Портрет Ахматовой 1914 Автор

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.

Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Она была третьей из шести детей. Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина20 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля21. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). написал портрет Анны Андреевны Ахматовой.

1911 год. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой22 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»23, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата20. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе.

Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого.

Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Н. И. Альтман в 1914г. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) уже была прославленным поэтом.

В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника.

От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Это был долгожданный ребенок.

Поездка не состоялась. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.

Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Держалась она очень уединенно». И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Художник не успел дописать руки поэтессы. Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»20.

Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Ее муза олицетворяет скорбь. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака».