Портрет Лермонтова

В экспозиции Дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта. Художник Роберт Шведе, в 1841 году по заказу министра (и родственника Лермонтова) А. А. Столыпина создал портрет умершего поэта. Акварельный портрет кисти К. Горбунова – последнее прижизненное изображение Лермонтова. Портреты М. Ю. Лермонтова: 1.

Самые ранние портреты М. Ю. Лермонтова выполнены неизвестными художниками, вероятно, крепостными. 3 портрета М. Лермонтова пишет А. Клюндер. Принято считать, что это наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных портретов Лермонтова. Далее предлагаем посмотреть и бесплатно скачать портреты Лермонтова в хорошем качестве.

Лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена.

Картинки портрет Лермонтова в хорошем качестве (16 фото)

Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. В 1842 по акв. писателей, ему посвященных. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов.

Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии (ср. Столыпин об этой работе. Шереметьевой". На портрете нет ни подписи, ни даты. осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ).

В 30-е гг. текстом: Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой. Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939-40) – из коллекции кн. Клюндера авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В. Д.

См. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: Michel Lermontoff Bussischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt (Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный). Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски – в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). рис.

1838 по апр. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены и сочинение стало стремительно распространяться в списках. А не так давно собрание «Домика Лермонтова» пополнил портрет кисти Никаса Сафронова». Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Портрет подписной, датированный: "38/ХI". Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым.

Автопортрет Лермонтова: 
история одного полотна

Автопортрет Лермонтова: история одного полотна

Там она отдала акварель на хранение А. М. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Дополнит. Портрет хранится в Институте русской литературы. полка, дан на фоне поэтич. Россильона.

основу (см. черно-белых силуэтов. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра).

В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами. интерьера. А. А. Мнения современников относительно сходства противоречивы.

к этому стихотворению. соч. иск-в им. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. Последний прижизненный портрет Л. – 1841 (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка.

  1. Презентация по литературе Портреты Лермонтова
  2. Биография Михаила Лермонтова – фото, личная жизнь
  3. Почему погиб Михаил Лермонтов (9 фото)
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник
  5. Презентация на тему: Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников
  6. Портрет Лермонтова, великого русского поэта
  7. Михаил Лермонтовстихотворение«Портрет»
  8. Картинки «Марш деревянных солдатиков» (12 фото)

А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). за 6 с небольшим лет. В эту пору появилось мн. Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз).

Глаза маленькие и быстрые. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры. Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. художника, - копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ). Второй портрет – 1820-22 также выполнен неизв.

  1. Картинки Веселый Роджер (30 фото)
  2. Красивые картинки Ураза Байрам 2019 (16 фото)
  3. Красивые картинки с Международным днем блогера 2019 (11 фото)
  4. Красивые картинки с Днем работников миграционной службы 2019 (13 фото)
  5. Красивые картинки с Всемирным днем донора крови 2019 (12 фото)

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. В 1891 для иллюстрир. относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. Л. изд-во Печатник, т. 1, с. 20-21).

Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М. Портрет подписной, датированный: 38/XI. Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина».

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Поэт на полотнах различных художников
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Другие статьи из «Лермонтовской энциклопедии»
  • Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
  • ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЛЕРМОНТОВА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА

Бессмертного и навсегда молодого. Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич. Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е. А. в ГЛМ поступил из ФРГ).

Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств. Л. (холст, масло собственность семьи художника). Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. В тот же петерб. набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ).

  1. Самые читаемые стихи Лермонтова

Андрониковым в 1948. Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных. художники, осветившие отд.

Презентация по литературе 
Портреты Лермонтова

Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. В Музее изобразит. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк», 1961, 31, с. 9. О том, что Лермонтов писал картины известно далеко не всем. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг.

Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958). Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ). Во время вспышек гнева они были ужасны. художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. иск-в им. В 1875 году П. А. Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв. людей, Живопис.

автор бисквит музей Л. в Пятигорске). Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». В те же годы создано неск. Несомненное сходство с автопортретом и в рис.

Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. на обложке кн. : В. Сиповский, Лермонтов и Грибоедов, П., 1914). Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) – на титуле Песни про.

Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах). значит. 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске). Интересна картина Г. С. Метелева Лермонтов – изгнанник (холст, масло Свердловская картинная галерея).

Портрет хранится в Институте русской литературы. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. изд.

20 вв. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. У истоков сов.

В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант – в ГЛМ с датой: 1933). К 1941 относятся 3 работы Л. Е. Фейнберга: Лермонтов узнает о смерти Пушкина, Лермонтов рисует в горах, Лермонтов под выстрелом Мартынова (все – уголь ГЛМ не воспроизводились). гор (ИРЛИ воспроизв. В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. 1840.

окрашенность. Пушкина лепил И. П. Витали. Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. М. А. Врубеля 1891 к стих. иск-во.

Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. Ну, так это неправда знать только нужно было, с какой стороны подойти. материалами привез из ФРГ оригинал портрета. к стих. Однако в 1905 на выставке в Таврич.

ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. (1838г. ) В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Горбунову (бумага, акварель). Верещагиной. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель Институт русской литературы см.

Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. ИРЛИ см. По этому рис. В этот период (с июня 1840 по янв. Палена (1840).

музей и оттуда – в ИРЛИ. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). анализ портретов – Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315-16). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный"). музей портрет поступил от художника в 1882). купца Калашникова (М. - П., 1919). На обороте снимка надпись: Поэт Лермонтов.

Новое время (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат.

кавк. Он сидит на пестрой тахте, облокотившись о мутаку, левая рука с тетрадью покоится на коленях. в настоящем изд.

Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным. портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). Р. Бар-то, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль и Лермонтов на берегу моря.

Внизу подпись художника и дата 1840 (слав. иллюстратор Л., еще в 1913-14 к отд. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти».

В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк. К 1870-м гг. Изящный силуэтный рис. До 1865 о существовании портрета не было известно. В 19 – нач. тематике обратился Б. Н. Бессонов.

Огонек, 1961, 31, с. 9. соч. На портрете изображен офицер в сюртуке с серебряным прибором, малиновым кантом, в шинели на правом плече. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Артиллерийский музей и оттуда – в ИРЛИ. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова.

детали, все остальное зачернено романтич. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ). Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Портрет, написанный по заказу А. А. В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв.

1840), в пору расцвета поэтич. После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. Меринский тогда же видел этот портрет. Все рис. - перовые с тоном (ГЛМ) – отличаются живым, стремит. Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Портрет Лермонтова в детстве Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв.

Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. 13. номером журнала. иконографии. Огонек, 1947, 33-35. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр.

В иконографии Л. имеется группа т. н. сомнительных портретов – не убедительных по сходству или недостаточно документированных. Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией. Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной.

Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л. В.

В 1956-1957 появилось неск. Аналогии с прижизненными портретами нет. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. В 1962г Андроников вместе с другими материалами привёз из ФРГ оригинал портрета.

литерами). Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф. О. Акв. В изданиях произведений М. Лермонтова часто публикуют его портрет работы П. Заболотского.

Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, взвихренного пейзажа. художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ). А надпись, предназначенная для любимой женщины, ныне выглядит контрастом, по сравнению с банально-музейным: «Лермонтов Автопортрет (акварель, 1837)»., М., 1965, с. 51-52). купца Калашникова, вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета.

к книгам сов. 1837. Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. ИРЛИ). таких книг. портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ). Столыпин об этой работе. На обратной стороне картины имеется надпись на немецком языке, которая называет создателя картины.

Все варианты – погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. предшествовал его лирич. Л. - слева, на диване, в гусарском доломане.

Портрет Лермонтова в детстве Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности. На живописи, внизу: Писал А. Челышев. Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ). А. А.

Смертность мальчиков выше, чем девочек и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. И – сардоническая улыбка.

Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят. Д. А. Шмаринова к Герою. 27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом.

Подарен мне фон-Баумгартеном. Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Более мы с ним не виделись.

В 1962 Андроников вместе с др. Искусствоведы скрупулезно выискивают в нем недостатки наподобие плохо прорисованных рук. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок – На привале в Темир-Хан-Шуре (помещен в альбоме П. А. Урусова). художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ).

Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. В 1883 для экспозиции нового Лермонт. 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун. Пахомов по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С. -Петербург») он установил фамилию художника и дату. В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»).

