Плакаты Кукрыниксов
Плакат Кукрыниксов Кукрыниксы – объединение художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР, 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился первый военный плакат КуКрыНикСов — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».
Творчество Кукрыниксов в плакатах художников, посвященных Великой Отечественной Войне
Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. А это уже тема полнокровного искусства. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др. Работал над иллюстрированием произведений М. Горького, Д. Бедного, М. Е.
Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941 и др. ). В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.
Решаем ЕГЭ ИсторияВсе фотографииКукрыниксы – плакаты и рисунки193
Публикуем рисунки из этой серии. Среди изображенных: Виши — коллаборационистское правительство во Франции Квислинг — лидер фашистской партии в Норвегии, позже (с 1942 г. ) премьер-министр, его имя стало нарицательным для предателей своего народа. они проиллюстрировали небольшой рассказ «Дама с собачкой» таким количеством рисунков, что получилось зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. При этом каждый художник творит и самостоятельно. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало.
На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Зато в СССР в 1942 году они получили Сталинскую премию. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным.
Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. С развитием военных действий -жалкий неудачник. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».
- О творчестве художников Кукрыниксы
- Художники Кукрыниксы карикатуры
- Карикатуры Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны
- Карикатуры Кукрыниксов: искусство разоблачительной метафоры
- Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины
Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский.
они проиллюстрировали небольшой рассказ «Дама с собачкой» таким количеством рисунков, что получилось зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом., которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате.
Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Здесь они выработали свой особенный стиль. В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).
- Великие художники в портретах КуКрыНикСов
- Карикатуры художниковКукрыниксов
- ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
- 5 простых способов продлить себе жизнь
- Лучшие художественные фильмы о продажах
Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Они дважды иллюстрировали «12 стульев» Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев -Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки», 1937-39), а вслед за ними и персонажей («Мертвые души», 1938). Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина «За Родину. », на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур.
В этой лаконичной композиции художники удачно обыграли как невысокий рост Гитлера, так и вероломство его нападения на СССР вопреки действовавшему в то время мирному договору между странами. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой.
- Забавные комиксы для любителей интеллектуального юмора
- Знаменитости до и после посещения России
- Цветные фотографии США начала века
- Уникальные цветные фотографии времен Второй Мировой Войны
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. 44 х 36 Государственный Русский музей (инв. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Кто не помнит плакат Д. С. Моора «Ты записался добровольцем. ».
Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46 к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39 стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69 и др. ). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных.
Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57). Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2).
- Шокирующие фото теракта 11 сентября 2001 года
- Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991)
- Порфирий Никитич Крылов (1902-1990)
- Николай Александрович Соколов (1903-2000)
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Художественный метод Кукрыниксов
- Значительные работы Кукрыниксов
Грубовато, до резкости прямолинейно. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Уже шла речь о том, что эти мотивы встречались в довоенных произведениях художников на сходную тематику. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката.
Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропусками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52). Результаты совместного творчества поэта и художников представлены в коллекции Мамонтовых: оригиналы плакатов «Против молодца — сам овца», «Смерть за смерть», «Дрожит фашистская империя», эскиз плаката «Паразит на паразите», карикатуры «Роммелевский марш», «Минеральные воды», «Беспокойный покойник» иллюстрации к сборникам военных стихотворений «Урок истории», «Черным по белому», «Капут. » и другие. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы.
- Выставки и наследие Кукрыниксов
- Творческий путь Михаила Куприянова
- Творческая биография Николая Соколова
- Карикатуры Кукрыниксов как оружие победы
- Словари и энциклопедии на Академике
В эти тяжелые дни выходило мало газет. Ее эмоциональные характеристики — искренность и страстность. «Кукрыниксы» раскрывали звериное нутро фашистов и всей гитлеровской армии, низводя их до настоящего зоопарка. Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет. ». Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело». Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс.
Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатного и сатирического искусства.
- Влияние на мировую культуру, награды
- Литературные пародии, шаржи, поздравления на заказ
Их создавали разные хорошие художники. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия.
Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. В их состав входило три художника— КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы»— не что иное как коллективный псевдоним. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ».
Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Наиболее известны среди них английские карикатуры 1803 года.
В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага и когда В. Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Сначала художники тренировались (нет, не на кошках. ) на литературных героях отечественных и зарубежных классиков, а сотрудничая с газетой «Правда» и журналом «Крокодил», перешли на политическую карикатуру.
Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, матери с детьми, с вещами Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспоминаний Кукрыниксов). Фантазия и изобретательность поразительны. Их сила — в сплоченности. Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек.
Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно.
Соколов. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы.
Шла война Во время воздушных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). На Нюрнбергском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны и в течение следующих пяти лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.
Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения. В 1945-46 гг. Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов.
Среди экспонатов— злободневные, островыразительные «Окна ТАСС», большого размера антифашистские стенды-плакаты. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли. », которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его. », «Доигрался») визуализируют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца») самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека) используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября.
Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Да. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Широко известна троица и в качестве иллюстраторов классических произведений.
И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Через 2 года он примкнул к вышеупомянутым гражданам и с этого времени в стенгазете троица начала дружно орудовать карандашом и красками. Начало войн вообще часто сопровождается выпуском подобных карикатур. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и Правда, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. Иными они и не могли быть.
Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. Родился в г. Тетюши (ныне Татарстан). В темном фашистском царстве логика формирования отдельных характеров, логика отдельных судеб определялась общей логикой фашизма, его социальным содержанием и исторической функцией. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен.
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941). В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Высшие художественно-технические мастерские в Москве были весьма популярны в 1920-х годах. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию.
Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Господин Адольф Гитлер мог быть от природы умен или глуп, талантлив или бездарен, но нацистская догма, которая выдвинула его на политическую арену, была исторически обреченной, враждебной разуму и перспективам развития человеческой цивилизации. Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»).
Оба приезжие (Михаил из Казани, Порфирий из Тулы), оба рвущиеся к знаниям студенты, каждый – будущий художник и график. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Все пять лет войны они трудились ежедневно. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов их облика и поступков. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Необычайная актуальность тематики идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка – эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.
А также листовки, рисунки и карикатуры Кукрыниксов. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям.
Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат «Красная Армия несет освобождение». Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Еле цел, Гитлер снова погорел».
В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. ", 1941). Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства.
Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.
произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Образ врага развивается в связи с изменением хода военных событий, но он всегда жесток, смехотворен и глуп. В Германии Кукрыниксов даже зачислили в разряд «смертельных врагов Третьего рейха». Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. На такой вопрос нельзя ответить односложно. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).
Кукрыниксы – творческий коллектив графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР, Герои Социалистического Труда: Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Крылов Порфирий Никитич (1902-1990) и Соколов Николай Александрович (1903-2000). Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький.
Изображение и слово совмещались независимо от того, что из них рождалось первым. Они иллюстрировали произведения Гоголя, Чехова, Горького и много кого ещё. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и др.
С 20-х гг. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения.
Оригиналы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» занимают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Но большинство плакатов и карикатур Кукрыниксов создано в соавторстве с С. Маршаком. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др.
Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Шолохова, И. А. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Ее историческое значение бесценно. В эти тяжелые дни выходило мало газет.
Все трудятся Взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи». Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. В 1940–60-е гг. Очень часто газету заменял плакат.
Несколько иначе подошли художники к рассказам (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. 43 х 31, 1 Государственная Третьяковская галерея (инв.
Очень часто газету заменял плакат. Британцев охватила паника. Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Не было ли в них некоторой облегченности, не показывали ли они сильного и беспощадного врага всего лишь жалким и нелепо-смехотворным.
Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Уже в Москве написали полную картину «Таня». Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея). И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных.
Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело». Куприянов, Крылов и Соколов не прекращали экспериментировать. «Кукрыниксы» часто обращались к известному и распространенному в карикатуре приёму изображать врага не человеком, а уродливым пауком, злобным и трусливым волком или туповатой мохнатой гориллой, тем самым подчеркивая уродство фашистов, потерявших человеческий облик. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Лескова, М. Сервантеса, М. А.
