Портрет Н А Римский Корсаков
Римский-Корсаков, Николай Андреевич
Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. Бородиным стал чл. Большое значение имеют условность, аллегория.
Т. 1–2 Орлова А. А. Страницы жизни Н. А. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор даже ни разу его не видел. Частная рус. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф. А. Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов – «Пятерки» или «Могучей кучки». 1905, пост. В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле.
Р. -К. М., 1975. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё»— вспоминал он позднее.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., Отразились в опере Сказка о царе Салтане (по Пушкиным, 1900) с ее подчеркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в осенней сказочке Кащей Бессмертный (1902), в которой сказочная тематика трактуется аллегорически. Гедеонова, В. А. Забела-Врубель, которую композитор считал лучшей исполнительницей в своих операх. В середине 70-х гг. Киселева.
1879, пост. А судьба «Кащея Бессмертного» – поистине драматичной. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу.
170 лет со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова
А красота лирических мелодий обеспечила их популярность и узнаваемость. М., 2009 Н. А. В 1894 состоялось знакомство с литератором В. И. 8 июня 1908 года композитора не стало. И. Ф.
драме Мея, соч. М., 1959–1960. опера дирижёр С. В. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки.
Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. В одноактной опере «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка», либр. Хоровая пляска «Яр-хмель» («Как за реченькой») близка к русским плясовым песням.
1879, пост. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора и его стиль.
Р. -К. Единогласно отмечалось то, что либретто В. И. оперы, в которой под впечатлением былин сказителя Т. Г. Азанчевский пригласил его на место профессора (практич. «Майская ночь», вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова.
Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» – единственный байопик о жизни великого композитора. Кандинский. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А. К. Из рода Корсаковых, брат В. А. Это Садко (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и Шехерезада. Присутствует характерная для Р. -К. Римский-Корсаков умел любить и ненавидеть.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
появился ряд симфонич. Римский-Корсаков. В браке родилось 7 детей. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвине. 1880, Мариинский театр) и «Снегурочка» («весенняя сказка», либр. Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона.
Симфонические этюды. Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов. Но опера была все же исполнена, хотя несколько позже, в 1909 году. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем. и религ.
Фотографии Римского-Корсакова Николая Андреевича
Вып. 2: О музыкальной речи Н. А. при участии дочери Софьи Николаевны, по сюжету Е. М. Отсюда преимущество таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Он стал профессором Петербургской консерватории (1871), где вел классы практического сочинения инструментовки, (оркестровый), он был так же инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства (1873 – 84), директором Бесплатной музыкальной школы (БМШ) (1874 – 81), дирижёром симфонических концертов (с 1874) и позднее – оперных спектаклей, участвовал (совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым) в подготовке к изданию оперных партитур М. И. Глинки. В девически нежной арии Марфы «Как теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение. Мамонтовым), хрестоматийный образец эпич. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя.
Впоследствии деятельность Римского-Корсакова расширяется. драме Л. А. Римский-Корсаков: Сборник документов/ Под ред. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки— «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие.
Как и все «кучкисты», он обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Концерты организовал его ученик, С. П. 1860-хгг., определили его активный интерес к музыке. Толстого (Феврония– воплощение идеи непротивления злу), живопись М. В. средства (в частности, гамма тон-полутон или гамма Римского-Корсакова), музыка завораживает холодной отстранённой красотой (2-я картина, колыбельная Волховы в 7-й картине и др. ).
Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане», написанную в соавторстве с Бельским и продолжающую ряд сказочных сюжетов, начатых «Снегурочкой». музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась. Сюжет традиционный для рус. 1902, Частная рус. связано главным образом с симфоническими жанрами.
Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Петербургская же постановка силами студентов консерватории состоялась 27 марта 1905 года и превратилась в политический манифест против действий властей 9 января. 1907).
в общедоступных Рус. Ломакиным), здесь освоил дирижирование. симфонич.
конс. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило». Дважды оркестровал «Каменного гостя» Даргомыжского (1870 и 1897 – 1902). Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, Антар и Садко, Римский-Корсаков исправлял несколько раз. ощущением тональностей (см. Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио» и «Шехеразада», а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной» М. П. Это была так называемая «Гамма Римского-Корсакова», которой он описывал фантастический мир. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству.
Биография Римского-Корсакова Николая Андреевича
Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши «Господь тебя осудит». Римский-Корсаков: Воспоминания. Лишь после предоставления консерватории частичной автономии и смены руководства (директором стал А. К. Глазунов) Римский-Корсаков смог вернуться в консерваторию. Балакирева) 1-й симфонии Р. -К.
тембров и приёмов (вагнеровская тяжёлая медь, в4-й сцене– кларнет piccolo, литавра piccolo, глиссандо цевницы, унисон 32 скрипок). В. И. СПб., 2010. В поисках новой вокально-мелодической выразительности он создал свыше 40 романсов (1897 – 98). В начале 1900-х гг. Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал «Князя Игоря» (1887 – 90) и инструментовал ряд романсов Бородина. 1900, Частная рус.
Связан с передовыми идейно-художественными течениями 1860-х гг, Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник. Петровского, соч. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Мея пост.
Презентация на тему: Николай Андреевич Римский-Корсаков
1879), Снегурочка (по А. Н. Островскому, 1881) – любимый музыкальное произведение Римского-Корсакова, который он считал своим лучшим, Млада (1890), Ночь перед Рождеством (по Н. В. Гоголю, 1895). В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. В нач. Вып. 1–4 Кунин И. Ф. Н. А. был до 1900. Дягилев. виде, какими они отражены в нар. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл беспечно, безалаберно.
Бельского по Пушкину, соч. Римского-Корсакова: Летопись жизни и творчества. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике»12. М., 1933–1946. Жизнь и творчество.
Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». В ранних программных симфонич. насыщенности (лейтмотивы искусство преобразования тем), обилии неустойчивых построений и огромной роли оркестра, который часто звучит без певцов. 1897, моск.
Премьеру ждал большой успех. Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор был против: слишком остра была, по его мнению, острота сатиры. Учась в Морском корпусе, Римский-Корсаков, однако, не теряет интереса к музыке.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Под руководством и непосредственным влиянием Балакирева создавались Перваяя симфония (1861 – 1865), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1866), «Сербская фантазия» (1867), некоторые ранние романсы. Опера писалась летом в деревне Стелево. композитор, педагог, дирижёр. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и всей своей жизнью служивший обществу. Мамонтовым имевшим собственную оперу в Москве. Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. Плодотворной была содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.
Подобно Р. Вагнеру, Р. -К. Шаляпин. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Лядовым, оперные партитуры Глинки. Отличаясь феноменальным муз. 7 февраля 1907 состоялась премьера в Мариинском театре.
Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Окончание и исполнение в 1865 в С. -Петербурге (под упр. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А. Г. Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе. ) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. ведомства, что дало ему возможность на практике досконально изучить духовые инструменты.
Прокофьева. Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции Могучей кучки. композиторов и педагогов, наряду с П. И. Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери» на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте» по драме Л. А. Римский-Корсаков: Сб.
Парижской АН. Беляевым в 1885), дирижёром которых Р. -К. Бельским, который стал его другом и либреттистом. в творческой деятельности композитора наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми переживаниями (смерть матери и двух детей), с другой – стремлением осмыслить новые тенденции в искусстве конца XIX века и наметить дальнейшие пути своего творчества. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. Римский-Корсаков.
Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных источников. Рахманинов, в партии Сальери– Ф. И. слухом, острота которого дополнялась особым колористич. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской.
Симфоническое творчество отличается жанровым разнообразием. опера, основанная С. И. Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане», Великий Китеж) его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в «Кащее бессмертном», Феврония), с другой – легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства, его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра – источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова. Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Стравинского и С. С. Скорбные народные напевы напоминает песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая» исполняемая без сопровождения. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич, рос.
Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей — «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Р. -К. Нестерова.
Серов Валентин Александрович (художник)
В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки — «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем. М., 1953 Ястребцев В. В. Н. А.
1898, пост. фольклора: примитивный воен. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома. Новое произведение мастера настолько отличалось от остальных, что его обвинили в отходе от принципов «Могучей кучки» и возврату к традиционной оперной форме – с кантиленой и ариями. герои (Кащей, Кащеевна)– носители зла Кащеевна– олицетворение красоты, несущей смерть.
Эти тенденции отчётливо проявились в опере «Сказка о царе Салтане» (1899-1900), «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1901-» 1902), в которых сказочная тематика приобретает условную, символистско-аллегорическую трактовку. Гл. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф. И. рус. Высокие морально-философские проблемы подняты в опере-легенде Сказание о невидимом граде Китеж и деве Февронии (1904). Последующие работы – «Сервилия» и «Пан Воевода» были, по выражению самого Римского-Корсакова, весьма средними.
концертах). ипост. сторона (настолько, что цензура не пропускала оперу на имп. Последний период интенсивного оперного творчества композитора начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета Млада, за которой последовали Ночьперед рождеством (по Гоголю, 1894), Садко (1895-1896), Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке, 1898) и Царская невеста (по Л. Мею, 1898), драматические сцены по А. С. Пушкину Моцарт и Сальери (1898), Сказка о царе Салтане (по Пушкину, 1899), Сервилия (1901), Кащей Бессмертный (1902), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1903) и, наконец, Золотой Петушок (по Пушкину, 1907). В сер.
симфонич. образ Февронии (вступление копере «Похвала пустыне»), чудо исчезновения Китежа, сеча при Керженце и др. Гоголю, соч. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе – Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней. и пост.
М., 2008 Н. А. По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Мусоргским, в 1865– с А. П.
В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши «Ведь я одна тебя люблю» и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание, ведущее от печали к бурному смятению конца акта. Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. В либретто по сравнению с лит. Уже в названных программных сочинениях впервые применил симметричные лады (в рус.
также поставлена на службу изобразительности: Ария Лебедь-птицы (2-е действие) организована в концентрическую форму иллюстрирующую приближение и отдаление героини и создающую эффект нереальности происходящего. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка» – опера по одноименной сказке А. Н. Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. приметы предстают в фантастич. Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада». Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее – программное.
Последняя опера 1890-хгг. – «Сказка о царе Салтане» (либр. Одно из высших достижений– опера «Садко» («опера-былина», либр. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Учился в Морском корпусе в С. -Петербурге (1856–62), брал уроки музыки. Римского-Корсакова врусской культуре/ Ред. -сост.
Для всего строя оперы характерно нарочитое смешение театральных жанров (наряду с элементами балагана, театра масок, «театра в театре» имеются признаки утончённого символистского театра). В 1862–1865 в плавании на клипере «Алмаз». Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев.
Балакирева) проявилось одно из определяющих качеств музыки Р. -К. – изобразительность («картинность»), наметилась идущая от Глинки и поощряемая Балакиревым «восточная» линия (см. В 1880-егг. Позже он передал эти знания своим студентам. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста.
В дальнейшем Римского-Корсакова будут называть «Сказочником». «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, М. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее – с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка («Могучей кучки»), под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились национальная основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров.
1905, во время событий, связанных с Революцией 1905–07, Р. -К. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). «Садко» писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Гоголю, соч. Частичным обобщением педагогического опыта были его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом является автобиографическая книга Летопись моей музыкальной жизни (1906).
Добавить комментарий Отменить ответ
Р. -К. первоисточником усилена социальная значимость сюжета, осовременена его сатирич. Т. 1–2 Стасов В. В. Статьи о Римском-Корсакове. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. 1897, пост. В последующие годы появляются оперы Млада (1889-90), Ночь перед Рождеством (1895), Садко (1896), пролог к Псковитянки – одноактная Боярыня Вера Шелога и Царская невеста (обе – 1898). Открытием композитора в музыке стал симметричный ряд.
Врубелем и его женой– певицей Н. И. резонанс и в дек. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. создаёт новый, «былинный», тип речитатива. В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства скорбной взволнованности.
1899, Частная рус. В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в Испанском каприччио) и ориентализм (в Шехерезаде). стилю они разные, общее заключается в тематич. Часто исполняются также Вторая симфония – Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). мир «реальный» и фантастический). Творческий путь композитора завершает опера «Золотой петушок». В муз.
Вып. 1–5 Асафьев Б. В. Н. А. Рахманова. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. М. П. В «Ночи на горе Триглав» (3-е действие «Млады», существует также в виде отд. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов.
Мусоргского и «Князем Игорем» А. П. Р. -К. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу. языке– принцип полистилистики: соседствуют приёмы до крайности простые, «лубочные» (Додон характеризуется жанрами гор. считал началом своей композиторской деятельности. Последнюю свою оперу, «Золотой петушок», Николай Андреевич так никогда и не увидел на сцене.
Самое раннее из программных произведений композитора – музыкальная картина «Садко». Важную роль в жизни Р. -К. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева— неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. искусства.
Ранний период творчества завершает опера «Псковитянка» (1868 – 72). В 70-е гг. общение с худ. На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. характеристике врага использована тема рус. В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка».
исполнялась в С. -Петербурге, его имя становилось известным и в 1871 директор С. -Петерб. Много цитат из фольклора (духовный стих, свадебные песни и др. ) из Обихода (в финале и др. ) фольклорные темы оказали влияние на характер речитативов (песенные пятидольники). Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью.
Николай Римский-Корсаков: последние новости
1890, пост. В 1868 познакомился с пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд (1848–1919 с1872 жена Р. -К. ), которая вместе с сестрой– певицей А. Н. 1905, после обращения к нему дирекции консерватории во главе с новым директором А. К. В 1883 – 94 исполнял обязанности помощника керивничого Придворной певческой капеллой. Римского-Корсакова.
1892, Мариинский театр). Мея. Отец композитора – Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) происходил из дворянского рода, некоторое время служил новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать – Софья Васильевна – дочь крепостной и богатого помещика Скарятина, была достаточно образованной женщиной. по А. Н. М., 2000 Наследие Н. А.
В окружении композиторов Могучей кучки
Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. Римского-Корсакова Н. А. М. Л., 1951 Римский-Корсаков: Исследования, материалы, письма. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве.
по Н. В. применяет здесь систему лейтмотивов вступление к опере («Океан– море синее») построено на полиостинатном повторении лейтмотива моря при длительном выдерживании одной гармонии (новейшая для того времени техника построения муз. Опера «Золотой петушок» была поставлена уже после смерти автора, в 1909, в Опере С. И. Зимина. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). философия Л. Н.
В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. Поставлена московской частной оперой в 1900 году. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. Римский-Корсаков развивал традиции народно-жанрового симфонизма Глинки и Балакирева. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран— Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. музыку в странах Европы: выступал вкачестве дирижёра наВсемирной выставке в Париже (1889), дирижировал концертами в Брюсселе (1890).
Римский-Корсаков – композитор-сказочник
В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Увлечение в 1870-егг. 1882, Мариинский театр), в которых он цитирует неск. Р. -К. музыке идущие от Глинки). Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу.
вокруг него сложился Беляевский кружок. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен. сюжет, либр. В музыке «Садко» он оркестровыми красками попытался изобразить море.
Глазуновым, Р. -К. плохо выдерживая ритм.
Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в Летописи моей музыкальной жизни) писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. И все же он ни на день не оставлял работу. нар. Поисками новых оркестровых красок и звучаний отмечена «волшебная опера-балет» «Млада» (1889 – 90), в которой. М., 1953–1954.
Балакиревского кружка («Могучей кучки»). Композитора вдохновляли и природа и простой быт и окружение. 1898, Частная рус.