А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним – Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль.

журн. ИРЛИ). В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ). Зильберштейн, с. 41-42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. и маленький фарфоровый бюст работы неизв. Краевский заказал его К. А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти».

А. М. музей и оттуда — в Институт русской литературы. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим нарисованный»). Выполнен он П. Е. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ).

В Музее изобразительных искусств имени А. С. явлений лермонт. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр. Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, - в ИРЛИ.

Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. П. Е. Корнилова). в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный. Серии илл.

Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского Мишель Лермонтов (1933) – почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете – Лермонтов с дамой верхом и фронтиспис Лермонтов в обществе гостей Верзилиных (поодаль – Мартынов в черкеске). Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв. приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. Верещагиной.

Др. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.

Без даты. Он значительно богаче и тоньше по технич. Из скульптурных изображений нач.

Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска. Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции. Шведе На второй день после гибели поэта Р. К. период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них – Заболотского (картон, масло ИРЛИ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка).

Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. 1841), т. е. за 6 с небольшим лет.

Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся. копии, на к-рых повреждения не переданы. На гагаринском снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. с 1917 – ИРЛИ). Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. Стихотворений Л. (1842-44). Если не считать этих двух детских портретов, то все остальные созданы за очень короткий промежуток времени с конца 1834 до начала 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841), то есть за шесть с небольшим лет.

Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. к лермонт. Портрет Лермонтова работы К. А.

Л. (изд. В 50-60-е гг. П. 3.

В. А. Меншикова (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Краевский заказал его К. А. Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. Андроников И., Я хочу рассказать вам.

Сам портрет не столь интересный, сколько его история: он предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова — беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

(все – в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт – в ИРЛИ). Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156-62). К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте (Писал Будкин 1834-го С. Петербург) он установил фамилию художника – Ф. А. Будкин – и дату.

Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. и оригинальных работ. Горбунова.

Портрет работы Р. К. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. Горбунова (1841) Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки.

Среди прижизненных считается одним из лучших. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Палена (1840) Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д. П. Бакаева) почти не отличается от предыдущего портрета Фотография 6 этого альбома), нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель с 1917 находится в Институте русской литературы). Мальчик изображен в белом платье. Ок. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842-1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн.

Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником. О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов – авторы осн. В трех из десяти илл. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл. В кн.

К 1964 появилось еще неск. Портрет оставляет тяжелое впечатление. Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп.

Казалось мне в тот миг, что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта исчезла. Подобная практика была широко распространена. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Лермонтов на смертном одре. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно.

Кузьмина к повести К. Большакова Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка (1932) изображен Л. : Поэт за карточным столом в доме Нигорина, Лермонтов под арестом и Дуэль Лермонтова с Мартыновым. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. войны фото с барельефа в ИРЛИ) в 1887 гравюру на дереве с этого барельефа вырезал М. И. Матюшин.

До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. ссылки. обозрение, 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, Совр., 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19-21 его же, Новые портреты Л., Огонек, 1939, 25-26 Пахомов (2) Иванов В. И., Лермонтов П. П. Кончаловского, Лит-ра и иск-во, 1943, 17 апр.

С 1889, т. е. со времени первой публикации этого портрета (Собр. Будкин, П. Е. в кн. : Герой. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. Впервые он был опубл. Интересна литография А. С. Пруцких.

Портрет, написанный по заказу А. А. И чувствуем, что взгляд не уловлен. под ред. изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. Среди них Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе М. Зайцева (Соч. С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. Самый ранний портрет Л. – 3-4-летнего ребенка – выполнен неизв.

Последнее относится к работе А. Челышева. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Портрет Лермонтова работы К. А. в кн. : Демон изд.

В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн. Среди них илл. Горбунова.

Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. Соч. художника. пейзажа (бумага, акв.

Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». Своеобразен, в стиле модерн, портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. темой. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году).

И. С. Тургенев – современник М. Ю. Лермонтова. Этой т. з. придерживался и Пахомов. Возникли пререкания с экзаменаторами. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн. На портрете 1961-62 (гравюра на дереве см. ун-та (акв. ) Б. А. Дехтерев – Лермонтов и Одоевский на Кавказе (акв. ) А. И. Кравченко – Лермонтов-юноша в парке Середникова (сепия) Бехтеев – Лермонтов у Краевского в редакции (акв. ) Н. Е. Давыдов – Лермонтов читает Раевскому 16 заключит.

с 1917 — ИРЛИ). В 1875 году П. А. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны.

В 1931-53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта – гл. художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. Портрет Лермонтова-корнета Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А. М.

выходит неск. Слева на стене – кавк. Среди прижизненных портретов работа П. Заболотского считается одной из лучших. мастера ИРЛИ). У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Гравюра на дереве по этому рис. Известно неск. работ на темы жизни Л. в Тарханах: Лермонтов в девичьей А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) Миша с дворовыми ребятишками катается с горки и Лермонтов в Тарханах Б. Лебедева (1950 уголь) Подарок крестьян А. Плескова (1954 акв.

эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин – Проводы Лермонтова у Карамзиных (уголь) В. А. Милашевский – Лермонтов в аудитории Моск. динамики образ. Это останется одной из многочисленных загадок, связанных с личностью поэта. Выполнен он П. Е. Реставрация (до 1938) исказила облик поэта.

Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова. 4, 32). в кн. : Лирика Л., М., 1970 суперобложка, фронтисписы). К оформлению первых сов.

Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. А. М. При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см. В иконографии замечается новая черта – сильный элемент жанровости. Л. изд-во Печатник, т. III, с. 3). На поэте мундир Нижегородского драгун. иконографии поэта стоят видные мастера. с надписью на экз.

музее им. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). К участию в этом альбоме были привлечены и др. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты—О. В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см.

Л. в черном расстегнутом сюртуке л. -гв. В 1884 М. И. Цейдлер по портрету Шведе (Лермонтов на смертном одре) вылепил барельеф – погрудное изображение, ограниченное профилированньгм рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е. А. Рис. В 40-50-х гг. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. музей. В 1932 вышла 13-я повесть о Лермонтове П. Павленко с илл. П. П. Кончаловский в 1941-46 работал над большим полотном, посв.

Рисунок связан со стихотворением Журналист, читатель и писатель. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). К композициям в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. дворце появился оригинал, а в газ.

О портрете На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный»). «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Арсеньевой. Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа иной поворот головы, более живое выражение лица. Л. Журналист, читатель и писатель занимает особое место (бумага, черная акв. Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут.

На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре (бумага, масло ИРЛИ). В окружающей жизни их не было. М. Е. Меликов – друг детства М. Ю. Лермонтова. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. Он написал 3 картины: Лермонтов на привале в Чечне (1941 холст, масло), Лермонтов на дуэли (1947 холст, масло), Лермонтов и Белинский (холст, масло все – в музее Л. в Пятигорске). к Думе создал А. Г. Якимченко: Л. в воен. все – в музее Л. в Тарханах).

Дополнительным подтверждением авторства Ф. А. На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом – Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов. его портрет Л. - авторское повторение 1839 (из коллекции однополчанина поэта В. Д. Бакаева) – почти не отличается от предыдущего (бумага, акв. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами».

Есть и др. Почему Лермонтов в платье. А. А. Краевский заказал его К. к. Горбунову (бумага, акв. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд.

При этом — портреты все разные. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45-46 Андроников (6), с. 297-98 Андроников (13), с. 186-91, 194-95, 229-30, 557-99 Описание ИРЛИ, М. -Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус. В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске).

Горбунову (бумага, акварель). Художник был учителем живописи Лермонтова и хорошо его знал. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым.

Картина Н. П. Ульянова – наиболее значит. Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице – мягкая грусть, задумчивость. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. портретов и историей воен. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч.

музей Л. в Пятигорске). Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить. Клюндер, К. А.

карандаш, акв. В 1940 К. И. Рудаков создает портрет Л. в петерб. Самостоят. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, 31, с. 9. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета.

Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. Оттуда – в Государственный литературный музей. Именно вот таким образом автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. композиций – недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант – в ГЛМ). Т. А. Маврина подготовила погрудный портрет (ок.

Строк Смерти поэта (холст, масло) Б. Г. Биргер – Свидание Лермонтова с Белинским в заключении (холст, масло). В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939. Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. портрет 1841. Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений. Др. стих.

Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Мысль о необходимости передатировки и переадресовки портрета принадлежит Андроникову исследование вопроса – Зильберштейну (в изд. : М. Ю. Л. в портретах, с. 30-32), сравнит. Лирика Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились). Сов. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное но присущую мощь тотчас сознавал всякий. На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.

форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ. Маврина выполнила еще 2 работы для альбома М. Ю. Лермонтов (1941) – Смерть Лермонтова и илл. Лопухиной) искусствоведу В. Н. А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965. Там она отдала акварель на хранение А. М.

К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. Портрет Лермонтова работы однополчанина Д. П. Все детство он болел золотухой. Второй портрет работы А. И. Но в совокупности созданные проф.

оружие. Шереметьевой". Шведе создал портрет Лермонтов на смертном одре. Таков автор путевых записок, в котором мы без труда угадываем черты самого Лермонтова. Л. здесь юнкер л. -гв. художниками высокой квалификации (Ф.

художника 50-60-х гг. ). Песни про. Эта акв. Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). штрихом, меткой характеристикой образов. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. В. А. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П. З. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). к Мцыри, к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта. мира гениального поэта.

«Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д. А. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта. портрет поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов.

Взгляд поэта как бы обращен в себя, веки опущены в правом верхнем углу – рыжеволосая девушка-муза слева, вверху – лиловые горы и синее небо. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Следующий портрет относится к янв. - февр.

Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). После этого юноша переехал в Петербург. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация – журн. Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл. В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году.

Как часто. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., PC, 1875, т. 14, кн. ГЛМ не воспроизв. ).

Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е. конф. 3 Шугаев П., Из колыбели замечат.

Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и по-моему, один только К. П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в глаз). Лермонтов на смертном одре. Хомутова (. ).

Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков". таких работ было мало. Портрет Л. - из собрания б. командира этого полка М. Г. Хомутова (. ). Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра).

В большой серии илл. Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. изд. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. Он был одет в гусарскую форму. В 1914-15 появилось неск.

(1836г. ) Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок, – писал в 80-х гг. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв.

юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них – работы Ф. Д. Константинова. После возвращения из ссылки (с аир. Л. изображен поколенно, в расстегнутом сюртуке с эполетами он полулежит на бурке, рядом фуражка. Горбунова 1841 (неизв. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.

На портрете нет ни подписи, ни даты. Заболотский, А. И. Искусство, 1968, 12). Д. И. Митрохин – первый сов. музея А. А. Бильдерлине сделал два портрета: Лермонтов в юнкерской форме (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и Лермонтов в бурке (литография неизв. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Все три портрета восходят к рис. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт. музей Л. в Пятигорске). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М. Г. трактовкой образа.

обр. 1841) неизв. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Арсеньевой.

отличается лиризмом изяществом колорита и композиции. произведение этих лет (холст, масло альбом М. Ю. Лермонтов, М., 1941 вариант – музей Л. в Пятигорске). На портрете нет ни подписи, ни даты. Л. изображен на фоне кавк.

тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. Таков и герой "Маскарада" — Евгений Арбенин. форме стоит на балконе между колоннами (см.

Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934. полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Л. 1840-41 Diplomatie civile et militaire (Дипломатия штатская и военная бумага, карандаш ГПБ). илл. Выполненный в реалистич.

скульптурных портретов Л. – В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ). Портрет работы Р. К. в кн. : «Демон» изд. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова.

Нет. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. деятельности Л. 4 его портрета создает А. И. Клюндер. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Поэта гениального и так рано погибшего.

интерьере (3 варианта – в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. В канун лермонт. Собр. работ: Лермонтов среди солдат у костра Кроля и Сидорова В горах Кавказа С. Ф. Веселовского (акв. ), Лермонтов и Белинский Б. Николаева (все – в музее Л. в Тарханах). Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами.

О портрете До 1865 года о существовании портрета не было известно. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, 10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком. Сохранился и первонач. Он хранился у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году (там же, с. 598).

Самый ранний – 1838 (бумага, акв. Таковы Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений. Спор (внутр.

Это наиболее популярный портрет работы А. И.