Оно воевало. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня.
Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Сами художники считали свое творчество «противостоянием». Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Сатирическая фантазия, метафорический строй изображения, столь свойственные художникам в их карикатурах военных лет, воплощаются с особой емкостью и лапидарностью иносказательного обобщения. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением.
В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д. А. Шмаринова «Красная Армия несет освобождение». «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом.
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде».
Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе «Родина-мать зовет. ». Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок.
О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина «За Родину. », на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. В ночь на 8 августа был совершен первый налет советской авиации на Берлин. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. «Все трое.
В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Для «Окон ТАСС» писали тексты известные поэты. Так, плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагает по трупам женщин и детей, был создан менее чем через сутки после появления в печати стихотворения К. Симонова «Убей его. ».
А в это самое время Николай Соколов, проживающий в Рыбинске, подписывал свои рисунки Никс. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеенные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боролись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечности. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия.
Гоголя, Н. С. Кто не помнит плакат Д. С. Моора Ты записался добровольцем. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).
На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. Очень часто газету заменял плакат. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур.
Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др.
«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. В один из дней на заседание редакции зашли трое студентов и предложили стать иллюстраторами журнала. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Они дважды иллюстрировали 12 стульев Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к Жизни Клима Самгина М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина (История одного города, Господа Головлевы, Сказки, 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя (Мертвые души, 1938)., на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.
В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага и когда В. Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Остроумие Кукрыниксов неисчерпаемо. С вышки социалистического гуманизма Кукрыниксы зорко увидели и распознали не только общественную суть фашистских концепций, но и все их взаимоотношения с жизнью эпохи в целом и каждого ее современника в отдельности. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.
Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции.
Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли.
В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. В самые первые дни войны политуправление Красной Армии вызвало к себе Кукрыниксов и предложило работать над антифашистскими листовками, которые должны были забрасываться в тылы противника. Петрова, создавал карикатуры для газеты «Правда», журнала «Крокодил», шаржей на деятелей искусств изданных отдельными книгами (уже в составе Кукрыниксов). Во время Великой Отечественной войны создавал антивоенные карикатуры, плакаты и листовки для газеты «Правда» и «Окон ТАСС» – также совместно с Крыловым и Соколовым. Индивидуально М. Куприянов работал в различных жанрах живописи. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки., 1941).
С 20-х гг. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Трио художников КуКрыНикСов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) прославилось самыми цепляющими и смешными карикатурами на фашистов во время Великой Отечественной войны. Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Они дважды иллюстрировали «12 стульев» Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1934) в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки», 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя («Мертвые души», 1938). Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря.
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). В эти тяжелые дни выходило мало газет. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности и это стало их исходной точкой в сотрудничестве. Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси. » изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык.
В начале войны — свирепый завоеватель. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. В 1945-46 гг.
Вот такие карикатуры можно не только пересказать, но и без всяких утрат, полноценно заменить словами. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и «Правда», что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно выразительна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др. ).
Советский график и карикатурист, художник. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси. » изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. И дело оно делало общее. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). Как лозунг звучит победная надпись Дошли.
И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. В 1945-46 гг. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер.
А главное— враг был взят на прицел изучен и понят. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57).
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. Ильфа и Е. П. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. ДваЧасть2Материалы давно. руС уважением avdeev-a.
Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками.
«В основном женщины, дети, старики. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Художники работали с удивительной самоотдачей. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.
Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии. Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.
Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Через день эти плакаты появлялись на улицах. Кто не помнит плакат «Ты записался добровольцем. ». И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности. — изумился Жаров, — что можете. ». Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.
Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли. », которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии изображенной на плакате. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Но сатирические образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть.
Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и «Правда», что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий), рисовали карикатуры на бытовые темы. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу.
Некоторые карикатуры снабжены сатирическими подписями вроде: «Из Ростова немец-пес еле голову унес» или «Что делать. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.
Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие.
С 20-х гг. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. 25857) В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана. Плакат боролся, он был оружием и его, как оружие, берегли.
Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Разумеется, трудоустройство состоялось.
., 1941). Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).
Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды.