконописным ликом, прижимающая к груди дитя — ровесника, по-видимому, октября 1917 года. Впрочем, какая разница. 1934 год не менее способствовал тревожному настроению, страху за семью, за свою жизнь, за будущее детей. Это тоже — картина-символ, картина-эпоха. Учился в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897).

Мало ли было таких женщин и таких младенцев во все времена на Руси. Они были такими первозданно яркими, словно красовались одна перед другой. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Открыв для себя красоту и величие древнерусской живописи, Петров-Водкин начал вести и свои творческие искания в этом направлении. В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Художника притягивали красивые лица «новых» людей и психология героев, отдавших свою жизнь за идею.

Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. С подножки один за другим сходили удивительно красивые дети. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Наиболее ярко революционная действительность отразилась в полотне под названием «1918 год в Петрограде». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

льется кровь, гибнут за революцию люди, терпят голод, радуются пайкам. Путь из мира, пропахшего варом, лаком и свежевыделанной кожей, «через всю ширину жизни» начался с озарения. Казимир Северинович, будучи человеком широких взглядов и быстрого действия, вылив ушат черной краски на белые полосы зебры, создал новый мировой шедевр названый «черный квадрат». Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще больше раскрывает тревожное настроение сцены.

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Потом два года провёл в Москве, в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества. Но юноша не сразу посвятил себя изобразительному искусству.

Петров-Водкин решает помочь природе, разбавив, так сказать, палитру (после принятия поллитры) и начинает творить и вытворять. А вот большинство пьес, повестей и рассказов молодого автора так и остались в рукописях. Другие — напыщенным и смешным плебеем вроде мольеровского мещанина во дворянстве. Из сотен девушек с завязанными глазами я отыскал бы Лелю». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920 все картины – в Третьяковской галерее).

Грянула Февральская революция — воскликнул: «Да нет же, «Красный конь» об этом. » Октябрьский переворот — новое прозрение: «Красный конь» — о диктатуре пролетариата. Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. К моим этюдам она относилась равнодушно.

Его книги являются вместилищем словесного хлама». Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Что ж. Петров-Водкин умел за себя постоять.

Это была семья судейского чиновника Полонского, снявшая в доме второй этаж. А вот о том, что отец Кузьмы, Сергей, был единственным (. ) непьющим сапожником на весь город, знали, но не распространялись. На ломкой розовой скатерти – картофелины, ломоть геометрически точно отрезанного хлеба – ни крошки лишней и на листке красивой синей бумаги беловато-желтоватая с голубыми отсветами сплющенная селедка. Дальше — больше. Лето».