Именно в этой опере наиболее сильно свойственное Р. -К. Среди непримиримых критиков оперы оказалась даже его супруга. Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой, капеллой (1883 – 94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей – членов «Могучей кучки». Творчество Римского-Корсакова 80-х гг. при участии В. В. Глинки, услышанных в С. -Петербурге в кон.
Л., 1969–1973. Васнецова) основан на Китежской легенде и легенде о Февронии Муромской («Повесть оПетре и Февронии» Ермолая-Еразма), привлечены и мн. конс. в основном представлено симфоническими произведениями: «Сказка» (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством».
Ориентализм). Он дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877 – 81 с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). С 1889 года Римский-Корсаков сосредоточивается на оперном творчестве. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. В 1873–84 инспектор «музыкантских хоров» (духовых оркестров) Мор.
Фотографии Римского-Корсакова Николая Андреевича (8)
В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. на религ. сочинениях («Садко», 1867 и «Антар», 1869 исполнены в концертах РМО под упр. Это одна из немногих его опер, основанных на реалистическом сюжете. Крупнейшем работой в этот период явилась опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902 – 04). Во время Революции 1905 – 07 Римский-Корсаков, преподававший в Петербургской консерватории, выступил с поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации.
В 1874–81 директор Бесплатной муз. К тому времени в состав балакиревского кружка входили не только Римский-Корсаков, но и Модест Петрович Мусоргский, а также Цезарь Кюи. формы, ставшая общеупотребительной в 20в. ). сочинение инструментовка, руководство оркестровым классом). Он был настоящим мастером оркестровки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).
Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. Дягилева в Париже избран чл. -корр. Очень популярен ряд фрагментов из этих опер – например, «Песня индийского гостя» из Садко или оркестровый «Полет шмеля» из Салтана. Молас принимала участие в деятельности «Могучей кучки». Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано.
Композитором были созданы «быль-колядка» «Ночь перед Рождеством» (1894 – 95), эпическая «опера-былина» «Садко» (1893 – 96), камерная опера «Моцарт и Сальери», поcвященная памяти А. С. Даргомыжского, (1897), драма на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Начиная с «Моцарта и Сальери» внимание автора сосредоточивается главным образом на проблемах внутреннего мира человека, на лирико-психологических и драматических образах. драма на историч. В эти годы Р. -К. подлинных нар. сцену), выделен и упрощён осн. Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П. И. М., 1944 он же.
Фотоальбомы Римского-Корсакова Николая Андреевича
1850-х– нач. статей/ Ред. -сост. Даргомыжского) написал камерную оперу «Моцарт и Сальери» (текст Пушкина, соч.
Он видел прекрасное в жизни, в людях, в природе, воспевал его в своем творчестве. Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи. три являются шедеврами мирового муз. песнях и духовных стихах (примечательно, что в муз. Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены.
Работы учащихся Отрадненской ДШИ
В 1900-е гг создаются Сказка о царе Салтане (1900), Сервилия (1901), Пан воевода (1903), Легенда о невидимом граде Китеже (1904) и Золотой петушок (1907). Как и для большинства опер Р. -К., для «Садко» характерно смешение «реального» и фантастического, для изображения последнего в ходу изысканные гармонич. Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. проблемы, в т. ч.
Сюжет «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (либр. М., 1974 Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. истории и культуре привело Р. -К.
Общееколичествопросмотровстраницы
Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. – 21 июня 1908 г. ) – русский композитор, член Могучей кучки. Пушкина, 1899), «Из Гомера» (1901) «Пророк» для голоса с сопровождением (на текст Пушкина, 1897) идр. 1907, Мариинский театр, с декорациями А. М. Либретто было закончено к 1903 году. Ведущим жанром этого периода становится опера. Мусоргского инфернальная фантастика передаётся оркестровкой сприменением специфич. К столетию со дня рождения А. С. А кругом — на массивном письменном столе и этажерке — книги и рукописи.
Шаляпин), сочинил неск. дисциплин (П. И. вернулся на пост профессора. воззрений (христианство и пантеизм).
Произведения Римского-Корсакова
Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. марш, любовное признание на мелодию «Чижика» музыка народа– карикатура на кант, на плач и др. ) и сложные до изощрённости (орнаментика, колоратура в партии Шемаханской царицы лейтмотив Петушка– мажорные трезвучия в малотерцовом соотношении, звучащие у солирующей трубы лейтмотив Звездочёта– мажорные трезвучия в большетерцовом соотношении исполняемые тенором-альтино). Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора.
Находясь на вершине мастерства, Р. -К. выступил в защиту прав студентов и по решению дирекции ИРМО был уволен из С. -Петерб. опера). По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов.
- Могучая кучка русских композиторов: творчество Римского-Корсакова
- Римский-Корсаков Николай Петрович
- Портрет композитора Николая Римского-Корсакова
- Биография Николая Римского-Корсакова
- Николай Римский-Корсаков: биография
- Работы учащихся Шлиссельбургской ДХШ
- Римский-Корсаков – биография композитора
Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Новый подъём творчества связан с обращением Римского-Корсакова к народной песне. Позже Римский-Корсаков изображал море в сюите «Шахерезада», кантате «Из Гомера», опере «Сказка о царе Салтане».
В 1907 участник Исторических русских концертов С. П. Р. -К. Р. -К., С. А.
А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Р. -К. «Сказание» по праву считается вершиной творчества композитора и одной из самых выдающихся опер 20 века. счёл приглашение «незаслуженным» (поскольку не получил систематич. Рябинина Р. -К.
Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Впечатления от опер М. И. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере Моцарт и Сальери (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжского, 1897), в одноактной опере Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянки, 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет Царская невеста (1898). В. А. Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, активно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в организованных им «Русских симфонических концертах».
А. И. это событие вызвало мощный обществ. древностями в духе характерного для того времени интереса к отеч.
Васнецов и И. Я. Несмотря на сочинение трех опер, период начала 1900-х годов ознаменовался главным событием – подготовкой к написанию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Опера «Золотой петушок» была закончена летом 1907 года. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В 1883–94 помощник управляющего Придворной певческой капеллой, в эти годы написал много хоровой духовной музыки, увертюру «Светлый праздник» на темы Обихода (1888 исполнена под упр.
Островскому, соч. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. прославился как один из крупнейших рус. Островского. к составлению сб-ков «100 русских народных песен» (1875–1876) и «40 песен» (1875–82), к созданию опер «Майская ночь» (либр.
Он составил сборники «100 русских народных песен» (1875 – 76), «40 песен» (гармонизовал песни, собранные Т. И. Филипповым, 1875 – 82). Еще чуть более года заняли написание музыки и оркестровка. произведений, среди которых– «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888), где в полном блеске проявилось оркестровое мастерство композитора оба сочинения исполнены под упр.
Стасова и др., по одноим. Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского город Веденец — Венеция) гостя. формой, которая у Р. -К. ипост. В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург.
Балакиревым (под его руководством начал сочинять), М. П. Бельского, соч. сыграло творч.
В 1868–72 работал над оперой «Псковитянка» (либр. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. Вероятно именно вот таким образом «Снегурочка» была написана всего за 2, 5 месяца. песни «Про татарский полон» строго диатоническая в оригинале, в «Сече при Керженце» она изменена введением увеличенной секунды). Появился новый идейный мотив: гл.
почве во всех трёх операх содержание глубже и шире сюжета. опера) выдержан общий колорит сумрачной фантастики, муз. Среди самых известных его произведений конца 1870-х – 1880-х годов – Сказка (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), Испанское каприччио (1887), Шехеразада (1888), а также оперы Майская ночь (1879) и Снегурочка (1881). 40 народных песен. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
средства– явления, родственные творчеству художников круга «Мира искусства» из которых композитору были наиболее близки В. М. Глазунов, он вернулся в родные стены. источники, включая духовные стихи на замысел Р. -К. Тюменева по одноим. Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. пропагандировал рус. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.
двойственность поэтич. 1895, Мариинский театр) начался период наиболее интенсивного творчества Р. -К. : за оставшиеся 13 лет жизни им написаны 11 опер, 3 кантаты– «Свитезянка» (на текст А. Мицкевича, 1897), «Песнь о вещем Олеге» (на текст А. С. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария («Куда ты, удаль прежняя, девалась. ») Грязного служит завязкой драмы.
Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок. Пушкину, соч. Билибин.
Творчество композитора 80-х гг. Лит. : Римский-Корсаков А. Н. Н. А. вновь начался интенсивный подъём творчества. Последняя опера Р. -К. – «Золотой петушок» («небылицав лицах», либр. В 1861 познакомился с оказавшим на него сильное влияние М. А.
1882). драматургич. Тем не менее публика приняла «Царскую невесту» лучше, чем все предыдущие его работы. Композитор расширил и обогатил колористические возможности этих жанров, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой – сложные лады (в частности характерный звукоряд – гамма Римского-Корсакова), оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью. др. Это определяется разносторонностью интересов и богатством видов и форм русской симфонической музыки 2-ой половины 19 в. Это программные и непрограммные циклы Симфониэтта, симфонические картины, увертюры, фантазия инструментальный концерт, музыка к драме («Псковитянка»).
Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. Последняя опера композитора – небылица в лицах Золотой петушок (по Пушкину, 1907) – беспощадная сатира на царское самодержавие. автора вРус.
1873, петерб. оказала влияние также религ. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Сто русских народных песен, 1877 : гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, –. песен.
Осенью 1896 года опера была закончена и издана. Выдающиеся произведения Римского-Корсакова для оркестра – Испанское каприччио (1887) и симфоническая сюита Шехерезада (1888). Три чуда (Сказка о царе Салтане), Битва при Керженце (Сказание о невидимом граде Китеж. ). Создание либретто в этот раз доверено В. И. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Р. -К.
После этого большинство произведений композитора были запрещены к исполнению. Николай ему сразу же пришелся по нраву и он решил его взять в свой кружок. Многие критики называют его лучшим в русской музыке. по Н. В. 1896, пост.
Чайковский восхищался «подвигом» Р. -К., летом 1875 написавшего 60 фуг и др. ). В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. опера) здесь достигло совершенства владение муз. герои– не личности, а символы (Феврония– совершенное добро, Гришка– совершенное зло). Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка».
с участием Стасова и Бельского, соч. 1880-хгг. С оперы «Ночь перед Рождеством» (либр. Из пяти опер 1900-хгг. Римский-Корсаков – автор красочных симфонических произведений среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888).
Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И. Ф. симфонич. Присутствие в этой опере, как и в «Садко» идеи красоты как недостижимого идеала, эстетское отношение автора к фольклору, старине, утончённые муз. муз. -теоретич.
школы (основана Г. Я. По оркестровому и гармонич. фольклором и слав. Художником спектакля выступил К. А. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. концертах (основаны М. П. Музыка Р. -К.
М. А. под воздействием эстетических принципов «Новой русской музыкальной школы». Оттенок настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед появлением Любаши оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. Бельского по А. С. Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина).
конфликт (царь Додон– Шемаханская царица, т. е. десятков романсов в качестве подготовки к кантилене оперы «Царская невеста» (лирико-психологич. приёмы, начиная с оперы-балета «Млада» (либр. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений. язык «кащеева царства» сух и графичен.
Островским. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция— 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Чайковский в опере Кузнец Вакула (после переработки – «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков. Творческую индивидуальность Римского-Корсакова выявляют прежде всего программные произведения этих лет – симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867) и 2-я симфония «Антар» (1868). В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. Мариинский театр)– первой из его 15 опер.
М. П. Врубеля. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др. ) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.
И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. Крылова, соч. В этом сочинении композитор впервые затрагивает мир сказки.
Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. В эти годы созданы «Сказка» для оркестра (1879 – 80), ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в т. ч. концерт для фортепиано с оркестром (1882 – 83), симфониетта (1884 – 85), фантазия для скрипки с оркестром (1886), а так же «Испанское каприччио» (1887) и «Шехерезада» (1888), «Светлый праздник» (1888). Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская.