Пейзажист Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели». Алексей Кондратьевич Саврасов Русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского пейзажа настроения в русской живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)— русский художник-пейзажист, один из членов-учредителейТоварищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели». В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста.

Алексей Кондратьевич Саврасов Русский художник-пейзажист один из членов-учредителей

Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. 1.

В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. А. Саврасов «Сельский вид» (1867). Становление художника происходило очень быстро. Своим появлением на свет А. К.

Всегда поет и песнь ее торжественна. Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка. На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. В то время как бедный мальчик мечтал лишь об одном – рисовать.

А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. До Саврасова никто так просто и в то же время романтично не писал русскую природу зимой. Нужна романтика. Она не являлась непосредственным видом с натуры.

Возможно, «Зимний пейзаж. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К. Саврасова. И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико.

В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Он научил молодое поколение наполнять свои произведения чувством единения с природой. Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. Касаткин, А. П.

  1. Список картин Алексея Саврасова
  2. Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
  3. Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
  4. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
  5. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
  6. Алексей Саврасов: биография и творчество художника
  7. Алексей Кондратьевич Саврасов ( )

Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. Иней» был написан в одной из таких поездок.

Его работы были представлены на всемирных выставках в Вене и Париже. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Дышится легко и свободно. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года».

Вид на Кремль», «Проселок». Работа «Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь» (1876 год, Государственный центральный театральный музеи им. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения.

Он перебивался продажей картин, написанных практически вслепую дрожащей рукой. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой. Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род.

  • История гениального, но невезучего художника Саврасова
  • Особенности русского пейзажа второй половины 19 века
  • Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники
  • Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи

Каждый такой рисунок художник доводит до законченности, как бы приближая его к тоновой монохромной живописи. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода написан Саврасовым после путешествия по Волге. Есть ещё полотно «Соборная площадь в Московском Кремле ночью» (1878 год, частное собрание, Москва), которое также создано по эскизу декораций этой же оперы. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей. В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). Эти процессы не могли не повлиять на творчество и общественную деятельность Саврасова. Именно в этот период, в 1871 году, Саврасов создал свою самую знаменитую картину «Грачи прилетели», ставшую культовой.

  • Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
  • Картины — Саврасов, Алексей Кондратьевич
  • «Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника
  • Между романтической традицией и реализмом
  • Поэтические пейзажи Алексея Саврасова
  • Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Саврасов. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. А. Саврасов «Пейзаж с рекой и рыбаком»В 1862 г. художник предпринял путешествие за границу: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Германию, Швейцарию, где написал несколько пейзажей. Вместе с художником В. В. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками». Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка.

Всего год спустя, Алексей Соврасов, против воли отца поступил в новое училище. Ступайте в природу, — говорил он нам.

В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности. Да, да.

Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. Так, например, работа «Летний пейзаж с мельницами» (1859 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), выполненная в мягких тонах, очень реалистично передает тепло летнего вечера на опушке леса, перед которым выстроился ряд мельниц. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов).

  1. Популярность картин художника Алексея Саврасова
  2. Семья и живопись в жизни Саврасова
  3. Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
  4. Алексей Саврасов: самые популярные картины (топ 12)

Но именно Саврасов выступает родоначальником этой темы в русском пейзаже. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». 1861) и Евгения (род. 1867). Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862).

В 1852 году, после поездки по южным губерниям России, он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи». Тем не менее, Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Только через 20 лет картина была показана на одной из выставок. Фоном картине служат обширные поля, покрытые талым снегом. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Какой мох. При том, что в картине ощутимо внимание Саврасова к творчеству романтика Михаила Лебедева, она настолько самобытна и по-своему зрела, что Карл Рабус при отправке картины на выставку в петербургскую Академию художеств счел необходимым приложить к ней сопроводительное письмо с подтверждением самостоятельности своего ученика в ее создании. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу.

Несчастья сыпались на художника, как из рога изобилия. Рабус, занимавшийся «видописанием» — так называли тогда пейзажную живопись — тяготел к романтизму, но также необычайно интересовался реалистическим направлением в искусстве. струны, которая могла бы обращаться в песню. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Он ведет пейзажный класс.

Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры. И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения. Все «южные» работы талантливого живописца отличались новизной, смелостью творческой мысли, профессионализмом и необыкновенным построением композиции. Этот взгляд оправдался на нем самом.

  1. Алексей Саврасов – картины с названиями и описанием по алфавиту
  2. Краткая информация о художнике и его картинах
  3. Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
  4. Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
  5. Эффект бескрайнего пространства
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Многие образованные и интеллигентные люди испытали потребность в общественном «покаянии» за несправедливую эксплуатацию человека человеком. Полотно «Камень в лесу у Разлива» является несколько необычным пейзажем, производящим впечатление иллюстрации к какой-нибудь русской народной сказке. Полотно написано в теплой черно-коричневой гамме с глубокими тенями. Поэзия обыденной жизни. В этом убеждает несколько рисунков в упомянутом альбоме.

Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма. Маковский и А. М. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Все работы мастера подверглись резкой критике, нанеся душе живописца глубокую рану. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Колорит, если так можно выразиться, дождливый.

Теперь он получал за них даже меньше, чем, продавая в детстве свои «извергающиеся вулканы» лоточникам. Неврев, В. Е. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Художник просто сломлен этой чередой смертей.

Создание этих рисунков было, видимо, для Саврасова последней творческой вспышкой6. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Не смотря на весь драматизм своего существования, гениальный пейзажист продолжал работать. Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. М. В. Березки чуть-чуть не затопил паводок.

Список картин Алексея 
Саврасова

Остановимся еще на одной существенной особенности «Грачей». Юношей двадцати четырех лет он уже академик, но потребовалось еще пятнадцать лет напряженной работы, чтобы картина, показанная на 1-й Передвижной выставке, «Грачи прилетели», утвердила его как одного из лучших современных мастеров, определила значение его творчества в русском искусстве второй половины XIX века.

Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал.

Уж в Сокольниках фиалки цветут. – В. П. ) каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа. Ощетинившийся шпилями монастырь представляет собой силу и мощь, противопоставленную приближающимся врагам. Мотив. Доминирующее в картине лирическое настроение преображает и придает особую поэтичность, казалось бы, простому, неприхотливому мотиву. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «абсолютно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил».

В этот же период было закончено произведение «Весна. Иней» (Воронежский областной художественный музей им. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы». – в академических выставках. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах.

Поле с воронами, Сумерки. Примером может служить холодный и прекрасный «Зимний пейзаж» (1871 год, Нижегородский государственный художественный музей), сочетающий в себе невероятное – сказочность и уют, с горькой правдой и чувством ответственности за происходящее. Природа вечно дышит. По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.

Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .

«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон. Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж.

К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса. На большой реке» (1880-е — 1890-е годы, частное собрание, Москва). Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова.

Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. 65 100, 7 см. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866, Башкирский государственный художественный музей им. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте.

Весна. 1861) и Евгения (род. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна.

Венецианова. Отличительной чертой стилистики Соврасова, в совершенстве овладевшего реалистичной техникой письма, было гармоничное пластическое начало в воссоздании на холсте поэтических образов природы.

В этот период Соврасов работал очень напряженно. 62 48, 5 см. Мрачная холодная атмосфера не дает даже намека на первую зелень. Они еще не покрылись листвой.

Весна. Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. На переднем плане – голубые тени. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко.

Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов).

Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. И это было его главным несчастьем. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца.

Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника: Саврасов умел воодушевлять своих учеников и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской и дома и на натуре. Но это было ещё не все. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Однако сюжет саврасовского полотна характерен не только для московских пейзажистов, но и для всей пейзажной живописи 70-х годов.

Его работы, сделанные еще в 12 лет, находили своих покупателей. Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Перелет птиц» (1874, Одесская художественная картинная галерея). До Саврасова.

Сохранились эскизы живописца для декораций к сцене у Ипатьевского монастыря. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Уж распустился дуб. В конце 50-х и в начале 60-х годов в произведениях Саврасова все еще явственна борьба разнородных тенденций, но он настойчиво ищет черты, присущие именно среднерусскому пейзажу, – профиль местности, своеобразие равнинных далей, характер строений и т. д. : «Вид Москвы с Воробьевых гор» (50-е годы, ГТГ), «Сельский вид при закате солнца» (1858), рисунок «Вид в селе Кунцево под Москвой» (1855, ГТГ). Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу. ». Эта картина – один из символов русского пейзажа.

Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. Крыши крестьянских домов и ветви деревьев, уже обнажились из-под сошедшего снега. Карл Рабус умер и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Коровин, И. И.

С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща. В ней также запечатлен переходный момент в состоянии природы: ранняя осень – первые признаки ее увядания.

Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками.

Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Васнецов, С. А. Официальным поводом визита была возможность для молодого художника спокойно писать «виды с натуры». Весна» (1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Радуга» (1875 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), будто светятся искренней радостью и уютом простой сельской жизни, наполняя душу возвышенным чувством единения русского крестьянина с родной землей.

В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Целью организации было стремление максимально приблизить искусство живописи к простому народу.

Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели). Коровин и К. С.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Обыденность и скромность передних планов сочетается в картине с эпическим простором далевого вида. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работу над «Грачами» Саврасов начал в марте 1871 г. по натурным этюдам, написанным во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области).

В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Таким образом, «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт и Шишкин.

Окрестности Ярославля» (1874)f. Картины. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ). Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива.

Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. В это же период семейство лишается казенной квартиры. В 1870-е он создает удивительно красивый, словно волшебный «Зимний пейзаж. Холст, масло. Стволы дубов в Останкине высохли.

После успеха «Грачей» художнику пришлось нелегко, к счастью, в конце 1871 года руководить натурным классом в училище пригласили талантливого живописца, блестящего педагога и единственного преданного друга Саврасова — В. Перова. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи.

Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». В 1869 году учебник был издан, как раз тогда, когда необходимость «народности» в русской живописи проявилась особенно остро. Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона.

В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве в купеческой семье. Сепия озаряет предметы золотистым светом.

Настроение нужно. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). Город Кимры на Волге». То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. Легкие тени берез лежат на чуть потемневшем, но все ещё чистом белом снегу. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать.

Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Этюд», «Аллея». В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но на этом «черная полоса» в жизни художника не кончилась, 1882 году умер от чахотки друг живописца Василий Перов. И удачно женится. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы.

Это расцвет творчества Саврасова. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Рисовать он любил с детства. Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцарии, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.

ненастную погоду. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Еле заметные голубые тени протянулись по ослепительно белому снегу.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Нестерова, Уфа). В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов. — Там красота неизъяснимая.

Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». Картины «Камень в лесу у Разлива» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Вид на Кремль в ненастную погоду» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), написанные одна за другой в 1850 и 1851 году соответственно, настолько поразили профессоров училища, что они решили вручить Соврасову, проучившемуся в МУЖВ менее двух лет, звание «неклассного художника». Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины.

Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Пейзаж «Грачи прилетели» (1871, ГТГ) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива московских мастеров, которые поставили перед собой задачу создать реалистические образы родного края, отразить его своеобразную красоту. Перед нами окраина села, церквушка, стайка берез.

По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ). Реальность мотива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла.

Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. Первоначально, характерно изменившейся пейзаж служил исключительно фоном для полотен на сельскую тематику. В московской академии царил демократический дух.

Они особенно ощущаются в графических работах художника Саврасов отходит в них от линейной светотеневой манеры, которой он так мастерски владел., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. Окрестности Ярославля» (1874). Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым. Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения.

Иней» Алексей Саврасов написал в 1870-х годах. Лишь спустя почти десять лет, природа получила своё собственное значение и звучание, в её неразрывной связи с судьбой русского народа. Становление художника происходило очень быстро.

В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. В браке родилось четыре дочери и один сын. Нет выше наслаждения созерцания природы. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад.

Мастер не сразу представил своё произведение публике. Мальчика крестили в церкви великомученика Никиты на реке Яузе. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Однако в том же, 1844 году, Алексей, по-видимому из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Семья Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3 -й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Художник пользовался разными техниками и приемами.

Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Этот мотив, видимо, сильно поразивший художника, по-новому преломлен в целом цикле поздних работ. Но всё написано с любовью и большим вниманием к деталям. В 1871-1875 гг. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871).

К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. Художника притягивает ранняя весна. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе.

Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. В его сторону обращена одинокая женская фигура. С раннего детства Алексею приходилось во всем помогать отцу.

Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Стремясь как можно лучше овладеть техникой пейзажа, который в тот период оставался «на обочине» большого искусства, Алексей Соврасов очень любил зарисовывать самые различные потаенные уголки и окрестности родного города. Шишкин и Н. В. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род.

Сергей и Константин Коровины, Исаак Левитан, Сергей Светославский, Михаил Нестеров и другие юноши, поступившие в его мастерскую или работавшие в соседнем классе у Перова, с воодушевлением восприняли призыв Саврасова идти в природу, наполнять свои произведения отрадным чувством единения с ней. картину Могила на Волге. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.

В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: "Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям.

Тем не менее, более показательной оказалась картина «Проселок» (1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва), в которой отразилось тяжелое душевное состояние живописца. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. Простой, почти убогий мотив. Целая плеяда замечательных русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ (В. Г.

Его способности привлекли внимание августейших особ. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке.

В живописи, как и в литературе, появилось стремление к честному отображению русской действительности и тяжелой судьбы обнищавшего крестьянства. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). 70 57 см. Произведение поделено на две части. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. 1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Избрав низкий горизонт (точка зрения сверху), художник изображает сгрудившиеся на переднем плане дома и домишки предместья, прижатую к домам рощицу высоких, но чахлых берез.

я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. В начале XIX века художники искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. Образованнейший русский художник, друг Александра Иванова, он сочетал увлечение философией и литературой с серьезным интересом к естественным наукам. Однако Алексей не бросил живопись, он упорно продолжал рисовать ночами, за что был изгнан суровым отцом со всем своим хозяйством из теплой части дома на продуваемый всеми ветрами чердак. Семья часто перебиралась, в зависимости от того, как шли дела у Кондратия Артемьевича.

С течением времени изменения во внутриполитической обстановке в стране привлекли внимание любителей живописи к другим, остросоциальным направлениям в искусстве. Тема картины значительно шире ее названия (изображение монастыря, отодвинутое в глубь картины, не играет в ней решающей роли). Где-то в это время, художник немного меняет свою фамилию.

С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Точно выписаны детали: трава, веточки изгородь, солома на крыше шалаша. И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет.

Пукирев, И. И. Канавка, наполненная водой. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.

Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).

Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. На основе этой серии художник и выполнил впоследствии рисунки «Сосны у болота» и несколько других. За ними среди серых бревенчатых изб возвышается шатровая колокольня сельской церкви.

Он даже прекрасно отразил внутренней трагизм жизни пейзажиста в «Портрете художника А. К. Саврасова» (1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск.

Коровин, И. Левитан, М. Нестеров). Левитан, Н. А. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). Близкие постоянно обвиняли художника в нежелании добиваться выгодных заказов и привилегий.

Примером результатов этой поездки может служить работа «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852 год, частное собрание, Санкт-Петербург). Картины. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.

На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Бытовой реалистический жанр стал особенно актуален в изобразительном искусстве. Он жил и работал в основном в Москве, участвовал в экспозициях Товарищества передвижных выставках.

Саврасова уволили из МУЖВИЗа. Болото, 1870). Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании.

Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. К лучшим вещам этого круга следует отнести и пейзаж Радуга (1875, ГРМ). Но стать первооткрывателями было не легкой задачей.

К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869). Работа великолепно передает и физическую мощь и тяжелый душевный раскол, ранимость и незащищенность художника. Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна.

С «Грачей», по меткому выражению Крамского, начались поиски «души» русской природы в живописи. Холст, масло. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи.

Но смерть двух дочерей от первого брака и уход жены негативно отразились на душевном состоянии художника, он начал пить. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. В итоге, в 1848 году, Алексей Соврасов вновь оказался в пейзажном классе МУЖВ. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Но торговые дела не заглушали природной страсти, а именно тяги к рисованию.

Коровиным. В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ). Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. Бенуа, – «путеводной звездой» для целого поколения пейзажистов.

1867). Так, например, в полотне «Сухарева башня» (1872 год, Государственный исторический музей, Москва) ведущая роль отдана вовсе не разрушенному ныне памятнику столичной истории и архитектуры, а лиричному холодному состоянию городской природы с её заиндевелыми деревьями и заснеженными деревянными домами. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». передал момент чрезвычайно верно и жизненно. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море. Так, в картине «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, ГТГ), за которую Саврасов получил звание академика, проявляются реалистические черты, стремление избежать поверхностных эффектов, поиски тонких тональных решений. Он входил в состав учредителей и был членом правления.

Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Так продолжалось вплоть до 1875 года. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Алексей Саврасов написал эту картину в 1873 г., но не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил своему другу – художнику И. Прянишникову. Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад.

Существует множество описаний этой картины и её оценок. Не смотря на все ещё сохранившееся влияние «итальянских мотивов» и явную схожесть композиции с полотном «Вид на Кремль в ненастную погоду», произведение отличается удивительно умиротворенным состоянием.

Но этот этюд был не единственным. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). Любимый ученик Саврасова Исаак Левитан так откликнулся на смерть мастера: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Многие художники, встречавшие Саврасова в конце его жизни в районе нищенского «дна» Москвы — Хитрова рынка или в дешевых кабаках, видели лишь его деградацию и распад личности. Картина поражала удивительным оптимизмом.

Он предпочитает особую бумагу (так называемую папье-пеле), дающую возможность, работая пятном, тонким, острым штрихом, мягкой полутенью, достигать многообразных эффектов. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Только размытая дождем дорога, старые ветлы у обочины да поле спелых хлебов станут главными изображениями на картине. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Саврасов умер 8 октября 1897 г. в Москве в больнице для бедных. С этого времени, художник решил больше не принимать участия в деятельности Товарищества.

Ещё одна картина этого периода — «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871 год, Нижегородский государственный художественный музей) прекрасно передает перспективу провинциального городка, расположившегося у подножия холма, откуда открывается великолепный вид. Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать. Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства, потребность в общественном покаянии и демократизации различных сфер деятельности, столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве.

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). «Грачам» свойственна особая, задушевная повествовательность. Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи.

Гармоническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы «Инея» придает ему особое очарование. В результате возникшего душевного надлома художник пристрастился к алкоголю, разладилась его семейная жизнь. Надо у природы учиться.

За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву. Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств. Левитаном и А. А. В симфонию красно-коричневых, серебристых, жемчужно-голубых, серо-стальных, золотисто-палевых, кофейных и кое-где даже розовых тонов вплетается малахитовая зелень травы. Последние его годы прошли в нужде и тяготах, хотя он имел семью и детей. А. К.

Мальчик из-за этого стал даже изгоем в своем доме. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

Мастерски написанные картины «На Волге» (1875 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), «Домик в провинции. В этой работе есть много родственного «Грачам».

Даже, несмотря на то, что художник неустанно работал, создавая огромное количество великолепных пейзажей и набросков, его работы ругали даже те критики и искусствоведу, которые чутко следили за всеми веяниями в русском искусстве, продолжая по привычке приветствовать в сюжетах лишь «народность». Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Видимо их была целая серия. Очень тонкий колорит красок, воздух лёгкий и прозрачный, от картины веет пробуждающейся природой. Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени.

К сожалению он пристрастился к вину. «Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника. Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. Выполнены они тоже по способу папье-пеле. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер. Творческая судьба Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) необычна.

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. Зимние мотивы встречались в творчестве живописцев уже в 60-е годы.

Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста — уметь «видеть» (чувствовать) природу. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Во многом, предвосхищая будущее и становясь "путеводной звездой" для следующих поколений пейзажистов, оно одновременно хранит в себе что-то от традиций идущих от романтизма, уже по-новому переосмысленных и подчиненных задачам времени.

Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Картина «Весенний день» (1873 год, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) показывает нам грязную дорогу, размытую талыми водами и покосившуюся ограду, на которой восседают любопытные куры. В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги облачное небо Юрьевец на взгорье куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу невеселая, но характерная картина.

При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. Цветовая гамма спокойная, но всё полотно очень эмоционально, оптимистично и захватывает ощущением необъятности просторов и бесконечности жизни. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850 -х годов). Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования.

Холст, масло. В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Что-то вроде различных вариантов «извержения Везувия» или «морские бури», которые затем за бесценок раскупали уличные лотошники, впоследствии их перепродававшие.

Вереницу бурлаков, тянущих баржу в этом пейзаже, как предполагают исследователи, набросал Перов (эскиз этой картины имеется в ГТГ). Этот период был одним из самых плодотворных у художника. Саврасова, . И. Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее. На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. Очень скоро, почетное место члена правления общества, рядом с Саврасовым, занял и В. Перов.

Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К. И. Рабус. В последние годы художник Саврасов влачил полунищенское существование, скитался по ночлежкам. Пришли болезни, ухудшилось зрение. др. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный». Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Например, в картине «Сельский вид» (1867 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) родная природа с цветущими садовыми деревьями и весенней листвой берез изображена наполненной лиризма и потаенной грустью.

К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Обычный русский пейзаж: сосновый лес, перед ним – поле с пасущимся стадом коров. Перов и В. В. Видеть красоту надо, понять, любить. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: Сокольники, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево выезжал в серные губернии России, в Поволжье. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника. На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены.

Простой, почти убогий мотив. Картина «Украинский пейзаж» (1849 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) немного напоминает ставшие очень популярными в этот период «итальянские виды», но уже в ней чувствуется внимательность и любовь Соврасова к родной природе. Важной вехой в жизни художника был 1854 год.

Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. Иней (1870-ые годы), Вечер.

Но путь в большое искусство оказался нелегким. В конце 60-х годов Саврасов, поддерживавший многочисленные дружеские связи с петербургскими художниками, основал Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Новый период его жизни и творчества совпал по времени с эпохой реформ, наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826— 1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели».

Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. В этот период и появилась его самая знаменитая картина «Грачи прилетели». Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства».

Крамской в письме к Ф. Васильеву отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Описывать картину нет смысла: её содержание известно всем со школьной скамьи. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Он мало с кем общался, постоянно пребывал в состоянии депрессии и начал много пить. Пасмурное небо со сгустившимися низкими тучами.

Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его "из квартиры за страсть к живописи, на чердак", был вынужден прекратить учебу. Он умер в больнице для бедных. Рябушкин, С. И. Он реже выставлялся, работал все более неровно. В браке родилось четыре дочери и один сын.

62 88 см. Поначалу работа вызвала некоторое недоумение зрителей, однако коллеги живописца сразу разглядели в нём нечто своеобразное и новое, ставшее для них откровением. Зима (1870-е, ГТГ). Она была сразу высоко оценена многими художниками. Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок».

Картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) уже обдает нас мрачным и холодным настроением. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда – Камень в лесу у Разлива и Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (оба 1850 год).

Холст, масло. Тяжелый недуг одолевает жену. Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). Художественный уровень их стремительно снижается.

В 80-х годах художник возвращается к теме осиного острова. Тем временем в Москве произошло знаменательное событие — в 1843 году официально распахнуло свои двери Московское училище живописи и ваяния. Подписью «Молвитино» утверждается конкретность избранного художником мотива. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. Светославский, М. В. Саврасова, .

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина наполнена воздухом, светом и пространством. И. Н. Крамского). 5. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах», -- так описывал И. Н.

А. Саврасов «Просёлок» (1873). Зима», «Весна. В нём мы видим переплетающиеся корневища деревьев и проседающий вглубь земли массивный треснувший камень. Нестеров и мн. Саврасова словно тяготит этот прочный, но узкий мирок.

В конце 1876 года брак распался. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Он начинает подписывать свои работы «Саврасов», заменив первую гласную «о» более привычной московскому слуху «а».

— Да, да. А когда-то, в середине XIX века, его роль в отечественном, московском искусстве была поистине велика. На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу. Все поздравляли художника с творческой удачей.

Менялось отношение и к изображению и восприятие природы, которое становится более бытовым. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. В полотне «Иней» передана волшебная красота сияющего под солнечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки молодых деревьев.

В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Так, Саврасов – почти одновременно с Репиным и независимо от него – был потрясен условиями труда бурлаков, которым посвятил пейзаж «Вид Волги под Юрьевцем» (1871). но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Она очень внимательно следила за всеми явлениями в русском изобразительном искусстве.

Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика. Эти две работы не даром произвели такое сильно впечатление на московскую публику. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859).

Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком».

Нижняя часть показывает нам зловещий излом почвы, выступающий вперед. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией. я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Картину «Зимний пейзаж.

Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство. Если можно говорить о московской школе пейзажной живописи, то Саврасов выступает, в сущности, как глава этой школы – как самый крупный, талантливый и влиятельный ее представитель. Романтика бессмертна. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья – семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы. «Саврасов создал русский пейзаж и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца.